iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Некрологи
архиепископ Людиновский Георгий (Грязнов) с детьми
ЖМП № 6 июнь 2011 /  22 июня 2011 г.
версия для печати версия для печати

"Он всю жизнь проповедовал..." Памяти архиепископа Георгия (Грязнова)

Архиепископ Людиновский Георгий (Грязнов)

26.01.1934 — 01.04.2011

На семьдесят восьмом году жизни скончался викарий Калужской епархии архиепископ Людиновский Георгий (Грязнов). Господь призвал Своего верного служителя в Свои селения, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания.

Многие знали владыку Георгия при жизни — встречали его в храме и на общественных мероприятиях, однако не все могли оценить большой жизненный опыт почившего православного человека, пастыря, руководителя мирян и священнослужителей.

В силу своего церковного послушания он общался как с верующими, так и с неверующими людьми. На прием к нему часто приходили люди с горем, с житейскими проблемами, и каждого из них владыка утешал, ободрял, возвращал к жизни. Неверующих старался настроить на христианскую жизнь, иногда проявляя снисхождение, чтобы возбудить в человеке чувство потребности в Боге, в нравственной жизни.

Вся калужская паства знала добродушие и открытость владыки Георгия, часто слушала душевные и пространные проповеди архипастыря, которые, утоляя духовную жажду, разносились апостольским эхом по многим храмам епархии. Не случайно и в Московской духовной академии, и в Калужской семинарии почивший архипастырь преподавал гомилетику, предмет, посвященный искусству церковной проповеди.

Высокопреосвященнейший архиепископ Людиновский Георгий более 15 лет трудился в Калужской епархии, помогая правящему архиерею митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту. Его неутомимость в церковной проповеди и служении являлась достойным примером, а бодрое и оптимистическое настроение подталкивало на новые духовные подвиги всех, кто с ним общался.

Архиепископ Георгий, в миру Александр Иванович Грязнов, родился 26 января 1934 года в деревне Бедрино Ковровского района Владимирской области в семье рабочих. В 1948 году окончил школу-семилетку в поселке Красный Октябрь и в том же году поступил во Владимирский сельскохозяйственный техникум, который успешно окончил в 1952 году. Был распределен в Ковровский район Владимирской области, где три года проработал агрономом. В 1955 году молодой человек был призван на военную службу и по 1958 год служил в рядах Советской армии.

В 1962 году Александр Грязнов поступил в Московскую духовную семинарию, а по окончании семинарии в 1966 году продолжил учебу в Московской духовной академии, которую окончил в 1970 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Святые пастыри: из истории отечественного пастырства». Молодой кандидат был оставлен при МДА профессорским стипендиатом и назначен помощником инспектора МДА и семинарии. С 1971 года преподавал ряд предметов в МДС.

26 ноября 1968 года ректором МДА епископом Филаретом рукоположен во диакона, 28 августа 1969 года — во иерея.

2 апреля 1972 года пострижен в монашество с наречением имени в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В 1973 году возведен в сан игумена и назначен преподавателем МДА.

В 1976 году игумен Георгий был назначен доцентом кафедры гомилетики и старшим помощником инспектора МДА и МДС по внешнепредставительской деятельности, а в 1978 году возведен в сан архимандрита.

В 1982 году архимандрит Георгий был назначен инспектором МДА, в январе 1989 года был назначен первым проректором Московских духовных школ.

23 апреля 1989 года в Богоявленском патриаршем соборе Москвы состоялась архиерейская хиротония архимандрита Георгия (Грязнова), которую возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. 10 апреля 1989 года, архимандрит Георгий определен быть епископом Челябинским и Златоустовским.

Стараниями новопоставленного епископа в возобновленной Челябинской епархии стали воссоздаваться поруганные храмы и строиться новые, число приходов быстро увеличивалось. В 1995 году было открыто Челябинское духовное училище, ректором которого стал правящий архиерей. Епископ Георгий уделял особое внимание борьбе с распространением сектантских и оккультных идей, много проповедовал и выступал в СМИ с апологетическими публикациями.

27 декабря 1996 года владыка Георгий был назначен епископом Людиновским, викарием Калужской епархии, а 25 февраля 2005 года возведен в сан архиепископа.

Последние годы владыка часто болел, но никогда этого не показывал. Всегда бодрый, живой, он активно жил епархиальной жизнью, интересовался всем, что происходило вокруг. Владыка исполнял послушание викария, помощника управляющего епархией, возглавлял епархиальный церковный суд, епархиальные комиссии по канонизации святых и по работе с благочиниями и приходами, преподавал в Калужской духовной семинарии и (наверное, самое сложное послушание) всегда принимал посетителей по различным вопросам, требующим епископского благословения. Владыка совершал богослужения в Никольском храме и в храмах области по благословению управляющего епархией. До некоторых приходилось долго добираться. Однажды его спросили: «Владыка, от чего и часто ли вы устаете?» Он ответил: «После того как несколько часов проедешь до прихода, а потом еще столько же обратно, хочется немного походить пешком». Из епархии до дома он всегда ходил пешком, хотя ему предлагали транспорт, а жил в пяти — десяти минутах ходьбы от епархиального управления.

