iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября.  Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Некрологи
Митрофорный протоиерей Алексий Моздор (+ 16.11.2011)
ЖМП № 3 март 2012 /  4 марта 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Митрофорный протоиерей Алексий Моздор (+ 16.11.2011)

16 ноября скончался митрофорный протоиерей Алексий Моздор, старейший клирик Ставропольской епархии

Митрофорный протоиерей Алексий Моздор родился 4 марта 1937 года на хуторе Москва Караногайского района Грозненской области в рабочей семье. Выбор жизненного пути определила его встреча с преподобным Кукшей (Одесским). Время было сложное. Мать будущего пастыря Любовь Моздор, глубоко верующая христианка, узнала, что в удаленном монастыре на самой границе с Румынией живет старец, который подвергается преследованию властей, и повезла к нему своего сына. Алексей к тому моменту окончил Училище механизации сельского хозяйства и работал комбайнером.

Преподобный дал молодому человеку наказ поступать в семинарию, причем пообещал, что направит характеристику в Киевскую духовную семинарию, которая была еще открыта, и юношу примут с теми, кто поступал в августе. Алексей отказался. Конечно, вера в Бога была важной частью его жизни, но он никогда не думал посвятить себя Церкви.

Когда он приехал домой, последующие события заставили его задуматься над словами старца: всё стало валиться из рук, часто он был на волоске от смерти. Эти происшествия он увязал со своим отказом.

Тогда он вновь отправился к преподобному Кукше. Но тот сказал ему: «Теперь добивайся сам».        

В 1958 году Алексей поступил в Ставропольскую семинарию. Однако вскоре власти неожиданно решили ее закрыть.        

Как раз в этот время Алексея направили на медкомиссию от военкомата и процесс затянулся, поэтому перевестись в другую семинарию он не успел. Тогда он написал правящему архиерею митрополиту Антонию (Романовскому) и попросил совета. Митрополит ответил, что прочитал письмо и возрадовался. Он пригласил Алексея приехать и пообещал определить на какое-либо послушание, потому что у него все молодые люди разъехались в другие семинарии и двор опустел. Митрополит Антоний оформил Алексея электриком и определил на хозяйственные послушания, потому что взять молодого человека иподьяконом в то время было проблематично. Затем митрополит Антоний благословил Алексея вступить в брак с девицей Любовью и пообещал рукоположить. Благочестивая, строгая православная семья невесты жила в Ставрополе.

Но на четвертый день после свадьбы опять случилось непредвиденное: несмотря на то что Алексей был признан непригодным к воинской службе, он получил повестку из военкомата. Это произошло в феврале 1962 года, а в ноябре митрополит Антоний скончался. Судебные процессы, сопровождавшие закрытие семинарии, окончательно подорвали его здоровье.        

В отношении Церкви хрущевского периода не было кровавых расправ, хотя тюремные сроки получали и священники, и епископы. Но храмов было разрушено даже больше, чем при Сталине. В довоенное время сохранялись целыми хотя бы здания закрытых церквей, а при Хрущеве храмы разрушали. Период был очень непростой, и после армии Алексею пришлось работать на производстве, одновременно продолжая обучение в Московской духовной семинарии. Лишь после отставки Хрущева в 1964 году ситуация стала немного проще.        

В 1967 году Алексей окончил Московскую духовную семинарию и 19 февраля епископом Дмитровским Филаретом (ныне митрополит Минский и Слуцкий) был рукоположен в сан диакона, а 15 апреля архиепископом Таллиннским и Эстонским Алексием (покойный Патриарх Алексий II) — в сан иерея.       

Духовником отца Алексия был протоиерей Иоанн Мешалкин, который четырежды отбывал тюремное наказание, в том числе в Средней Азии и на Соловках. Однажды он сказал отцу Алексию, что долго служить нигде не дадут. Действительно, послужной список отца Алексия красноречиво подтверждает прозорливость этого замечания. Он совершал священническое служение сначала в Дербенте, затем в Северной Осетии и в Кабардино-Балкарии, позже в селе Ладовская Балка, в Невинномысске, Светлограде, Баку, селе Левокумском.        

