выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Пешком к преподобному Сергию
К Игумену земли Русской в Троицкий монастырь издавна течет людская река. В прежние времена паломники традиционно шли туда пешком. Но уже больше века Сергиев Посад прочно интегрирован в транспортную систему страны, и сейчас пешее паломничество к преподобному Сергию выглядит экзотикой. Группа энтузиастов решила изменить это представление, занявшись обустройством пешеходной тропы из Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Фактически авторы этого начинания стоят у истоков новой общест­венной инициативы — создания многокилометрового пешего пути, преодоление которого рассчитано не на одни сутки: ничего подобного в России нет. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» анализирует этот опыт и делится собственными рекомендациями по правильной подготовке к такому паломничеству. PDF-версия
4 октября 2019 г. 16:59
Репортажи
Вид на Масличную гору со смотровой площадки на холме Вознесения (Восточный Иерусалим)
ЖМП № 10 октябрь 2016 /  19 ноября 2017 г. 22:45
версия для печати версия для печати

Незнакомый Святой град

ЧЕТЫРЕ МЕСТА ИЕРУСАЛИМА, КОТОРЫЕ НЕЗАСЛУЖЕННО РЕДКО ПОСЕЩАЮТ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПАЛОМНИКИ

В сентябрьском номере "Журнала Московской Патриархии" за 2016 год в материале «Незнакомый Израиль» паломникам был предложен вариант тура, соединяющего поклонение древним христианским святыням с экскурсиями по историческим памятникам на территории Государства Израиль. Сегодня мы завершаем обзор новых программ религиозного туризма по Святой земле Иерусалимом.

Святой град — сердце проложенных по территории древней Палестины паломнических троп. За четверть века, минувшие с момента установления дипломатических отношений между Россией и Израилем, он исхожен нашими соотечественниками, кажется, вдоль и поперек. Елеонская колокольня «Русская свеча» и Воскресенский храм со святой Кувуклией, место вознесения Господня с отпечатком стопы воскресшего Спасителя и Гефсиманский монастырь Святой равноапостольной Марии Магдалины, Александровское подворье Русской духовной миссии с Порогом Судных Врат и Успенский храм на месте гробницы Божией Матери, несомненно, прекрасно известны всем, хотя бы раз побывавшим на Святой земле православным христианам. И тем не менее даже в пределах Иерусалима есть несколько точек, посещаемых православными соотечественниками крайне редко. Мы расскажем о четырех самых интересных из тех, что расположены по траектории основных паломнических маршрутов.

Греческий Вознесенский женский монастырь: оплот Православия

Прямо напротив Вознесенской мечети, через дорогу (ул. Rab'a Al-'Adawiya), на воротах путник видит большую табличку с надписями на пяти языках. Это греческий Вознесенский женский монастырь Иерусалимского Патриархата (конт. тел. 0 522 625 400) — ближайшая православная обитель к месту Вознесения Господня, основанная семидесятью годами ранее Спасо-Вознесенского монастыря на Елеоне. Правда, об этом мало кто знает, да и само место не очень посещаемо, хотя расположено буквально на паломнической тропе.

Тому есть несколько объяснений. История Вознесенского монастыря прерывалась больше чем на столетие. Небольшой участок земли в Восточном Иерусалиме 170 лет назад приобрел Патриарх Иерусалимский Кирилл. В середине XIX века трудами иеромонаха Марка здесь появилось здание с домовой церковью, оборудованной втайне от турецких властей. Между тем вершина Масличной горы была в то время притоном разбойничьих шаек. Выжить маленькому оплоту христианства в таком враждебном окружении было невероятно трудно, и местность вокруг «дома Марка» (он цел и ныне) на долгие десятилетия превратилась в пустырь.

Православное богослужение здесь возобновилось лишь на рубеже 1980–1990-х годов. Грек c острова Хиос архимандрит Иоаким (Строгилу) приступил к возведению соборного храма с двумя церквами: верхней Вознесенской и нижней во имя святой V века Пелагеи Елеонской.

«Это делалось самовольно, без документов, но нужные бумаги никто и не подписал бы. Чтобы получить разрешение на строительство нового храма в Израиле, нужны колоссальные деньги, и даже они далеко не всегда гарантируют положительный результат, — объясняет игумения Вознесенского монастыря Ирина (Кириена). — И вот не проходит и двух месяцев после освящения храмов в 1992 году, как 23 июля в сопровождении полицейских прибывает строительная техника и начинает крушить здание. Уже сломана верхняя церковь, бульдозеры принимаются за нижнюю. И происходит великое чудо: большая круглая икона Пантократора, специально написанная для нашего монастыря на Афоне, буквально выкатывается из развалин и останавливается прямо перед бульдозером. Вся строительная техника в этот момент глохнет. В бесплодных попытках рабочие долго заводят ее, а потом в страхе разбегаются. Более того, не получилось завести механизмы и потом, чтобы просто увести с площадки — пришлось тащить на буксире...»

