выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00
Если хочешь — угостись
На стойке в приходском кафе Александро-Невского храма Московского государственного университета международных отношений — грифельная доска с написанным мелом слоганом: «Если можешь — угости, если хочешь — угостись!» Рядом — ящик для пожертвований. Любой желающий может «подвесить» кофе или чашку чая с булочкой, неимущий или просто оказавшийся в кафе без денег прохожий — воспользоваться милостыней и подкрепиться. Ничего необычного, скажете вы: и в церковных, и вообще во многих общедоступных заведениях с общепитовскими функциями это давно стало обыденностью. И будете, в общем, правы. Но особая деликатность и ненавязчивое постоянство, с которыми принципы приходской солидарности здесь претворяются в жизнь, мгновенно улучшают настроение даже у человека, случайно зашедшего с улицы не в настроении. На Александро-Невском приходе подобный стиль общения универсален: здесь редко кто-то кого-то заставляет, при этом совокупность совместных дел, направленных на проповедь, миссию и социальное служение, исчисляется несколькими десятками. PDF-версия.
11 мая 2021 г. 13:00
Репортажи
Икона святой благоверной Великой княгини Анны Кашинской
ЖМП № 10 октябрь 2018 /  19 ноября 2018 г. 15:05
версия для печати версия для печати

Город Кашин и его святая княгиня

Тверская земля в октябре и в начале декабря отмечает сразу две значимые даты в своей истории — 700 лет со дня мученического подвига святого благоверного князя Михаила Тверского и 650 лет преставления его супруги — святой благоверной княгини Анны Кашинской. Муж и жена и после смерти остались неразрывно связаными в восприятии потомков. К ним обращаются (как и к святым благоверным Петру и Февронии) за помощью в устроении семьи. Они являются небесными покровителями Твери и Кашина. В городе, где княгиня Анна Кашинская провела последний год своей жизни, побывал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.

Протоиерей Димитрий Кунченко, Кашинский благочинный, сегодня служит настоятелем Вознесенского собора города Кашина, где покоятся мощи святой княгини Анны Кашинской. А 18 с лишним лет назад, когда он еще служил в городе Зубцове и духовник спросил его, не хочет ли он поменять место жительства, отец Димитрий засомневался. Но духовник был тверд: надо ехать в Кашин. «Я ни разу там не был». — «Вот и побываешь».

Сегодня отец Димитрий говорит, что город стал ему родным: «Это особенный, таинственный город, здесь все по-своему идет. Здесь и время более размеренно течет, чем в других маленьких городах российской провинции. И мироощущение здесь свое». Он уверен, что Кашин всегда будет оставаться одним из духовных центров России, каким он и был многие века. Неслучайно с ХVI века архиепископы именуются Тверскими и Кашинскими. С городом связаны имена таких святых, как Макарий Калязинский, Савва Вишерский, Дорофея Кашинская, Ефрем Перекомский.

Но, конечно же, Кашин в первую очередь для многих связан с именем святой княгини Анны, хотя она прожила здесь только последний год своей жизни. После мученической кончины в 1318 году в Орде ее мужа великого князя Михаила Тверского княгиня проживет еще 50 лет. Ей предстоит перенести гибель двух сыновей и внука от рук ордынских татар, после чего она примет монашеский постриг с именем София. Перед самой смертью, в схиме, к ней снова вернется данное при рождении имя Анна.

В Кашин княгиня переехала жить из Твери, когда ей было глубоко за 80 лет, по приглашению своего младшего сына — кашинского князя Василия Михайловича. В Кашине для своей матери он построил небольшой монастырь, где она и почила 15 (по н. ст.) октября 1368 года и была похоронена в Успенском соборе.

Кто нас охраняет?

«После ее кончины о благочестивой княгине практически забудут почти на 250 лет, — говорит отец Димитрий. — Память о ней угаснет вместе с родом кашинских удельных князей, подпавших под власть Москвы. Ее гробница обветшает, и через 200 лет уже мало кто будет помнить, чьи останки здесь покоятся. И тем удивительнее будет ее прославление».

