iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Репортажи
Во время брифинга
26 декабря 2014 г. 08:40
версия для печати версия для печати

Святому Владимиру стоять на Воробьевых горах

В ЦЕРКВИ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ С ОПТИМАЛЬНЫМ МЕСТОМ ПАМЯТНИКА КРЕСТИТЕЛЮ РУСИ. ХОД ЗА ГОСУДАРСТВОМ

Наступающий год пройдет под сенью памяти о святом равноапостольном князе Владимире: грядет тысячелетний юбилей его преставления. В программу праздничных мероприятий в том числе входит и установка памятника Крестителю Руси. Вчера, 25 декабря, на брифинге ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) назвал Воробьевы горы лучшим местом, где, по его мнению, в российской столице мог бы располагаться подобный монумент.

Как напомнил о. Тихон, с инициативой установки памятника св. блгв. князю Владимиру чуть больше года назад Церковь выступила совместно с Российским военно-историческим обществом. В ответ столичные власти предложили несколько возможных вариантов размещения скульптуры. Для окончательного обсуждения были отобраны две городские площади (Европы и Лубянская) и Воробьевы горы. «Странно, что в Москве и вообще в России, в отличие от Киева, памятника святому Владимиру до сих пор нет, - заметил архимандрит Тихон. – И, как нам кажется, лучшего места, чем Воробьевы горы, в нашем городе найти нельзя».

«В целом, в Москве как в столичном мегаполисе достаточно памятников. Некоторые из них в окружении себе подобных даже теряются. А вот Воробьевы горы – редкий «пятачок», где памятников нет, - подчеркивает исполнительный директор Российского военно-исторического общества Андрей Назаров. – В прошлом году мы силами нашей организации установили свыше двух десятков памятников значимым деятелям русской истории, в первую очередь военным. И в очередной раз убедились: знаковому монументу требуется знаковое место – к примеру, такое, как Поклонная гора для мемориала героям Первой мировой войны. И памятник святому равноапостольному Владимиру на Воробьевых горах имеет все шансы стать новой «визитной карточкой» Москвы!»

Но на Лубянской площади, как и на площади у Киевского вокзала, которые давно интегрированы в урбанистическую среду, подошла бы и сравнительно небольшая фигура, размером с человека. А вот масштаб Воробьевых гор предполагает крупный скульптурный комплекс, который обязательно должен быть виден с Третьего транспортного кольца. К тому же, с учетом не вполне простых геологических условий крутого берега полноводной Москвы-реки, подобному ансамблю потребуются мощные фундамент и постамент. Да и Воробьевы горы большие! Конкретное место установки также еще предстоить выбрать. А в преддверии юбилейного года необходимые шаги и решения федеральные и городские власти пока не сделали.

«Меня удивляет позиция Министерства культуры, - усилил отец Тихон высказанную репортером «Церковного Вестника» тревогу. – О намерении поставить памятник давно известно, но все разговоры о конкурсе проектов разговорами и остаются. Не выдано даже техническое задание, поэтому предполагаемые авторы теряются в догадках о примерной высоте памятника: десять метров? двадцать? больше? Вы справедливо замечаете, что Воробьевы горы протяжённые, и необходима конкретная привязка к месту – ее до сих пор нет. Далее, государство должно выдать серьезное экспертное заключение о концепции памятника, чтобы художники знали, в каком направлении творить. Вместо этого тоже пока одни слова. А время идет... Если засучить рукава уже сегодня, через год памятник можно открыть. Деньги, не сомневайтесь, мы найдем, и отнюдь не в госбюджете. Часть проекта профинансирует Церковь, много будет народных пожертвований, уже готовы вносить средства меценаты. Но времени на раскачку нет. Мы же со своей стороны обещаем, когда государственными органами будут вынесены те или иные решения, действовать самым активным образом».

26 декабря 2014 г. 08:40
Ключевые слова: история, культура, Москва, юбилей
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00