iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Некрологи
Митрополит Владимир (Котляров)
25 марта 2022 г. 13:00
версия для печати версия для печати

Митрополит Владимир (Котляров)

27.05.1929–19.01.2022

19 января 2022 года на 93-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу митрополит Владимир -(Котляров), управлявший Санкт-Петербургской епархией в 1995–2014 годах, почетный настоятель собора Владимирской иконы -Божией Матери, почетный гражданин Санкт-Петербурга. PDF-версия.

Родился будущий архипастырь (в миру Владимир Котляров) 27 мая 1929 года в городе Актюбинске Казахской ССР в семье диакона.

После окончания Джамбульского статистического техникума в 1948 году молодой человек поступил в Московскую духовную семинарию. 

Сразу после выпуска в 1952 году Владимир начал путь церковнослужителя — псаломщиком в Никольском кафедральном соборе Алма-Аты. Там же 22 мая 1953 года был рукоположен в сан диакона, а через два дня — в сан священника. Обе хиротонии совершил архиепископ (в дальнейшем митрополит) Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский) — известный иерарх Русской Церкви, позднее причисленный к лику святых.

Дальнейшие несколько лет жизни молодого священника были связаны с Ленинградом. Здесь он окончил духовную академию в 1958 году с ученой степенью кандидата богословия, после чего был оставлен в духовной школе профессорским стипендиатом для преподавания.

Монашеский постриг отец Владимир принял в 1962 году и решением Священного Синода Русской Православной Церкви был назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.

 В том же году возведен в сан архимандрита и направлен наблюдателем в Рим на II Ватиканский собор.

Осенью 1962 года назначен представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве в сане епископа.

Тридцатого декабря 1962 года хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии.

В 1964 году, два года спустя, молодого епископа назначили на первую самостоятельную архиерейскую кафедру — Воронежскую и Липецкую. Годом позже его способности оказались вновь востребованы на церковно-дипломатическом поприще. С этого времени он становится постоянным представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском в Дамаске.

С конца 1966 года для владыки Владимира началась череда служений на различных архиерейских кафедрах на территории Советского Союза и за его пределами. В 1966–1967 годах он управлял Кировской и Слободской кафедрой; в 1967 году — Берлинской и Среднеевропейской, будучи Патриаршим экзархом в Средней Европе. С конца 1970 года, уже в сане архиепископа, он продолжил служение правящего архиерея Ростовской и Новочеркасской, а в 1973 году — Иркутской и Читинской кафедр (с временным управлением Хабаровской и Владивостокской епархией). С 1975 года владыка Владимир — архиепископ Владимирский и Суздальский, с 1980 года — Краснодарский и Кубанский. С 1987 по 1993 год занимал кафедру архиепископа Псковского и Порховского. В марте 1992 года в Кремлевском Успенском патриаршем соборе Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был возведен в сан митрополита.

В феврале 1993 года вновь был переведен на юг России, на кафедру, которой уже управлял прежде, — Ростовскую и Новочеркасскую.

Самое продолжительное время митрополит Владимир занимал свою последнюю архиерейскую кафедру — Санкт-Петербургскую и Ладожскую. Решение о его назначении в Северную столицу было принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 декабря 1995 года. 

В течение неполных девятнадцати лет, когда владыка управлял Петербургской епархией, здесь стремительно продолжались процессы возрождения церковной жизни на всех уровнях: учреждались новые приходы и монашеские общины, восстанавливались разрушенные и строились новые храмы и монастыри, рукополагались священнослужители, открывались богословские, огласительные, просветительские курсы и учебные заведения для мирян, учреждались епархиальные структуры самого широкого спектра деятельности. 

К числу значимых достижений этого времени можно отнести возвращение Церкви Казанского кафедрального собора на Невском проспекте, в здании которого многие годы находился Музей истории религии и атеизма, а также возрождение главного монастыря митрополии — Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Одновременно с возрождением обители были возвращены и восстановлены почти все лаврские корпуса, значительную часть которых с тех пор занимают епархиальные структуры.

Во многом эти успехи стали возможны благодаря умению владыки Владимира вести конструктивный и доброжелательный диалог с деятелями культуры и государственными властями всех уровней. 

Митрополит Владимир удостоен множества орденов и медалей и Русской Православной Церкви, и многих других Православных Церквей, а также государственных и общественных наград.

В марте 2014 года, в возрасте неполных 85 лет, решением Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Владимир был почислен на покой с сохранением должности почетного настоятеля собора Владимирской иконы Божией Матери.

Владыка прожил без малого 93 года — долгую жизнь, с самого детства посвященную служению Церкви. На момент кончины он был старейшим и по возрасту, и по старшинству сана архиереем Русской Православной Церкви. На протяжении 52 лет своего архиерейства (не считая пребывания на покое) владыка исполнял разнообразные церковные послушания. Впечатляет само число архиерейских кафедр (их набралось десять), которые в разные годы возглавлял покойный архипастырь, а также их география — от Берлина до Иркутска. Для Петербургской же митрополичьей кафедры служение владыки Владимира в качестве правящего архиерея стало одним из самых продолжительных в ее истории.

«Преставившийся ко Господу архиерей прожил жизнь, исполненную многих забот и трудов, которые он совершал ради утверждения в сознании паствы непреходящих духовно-нравственных ценностей Евангелия…» — подытоживает богатый жизненный и архипастырский путь владыки соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Отпевание митрополита Владимира состоялось в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры 21 января 2022 года. Его возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении архиереев и духовенства митрополии, гостей в священном сане, губернатора Санкт-Петербурга, представителей общественности и многочисленных мирян, пришедших проститься с усопшим.

Погребен владыка на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Вечная память архипастырю!

                                                                                                           Протоиерей Александр Сорокин

25 марта 2022 г. 13:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00