С тех пор осталась в потолке нижнего храма незаживающая рана — щель на месте удара бульдозера. Нынешний духовник монастыря — преемник скончавшегося в 2009 году на Вознесение отца Иоакима монах Ахиллеос — понемногу готовится к воссозданию верхней церкви. Монастырь потихоньку разрастается, сейчас здесь уже больше десяти насельниц: русских, украинок, белорусок, румынок, гречанок.

А отца Иоакима Богу было угодно провести еще через одно жизненное испытание. В праздник Казанской иконы Божией Матери, вечером 21 июля 1995 года, в обитель проникли бандиты в масках. Незадолго до того к архимандриту — единственному тогда насельнику монастыря — приехала его мама, 83-летняя Анастасия Панагопулу-Строгилу. Отдыхал в соседней келье неподалеку и еще один гость — московский иконописец Владимир Рыло, постучавшийся в калитку накануне вечером и попросившийся на ночлег. О нем разбойники, намеревавшиеся легко справиться с двумя беззащитными людьми, не подозревали. Цинично убив Анастасию, они принялись душить священника, но тот смог вырваться и позвать на помощь. На шум прибежал Владимир, в завязавшейся схватке он, бывший спецназовец, раскидал нападавших и заставил их ретироваться... Позднее он принял на Афоне постриг с именем Варсонофий и сейчас состоит в братии Русского Пантелеимонова монастыря.

Церковь Всех наций: среди гефсиманских олив

С вершины Елеона, держа путь все время вниз и ориентируясь на ближайшую стену Старого города, легко пройти к западному склону Масличной горы. Здесь, в Гефсиманском саду, прямо между Успенским храмом на месте гробницы Божией Матери и Гефсиманским женским монастырем Святой равноапостольной Марии Магдалины, вы обнаружите церковь Всех наций — большой католический собор с двенадцатью куполами. Он появился в 1919 году на месте прежнего храма крестоносцев, построенного, в свою очередь, на развалинах разрушенной персами в 614 году византийской базилики. Под своей крышей собор теперь вмещает места моления о Чаше, поцелуя Иуды и ареста Спасителя. Экспрессивная, хотя и лаконичная, мозаичная стенопись 1928 года посвящена этим евангельским событиям. Частью алтарной апсиды стала ближайшая к собору скала.

Снаружи, в самом саду, обратите внимание на восемь тщательно охраняемых старых оливковых деревьев. Самой заслуженной маслине около тысячи лет. Но, поскольку части ствола этого дерева отмирают постепенно, какие-то фрагменты его корневищ, возможно вдвое старше и помнят евангельские времена...

Место Рождества Пресвятой Богородицы: подземная опочивальня

Из Гефсимании паломники через ближайшие врата Старого города — Львиные — обычно попадают на Via Dolorosa — Крестный путь Спасителя. И, к сожалению, незаслуженно минуют греческий монастырь Святых праведных богоотец Иоакима и Анны (ул. Львиных Врат, 21). По преданию, именно здесь родилась Пресвятая Богородица.

Само место Рождества Пречистой Девы находится внизу — в подземной спальне, куда спускается узкая винтовая лестница. Оказывается, такие помещения с незапамятных времен местные жители оборудовали на месте старых каменоломен. Дело в том, что известняк имеет разную плотность — что-то рабочим удается добыть и поднять наверх, что-то вместе со скальным основанием остается в штольне. Образовавшиеся после выработки камня пустоты издавна использовали в самых разных целях — как стойла для скота, как водосборники (в этом случае они оштукатуривались) и, конечно, как сохранявшие прохладу жилища, где можно было отдыхать ночью.

Археологический парк: катакомбы стратегической подземки

Юго-западная часть Храмовой горы (Центр Сары и Ральфа Дэвидсонов) и Град Давидов охватывают огромную территорию. В паутине множества обзорных площадок, переходов между раскопами и музеефицированных памятников без квалифицированного гида немудрено заблудиться. Вход в первый из упомянутых археологических кластеров ведет через Мусорные ворота Старого города, во второй — с ул. Ма'алот ир Давид. Но самое интересное, что пройти из первого во второй можно и под землей!

В эпоху римского владычества в Иерусалим с Сионских гор — на 70-километровое расстояние — провели современнейший и сложнейший на тот момент водопровод. Соединяющие его бассейны 100-метровые катакомбы в основном служили водоводом. Но использовали их и как стратегический объект: во множестве вооруженных конфликтов периода первых веков по Рождестве Христовом нападающие или обороняющиеся стороны всегда имели возможность ударить из-под земли или, наоборот, скрыться от преследователей по туннелю своеобразного древнего «метро».

В наши дни, конечно, вряд ли кому-то придет в голову использовать старинные водоводы как военный объект. Но изрядно удивить персонал археологического парка, и не только его, может любой посетитель. Строгие объявления предписывают одностороннее передвижение по катакомбам — из Града Давидова к Западной стене Храмовой горы. Пренебрегающие же правилами отчаянные туристы иногда идут против шерсти — от Соломона к Давиду

Следовать ли тут правилам или поступать по-своему? Пусть сама атмосфера Святого града подскажет вам верное решение.

19 ноября 2017 г. 22:45
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00