iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября.  Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Некрологи
Протоиерей Борис Развеев (+ 30.03.2011)
ЖМП № 3 март 2012 /  4 марта 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Протоиерей Борис Развеев (+ 30.03.2011)

На 62-м году жизни скончался настоятель храма Святителя Николая в Вероне протоиерей Борис Развеев.

Протоиерей Борис Развеев родился в Магадане 9 июля 1949 года в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, и его жизнь прошла в благоговейном почитании Пресвятой Девы, особый покров Которой он всегда чувствовал над собой.

Родители будущего священника Борис Филаретович и Анна Ивановна Развеевы были репрессированы, познакомились и поженились в ссылке. В 1954 году семья переехала в Уфу, где прошли отроческие годы и юность Бориса и его младшего брата Виктора, о воспитании которого он трогательно заботился. В 1966 году по окончании уфимской средней школы № 11 Борис поступает в авиационный техникум и с 1968 по 1970 год служит в морской авиации на Северном флоте. После демобилизации — снова учеба, теперь это юридический факультет Башкирского государственного университета по специальности «правоведение». Борис Развеев много читал, был общительным и очень веселым.

Студенческие годы прошли в духовных поисках, и в 1975 году Борис принимает крещение на частной квартире в Москве от священника Димитрия Дудко. Тот имел дар приводить людей ко Христу, за что подвергался преследованиям как антисоветчик. Борис Развеев, впоследствии приняв благодать священства, так же как и отец Димитрий, и словом, и личным примером привел множество самых разных людей к вере. И ему также пришлось испить горькую чашу за исповедование Христа. Крестившись, Борис ощутил в душе желание быть священником.

Вскоре он венчается с Татьяной Алeщукиной в Сергиевском кафедральном храме города Уфы. Татьяна Ивановна разделила все тяготы служения мужа, стала достойной матушкой и матерью троих детей — дочерей Христинии и Софии и сына Серафима.


Началась новая жизнь — в лоне Матери-Церкви. Утром Борис прислуживал в храме, пел и читал на клиросе, днем работал церковным сторожем, а вечером учился в университете. Однако за открытое исповедование веры был вынужден отказаться от юридической практики и даже по окончании вуза в 1976 году не смог устроиться по специальности. Сердце Бориса искало пути служению Христу. Будущий священник повстречал многих известных пастырей: уфимского иеромонаха Моисея (Чигвинцева), который стал его духовником, а ныне причислен к лику местночтимых уфимских святых; духовника Рижской Спасо-Преображенской пустыни архимандрита Тавриона (Батозского), схиигумена Савву (Остапенко) и архимандрита Иоанна (Крестьянкина) из Псково-Печорского монастыря. Все они были исповедниками, претерпели гонения за православную веру. «Отец Моисей был настоящий духовник, — рассказывал впоследствии протоиерей Борис. — Пришел я к нему однажды и говорю: «Хочу исповедаться». Он отвел меня в какой-то закуточек, надел на себя епитрахиль, прочел молитвы. И вдруг говорит: «Исповедуйся! Христос стоит и слушает тебя». Он сказал так эти слова, что я понял: он видит Христа! И Сам Христос сейчас действительно стоит между нами. Я исповедовался ему в тот раз так, как никогда больше не исповедовался. Это был святой человек!» Духовную поддержку и необходимые наставления на священнический путь Борис получил в то время и от митрополита Ленинградского Никодима (Ротова), которого впоследствии также с благодарностью вспоминал.

В 1982–1984 годах Борис работает юрисконсультом на заводе «Электроаппарат» в Уфе, но молитва уже занимает в его жизни первое место, а работа как послушание — второе. Вера крепла, закалялась огнем испытаний. Жажда Христа, открытое исповедание веры в советское время наказывались тюрьмой и лагерями. Не избежал этой участи и Борис Развеев. Но он только благодарил Бога: «Мне нужно было это испытание, — писал он. — А с другой стороны, какое испытание? Как всякий неофит, я искал сильных подвигов, уединенной молитвы, келейной жизни. А Господь предоставил и келью, и всё, что необходимо. Не надо заботиться о хлебе насущном — только молись. Я так и понял случившееся — как милость Божию». После освобождения Борис еще больше загорелся желанием священства, хотя государство по-прежнему оказывало давление на Церковь, несмотря на перестройку и перемены в обществе, и для человека с ярлыком диссидента это было практически неосуществимо. Попытки поступить в семинарию, принять сан заканчивались ничем.

