iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября.  Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Репортажи
Во время брифинга
26 декабря 2014 г. 08:40
версия для печати версия для печати

Святому Владимиру стоять на Воробьевых горах

В ЦЕРКВИ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ С ОПТИМАЛЬНЫМ МЕСТОМ ПАМЯТНИКА КРЕСТИТЕЛЮ РУСИ. ХОД ЗА ГОСУДАРСТВОМ

Наступающий год пройдет под сенью памяти о святом равноапостольном князе Владимире: грядет тысячелетний юбилей его преставления. В программу праздничных мероприятий в том числе входит и установка памятника Крестителю Руси. Вчера, 25 декабря, на брифинге ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) назвал Воробьевы горы лучшим местом, где, по его мнению, в российской столице мог бы располагаться подобный монумент.

Как напомнил о. Тихон, с инициативой установки памятника св. блгв. князю Владимиру чуть больше года назад Церковь выступила совместно с Российским военно-историческим обществом. В ответ столичные власти предложили несколько возможных вариантов размещения скульптуры. Для окончательного обсуждения были отобраны две городские площади (Европы и Лубянская) и Воробьевы горы. «Странно, что в Москве и вообще в России, в отличие от Киева, памятника святому Владимиру до сих пор нет, - заметил архимандрит Тихон. – И, как нам кажется, лучшего места, чем Воробьевы горы, в нашем городе найти нельзя».

«В целом, в Москве как в столичном мегаполисе достаточно памятников. Некоторые из них в окружении себе подобных даже теряются. А вот Воробьевы горы – редкий «пятачок», где памятников нет, - подчеркивает исполнительный директор Российского военно-исторического общества Андрей Назаров. – В прошлом году мы силами нашей организации установили свыше двух десятков памятников значимым деятелям русской истории, в первую очередь военным. И в очередной раз убедились: знаковому монументу требуется знаковое место – к примеру, такое, как Поклонная гора для мемориала героям Первой мировой войны. И памятник святому равноапостольному Владимиру на Воробьевых горах имеет все шансы стать новой «визитной карточкой» Москвы!»

Но на Лубянской площади, как и на площади у Киевского вокзала, которые давно интегрированы в урбанистическую среду, подошла бы и сравнительно небольшая фигура, размером с человека. А вот масштаб Воробьевых гор предполагает крупный скульптурный комплекс, который обязательно должен быть виден с Третьего транспортного кольца. К тому же, с учетом не вполне простых геологических условий крутого берега полноводной Москвы-реки, подобному ансамблю потребуются мощные фундамент и постамент. Да и Воробьевы горы большие! Конкретное место установки также еще предстоить выбрать. А в преддверии юбилейного года необходимые шаги и решения федеральные и городские власти пока не сделали.

«Меня удивляет позиция Министерства культуры, - усилил отец Тихон высказанную репортером «Церковного Вестника» тревогу. – О намерении поставить памятник давно известно, но все разговоры о конкурсе проектов разговорами и остаются. Не выдано даже техническое задание, поэтому предполагаемые авторы теряются в догадках о примерной высоте памятника: десять метров? двадцать? больше? Вы справедливо замечаете, что Воробьевы горы протяжённые, и необходима конкретная привязка к месту – ее до сих пор нет. Далее, государство должно выдать серьезное экспертное заключение о концепции памятника, чтобы художники знали, в каком направлении творить. Вместо этого тоже пока одни слова. А время идет... Если засучить рукава уже сегодня, через год памятник можно открыть. Деньги, не сомневайтесь, мы найдем, и отнюдь не в госбюджете. Часть проекта профинансирует Церковь, много будет народных пожертвований, уже готовы вносить средства меценаты. Но времени на раскачку нет. Мы же со своей стороны обещаем, когда государственными органами будут вынесены те или иные решения, действовать самым активным образом».

26 декабря 2014 г. 08:40
Ключевые слова: история, культура, Москва, юбилей
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00