iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Отнесенность к главному
Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983) — выдающийся пастырь, мыслитель, педагог и проповедник, ­автор научно-богословских сочинений и эссеистской прозы, много сделавший для Православной Церкви в Америке. Осмысление его богословского и литургического наследия, ставшего важной частью церковной науки XX века, особенно актуально в связи со столетием со дня рождения пастыря, которое приходится на этот год. Фундаментальные богословские труды протопресвитера Александра были посвящены главным образом вопросам церковной истории, постижению истоков и сокровенного смысла православного богослужения и церковных таинств. О том, что сам профессор считал главным в своем богословии, о значении его идей для современной богословской науки рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
9 декабря 2021 г. 15:00
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
Репортажи
Во время брифинга
26 декабря 2014 г. 08:40
версия для печати версия для печати

Святому Владимиру стоять на Воробьевых горах

В ЦЕРКВИ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ С ОПТИМАЛЬНЫМ МЕСТОМ ПАМЯТНИКА КРЕСТИТЕЛЮ РУСИ. ХОД ЗА ГОСУДАРСТВОМ

Наступающий год пройдет под сенью памяти о святом равноапостольном князе Владимире: грядет тысячелетний юбилей его преставления. В программу праздничных мероприятий в том числе входит и установка памятника Крестителю Руси. Вчера, 25 декабря, на брифинге ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) назвал Воробьевы горы лучшим местом, где, по его мнению, в российской столице мог бы располагаться подобный монумент.

Как напомнил о. Тихон, с инициативой установки памятника св. блгв. князю Владимиру чуть больше года назад Церковь выступила совместно с Российским военно-историческим обществом. В ответ столичные власти предложили несколько возможных вариантов размещения скульптуры. Для окончательного обсуждения были отобраны две городские площади (Европы и Лубянская) и Воробьевы горы. «Странно, что в Москве и вообще в России, в отличие от Киева, памятника святому Владимиру до сих пор нет, - заметил архимандрит Тихон. – И, как нам кажется, лучшего места, чем Воробьевы горы, в нашем городе найти нельзя».

«В целом, в Москве как в столичном мегаполисе достаточно памятников. Некоторые из них в окружении себе подобных даже теряются. А вот Воробьевы горы – редкий «пятачок», где памятников нет, - подчеркивает исполнительный директор Российского военно-исторического общества Андрей Назаров. – В прошлом году мы силами нашей организации установили свыше двух десятков памятников значимым деятелям русской истории, в первую очередь военным. И в очередной раз убедились: знаковому монументу требуется знаковое место – к примеру, такое, как Поклонная гора для мемориала героям Первой мировой войны. И памятник святому равноапостольному Владимиру на Воробьевых горах имеет все шансы стать новой «визитной карточкой» Москвы!»

Но на Лубянской площади, как и на площади у Киевского вокзала, которые давно интегрированы в урбанистическую среду, подошла бы и сравнительно небольшая фигура, размером с человека. А вот масштаб Воробьевых гор предполагает крупный скульптурный комплекс, который обязательно должен быть виден с Третьего транспортного кольца. К тому же, с учетом не вполне простых геологических условий крутого берега полноводной Москвы-реки, подобному ансамблю потребуются мощные фундамент и постамент. Да и Воробьевы горы большие! Конкретное место установки также еще предстоить выбрать. А в преддверии юбилейного года необходимые шаги и решения федеральные и городские власти пока не сделали.

«Меня удивляет позиция Министерства культуры, - усилил отец Тихон высказанную репортером «Церковного Вестника» тревогу. – О намерении поставить памятник давно известно, но все разговоры о конкурсе проектов разговорами и остаются. Не выдано даже техническое задание, поэтому предполагаемые авторы теряются в догадках о примерной высоте памятника: десять метров? двадцать? больше? Вы справедливо замечаете, что Воробьевы горы протяжённые, и необходима конкретная привязка к месту – ее до сих пор нет. Далее, государство должно выдать серьезное экспертное заключение о концепции памятника, чтобы художники знали, в каком направлении творить. Вместо этого тоже пока одни слова. А время идет... Если засучить рукава уже сегодня, через год памятник можно открыть. Деньги, не сомневайтесь, мы найдем, и отнюдь не в госбюджете. Часть проекта профинансирует Церковь, много будет народных пожертвований, уже готовы вносить средства меценаты. Но времени на раскачку нет. Мы же со своей стороны обещаем, когда государственными органами будут вынесены те или иные решения, действовать самым активным образом».

26 декабря 2014 г. 08:40
Ключевые слова: история, культура, Москва, юбилей
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00