Жизнь Бориса перевернулась внезапно. Вот как сам он вспоминал об этом: «Читаю однажды канон в церкви, а меня вызывает владыка Никон (Васюков. — Ред.), спрашивает: «Вы почему без подрясника?» Объясняю, что не благословлено. «Хотите быть священником? Канонических препятствий нет?» — поинтересовался архиерей. «Хочу. Препятствий нет». «Несите подрясник». Раз, и в чтецы меня. Потом: «Несите стихарь». И в иподьяконы произвели, сказав: «Готовься завтра в диаконы». Ночью не спалось, пятнадцать лет ждал. На Литургии владыка уточнил: «Что у тебя там с биографией?» «Диссидентствовал, письма в защиту веры подписывал, каторга маленькая была». «Ну ладно. Готовься завтра в священники…»

8 октября 1992 года, в день памяти Преподобного Сергия Радонежского, епископ Уфимский и Стерлитамакский Никон (Васюков) в кафедральном соборе Преподобного Сергия Радонежского рукоположил Бориса Развеева в сан священника. Вскоре владыка Никон назначил отца Бориса ключарем кафедрального собора, а 1 сентября 1991 года — настоятелем возвращенного Церкви храма Рождества Богородицы в Уфе. В этом храме размещался кинотеатр, он был сильно осквернен и требовал полной реконструкции. С большим усердием отец Борис принялся за созидание общины и воссоздание храма, который теперь стал благолепным кафедральным собором. Настоятелем показывал пример аскетичности, а уставные богослужения на приходе по протяженности приближались к монастырским. Ему удалось удивительно сплотить паству. Когда возникали трудности, настоятель призывал усилить пост и молитву и по милости Божией искушения отступали.

В 1993 году священник Борис закончил заочно Московскую духовную семинарию, а в 1997 году, уже будучи протоиереем, — Ленинградскую духовную академию. Как образованного пастыря его назначили директором филиала Свято-Тихоновского института в Уфе, и, таким образом, он возглавил богословское образование в епархии.

В марте 1998 года протоиерей Борис уходит за штат и переезжает с семьей в Москву, где священноначалие определяет местом его служения храмы Ваганьковского кладбища. Его паства значительно умножилась, ведь он умел слышать каждого человека. Многие стремились к нему за обсуждением своих проблем, за благословением. Служение на кладбище — это ежедневная встреча со смертью и человеческим горем. Но радость о Христе воскресшем, которой жил протоиерей Борис, оживляла людей, приходивших к нему со своими скорбями.

Многие из тех, кто имел общение с батюшкой, потом приводили к нему своих родных, друзей и знакомых. Новых людей он принимал с радостью и любовью. На исповедь к нему всегда выстраивалась очередь, но он уделял необходимое время и внимание каждому и порой надолго задерживался у исповедального аналоя после богослужения. Протоиерей Борис мог выслушать и днем, и ночью, имел дар деятельной любви и сострадания, рассуждения и мудрого совета. К нему приходили люди из самых разных слоев общества и, наверное, не будет преувеличением сказать, что никто не оставался неутешенным. Каждый получал наставление, а при необходимости — материальную помощь.

Отец Борис совершал службы и в приписном храме Святителя Николая на Трех горах. Не прекращая служения на Ваганькове, отец Борис исполнял послушания по восстановлению патриаршего подворья — храма Иерусалимской Божией Матери, что за Покровской заставой, а затем — по возведению храма святой Анастасии Узорешительницы в Теплом стане.


Иерусалимский храм, обезображенный перекрытиями, обезглавленный, стал оживать благодаря начавшимся регулярным богослужениям, которые совершал протоиерей Борис. «Главное — молиться, остальное Бог даст», — всегда говорил он. Божьей милостью и молитвами батюшки на праздник Сретенья Господня в храм была передана старинная иерусалимская икона Богородицы, теперь главная его святыня. Собрав первоначальную общину, расширив храмовое пространство для увеличившейся паствы (своими руками батюшка разбивал молотком перегородки, оставшиеся от предыдущих «хозяев» здания), он подготовил храм к совершению Литургии.

В Теплом стане на месте закладки храма, буквально на пустыре, отец Борис начал регулярно служить молебны и в снег, и в дождь, и под палящим солнцем. Живой проповедью о Христе и молитвой стала созидаться община. И опять произошло чудо: земля была передана Церкви, деревянный храм святой Анастасии Узорешительницы возведен и подготовлен для богослужений.

