выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Некрологи
Протоиерей Николай Лосский
27 ноября 2018 г. 16:08
версия для печати версия для печати

Протоиерей Николай Лосский

Протоиерей Николай Лосский

20.11.1929 — 23.10.2017 

23 октября 2017 года в Париже, на 88-м году жизни, после продолжительной болезни отошел ко Господу известный богослов и филолог протоиерей Николай Лосский.

 Протоиерей Николай Владимирович Лосский родился 20 ноября 1929 года в Париже в семье русских интеллигентов, эмигрировавших во Францию после Октябрьской революции 1917 года. Его дед — знаменитый русский философ Николай Онуфри-евич Лосский. Отец — православный богослов Владимир Николаевич, который воспринял свою вынужденную эмиграцию как Божий промысл — как призыв всей своей деятельностью свидетельствовать на Западе, среди других христиан, о духовном богатстве Православной Церкви.

Выросший в атмосфере динамичной церковной жизни русского зарубежья, молодой Николай был довольно рано посвящен в вопросы православного богословия и литургики. Он был свидетелем и деятельным участником рождения франкоязычного православия, о котором его отец проявлял самую трепетную заботу в сотрудничестве с членами Братства святого Фотия.

В 1932 году в среде русской эмиграции во Франции назрел острый церковный конфликт, приведший к ее расколу. С одной стороны, большинство русских эмигрантов обьединились вокруг митрополита Евлогия с целью временно перейти в иную церковную юрисдикцию. С другой стороны, были те, кто, как и его отец, решили остаться в лоне Русской Православной Церкви. «Мы не имеем права оставлять нашу Церковь в то время, когда она находится в бедственном положении», — был их аргумент.

Так в 1936 году появился новый приход Московского Патриархата в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святой Женевьевы Парижской. B этом приходе отец Николай проведет свое детство и юность, ему он посвятит всю свою жизнь. Практически одновременно с открытием прихода началась большая деятельность по переводу огромного корпуса богослужебных текстов на французский язык. В практических и миссионерских целях община приняла решение перейти на новый календарь.

В этом контексте Николай, возглавлявший хор прихода, приложил немало усилий по переводу литургических текстов и адаптации русской церковной музыки к французскому языку. Его размышления о связи между музыкой и текстом заставят его написать работу на тему «Богословие литургической музыки» (Cerf, 2003). Его интерес к церковной музыке, рожденной в конкретной приходской практике, связан с более широким вопросом об укоренении и развитии Православной Церкви во Франции. Все богословские труды отца Николая посвящены именно этому вопросу как на уровне межправославного, так и на уровне межхристианского диалога.

Принимая активное участие в межправославном диалоге, в 1959 году отец Николай стал одним из основателей православного журнала «Контакты» («Contacts»), с богословской и патристической направленностью. Работа в этом издании превратилась в многолетнее сотрудничество с его близкими друзьями: Оливье Клеманом, священниками Борисом Бобринским и Михаилом Евдокимовым, а также Элизабет Бер-Сижель. Все вместе они стали инициаторами рождения Православного братства в Западной Европе — движения, которое в дальнейшем направит свои усилия на объединение православных всех происхождений и традиций. Отец Николай Лосский примет самое активное участие в развитии и деятельности братства. Последний раз он присутствовал на конгрессе, организованном братством в Бордо в 2015 году. Он принимал участие в работе Межепископского комитета, который впоследствии перерос в Ассамблею православных епископов Франции (AEOF). Сегодня ее деятельность направлена на сотрудничество между православными епископами разных юрисдикций, присутству-ющих на французской земле. Он будет возглавлять литургическую комиссию — один из органов, работающих под эгидой ассамблеи.

На протяжении многих лет отец Николай входил в состав преподавателей православного Свято-Сергиевского богословского института в Париже, где почти 40 лет он учил студентов истории Церкви в Западной Европе. Наряду с деятельностью в межправославном диалоге отец Николай уделял большое внимание межконфессиональным контактам. В юности, учась в Англии, он принимал участие в деятельности Содружества cвятого Албана и cвятого Сергия (Fellowship Saint-Alban-and-Saint-Sergius), целью которой было способствовать диалогу между православными и англиканами. Отец Николай являлся членом многих богословских комиссий, например «Вера и церковное устройство» во Всемирном Совете Церквей. Он принял участие в написании важных экуменических документов, таких как «Крещение, Евхаристия и cлужение» (Лима, 1982). Он был преподавателем в Высшем институте экуменических исследований (Institut Supérieur d’Études (Еcuméniques)), который он некоторое время также возглавлял. Он также являлся соавтором «Словаря экуменического движения» («Dictionary of the Ecumenical Movement»), изданного в Женеве в 1991 году.

В 1971 году отец Николай впервые посетил Россию. Он приехал в качестве делегата от мирян Корсунской епархии на Поместный Собор Русской Православной Церкви.

Важно отметить, что эта интенсивная церковная деятельность была дополнением к его профессиональным обязанностям. Отец Николай являлся профессором и преподавателем британской цивилизации в Университете Западный Париж — Нантер-ля-Дефанс, где наряду с преподаванием он выполнял важные административные обязанности. Он получил докторскую степень в Сорбонне в 1984 году, защитив диссертацию, посвященную англиканскому богослову и епископу Ланселоту Эндрюсу (Lancelot Andrewes).

В 1952 году отец Николай женился на Веронике Юдин-Бельской, литературном критике и специалисте по творчеству Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. У них родилось четверо детей, много внуков и правнуков. Cчастливая супружеская жизнь четы Лосских длилась почти 70 лет.

В 2006 году отец Николай был призван к священству в своем родном приходе в день престольного праздника, 22 октября. Его рукоположение совершил архиепископ Иннокентий (Васильев), ныне митрополит Виленский и Литовский. Ослабленный болезнью с 2011 года, отец Николай тем не менее продолжал свою богословскую и пастырскую деятельность в форме пастырских бесед и частных консультаций вплоть до своей смерти 23 октября 2017 года.

Всю свою жизнь отец Николай играл примиряющую роль. Он был членом прихода Московского Патриархата и в то же время профессором Института преподобного Сергия, который состоит в Константинопольском Патриархате. Как православный христианин он продолжал вести доброжелательный, но без доктринального компромисса диалог с англиканами, католиками и протестантами. Участвуя в жизни Церкви, он работал в светской среде французского университета. Демонстрируя открытость, он всегда оставался верным свидетелем Христа. Глубоко укорененный в русской традиции, питаемый богатым семейным наследием, он работал до последнего вздоха ради укоренения и распространения Православия на французской земле.

Ольга Лосская

27 ноября 2018 г. 16:08
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00