iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Некрологи
Митрофорный протоиерей Алексий Моздор (+ 16.11.2011)
ЖМП № 3 март 2012 /  4 марта 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Митрофорный протоиерей Алексий Моздор (+ 16.11.2011)

16 ноября скончался митрофорный протоиерей Алексий Моздор, старейший клирик Ставропольской епархии

Митрофорный протоиерей Алексий Моздор родился 4 марта 1937 года на хуторе Москва Караногайского района Грозненской области в рабочей семье. Выбор жизненного пути определила его встреча с преподобным Кукшей (Одесским). Время было сложное. Мать будущего пастыря Любовь Моздор, глубоко верующая христианка, узнала, что в удаленном монастыре на самой границе с Румынией живет старец, который подвергается преследованию властей, и повезла к нему своего сына. Алексей к тому моменту окончил Училище механизации сельского хозяйства и работал комбайнером.

Преподобный дал молодому человеку наказ поступать в семинарию, причем пообещал, что направит характеристику в Киевскую духовную семинарию, которая была еще открыта, и юношу примут с теми, кто поступал в августе. Алексей отказался. Конечно, вера в Бога была важной частью его жизни, но он никогда не думал посвятить себя Церкви.

Когда он приехал домой, последующие события заставили его задуматься над словами старца: всё стало валиться из рук, часто он был на волоске от смерти. Эти происшествия он увязал со своим отказом.

Тогда он вновь отправился к преподобному Кукше. Но тот сказал ему: «Теперь добивайся сам».        

В 1958 году Алексей поступил в Ставропольскую семинарию. Однако вскоре власти неожиданно решили ее закрыть.        

Как раз в этот время Алексея направили на медкомиссию от военкомата и процесс затянулся, поэтому перевестись в другую семинарию он не успел. Тогда он написал правящему архиерею митрополиту Антонию (Романовскому) и попросил совета. Митрополит ответил, что прочитал письмо и возрадовался. Он пригласил Алексея приехать и пообещал определить на какое-либо послушание, потому что у него все молодые люди разъехались в другие семинарии и двор опустел. Митрополит Антоний оформил Алексея электриком и определил на хозяйственные послушания, потому что взять молодого человека иподьяконом в то время было проблематично. Затем митрополит Антоний благословил Алексея вступить в брак с девицей Любовью и пообещал рукоположить. Благочестивая, строгая православная семья невесты жила в Ставрополе.

Но на четвертый день после свадьбы опять случилось непредвиденное: несмотря на то что Алексей был признан непригодным к воинской службе, он получил повестку из военкомата. Это произошло в феврале 1962 года, а в ноябре митрополит Антоний скончался. Судебные процессы, сопровождавшие закрытие семинарии, окончательно подорвали его здоровье.        

В отношении Церкви хрущевского периода не было кровавых расправ, хотя тюремные сроки получали и священники, и епископы. Но храмов было разрушено даже больше, чем при Сталине. В довоенное время сохранялись целыми хотя бы здания закрытых церквей, а при Хрущеве храмы разрушали. Период был очень непростой, и после армии Алексею пришлось работать на производстве, одновременно продолжая обучение в Московской духовной семинарии. Лишь после отставки Хрущева в 1964 году ситуация стала немного проще.        

В 1967 году Алексей окончил Московскую духовную семинарию и 19 февраля епископом Дмитровским Филаретом (ныне митрополит Минский и Слуцкий) был рукоположен в сан диакона, а 15 апреля архиепископом Таллиннским и Эстонским Алексием (покойный Патриарх Алексий II) — в сан иерея.       

Духовником отца Алексия был протоиерей Иоанн Мешалкин, который четырежды отбывал тюремное наказание, в том числе в Средней Азии и на Соловках. Однажды он сказал отцу Алексию, что долго служить нигде не дадут. Действительно, послужной список отца Алексия красноречиво подтверждает прозорливость этого замечания. Он совершал священническое служение сначала в Дербенте, затем в Северной Осетии и в Кабардино-Балкарии, позже в селе Ладовская Балка, в Невинномысске, Светлограде, Баку, селе Левокумском.        

Когда отец Алексей служил в Дагестане, опять подтвердилась прозорливость его духовника. Возникли трения с властью, уполномоченный снял молодого священника с регистрации, и перспективы были самыми мрачными. Матушке советовали ехать просить о смягчении формулировки ради детей, но отец Иоанн сказал: «Много чести уполномоченному. В такую-то неделю Великого поста вернешься к служению». Так и случилось.

Ситуация смягчилась, когда Ставропольскую епархию возглавил владыка Антоний (Завгородний). Епископ, а впоследствии архиепископ, он твердо взял бразды правления в свои руки. Во время первого знакомства сказал отцу Алексию: «У тебя большая семья. Служи, не переживай, я поддержу», — и сдержал свое слово. Вскоре семья переехала в Ставрополь и стало легче.

Акцент в семейном воспитании делался на молитве, на почитании церковных праздников. Строго соблюдались все посты. Совершались паломничества — в Псково-Печерский монастырь, в Почаевскую лавру, в Троице-Сергиеву лавру, — которые расширяли кругозор. Это было очень важно для преодоления советских стереотипов о том, что верующих остались единицы.       

В семье протоиерея Алексия Моздора было четверо детей: трое сыновей (Михаил, Сергей, Иван) и дочь Татьяна. Все сыновья стали священниками. Один служит в Невинномысске, второй — в Ставрополе, третий — в Воронеже, где живет и дочь с мужем-священником.

Протоиерей Алексий был доступен для всех и говорил даже с самыми простыми прихожанами на их языке. Он очень внимательно относился к людям и служил примером настоящего православного священника.

В последние годы он совершал служение в качестве заштатного клирика Крестовоздвиженской церкви, той самой, где в 1940-е годы располагалась Ставропольская духовная семинария.

16 ноября в Ставрополь был принесен Пояс Пресвятой Богородицы, и, когда начался молебен в Казанском кафедральном соборе, поступило сообщение о кончине протоиерея Алексия Моздора. Сонм священнослужителей, прибывших на поклонение Поясу Божией Матери, почтил почившего собрата чтением Евангелия и заупокойными молитвами. Протоиерей Алексий похоронен у алтарной части Свято-Игнатьевского кладбищенского храма.

Вечная память!
       
Протоиерей Михаил Моздор

4 марта 2012 г. 01:00
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00