6 октября 2003 года начался новый, миссионерский, этап в жизни протоиерея Бориса, когда решением Священного Синода Русской Православной Церкви он был направлен в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия (Васильева) для пастырского служения в Италии. В 2004 году он стал настоятелем храма Святителя Николая в Вероне. Первую Литургию вдали от Родины он совершал на Благовещение, и в храме молились около тридцати прихожан. Впоследствии трудами нового настоятеля их численность значительно увеличилась и в большие праздники храм посещали сотни людей — эмигрантов из бывшего СССР, итальянцев, сербов, русскоязычных туристов. Многими трудами отца Бориса бедный католический храм IV века превратился в благолепную церковь, устроенную по православным канонам: с престолом и жертвенником, иконостасом из написанных в древнем стиле икон, ризницей, утварью, которую батюшка сам привозил из России.

Протоиерей Борис Развеев окормлял и общину храма Святителя Николая в Мирано, и общины православных верующих в городах Удине и Домодосело. Часто, совершив службу у себя на приходе, он садился в поезд и ехал несколько часов в другой город, чтобы опять служить, исповедовать, причащать.
      Несмотря на занятость, он находил время, чтобы совершать паломничества к православным италийским святыням — к мощам Святителя Николая в Бари, апостола Марка и святого Иоанна Милостивого в Венеции, святого Амвросия Медиоланского в Милане, к святыням Рима. Впоследствии ему удалось организовать паломническую поездку епископа Вероны с большой группой католических верующих к православным святыням Москвы, Санкт-Петербурга и Валаама.

Паломничество занимало важное место в жизни отца Бориса. В начале своего пастырского служения он почти месяц жил на Святой земле. В 2000-е годы возглавлял паломнические группы в Грецию. Несколько раз был на Афоне, посещал Сербию и Черногорию. Однажды во время паломничества на Афон отец Борис совершал восхождение на вершину Святой горы вместе со своим духовным сыном, и ночь застала их в пути. Ночлега поблизости не было. Но батюшка благословил идти в сторону от дороги, где стояли запрещающие указатели. Когда путники пришли в неизвестное место и, помолившись, стали готовиться спать на земле, к ним вышел монах, провел в свою келью, накормил и предоставил возможность ночлега. Протоиерей Борис по опыту знал, что на Афоне Божия Матерь никого не оставляет своей заботой. Познавая на себе милость Божию, батюшка и сам был милостив, снисходителен к своим спутникам. Возглавляя большие группы, он за короткое время объединял совершенно разных людей, многие из которых потом становились его духовными чадами.

Находясь на служении в Италии, протоиерей Борис всегда был на связи с оставшимися в России и при первой возможности приезжал к своей пастве.

Отец Борис имел насущную потребность в богослужении, в молитве. Пламенно совершал Божественную литургию, вознося перед престолом молитву за всех и вся. Был необыкновенным проповедником, говорил без подготовки, прекрасно зная Священное Писание и святых отцов.

К празднику святой Пасхи Христовой 2008 года Святейший Патриарх Алексий II удостоил отца Бориса награды — права ношения креста с украшениями. Но батюшке предстояло понести и другой крест — крест тяжелой неизлечимой онкологической болезни, который он с 2009 года нес по-христиански безропотно и терпеливо, всецело полагаясь на волю Божию.

Последнюю свою Литургию отец Борис совершил 16 января 2011 года в храме Святителя Николая в Вероне. Потом он посетил Святую землю, где молился у Гроба Господня в Иерусалиме и в Вифлееме. Израильские врачи поставили ему диагноз «рак четвертой степени» и признали свое бессилие. Батюшка понимал положение и решил вернуться в Россию. Последние недели жизни он провел в Самаре, где живут его близкие — мама и брат. Большим утешением было для него частое причащение святых Христовых таин. Накануне кончины отца Бориса исповедовал и причастил, совершил над ним таинство соборования архимандрит Корнилий (Синяев).

30 марта 2011 года в день памяти святого Алексия, человека Божия, на Крестопоклонной неделе Великого поста протоиерей Борис Развеев мирно скончался. Отпевание в Кирилло-Мефодиевском соборе Самары было совершено 1 апреля собором духовенства Самарской, Уфимской, Владимирской и Московской епархий. Возглавил отпевание архимандрит Корнилий (Синяев), ныне епископ Волгодонский и Сальский. Погребен отец Борис рядом с храмом святого праведного Иоанна Кронштадтского на Рубежном кладбище Самары.

Вечная память!

Леонид Александрович Сердобинский,
духовное чадо протоиерея Бориса Развеева    

4 марта 2012 г. 01:00
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00