iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Некрологи
Протоиерей Герасим Иванов
ЖМП № 2 февраль 2013 /  29 января 2013 г. 14:43
версия для печати версия для печати

Протоиерей Герасим Иванов (+06.12.2012)

6 декабря 2012 года на 95-м году жизни отошел ко Господу старейший московский клирик митрофорный протоиерей Герасим Иванов.

Родился Герасим Петрович Иванов в 1918 году в Москве в бедной семье. День рождения его точно неизвестен, в те времена этому не придавали значения, а праздновали день ангела — 17 марта, когда отмечалась память преподобного Герасима Иорданского. Когда паспорт в 16 лет получал, поставил себе день рождения 4 марта, то есть свой день ангела по старому стилю.

Отца мальчик не помнил, тот погиб во время Гражданской войны. Известно, что он был художником, резчиком по дереву — вырезал иконостасы.

Верующим Герасима воспитала мать Агриппина Герасимовна, сама она окончила церковноприходскую школу и хорошо разбиралась в вопросах вероучения. Она увлекалась чтением, любила читать как Священное Писание, так и русскую классическую литературу. Семья ходила в храм Петра и Павла на Преображенской площади.

Смута послереволюционного времени повлияла на жизнь семьи, и мать, которую смущали современные нравы, проникающие в церковную жизнь, например разговоры во время службы или нецеломудренная одежда прихожан, стала ходить также на старообрядческие приходы. Крестила в старообрядческой церкви и сына.

Запомнился отцу Герасиму один эпизод из его детства: "Помню, мама топит печь, мы жили в полуподвальном помещении, смотрит на раскаленные угли и плачет. Приговаривает: "Господи, Господи, угли даже на расстоянии обжигают, а как гореть-то будем? Как гореть?" А я спрашиваю: "Мама, неужели все гореть будем?" Она отвечает: "Нет, сыночек. Люди благочестивые, которые жили добро, по заповедям Божиим, будут радоваться. А мы-то грешные". Этот случай батюшка часто рассказывал и отмечал, что слезы матери произвели такое сильное впечатление, что он уже в детстве осознал, что нет ничего страшнее греха и ничего прекраснее благодати Божией.

Молились в семье подолгу. Бывало, перед именинами вместе с его дедом Герасимом молились всю ночь напролет, а было тогда мальчику десять лет.

Жили трудно, но будущий священник всегда с радостью вспоминал свое детство: он был очень ловким, живым и любознательным, много занимался спортом, играл в футбол. Его характер позволил ему с ранних лет развивать свой живописный талант: Герасим стал учеником у известного художника Михаила Егорова, который бесплатно с ним занимался, а затем, в 1936 году, Герасим смог поступить в изостудию ВЦСПС к Константину Федоровичу Юону — замечательному мастеру, ученику Серова.

Здесь Герасим познакомился с Иваном Вороновым, будущим архимандритом Алипием, наместником Псково-Печерской лавры. Они были близки всю жизнь.

За несколько лет до Великой Отечественной войны Герасима призвали в армию. На фронт он не попал, а служил сначала в Москве, в Хамовнических казармах, а потом — в Горьком в 6-м учебном автомобильном полку. Здесь тоже пригодилось его мастерство художника: он рисовал патриотические плакаты.

"Тогда по распоряжению Сталина разрешили использовать в плакатном искусстве высказывания русских полководцев, — вспоминал отец Герасим. — А у меня были церковнославянские тексты на листках бумаги, и кто-то доложил об этом нашему политруку. Вызывает он меня к себе и говорит: "Иванов, что ты там развел богадельню? Что ты там читаешь?" А я ему отвечаю: "Мне это нужно для работы, здесь высказывания русских полководцев. Вот, например, Александр Невский: "Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет".

В общей сложности Герасим прослужил в армии десять лет, поэтому впоследствии он с особой радостью окормлял и просвещал военных, так как хорошо их понимал. А 50 лет спустя ему довелось служить в храме архистратига Михаила при Академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.

В армии вместе с ним служил Павел Александрович Голубцов, будущий епископ Новгородский Сергий. Он был искусствоведом, писал иконы. Так как у него было высшее образование, его раньше отпустили из армии, он буквально за два года окончил семинарию, поступил в академию. Реставрировал Богоявленский собор, а когда Герасим демобилизовался и пришел к нему помогать, живописные работы уже заканчивалась. Тогда друг посоветовал ехать Герасиму в Белоруссию. Сказал: там бедные церкви, и опыт приобретешь, и людям поможешь.

В Белоруссии Герасим помогал реставрировать храмы двум братьям-священникам Базилевичам. И один из них, отец Борис, убедил поступать в семинарию. Оставайтесь, сказал, старообрядцем, а закончите семинарию и приведете в Церковь всю свою братию. В 1951 году Герасим присоединился к Церкви через миропомазание и поступил в семинарию, которую окончил в 1954 году.

В семейной жизни будущий пастырь хранил всё тот же патриархальный московский уклад, к которому привык у родителей. Свою дочь воспитывал в строгости, считал, что родительское воспитание — самое важное и никакая воскресная школа его не заменит. Со своей супругой они прожили вместе 50 лет.