Когда в Смутное время в 1606–1611 годах поляки и литовцы жгли и опустошали русские города и три раза подступали к Кашину, то всякий раз уходили, не причинив ему вреда. В это же время город чудесным образом спасся, не выгорев во время сильного пожара, который быстро прекратился. И кашинцы стали задумываться, какая же чудесная сила охраняет их. По преданию, тяжко болящему пономарю Успенского собора Герасиму княгиня явилась во сне и исцелила его. Были и другие исцеления. Эти события всколыхнули город. Могилу Анны привели в порядок. Началось местное почитание ее останков как чудотворных мощей. В 1649 году на Поместном Соборе, который возглавлял Пат-риарх Никон, благоверная княгиня была причислена к лику святых.

Отец Димитрий рассказывает, что святая не оставляла свой город и во время Великой Отечественной войны. «В Кашине не было немцев, хотя поблизости шли тяжелые бои. Есть свидетельство, как часовой, охраняя железнодорожный мост через Волгу, как-то в сумерках увидел приближающуюся к нему со стороны Кашина женщину. “Стой! Кто идет?”, — крикнул он. В ответ услышал: “А ты кто?”. — “Я мост охраняю”. — “А я город охраняю”. У кашинцев и сегодня особые отношения с их святой. Даже те, кто и не ходят в храм и считают себя неверующими, имя Анны Кашинской воспринимают как что-то родное. А у местных верующих ни одно дело не обходится без того, чтобы не обратиться к святой княгине». По его словам, некоторые начинают день с того, что заходят в храм, прикладываются к ее мощам, что-то говорят ей. Кто-то в обеденный перерыв приходит. «Она по-прежнему живет с нами, ходит по городу. У людей такое ощущение, что она существует здесь и сейчас. Как будто и не прошло с ее преставления 650 лет. И от этого как-то спокойно на душе», — говорит священник.

День семьи, любви и верности по-кашински

Свою небесную покровительницу кашинцы традиционно поминают 25 июня. Тогда же отмечается и День города. С утра по центральным улицам проходит крестный ход с мощами святой от Вознесенского собора к Воскресенскому, где служится Божественная литургия.

Пять лет назад, рассказывает отец Димитрий, благочиние предложило городской администрации праздновать в этот же день на городском и районном уровне День семьи, любви и верности, чтобы этот праздник освящали святые благоверные супруги Михаил Тверской и Анна Кашинская. «Как они заботились друг о друге, о своих детях — это высочайший пример семейных отношений, который может стать если уж не пособием для молодых людей, как строить жизнь, то хотя бы маяком, на который можно ориентироваться, — замечает священник. — Этот праздник у нас проходит на Соборной площади, рядом с памятником Анны Кашинской. Администрация города к этому дню выбирает в ЗАГСе пары, которые прожили в браке 10, 20, 50 лет, и молодоженов, у которых только -родились первенцы, и их чествуют, дарят подарки. В городском саду проходит замечательный концерт. Наше начинание было замечено в губернии, и в этом году праздник расширился на всю Тверскую область. В Кашин приехало более 20 супружеских пар».

В память 650-летия преставления святой княгини в городе также запланированы меропри-ятия. Состоится научно-практическая конференция «Кункинские чтения», посвященная также 100-летию Кашинского краеведческого музея. Непосредственно 15 октября, в день памяти святой княгини, в Кашине пройдут торжественные богослужения, крестный ход с мощами Анны Кашинской. Также участников и гостей торжеств ждет театрализованное представление «Житие святой благоверной княгини Анны Кашинской». В дни осенних школьных каникул пройдет детская конференция, запланированы выставки детского рисунка и конкурс сочинений.

Студенты и пенсионеры на восстановлении храмов

Все 18 лет своего служения в Кашине отец Димитрий Кунченко занимается восстановлением и открытием поруганных в советское время храмов. Причем лично принимает участие во всех работах. Он убежден, что это и есть дань памяти святой княгине. Купеческий Кашин до революции был знаменит большим количеством церквей — 33 храма, 12 монастырей. К 1970 году здесь остался только один действующий храм. В Воскресенском кафедральном соборе, несколько столетий являющимся символом этого города, в советское время был открыт городской дом культуры. Собор строили в конце ХVIII века с расчетом, чтобы тогдашние семь тысяч жителей Кашина могли в нем поместиться. И сегодня он считается одним из крупнейших храмов в России. Отец Димитрий вспоминает, что передачу Церкви этого собора готовили пять лет.