Когда отец Алексей служил в Дагестане, опять подтвердилась прозорливость его духовника. Возникли трения с властью, уполномоченный снял молодого священника с регистрации, и перспективы были самыми мрачными. Матушке советовали ехать просить о смягчении формулировки ради детей, но отец Иоанн сказал: «Много чести уполномоченному. В такую-то неделю Великого поста вернешься к служению». Так и случилось.

Ситуация смягчилась, когда Ставропольскую епархию возглавил владыка Антоний (Завгородний). Епископ, а впоследствии архиепископ, он твердо взял бразды правления в свои руки. Во время первого знакомства сказал отцу Алексию: «У тебя большая семья. Служи, не переживай, я поддержу», — и сдержал свое слово. Вскоре семья переехала в Ставрополь и стало легче.

Акцент в семейном воспитании делался на молитве, на почитании церковных праздников. Строго соблюдались все посты. Совершались паломничества — в Псково-Печерский монастырь, в Почаевскую лавру, в Троице-Сергиеву лавру, — которые расширяли кругозор. Это было очень важно для преодоления советских стереотипов о том, что верующих остались единицы.       

В семье протоиерея Алексия Моздора было четверо детей: трое сыновей (Михаил, Сергей, Иван) и дочь Татьяна. Все сыновья стали священниками. Один служит в Невинномысске, второй — в Ставрополе, третий — в Воронеже, где живет и дочь с мужем-священником.

Протоиерей Алексий был доступен для всех и говорил даже с самыми простыми прихожанами на их языке. Он очень внимательно относился к людям и служил примером настоящего православного священника.

В последние годы он совершал служение в качестве заштатного клирика Крестовоздвиженской церкви, той самой, где в 1940-е годы располагалась Ставропольская духовная семинария.

16 ноября в Ставрополь был принесен Пояс Пресвятой Богородицы, и, когда начался молебен в Казанском кафедральном соборе, поступило сообщение о кончине протоиерея Алексия Моздора. Сонм священнослужителей, прибывших на поклонение Поясу Божией Матери, почтил почившего собрата чтением Евангелия и заупокойными молитвами. Протоиерей Алексий похоронен у алтарной части Свято-Игнатьевского кладбищенского храма.

Вечная память!
       
Протоиерей Михаил Моздор

4 марта 2012 г. 01:00
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Пастыри с открытым сердцем
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года было утверждено Положение о Центре поддержки миссионерских станов при Синодальном миссионерском отделе с целью  дальнейшего развития миссионерской работы в отдаленных регионах России (журнал № 86). Согласно Положению, основными задачами центра являются открытие и развитие миссионерских станов на Дальнем Востоке, Сибири и Крайнем Севере; их кадровое обеспечение; проведение социологических, аналитических исследований состояния «миссионерского поля» Русской Православной Церкви в местах расположения миссионерских станов, а также предложения по организации работы миссионерских станов; обучающие мероприятия, в том числе семинары, конференции и рабочие встречи по проблемам деятельности и развития миссионерских станов. Центр поддержки возглавил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. С какими проблемами сталкиваются проповедники сегодня и что необходимо для повышения эффективности их служения, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
14 ноября 2022 г. 15:00
Место подвига — место памяти
Эта деятельность — удачный пример рецепции Церкви в отношении важной инициативы, до которой у других участников гражданского общества пока не дошли руки. В 2019 году на заседании Совета по правам человека Президент России Владимир Путин заметил, что в стране до сих пор нет единого реестра захоронений жертв политических репрессий. Ответом стала инициатива бутовских прихожан1. Правда, пока речь идет только о местах, где захоронены жертвы Большого террора, как часто называют репрессии 1937–1938 годов. Об этом этапе работы, близком сегодня к завершению, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал директор Мемориального научно-­просветительского центра «Бутово», член Церковно-общественного совета по увековечению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при Патриархе Московском и всея Руси Игорь Гарькавый. PDF-версия.
11 ноября 2022 г. 17:00