выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Репортажи
Во время брифинга
26 декабря 2014 г. 08:40
версия для печати версия для печати

Святому Владимиру стоять на Воробьевых горах

В ЦЕРКВИ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ С ОПТИМАЛЬНЫМ МЕСТОМ ПАМЯТНИКА КРЕСТИТЕЛЮ РУСИ. ХОД ЗА ГОСУДАРСТВОМ

Наступающий год пройдет под сенью памяти о святом равноапостольном князе Владимире: грядет тысячелетний юбилей его преставления. В программу праздничных мероприятий в том числе входит и установка памятника Крестителю Руси. Вчера, 25 декабря, на брифинге ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) назвал Воробьевы горы лучшим местом, где, по его мнению, в российской столице мог бы располагаться подобный монумент.

Как напомнил о. Тихон, с инициативой установки памятника св. блгв. князю Владимиру чуть больше года назад Церковь выступила совместно с Российским военно-историческим обществом. В ответ столичные власти предложили несколько возможных вариантов размещения скульптуры. Для окончательного обсуждения были отобраны две городские площади (Европы и Лубянская) и Воробьевы горы. «Странно, что в Москве и вообще в России, в отличие от Киева, памятника святому Владимиру до сих пор нет, - заметил архимандрит Тихон. – И, как нам кажется, лучшего места, чем Воробьевы горы, в нашем городе найти нельзя».

«В целом, в Москве как в столичном мегаполисе достаточно памятников. Некоторые из них в окружении себе подобных даже теряются. А вот Воробьевы горы – редкий «пятачок», где памятников нет, - подчеркивает исполнительный директор Российского военно-исторического общества Андрей Назаров. – В прошлом году мы силами нашей организации установили свыше двух десятков памятников значимым деятелям русской истории, в первую очередь военным. И в очередной раз убедились: знаковому монументу требуется знаковое место – к примеру, такое, как Поклонная гора для мемориала героям Первой мировой войны. И памятник святому равноапостольному Владимиру на Воробьевых горах имеет все шансы стать новой «визитной карточкой» Москвы!»

Но на Лубянской площади, как и на площади у Киевского вокзала, которые давно интегрированы в урбанистическую среду, подошла бы и сравнительно небольшая фигура, размером с человека. А вот масштаб Воробьевых гор предполагает крупный скульптурный комплекс, который обязательно должен быть виден с Третьего транспортного кольца. К тому же, с учетом не вполне простых геологических условий крутого берега полноводной Москвы-реки, подобному ансамблю потребуются мощные фундамент и постамент. Да и Воробьевы горы большие! Конкретное место установки также еще предстоить выбрать. А в преддверии юбилейного года необходимые шаги и решения федеральные и городские власти пока не сделали.

«Меня удивляет позиция Министерства культуры, - усилил отец Тихон высказанную репортером «Церковного Вестника» тревогу. – О намерении поставить памятник давно известно, но все разговоры о конкурсе проектов разговорами и остаются. Не выдано даже техническое задание, поэтому предполагаемые авторы теряются в догадках о примерной высоте памятника: десять метров? двадцать? больше? Вы справедливо замечаете, что Воробьевы горы протяжённые, и необходима конкретная привязка к месту – ее до сих пор нет. Далее, государство должно выдать серьезное экспертное заключение о концепции памятника, чтобы художники знали, в каком направлении творить. Вместо этого тоже пока одни слова. А время идет... Если засучить рукава уже сегодня, через год памятник можно открыть. Деньги, не сомневайтесь, мы найдем, и отнюдь не в госбюджете. Часть проекта профинансирует Церковь, много будет народных пожертвований, уже готовы вносить средства меценаты. Но времени на раскачку нет. Мы же со своей стороны обещаем, когда государственными органами будут вынесены те или иные решения, действовать самым активным образом».

26 декабря 2014 г. 08:40
Ключевые слова: история, культура, Москва, юбилей
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00