iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Некрологи
Митрофорный протоиерей Алексий Моздор (+ 16.11.2011)
ЖМП № 3 март 2012 /  4 марта 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Митрофорный протоиерей Алексий Моздор (+ 16.11.2011)

16 ноября скончался митрофорный протоиерей Алексий Моздор, старейший клирик Ставропольской епархии

Митрофорный протоиерей Алексий Моздор родился 4 марта 1937 года на хуторе Москва Караногайского района Грозненской области в рабочей семье. Выбор жизненного пути определила его встреча с преподобным Кукшей (Одесским). Время было сложное. Мать будущего пастыря Любовь Моздор, глубоко верующая христианка, узнала, что в удаленном монастыре на самой границе с Румынией живет старец, который подвергается преследованию властей, и повезла к нему своего сына. Алексей к тому моменту окончил Училище механизации сельского хозяйства и работал комбайнером.

Преподобный дал молодому человеку наказ поступать в семинарию, причем пообещал, что направит характеристику в Киевскую духовную семинарию, которая была еще открыта, и юношу примут с теми, кто поступал в августе. Алексей отказался. Конечно, вера в Бога была важной частью его жизни, но он никогда не думал посвятить себя Церкви.

Когда он приехал домой, последующие события заставили его задуматься над словами старца: всё стало валиться из рук, часто он был на волоске от смерти. Эти происшествия он увязал со своим отказом.

Тогда он вновь отправился к преподобному Кукше. Но тот сказал ему: «Теперь добивайся сам».        

В 1958 году Алексей поступил в Ставропольскую семинарию. Однако вскоре власти неожиданно решили ее закрыть.        

Как раз в этот время Алексея направили на медкомиссию от военкомата и процесс затянулся, поэтому перевестись в другую семинарию он не успел. Тогда он написал правящему архиерею митрополиту Антонию (Романовскому) и попросил совета. Митрополит ответил, что прочитал письмо и возрадовался. Он пригласил Алексея приехать и пообещал определить на какое-либо послушание, потому что у него все молодые люди разъехались в другие семинарии и двор опустел. Митрополит Антоний оформил Алексея электриком и определил на хозяйственные послушания, потому что взять молодого человека иподьяконом в то время было проблематично. Затем митрополит Антоний благословил Алексея вступить в брак с девицей Любовью и пообещал рукоположить. Благочестивая, строгая православная семья невесты жила в Ставрополе.

Но на четвертый день после свадьбы опять случилось непредвиденное: несмотря на то что Алексей был признан непригодным к воинской службе, он получил повестку из военкомата. Это произошло в феврале 1962 года, а в ноябре митрополит Антоний скончался. Судебные процессы, сопровождавшие закрытие семинарии, окончательно подорвали его здоровье.        

В отношении Церкви хрущевского периода не было кровавых расправ, хотя тюремные сроки получали и священники, и епископы. Но храмов было разрушено даже больше, чем при Сталине. В довоенное время сохранялись целыми хотя бы здания закрытых церквей, а при Хрущеве храмы разрушали. Период был очень непростой, и после армии Алексею пришлось работать на производстве, одновременно продолжая обучение в Московской духовной семинарии. Лишь после отставки Хрущева в 1964 году ситуация стала немного проще.        

В 1967 году Алексей окончил Московскую духовную семинарию и 19 февраля епископом Дмитровским Филаретом (ныне митрополит Минский и Слуцкий) был рукоположен в сан диакона, а 15 апреля архиепископом Таллиннским и Эстонским Алексием (покойный Патриарх Алексий II) — в сан иерея.       

Духовником отца Алексия был протоиерей Иоанн Мешалкин, который четырежды отбывал тюремное наказание, в том числе в Средней Азии и на Соловках. Однажды он сказал отцу Алексию, что долго служить нигде не дадут. Действительно, послужной список отца Алексия красноречиво подтверждает прозорливость этого замечания. Он совершал священническое служение сначала в Дербенте, затем в Северной Осетии и в Кабардино-Балкарии, позже в селе Ладовская Балка, в Невинномысске, Светлограде, Баку, селе Левокумском.        

Когда отец Алексей служил в Дагестане, опять подтвердилась прозорливость его духовника. Возникли трения с властью, уполномоченный снял молодого священника с регистрации, и перспективы были самыми мрачными. Матушке советовали ехать просить о смягчении формулировки ради детей, но отец Иоанн сказал: «Много чести уполномоченному. В такую-то неделю Великого поста вернешься к служению». Так и случилось.

Ситуация смягчилась, когда Ставропольскую епархию возглавил владыка Антоний (Завгородний). Епископ, а впоследствии архиепископ, он твердо взял бразды правления в свои руки. Во время первого знакомства сказал отцу Алексию: «У тебя большая семья. Служи, не переживай, я поддержу», — и сдержал свое слово. Вскоре семья переехала в Ставрополь и стало легче.

Акцент в семейном воспитании делался на молитве, на почитании церковных праздников. Строго соблюдались все посты. Совершались паломничества — в Псково-Печерский монастырь, в Почаевскую лавру, в Троице-Сергиеву лавру, — которые расширяли кругозор. Это было очень важно для преодоления советских стереотипов о том, что верующих остались единицы.       

В семье протоиерея Алексия Моздора было четверо детей: трое сыновей (Михаил, Сергей, Иван) и дочь Татьяна. Все сыновья стали священниками. Один служит в Невинномысске, второй — в Ставрополе, третий — в Воронеже, где живет и дочь с мужем-священником.

Протоиерей Алексий был доступен для всех и говорил даже с самыми простыми прихожанами на их языке. Он очень внимательно относился к людям и служил примером настоящего православного священника.

В последние годы он совершал служение в качестве заштатного клирика Крестовоздвиженской церкви, той самой, где в 1940-е годы располагалась Ставропольская духовная семинария.

16 ноября в Ставрополь был принесен Пояс Пресвятой Богородицы, и, когда начался молебен в Казанском кафедральном соборе, поступило сообщение о кончине протоиерея Алексия Моздора. Сонм священнослужителей, прибывших на поклонение Поясу Божией Матери, почтил почившего собрата чтением Евангелия и заупокойными молитвами. Протоиерей Алексий похоронен у алтарной части Свято-Игнатьевского кладбищенского храма.

Вечная память!
       
Протоиерей Михаил Моздор

4 марта 2012 г. 01:00
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00