iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Репортажи
Фото игумена Пантелеимона (Королева)
ЖМП № 3 март 2020 /  2 мая 2020 г. 15:06
версия для печати версия для печати

В Переславской епархии состоялись богослужения в рамках акции «Пасха в каждом храме»

На Пасхальной неделе в Переславской епархии в нескольких полуразрушенных сельских храмах, где уже давно не звучала молитва, состоялись пасхальные богослужения.

«В Переславской епархии в аварийном состоянии находится 110 храмов, и лишь в 15 из них изредка совершаются молебны. Но для епархии важно, чтобы молитва все-таки звучала и в остальных. Узнав о том, что движение „Общее дело“ проводит по всей стране на Светлой седмице акцию „Пасха в каждом храме“, я предложил нашему владыке к ней присоединиться», — рассказал «Журналу Московской Патриархии» настоятель Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря Переславля-Залесского игумен Пантелеимон (Королев). Взяв благословение у правящего архиерея, священник организовал на Светлой седмице поездки в несколько полуразрушенных сельских храмов, где уже давно не было богослужений.

На семь храмов ушло три дня, на всех богослужениях соблюдались медицинские предписания. В трех из них богослужение возглавил епископ Переславский и Угличский Феоктист, которому сослужило духовенство епархии. Так, в Благовещенском храме села Семендяйка Переславского района владыка Феоктист совершил Божественную литургию, по завершении которой обратился к пастве с проповедью, в частности, отметив: «Сегодня мы собрались в том месте, где много лет не совершалось пасхальное богослужение, уж тем более, здесь не было архиерейского пасхального богослужения. Мы знаем, видим и чувствуем, что храмы даже своей архитектурой напоминают нам о вечной красоте, о красоте абсолютной, о гармонии. Глаза и сердце верующего человека не могут не замечать поруганных храмов. Очень хорошо, что у нас появляется внимание к таким храмам, появляются люди, которые посвящают свою жизнь, чтобы их восстановить. Почему они так делают? Потому что они ощущают эту красоту, источником которой является Бог». В этот же день правящий архиерей совершил Часы Пасхи в Никольском храме села Вёска и в Трёхсвятительском храме села Голопёрово. Все три храма находятся в радиусе 5 километров друг от друга. Песнопения богослужений исполняли воспитанники Свято-Алексеевской гимназии Переславской епархии. В службах участвовало около 20 человек, в том числе и местные жители. 

Отец Пантелеимон с несколькими прихожанами посетил также более удаленные села - Бибирево, где находится полуразрушенный Михайло-Архангельский храм и Иванисово, в котором от разрушенного Покровского храма уцелела только колокольня, да и та пребывает в руинированном состоянии. «Все деревни и села, где мы служили, - обитаемы, хотя в них живет немного людей, - говорит священник. - Например, в Иванисово складывается община, и сейчас собираются документы на регистрацию, чтобы начать восстановительные работы. Причем костяк общины здесь составляют отнюдь не женщины преклонного возраста, а работающие мужчины. В Голопёрово тоже есть потенциальный ресурс для возрождения храма». 

По словам отца Пантелеимона, местные жители, в меру сил, стараются облагородить территорию вокруг храма и следят за порядком внутри, проводят субботники по уборке мусора. Возле храма в Голопёрово ими установлен Поклонный Крест. У храма в Бибирево кровля уже перекрыта силами Никитского монастыря, за которым закреплено несколько полуразрашенных храмов. В Благовещенском храме с. Семендяйка в одном из приделов уже можно служить, во втором ведутся восстановительные работы. Но первостепенное значение имеет, конечно, молитва, говорит отец Пантелеимон. Важно, чтобы сами миряне освоили практику «беспоповских» богослужений и регулярно проводили их в своих храмах. Общины, конечно, будут получать пастырское окормление от священников епархии, но совершать богослужения суточного круга можно и без священника. «Вынужденная изоляция дала людям возможность сильней почувствовать, насколько важен храм в их жизни, многие приобрели опыт совершения домашнего богослужения, без священника. Это полезно для организации общинной жизни вокруг восстанавливающихся храмов. Ведь храм сможет жить только в том случае, если его будет поддерживать община, собранная во имя Христово»,- убежден отец Пантелеимон.   

Справка

2 апреля движение «Общее дело» обратилось ко всем, кто неравнодушен к судьбе разрушающихся храмов, совершить в них Пасхальные богослужения. «Если Вы на Пасху помолитесь в полуразрушенном храме, то, возможно, это будет впервые за десятилетия с момента его закрытия. Ваша молитва будет радостью для всех тех людей, которые строили и сохраняли этот храм, которые в советские годы проливали свою кровь и отдавали свою жизнь, чтобы храм не был закрыт и дошел до наших дней. Опыт показывает: там, где возрождаются храмы, там возрождается жизнь: в село возвращаются люди, строятся новые дома».

Обращение предназначалось не только для духовенства, но и для мирян. Поэтому на сайте «Общего дела» были размещены инструкции «Как подготовиться к Пасхальному богослужению» и «Последование Крестного хода и часов Пасхи».

 

 

2 мая 2020 г. 15:06
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00