iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Некрологи
Протодиакон Николай Триантафиллидис
ЖМП № 12 декабрь 2015 /  20 ноября 2015 г. 12:34
версия для печати версия для печати

Протодиакон Николай Триантафиллидис

Протодиакон Николай Триантафиллидис (1970–2015)

2 октября в столице Калифорнии, городе Сакраменто, после продолжительной болезни отошел ко Господу клирик кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей) в Сан-Франциско протодиакон Николай Триантафиллидис (1970–2015).

Он родился 24 октября 1970 года в Сан-Франциско в православной семье. Его отец Георгий Григорьевич происходил из понтийских греков, он прибыл в Калифорнию из Китая (через Бразилию), куда некогда бежала от революции семья его отца. В доме говорили по-русски, царил традиционный русский уклад, Николай с детства ходил в храм, прислуживал в алтаре. Его первым духовным отцом стал магистр богословия кафедральный протоиерей Николай Домбровский. Бабушка и дедушка Николая со стороны матери, Димитрий и Галина Гуменюки, жили весьма скромно, но откладывали деньги на паломнические поездки внуков на Святую землю. Благодаря этому еще мальчиком Николай дважды смог побывать в Иерусалиме, в 1982 и 1983-м годах, вместе с духовным отцом их семьи архимандритом Митрофаном (Мануйловым).

В кафедральном соборе Сан-Франциско в те годы служил легендарный протодиакон Зарубежной Руси отец Николай Поршников, который был рукоположен самим святителем Иоанном, Шанхайским и Сан-Францисским чудотворцем, и был его духовным сыном. Он отличался богатырской силой, мощным голосом, добротой и необыкновенной, благоговейной любовью к богослужению. На приходе его любили, прислужники в алтаре им восхищались. Для юного Николая Триантафиллидиса он стал образцом протодиакона.

В 1989 Николай поступил в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле, в 1990-м был посвящен во чтеца. Два года спустя он переехал в Австралию и женился на Надежде Бойковой. В день праздника Воздвижения Креста того же года архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Антоний (Медведев) рукоположил Николая во диакона в Сан-Францисском соборе. Николай вернулся в Австралию, где работал и одновременно служил в архиерейской Крестовой церкви в Кройдоне.

Отец Николай был организатором первых певческих съездов Австралийской епархии — в 1995 и 1997-х годах. В этой стране он занимался вокалом у ведущего тенора Сиднейской оперы, солиста Архиерейского хора собора в Сиднее Сергея Федоровича Байгильдина. Вскоре перешел на новую ступень диаконского служения — в Петропавловский кафедральный собор в Стратфильде.
В 2003-м отец Николай стал протодиаконом. Его талант и усердный труд были оценены и на мирской работе — отец Николай профессионально занимался информационными технологиями, несмотря на то что не имел высшего образования в этой области. В 2004 году крупная американская компания пригласила его на работу в Сан-Франциско, и он вместе с женой Надеждой и тремя детьми — Анастасией, Антонием и Терентием — перебрались на постоянное жительство в Калифорнию.

С этого времени отец Николай Триантафиллидис служил в кафедральном соборе в честь Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», а также участвовал в Архиерейском хоре кафедрального собора и Свято-Иоанновском мужском хоре, с которыми концертировал и записывал диски. Он сразу же всем сердцем включился в начавшийся тогда процесс восстановления русского церковного единства. Ему принадлежит издание художественного последования чина открытия IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей — того Собора, на котором было принято историческое решение о преодолении 90-летнего разделения в Русской Церкви.

В мае 2007 года протодиакон Николай в составе большой делегации клириков и мирян Восточно-Американской епархии РПЦЗ отправился в Москву для участия в церемонии подписания Акта о каноническом общении и в первом совместном богослужении представителей двух частей Русской Церкви. Ему на всю жизнь запомнилась та Литургия в день Вознесения Господня в московском храме Христа Спасителя, где он впервые на Русской земле служил и встретился со Святейшим Патриархом Алексием II.

После возвращения в Калифорнию на стенах его дома появились многочисленные фотографии со Святейшим Патриархом Алексием II, с протодиаконами, которых он встретил в России, на фоне русских храмов. Московские впечатления и встречи несказанно его воодушевили, с тех пор отец Николай еще в большей мере жил и дышал Россией и ее Церковью.