«Пять лет у нас существует студенческий стройотряд при Кашинском колледже, и летом ребята нам здорово помогают в восстановлении храмов. Кроме этого, уже много лет все желающие потрудиться каждый понедельник собираются, и мы едем или идем в тот или иной восстанавливаемый храм. Каждый по мере своих возможностей что-то делает». Приходит много пенсионеров — редко когда мужчины, в основном женщины. Они и берутся за самую тяжелую работу: расчищают завалы, носят камни и кирпичи. «Очень важно, что возрождением кашинских храмов занимаются жители этого города, многие предки которых когда-то рушили эти церкви. И для них — это как акт покаяния и собственного духовного становления», — размышляет отец Димитрий.

Большим событием для кашинцев и всех жителей Тверской области также стало начавшееся в Твери возрождение Спасо-Преображенского собора, где венчались князь Михаил Тверской и княгиня Анна. Собор был снесен в 1935 году. «Это символ нашего возрождения, — считает отец Димитрий Кунченко. — Наша Тверская область когда-то входила в так называемый “красный пояс”: здесь в годы атеизма Православие буквально выкашивалось. Кашинский -район — это ведь родина “всесоюзного старосты” Михаила Калинина. Деревня Верхняя Троица, в которой он родился, в 30 км отсюда». В советское время атеистическое воспитание в области считалось образцово-показательным. Но отец Димитрий уверен, эти времена прошли и, дай Бог, навсегда.

 

Редакция благодарит пресс-службу правительства Тверской области за помощь в подготовке материала.

 

Игорь Руденя, губернатор Тверской области

 

Небесные заступники Тверской земли 

Древняя Тверская земля уже более тысячи лет хранит верность Православию. Наш край известен именами более 200 святых и подвижников, монастырями и храмами. Именно здесь великая русская река Волга, появившись на свет из подземного ключа, набирает силу и становится символом нашей страны, ее государственности и духовной мощи.

2018 год в Тверской области проходит под знаком 700-летия духовного подвига святого благоверного великого князя Михаила Тверского и 650-летия преставления его супруги святой благоверной княгини Анны Кашинской. Жизнь и деяния небесных покровителей и заступников Тверской земли обращают нас к богатому духовному наследию Верхневолжья.

Благоверный князь Михаил Тверской и благоверная княгиня Анна Кашинская остались в истории нашей страны примером самоотверженного служения родной земле и своему народу, воплощением патриотизма и семейных ценностей. В годы их жизни на долю Отечества выпали тяжелые испытания. Татаро-монгольское иго и внутренние распри поставили страну на грань разрушения. Духовный и нравственный подвиг первого великого князя всея Руси Михаила Тверского показал путь, который позволил объединить русские земли, создать великое, независимое государство. Это — верность Православию, способность ставить государственные интересы выше личных и нести ответственность за судьбу Родины.

На протяжении многих веков эти ценности служат основой, которая объединяет наш народ, помогает жителям России беречь и укреплять свою страну.

Сегодня мы всем миром воссоздаем в городе Твери Спас Златоверхий — Спасо-Преображенский кафедральный собор, который был построен святым благоверным князем Михаилом Тверским и является духовным символом края.

Совместно с Тверской митрополией мы ведем в Верхневолжье работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, сохранению и популяризации богатейшего наследия региона. В честь этих двух значимых дат подготовлена большая содержательная программа торжественных мероприятий. Мы ждем на торжества гостей со всех уголков нашей необъятной страны. Все, кто приедет в город Тверь отдать дань памяти прославленным святым, смогут прикоснуться к живой истории России, получат незабываемые впечатления от обращения к духовным и культурным истокам нашего народа.

