iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
В ПСТГУ состоялась научная конференция, предваряющая восьмивековой юбилей со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
Вчера, 6 октября, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла одна из первых научных конференций в программе празднований 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Открывший ее председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин провел сравнительный анализ исторических периодов, в течение которых Александр Невский почитался на Руси в той или иной различной степени, выражавшейся в числе посвященных ему соборов, церквей и часовен, в общественном интересе к его подвигу, в известности его как исторической личности. По мнению отца Леонида, вне конкуренции здесь имперский XIX век, когда три российских государя носили имя Александр. На втором месте – нынешнее время церковного возрождения, а на третьем – петровская эпоха, ознаменовавшаяся перенесением мощей святого в новую северную столицу и устроением там Александро-Невского монастыря.
7 октября 2020 г. 17:00
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Некрологи
архиепископ Людиновский Георгий (Грязнов) с детьми
ЖМП № 6 июнь 2011 /  22 июня 2011 г.
версия для печати версия для печати

"Он всю жизнь проповедовал..." Памяти архиепископа Георгия (Грязнова)

Архиепископ Людиновский Георгий (Грязнов)

26.01.1934 — 01.04.2011

На семьдесят восьмом году жизни скончался викарий Калужской епархии архиепископ Людиновский Георгий (Грязнов). Господь призвал Своего верного служителя в Свои селения, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания.

Многие знали владыку Георгия при жизни — встречали его в храме и на общественных мероприятиях, однако не все могли оценить большой жизненный опыт почившего православного человека, пастыря, руководителя мирян и священнослужителей.

В силу своего церковного послушания он общался как с верующими, так и с неверующими людьми. На прием к нему часто приходили люди с горем, с житейскими проблемами, и каждого из них владыка утешал, ободрял, возвращал к жизни. Неверующих старался настроить на христианскую жизнь, иногда проявляя снисхождение, чтобы возбудить в человеке чувство потребности в Боге, в нравственной жизни.

Вся калужская паства знала добродушие и открытость владыки Георгия, часто слушала душевные и пространные проповеди архипастыря, которые, утоляя духовную жажду, разносились апостольским эхом по многим храмам епархии. Не случайно и в Московской духовной академии, и в Калужской семинарии почивший архипастырь преподавал гомилетику, предмет, посвященный искусству церковной проповеди.

Высокопреосвященнейший архиепископ Людиновский Георгий более 15 лет трудился в Калужской епархии, помогая правящему архиерею митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту. Его неутомимость в церковной проповеди и служении являлась достойным примером, а бодрое и оптимистическое настроение подталкивало на новые духовные подвиги всех, кто с ним общался.

Архиепископ Георгий, в миру Александр Иванович Грязнов, родился 26 января 1934 года в деревне Бедрино Ковровского района Владимирской области в семье рабочих. В 1948 году окончил школу-семилетку в поселке Красный Октябрь и в том же году поступил во Владимирский сельскохозяйственный техникум, который успешно окончил в 1952 году. Был распределен в Ковровский район Владимирской области, где три года проработал агрономом. В 1955 году молодой человек был призван на военную службу и по 1958 год служил в рядах Советской армии.

В 1962 году Александр Грязнов поступил в Московскую духовную семинарию, а по окончании семинарии в 1966 году продолжил учебу в Московской духовной академии, которую окончил в 1970 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Святые пастыри: из истории отечественного пастырства». Молодой кандидат был оставлен при МДА профессорским стипендиатом и назначен помощником инспектора МДА и семинарии. С 1971 года преподавал ряд предметов в МДС.

26 ноября 1968 года ректором МДА епископом Филаретом рукоположен во диакона, 28 августа 1969 года — во иерея.

2 апреля 1972 года пострижен в монашество с наречением имени в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В 1973 году возведен в сан игумена и назначен преподавателем МДА.

В 1976 году игумен Георгий был назначен доцентом кафедры гомилетики и старшим помощником инспектора МДА и МДС по внешнепредставительской деятельности, а в 1978 году возведен в сан архимандрита.

В 1982 году архимандрит Георгий был назначен инспектором МДА, в январе 1989 года был назначен первым проректором Московских духовных школ.

23 апреля 1989 года в Богоявленском патриаршем соборе Москвы состоялась архиерейская хиротония архимандрита Георгия (Грязнова), которую возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. 10 апреля 1989 года, архимандрит Георгий определен быть епископом Челябинским и Златоустовским.

Стараниями новопоставленного епископа в возобновленной Челябинской епархии стали воссоздаваться поруганные храмы и строиться новые, число приходов быстро увеличивалось. В 1995 году было открыто Челябинское духовное училище, ректором которого стал правящий архиерей. Епископ Георгий уделял особое внимание борьбе с распространением сектантских и оккультных идей, много проповедовал и выступал в СМИ с апологетическими публикациями.

27 декабря 1996 года владыка Георгий был назначен епископом Людиновским, викарием Калужской епархии, а 25 февраля 2005 года возведен в сан архиепископа.

Последние годы владыка часто болел, но никогда этого не показывал. Всегда бодрый, живой, он активно жил епархиальной жизнью, интересовался всем, что происходило вокруг. Владыка исполнял послушание викария, помощника управляющего епархией, возглавлял епархиальный церковный суд, епархиальные комиссии по канонизации святых и по работе с благочиниями и приходами, преподавал в Калужской духовной семинарии и (наверное, самое сложное послушание) всегда принимал посетителей по различным вопросам, требующим епископского благословения. Владыка совершал богослужения в Никольском храме и в храмах области по благословению управляющего епархией. До некоторых приходилось долго добираться. Однажды его спросили: «Владыка, от чего и часто ли вы устаете?» Он ответил: «После того как несколько часов проедешь до прихода, а потом еще столько же обратно, хочется немного походить пешком». Из епархии до дома он всегда ходил пешком, хотя ему предлагали транспорт, а жил в пяти — десяти минутах ходьбы от епархиального управления.