Однажды транспорт его подвел. Во время очередной поездки на приход случилось несчастье: машина, на которой ехал архиепископ с духовенством и иподиаконами, вылетела с трассы и несколько раз перевернулась, получив значительные повреждения. Никто серьезно не пострадал, кроме владыки. От сильного удара он, пробив окно, наполовину вылетел из машины, так что она частично придавила его голову. Как потом, оправившись от происшествия, шутил сам владыка: «Я на голове всю машину держал». Господь уберег от опасности верных Своих служителей, и после этого владыка продолжал служить, но, как мне кажется, что-то изменилось. Как будто у него жизнь пошла иначе. Всё чаще и чаще владыку стали посещать болезни. Сначала воспаление легких, затем инсульт, потом опять воспаление. Тяжелее всего владыка переживал отсутствие возможности общаться из-за этого с паствой, заниматься любимым делом: богослужением, преподаванием. Неоднократно он просил врачей отпустить его из больницы и, получив очередной отказ, предпринял беспрецедентный шаг. «Если я не могу принимать людей в епархии, я буду принимать их в больнице», — решил он. Часто студенты семинарии, чтобы получить благословение на произнесение проповеди, посещали архиепископа в больнице.

Наверное, не так часто сейчас можно встретить епископа, который бы вместе с исполнением архиерейского послушания наравне со студентами духовной семинарии косил траву, сажал плодовые деревья, убирал картофель и т.д. В подряснике, в скуфейке, с косой в руках с утра до вечера косил, ворошил сено. Владыка считал, что человек, приученный к труду, любое послушание, в том числе и церковное, будет исполнять ответственно и с усердием.

«Самый тяжелый труд, — говорил архипастырь, — это молитва». Архиепископ Георгий, живой, общительный, всегда был сосредоточен и молчалив во время богослужения. Иногда казалось, что он находится где-то в другой реальности. Часто возникали ситуации, что во время службы подходила очередь архиерейского возгласа или какого-то священнодействия, а владыка пребывал в своих мыслях, устремив взгляд в сторону горнего места. Ему торопились напомнить, что сейчас надо делать то-то и то-то, а он всегда кротко отвечал: «Да, я знаю, сейчас». Становилось даже неудобно. Мы все думаем о чинном совершении архиерейского богослужения, бегаем, суетимся, а он сосредоточенно молится, не отвлекаясь на лишние движения и слова.

Владыка всю жизнь проповедовал. Это было его и призвание как епископа, и профессиональное занятие как преподавателя гомилетики, и внутреннее стремление достучаться до людей, разбудить, облагоразумить, наставить, научить. Ему было что сказать. Спросят о вреде пьянства — он мог прочитать целую лекцию; о теории Дарвина и эволюции — пожалуйста; о современных лжеучениях, социальных явлениях — тоже ответит. В деревнях его часто спрашивали о сектах. Владыка всегда с особым рвением говорил о пагубности увлечения ложными религиозными учениями. Он даже готовился к таким вопросам.

Однажды на очередном приходе владыка стал продвигаться к выходу и, как всегда, задержался в толпе вопрошающих. Заботливые прихожанки, которые готовили трапезу после службы, не дождавшись прихода архиерея, забегают в храм в поисках своего гостя и, заметя его в толпе, говорят: «Владыка, обед уже остыл!» А он, не переставая говорить, спокойно посмотрел на них и вновь повернулся к собеседникам. Вспомнился эпизод из Евангелия, когда Христос разговаривал с самарянкой у колодца, а ученики принесли ему еду, от которой Учитель отказался, так как уже напитался другой пищей.

Духовный и жизненный опыт владыки был уникален. Он любил людей, любил детей. Всегда спрашивал пожилых людей в храме: «Где ваши дети, внуки? Почему вы их с собой в храм не приводите?» Умел выстраивать отношения с людьми. Всегда старался первым поприветствовать пожилых прихожан, обращаясь к ним с неизменным: «Доброго здоровья!» С трепетом и радостью причащал малышей. После причащения младенца, после положенной молитвы говорил: «В жизнь добрую, святую». Несмотря на почтенный возраст, владыка очень быстро находил общий язык с детьми. Помню, на одном приходе все вышли из храма и двинулись к машине. Мгновение — владыки нет. Смотрим по сторонам, а он уже рядом с детским садиком стоит в окружении детворы и о чем-то с ними беседует. Наверное, такая встреча этим 20 дошкольникам запомнится на всю жизнь.

Однажды владыку Георгия показали по телевидению. Он поздравлял зрителей с праздником Рождества Христова, и один молодой человек, абсолютно далекий от религии, послушав владыку, заявил: «Кто этот весельчак? Если бы священнослужители были такими, у нас в стране все бы поголовно были верующими».

Ко гробу новопреставленного подошли воздать «последнее целование» несколько тысяч человек. Владыка был похоронен в левом флигеле Никольского храма Калуги.

Вечная память владыке!

Протодиакон Сергий Комаров,
руководитель пресс-службы Калужской епархии.

22 июня 2011 г.
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00