iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00
Если хочешь — угостись
На стойке в приходском кафе Александро-Невского храма Московского государственного университета международных отношений — грифельная доска с написанным мелом слоганом: «Если можешь — угости, если хочешь — угостись!» Рядом — ящик для пожертвований. Любой желающий может «подвесить» кофе или чашку чая с булочкой, неимущий или просто оказавшийся в кафе без денег прохожий — воспользоваться милостыней и подкрепиться. Ничего необычного, скажете вы: и в церковных, и вообще во многих общедоступных заведениях с общепитовскими функциями это давно стало обыденностью. И будете, в общем, правы. Но особая деликатность и ненавязчивое постоянство, с которыми принципы приходской солидарности здесь претворяются в жизнь, мгновенно улучшают настроение даже у человека, случайно зашедшего с улицы не в настроении. На Александро-Невском приходе подобный стиль общения универсален: здесь редко кто-то кого-то заставляет, при этом совокупность совместных дел, направленных на проповедь, миссию и социальное служение, исчисляется несколькими десятками. PDF-версия.
11 мая 2021 г. 13:00
Репортажи
Молебен в Крестовоздвиженском храме д. Селифонтово (Сидорково)

Вторая жизнь Крестовоздвиженского храма

КАК ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗАБРОШЕННОЙ ЦЕРКВИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ СТАЛО МЕДИЙНЫМ СОБЫТИЕМ

Недавно мы писали о Казанском храме в деревне Курба Ярославской митрополии, который восстанавливается силами энтузиастов. К счастью, это не единственная святыня ярославской земли, обретающая сегодня вторую жизнь. Другой пример — Крестовоздвиженская церковь в селе Селифонтово. Особенность, на которую мы хотели бы обратить внимание читателя в том, что добровольцы-реставраторы в этом случае не только собирают средства на консервацию и очищают храм от мусора и выросших за годы запустения деревьев, но и подробно делятся в соцсетях живым опытом реставрации объекта культурного наследия.

Крестовоздвиженский храм на погосте деревни Селифонтово (Сидорково) был построен в 1787 году на средства князя Сергея Алексеевича Козловского. Храм пережил революцию и войну, но закрылся в 1962 году. До наших дней сохранились стены, частично своды, четыре купола и колокольня. Осенью 2019 года группа энтузиастов организовала в храме первый субботник, приуроченный к престольному празднику. В их числе была и заместитель директора ООО НПО «Стройреставрация» города Ярославля Юлия Николаева.

«Для меня это жизненно важное дело, - объясняет она, - в этот храм 200 лет ходили мои родственники. Здесь их крестили, венчали, отпевали. На сельском кладбище похоронены мои прабабушка с прадедушкой». Поэтому мысль восстановить этот храм у Юлии Николаевой зрела давно. С этой идей она нашла поддержку секретаря Ярославской епархии, настоятеля Крестобогородского храма протоиерея Александра Пчёлкина. Кроме того, уверенности придавало то, что ее непосредственный руководитель - опытный архитектор-реставратор и председатель Ярославского областного отделения ВООПиК Вячеслав Сафронов - пообещал свою поддержку.

«Но прежде, чем приступить к работе, мы с друзьями опросили жителей Селифонтово и окрестных сел, нужен ли им храм? Собрали более ста подписей и ответ стал очевиден, - продолжает Юлия. - Открыли группу в социальной сети, где почти ежедневно появляются новости о восстановлении Крестовоздвиженского храма. Обзвонили друзей, а те своих друзей, разместили объявления с контактами не только в храмах Ярославля, но и в окрестных деревнях (Кормилицино, Красные ткачи, Дубки, Туношна, Кресты) и люди откликнулись». До пандемии на субботники собиралось до 20 человек, сейчас 10-15. Причем каждый раз, кроме инициативной группы, приходят помогать новые люди. Что-то из инструментов пришлось прикупить, что-то приносят или жертвуют окрестные жители. Многих из них с этим храмом и погостом связали незримые нити памяти. «Здесь есть местные жительницы, знавшие последнего священника этого храма — отца Иоанна Рощина. Мы разговорились, когда они пришли покрасить ограду и кресты на могиле священника и его матушки. Судя по их рассказам, батюшка был очень добрым человеком, настоящим молитвенником. Надеемся, его молитва тоже помогает нашему делу»,- говорит Юлия.

Молитва в полуразрушенном храме звучит на все престольные праздники. Отец Александр благословил на это священников своего храма. Видео, на которых видно, как Юля с друзьями трепетно молятся среди голых стен и груд кирпича, энтузиасты сразу же выкладывают в соцсети. Кроме того, если кто-то из них отправляется в паломничество по святым местам, то подает записки о всех, кто помогает восстанавливать святыню.

Май этого года ознаменовался двумя важными событиями. Крестовоздвиженский храм наконец-то включили в список памятников культуры муниципального значения. А в самом храме, под пнем, который с трудом удалось выкорчевать, нашли Боголюбскую икону Божьей Матери на медной пластинке размером с ладонь. «Нет, это не просто дерево сохранило ее от многочисленных металлоискателей. Наверное, так Богородица решила поддержать нас, - убеждена Юлия. - Ведь на свитке, который держит Она в руках написано: «Владыко Многомилостивый, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет божественная благость на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, мною избранное».

Восстановление Крестовоздвиженского храма не просто очередная история о возрождении очередной церкви в российской глубинке, у нее есть свои особенности. Первая — это профессиональный подход. Юлия и ее друзья все работы делают с учетом необходимых технических требований. По ее просьбе коллеги архитекторы безвозмездно сделали необходимые обмеры храма. Вячеслав Сафронов побывал на объекте и, оценив его состояние, предложил последовательность работ, рассказал, какие экспертизы нужно провести и что обязательно сохранить при реставрации. Например, двухъярусные алтари, что большая редкость для Ярославской области, как восстановить кровлю с учетом урона, нанесенного пожаром и т.д. По его инициативе назначен специалист, которая занимается составлением проекта противоаварийных работ. Сейчас, для выяснения надежности фундамента, выкопано несколько шурфов и началась геологическая и инженерная экспертиза. По словам Юлии, они «вместе со специалистами-реставраторами с самого начала пошли по официальному пути», чтобы впоследствии не столкнуться с претензиями чиновников и даже штрафами.

Кроме того, о своих удачах и неудачах эта группа энтузиастов рассказывает в постах в соцсетях столь искренне и с такой любовью к храму, что читатель невольно становится участником этой реставрации. Помогают в этом плане и многочисленные фотографии. И вот уже сыплются не только лайки и подбадривающее «молодцы!», но и советы, как правильно сделать временную крышу, какой выбрать материал и какой крепеж лучше.

И, наконец, это поэтапное объяснение алгоритма восстановительных работ можно использовать как живой опыт реставрации объекта культурного наследия. Укрытие центральной части четверика, проведение архитектурных обмеров храма, обследование фундамента, проект противоаварийных работ – все эти этапы представляют собой живое пособие для энтузиастов–любителей. При этом Юлия и все те, кто к ней присоединился, не забывают, что важно не только восстановить храм и научить беречь его, но и сформировать приход! Только тогда можно будет с уверенностью сказать, что он обрел вторую жизнь.

HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00