Однажды транспорт его подвел. Во время очередной поездки на приход случилось несчастье: машина, на которой ехал архиепископ с духовенством и иподиаконами, вылетела с трассы и несколько раз перевернулась, получив значительные повреждения. Никто серьезно не пострадал, кроме владыки. От сильного удара он, пробив окно, наполовину вылетел из машины, так что она частично придавила его голову. Как потом, оправившись от происшествия, шутил сам владыка: «Я на голове всю машину держал». Господь уберег от опасности верных Своих служителей, и после этого владыка продолжал служить, но, как мне кажется, что-то изменилось. Как будто у него жизнь пошла иначе. Всё чаще и чаще владыку стали посещать болезни. Сначала воспаление легких, затем инсульт, потом опять воспаление. Тяжелее всего владыка переживал отсутствие возможности общаться из-за этого с паствой, заниматься любимым делом: богослужением, преподаванием. Неоднократно он просил врачей отпустить его из больницы и, получив очередной отказ, предпринял беспрецедентный шаг. «Если я не могу принимать людей в епархии, я буду принимать их в больнице», — решил он. Часто студенты семинарии, чтобы получить благословение на произнесение проповеди, посещали архиепископа в больнице.

Наверное, не так часто сейчас можно встретить епископа, который бы вместе с исполнением архиерейского послушания наравне со студентами духовной семинарии косил траву, сажал плодовые деревья, убирал картофель и т.д. В подряснике, в скуфейке, с косой в руках с утра до вечера косил, ворошил сено. Владыка считал, что человек, приученный к труду, любое послушание, в том числе и церковное, будет исполнять ответственно и с усердием.

«Самый тяжелый труд, — говорил архипастырь, — это молитва». Архиепископ Георгий, живой, общительный, всегда был сосредоточен и молчалив во время богослужения. Иногда казалось, что он находится где-то в другой реальности. Часто возникали ситуации, что во время службы подходила очередь архиерейского возгласа или какого-то священнодействия, а владыка пребывал в своих мыслях, устремив взгляд в сторону горнего места. Ему торопились напомнить, что сейчас надо делать то-то и то-то, а он всегда кротко отвечал: «Да, я знаю, сейчас». Становилось даже неудобно. Мы все думаем о чинном совершении архиерейского богослужения, бегаем, суетимся, а он сосредоточенно молится, не отвлекаясь на лишние движения и слова.

Владыка всю жизнь проповедовал. Это было его и призвание как епископа, и профессиональное занятие как преподавателя гомилетики, и внутреннее стремление достучаться до людей, разбудить, облагоразумить, наставить, научить. Ему было что сказать. Спросят о вреде пьянства — он мог прочитать целую лекцию; о теории Дарвина и эволюции — пожалуйста; о современных лжеучениях, социальных явлениях — тоже ответит. В деревнях его часто спрашивали о сектах. Владыка всегда с особым рвением говорил о пагубности увлечения ложными религиозными учениями. Он даже готовился к таким вопросам.

Однажды на очередном приходе владыка стал продвигаться к выходу и, как всегда, задержался в толпе вопрошающих. Заботливые прихожанки, которые готовили трапезу после службы, не дождавшись прихода архиерея, забегают в храм в поисках своего гостя и, заметя его в толпе, говорят: «Владыка, обед уже остыл!» А он, не переставая говорить, спокойно посмотрел на них и вновь повернулся к собеседникам. Вспомнился эпизод из Евангелия, когда Христос разговаривал с самарянкой у колодца, а ученики принесли ему еду, от которой Учитель отказался, так как уже напитался другой пищей.

Духовный и жизненный опыт владыки был уникален. Он любил людей, любил детей. Всегда спрашивал пожилых людей в храме: «Где ваши дети, внуки? Почему вы их с собой в храм не приводите?» Умел выстраивать отношения с людьми. Всегда старался первым поприветствовать пожилых прихожан, обращаясь к ним с неизменным: «Доброго здоровья!» С трепетом и радостью причащал малышей. После причащения младенца, после положенной молитвы говорил: «В жизнь добрую, святую». Несмотря на почтенный возраст, владыка очень быстро находил общий язык с детьми. Помню, на одном приходе все вышли из храма и двинулись к машине. Мгновение — владыки нет. Смотрим по сторонам, а он уже рядом с детским садиком стоит в окружении детворы и о чем-то с ними беседует. Наверное, такая встреча этим 20 дошкольникам запомнится на всю жизнь.

Однажды владыку Георгия показали по телевидению. Он поздравлял зрителей с праздником Рождества Христова, и один молодой человек, абсолютно далекий от религии, послушав владыку, заявил: «Кто этот весельчак? Если бы священнослужители были такими, у нас в стране все бы поголовно были верующими».

Ко гробу новопреставленного подошли воздать «последнее целование» несколько тысяч человек. Владыка был похоронен в левом флигеле Никольского храма Калуги.

Вечная память владыке!

Протодиакон Сергий Комаров,
руководитель пресс-службы Калужской епархии.

22 июня 2011 г.
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Пастырское воспитание души
«В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.  
9 сентября 2021 г. 15:00