 

Главная площадь Твери теперь будет носить имя Михаила Тверского

 

Основные мероприятия, посвященные  700-летию подвига святого благоверного князя Михаила Тверского и 650-летию преставления святой благоверной княгини Анны Кашинской, пройдут в Твери.

1–3 ноября состоится XII Ассамблея Русского мира, посвященная этим двум датам. В работе ассамблеи примут участие политические и общественные деятели, духовенство, издатели, ученые, писатели, дипломаты, культурологи и журналисты, представители объединений соотечественников, преподаватели вузов и учителя русских школ из разных стран мира. В ходе работы круглых столов участники обсудят темы всемирности русской литературы, подвига и святости в русской истории и культуре, религии Русского мира в диалоге культур, вопросы развития молодой русскоязычной журналистики, русского театра как оплота русской культуры.

Участники познакомятся с богатым духовным и культурным наследием Тверского края. Состоятся показы фильмов об истории региона, о жизни и деяниях святого благоверного князя Михаила Тверского и святой благоверной княгини Анны Кашинской. Также запланированы выставки-ярмарки изделий народных промыслов, концертные программы, экскурсии в Тверской императорский дворец и в город-музей Торжок с посещением Всероссийского этнографического музея, Музея А. С. Пушкина.

В рамках ассамблеи состоятся церемонии награждения победителей международных конкурсов Международного пресс-клуба. Финалисты конкурсов «Со-творение», «Корреспондент Русского мира», фотоконкурса «Мой Русский мир» приедут в Тверь со всех концов света и продемонстрируют свои лучшие работы. Также пройдут выставки исторической литературы издательств Центральной России, учебной литературы по русскому языку как иностранному.

5 декабря, в день памяти святого благоверного князя Михаила Тверского, в Спасо-Преображенском кафед-ральном соборе, построенном в XIII веке Михаилом Тверским, будет отслужен первый молебен. Также Тверь огласит перезвон от храма к храму. Новое название — в честь Михаила Тверского — получит главная площадь города, на которой несколько лет назад был установлен памятник благоверному князю.

В этот день состоится Международная конференция Российского исторического общества, которая соберет ведущих ученых-историков и краеведов, а также студентов вузов. Пройдет церемония гашения почтовой марки с изображением святого благоверного князя Михаила Тверского, святой благоверной княгини Анны Кашинской и Спасо-Преображенского кафедрального собора города Твери. Завершится этот памятный день масштабной инсценировкой «Сказа о житии святого Михаила Тверского», которая объединит на одной сцене академический хор имени Пятницкого, хор Новоспасского монастыря, губернаторский хор «Русский партес», оркестр «Российская камерата», ансамбль «Колокола России» и театр танца «Гжель».

  Великий князь Михаил Тверской родился в 1272 г. Первым утвердил независимость Тверского княжения. После кончины великого князя Андрея Александровича Тверского (1304) Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но его племянник, Юрий Данилович Мос-ковский, оспаривал это право. Тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь непримири-мостью Юрия и его родственными связями с татарами (он был женат на Кончаке, сестре хана Узбека). В очередной раз объявив себя великим князем, Юрий выступил против Михаила. Тот же разбил его войско в Бортеневской битве и взял в плен Юрия и Кончаку, но по своему милосердию даровал им свободу. Но Кончака, будучи в плену, скоропостижно скончалась. Юрий оклеветал Михаила перед Узбеком, сказав, что это Михаил убил Кончаку. Узбек-хан вызвал Михаила в Орду. На берегу реки Нерли Михаил прощался со своей супругой  великой княгиней Анной, понимая, что едет на верную гибель, полагая душу за свой народ. Не принять вызов Узбек-хана он не мог: тот грозился в ответ разорить Тверское царство. В Орде великий князь принял мученическую смерть. Княгиня Анна умолила Юрия дозволить перевезти гроб с телом Михаила в Тверь. Тверитяне встретили гроб любимого князя на берегу Волги и, сняв крышку, увидели, что останки князя не подверглись тлению. Погребение совершили в Спасо-Преображенском соборе, который был когда-то построен князем. В 1549 г. князь Михаил Тверской был канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверных.

 

19 ноября 2018 г. 15:05
Ключевые слова: история, святыни
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00