В 2010 году за усердное и благоговейное служение Архиерейский Синод награждает протодиакона Николая правом ношения камилавки. В следующем году настоятель собора назначает отца Николая и его супругу заведующими церковной лавкой. Благодаря новым знакомствам отца диакона в России в лавке сразу же появилось множество икон и книг, а доходы выросли в два, а затем и три раза. Кроме того, отец Николай разработал первый сайт кафедрального собора, который позволял прихожанам не только узнавать приходские новости и расписание богослужений, но и подавать записки на молебен у мощей владыки Иоанна и заказывать онлайн освященное на мощах масло.

Отец Николай был образцовым мужем и отцом. Семья приходила в храм в полном составе; дочь Анастасия вспоминает, что пропустить субботнюю или праздничную всенощную детям казалось немыслимым. Обычно она вместе с мамой пела на клиросе, а ее братья были с отцом в алтаре. Отец приучил их приходить на службу заблаговременно — он всегда говорил детям: «Не Боженька должен нас встречать, а мы Его!»

Особое место в служении протодиакона Николая Триантафиллидиса занимала служба в Неделю Православия — в особенности потому, что эта была любимая служба его предшественника и наставника протодиакона Николая Поршникова. Николай-младший часто слушал записи Николая-старшего и старался совершать этот чин столь же ответственно и проникновенно.

В мае прошлого года у отца Николая обнаружили неизлечимый рак. Тогда врачи предупредили его, что жить ему оставалось не более года. С этого момента протодиакон Николай начал готовиться к уходу из этой жизни. Он приобрел для себя, жены и родителей места на кладбище, сам разработал дизайн семейного памятника и заказал его. Летом они с младшим сыном впервые посетили Святую гору Афон, чтобы помолиться у Иверской и Всецарицы, а затем отправились всей семьей в Санкт-Петербург к блаженной Ксении и в Москву к блаженной Матроне. Во время этой поездки он служил почти ежедневно. На Афоне он встретил настоятеля храма Русской Церкви в Венеции протоиерея Алексия Ястребова, который запомнил, что лицо отца Николая было торжественным и светлым.

По возвращении в Калифорнию протодиакон не упускал ни одной возможности послужить в кафедральном соборе Сан-Франциско, хотя путь туда занимал два часа, а самочувствие его ухудшалось. О его здравии и избавлении от тяжелого недуга молились тысячи людей в Америке, Австралии, России и Греции, но болезнь брала свое. Отец Николай не сопротивлялся воле Божией, не роптал, не жаловался и не задавал вопроса, почему. Наоборот, окружающие черпали у него силу и веру.

В сентябре этого года отец Николай решил сделать основательный ремонт церковного магазина. Он разработал проект, заказал всё необходимое и не только лично руководил работами, но и сам активно в них участвовал. Затем он второй раз отправился в паломничество в Грецию и на Афон. После возвращения домой его здоровье резко ухудшилось. В эти дни он как-то поделился со мной, что тяжелее всего для него невозможность служить и предстоящая разлука с семьей, а в остальном он готов к переходу в другую жизнь и смерти не боится, а ждет. Вскоре он попал в больницу.

2 октября в окружении жены, детей, родителей, брата и сестер с их семьями он приобщился Христовых таин — причастил его настоятель Вознесенского храма в Сакраменто протоиерей Павел Волменский. А через несколько минут отец Николай предал свою душу Господу. Ему было 44 года.

Отпевание новопреставленного протодиакона Николая Триантафиллидиса было совершено архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом, епископом Сиэтлийским Феодосием с сонмом духовенства при огромном стечении людей. Похоронили отца Николая на Сербском кладбище Сан-Франциско, недалеко от могилы его наставника протодиакона Николая Поршникова. За пару дней до смерти ему сообщили, что памятник по его проекту готов и установлен на кладбище. Сегодня, в сороковой день его кончины, этот памятник был освящен. Панихиду над могилой служили клирики из Америки, Москвы, Австралии и Мексики. Вечная память доброму, благоговейному и кроткому служителю Церкви Христовой протодиакону Николаю Триантафиллидису.
 

20 ноября 2015 г. 12:34
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00