Как только Герасим в молодости увлекся росписью храмов, с тех пор постоянно напряженно работал, не мог и дня прожить без новых дел. Тут ему очень пригодилась спортивная подготовка, которую он получил в детстве, играя в футбол: до самых преклонных лет он с необыкновенной ловкостью умел лазить по строительным лесам.

Сначала его пригласили расписать Богоявленский собор в Елохове, затем, в конце 1950-х годов, кафедральный собор в Перми. Там тогда служил отец Михаил Луканян, очень образованный и тонкий человек, он эмигрировал после революции во Францию, но потом не смог жить на чужбине и вернулся. Его опыт и знания помогли Герасиму Петровичу. Роспись собора должна была быть в стиле Васнецова, и художник даже специально ездил в Киев, чтобы изучать фрески Владимирского собора.

Следующей масштабной работой живописца, которая дала ему также ценный духовный опыт, стала роспись храмов Псково-Печерского монастыря. В обитель Герасим Петрович любил приезжать на протяжении всей жизни, жил там подолгу. Помимо храмов самого монастыря он расписал приходскую церковь Сорока мучеников Севастийских в Печорах.

В дальнейшем художнику довелось расписывать храмы Новодевичьего монастыря, кафедральный соборный Храм Христа Спасителя, патриаршую резиденцию в Переделкине. Его работы украшают также православные храмы Сербии и Чехии. Трудился он и в домовом храме Академии Генерального штаба, и во многих других московских церквях. Например, одной из его любимых работ был храм Преображения Господня в Богородском, где он и венчался, и крестил дочь.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов он работал в храме Всех Святых на Соколе, здесь ему удалось раскрыть и отреставрировать оригинальные росписи XVII века. Герасим Петрович очень любил старинное письмо, разбирался в иконописи.

Рукоположили его во диакона 31 декабря 1971 года. Многие, кто знал Герасима Петровича, уговаривали его стать священнослужителем и раньше. Но он осознавал себя недостойным, и только приснопамятный Патриарх Пимен, чей портрет отец писал, смог его убедить и благословил принять сан. После рукоположения во священника (25 марта 1972 года) отец Герасим служил несколько месяцев в Никольском храме на Рогожском кладбище, а потом почти 20 лет прослужил в Елоховском соборе. С 1991 года он был настоятелем в Рождественском монастыре, а с 1993 года служил в храме Иоанна Воина на Якиманке.

Несмотря на то что живописи священник не оставлял и старался участвовать в реставрации почти всех московских храмов, он успевал плодотворно сочетать труд, богослужение, молитву и еще принимал множество людей. Его многочисленные духовные чада могли обратиться к нему в любое время суток, он был всегда открыт людям, которые приходили к нему.

Батюшка был немногословен, но если уж говорил, то его слова шли из самой глубины сердца, всегда творчески подходил к общению с людьми. Он не мог относиться равнодушно ни к кому из сотен своих близких знакомых и постоянных прихожан: всегда готов был выслушать, утешить, помочь советом, как духовным, так и житейским. Особенно он любил общаться с молодежью, с которой, хоть и сам был преклонных лет, пастырь легко находил общий язык.

При этом сам он был человеком организованным и дисциплинированным, не допускал небрежности при совершении богослужения или разговоров в алтаре, любил служить Литургию торжественно и неспешно.

С 2002 года отец Герасим служил заштатным клириком храма святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше, где пользовался особым уважением паствы. На службы с его участием собирались сотни прихожан. До последнего времени он оставался также почетным настоятелем храма архистратига Михаила при Академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ.

За свои труды отец Герасим был удостоен многих церковных и государственных наград, а в свои минувшие именины, в марте 2012 года, сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в Свято-Даниловом монастыре, где принял поздравления от Святейшего владыки.

Среди внуков отца Герасима пятеро священнослужителей, а всего у батюшки 16 внуков.

Последний раз отец Герасим совершал богослужение на Пасху в 2012 году. После этого он уже не вставал из-за тяжелой болезни. За день до своей кончины пастырь причастился святых Христовых таин из рук своего внука-священника.

На отпевании почившего, которое совершил епископ Воскресенский Савва, в храм великомученика Димитрия Солунского на Благуше пришли несколько сотен верующих, которых окормлял священник. Отец Герасим погребен на Преображенском кладбище.

29 января 2013 г. 14:43
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Жизнь и молитва на Смоленской земле
В этом году Смоленск отпраздновал свое 1155-летие. За почти 12 веков существования этот город неоднократно становился крепостью на пути рвущихся к Москве захватчиков и навсегда вписал себя в ле­топись воинской славы России. Но есть у него и еще одна особенность. Не случайно на Днепровских воротах, на въезде в историческую часть Смоленска, на огромном плакате с изображением Предстоятеля Русской Церкви написано: «Смоленск — земля Патриарха». Над духовным возрождением города Святейший Патриарх Кирилл трудился без малого четверть века. Как сегодня организована и развивается здесь духовная жизнь, какие проблемы стоят перед ее духовенством и как оно отвечает на вызовы времени, «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. ПДФ-версия
10 октября 2018 г. 15:21