iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Если хочешь — угостись
На стойке в приходском кафе Александро-Невского храма Московского государственного университета международных отношений — грифельная доска с написанным мелом слоганом: «Если можешь — угости, если хочешь — угостись!» Рядом — ящик для пожертвований. Любой желающий может «подвесить» кофе или чашку чая с булочкой, неимущий или просто оказавшийся в кафе без денег прохожий — воспользоваться милостыней и подкрепиться. Ничего необычного, скажете вы: и в церковных, и вообще во многих общедоступных заведениях с общепитовскими функциями это давно стало обыденностью. И будете, в общем, правы. Но особая деликатность и ненавязчивое постоянство, с которыми принципы приходской солидарности здесь претворяются в жизнь, мгновенно улучшают настроение даже у человека, случайно зашедшего с улицы не в настроении. На Александро-Невском приходе подобный стиль общения универсален: здесь редко кто-то кого-то заставляет, при этом совокупность совместных дел, направленных на проповедь, миссию и социальное служение, исчисляется несколькими десятками. PDF-версия.
11 мая 2021 г. 13:00
Репортажи
Молебен в Крестовоздвиженском храме д. Селифонтово (Сидорково)

Вторая жизнь Крестовоздвиженского храма

КАК ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗАБРОШЕННОЙ ЦЕРКВИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ СТАЛО МЕДИЙНЫМ СОБЫТИЕМ

Недавно мы писали о Казанском храме в деревне Курба Ярославской митрополии, который восстанавливается силами энтузиастов. К счастью, это не единственная святыня ярославской земли, обретающая сегодня вторую жизнь. Другой пример — Крестовоздвиженская церковь в селе Селифонтово. Особенность, на которую мы хотели бы обратить внимание читателя в том, что добровольцы-реставраторы в этом случае не только собирают средства на консервацию и очищают храм от мусора и выросших за годы запустения деревьев, но и подробно делятся в соцсетях живым опытом реставрации объекта культурного наследия.

Крестовоздвиженский храм на погосте деревни Селифонтово (Сидорково) был построен в 1787 году на средства князя Сергея Алексеевича Козловского. Храм пережил революцию и войну, но закрылся в 1962 году. До наших дней сохранились стены, частично своды, четыре купола и колокольня. Осенью 2019 года группа энтузиастов организовала в храме первый субботник, приуроченный к престольному празднику. В их числе была и заместитель директора ООО НПО «Стройреставрация» города Ярославля Юлия Николаева.

«Для меня это жизненно важное дело, - объясняет она, - в этот храм 200 лет ходили мои родственники. Здесь их крестили, венчали, отпевали. На сельском кладбище похоронены мои прабабушка с прадедушкой». Поэтому мысль восстановить этот храм у Юлии Николаевой зрела давно. С этой идей она нашла поддержку секретаря Ярославской епархии, настоятеля Крестобогородского храма протоиерея Александра Пчёлкина. Кроме того, уверенности придавало то, что ее непосредственный руководитель - опытный архитектор-реставратор и председатель Ярославского областного отделения ВООПиК Вячеслав Сафронов - пообещал свою поддержку.

«Но прежде, чем приступить к работе, мы с друзьями опросили жителей Селифонтово и окрестных сел, нужен ли им храм? Собрали более ста подписей и ответ стал очевиден, - продолжает Юлия. - Открыли группу в социальной сети, где почти ежедневно появляются новости о восстановлении Крестовоздвиженского храма. Обзвонили друзей, а те своих друзей, разместили объявления с контактами не только в храмах Ярославля, но и в окрестных деревнях (Кормилицино, Красные ткачи, Дубки, Туношна, Кресты) и люди откликнулись». До пандемии на субботники собиралось до 20 человек, сейчас 10-15. Причем каждый раз, кроме инициативной группы, приходят помогать новые люди. Что-то из инструментов пришлось прикупить, что-то приносят или жертвуют окрестные жители. Многих из них с этим храмом и погостом связали незримые нити памяти. «Здесь есть местные жительницы, знавшие последнего священника этого храма — отца Иоанна Рощина. Мы разговорились, когда они пришли покрасить ограду и кресты на могиле священника и его матушки. Судя по их рассказам, батюшка был очень добрым человеком, настоящим молитвенником. Надеемся, его молитва тоже помогает нашему делу»,- говорит Юлия.

Молитва в полуразрушенном храме звучит на все престольные праздники. Отец Александр благословил на это священников своего храма. Видео, на которых видно, как Юля с друзьями трепетно молятся среди голых стен и груд кирпича, энтузиасты сразу же выкладывают в соцсети. Кроме того, если кто-то из них отправляется в паломничество по святым местам, то подает записки о всех, кто помогает восстанавливать святыню.

Май этого года ознаменовался двумя важными событиями. Крестовоздвиженский храм наконец-то включили в список памятников культуры муниципального значения. А в самом храме, под пнем, который с трудом удалось выкорчевать, нашли Боголюбскую икону Божьей Матери на медной пластинке размером с ладонь. «Нет, это не просто дерево сохранило ее от многочисленных металлоискателей. Наверное, так Богородица решила поддержать нас, - убеждена Юлия. - Ведь на свитке, который держит Она в руках написано: «Владыко Многомилостивый, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет божественная благость на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, мною избранное».

Восстановление Крестовоздвиженского храма не просто очередная история о возрождении очередной церкви в российской глубинке, у нее есть свои особенности. Первая — это профессиональный подход. Юлия и ее друзья все работы делают с учетом необходимых технических требований. По ее просьбе коллеги архитекторы безвозмездно сделали необходимые обмеры храма. Вячеслав Сафронов побывал на объекте и, оценив его состояние, предложил последовательность работ, рассказал, какие экспертизы нужно провести и что обязательно сохранить при реставрации. Например, двухъярусные алтари, что большая редкость для Ярославской области, как восстановить кровлю с учетом урона, нанесенного пожаром и т.д. По его инициативе назначен специалист, которая занимается составлением проекта противоаварийных работ. Сейчас, для выяснения надежности фундамента, выкопано несколько шурфов и началась геологическая и инженерная экспертиза. По словам Юлии, они «вместе со специалистами-реставраторами с самого начала пошли по официальному пути», чтобы впоследствии не столкнуться с претензиями чиновников и даже штрафами.

Кроме того, о своих удачах и неудачах эта группа энтузиастов рассказывает в постах в соцсетях столь искренне и с такой любовью к храму, что читатель невольно становится участником этой реставрации. Помогают в этом плане и многочисленные фотографии. И вот уже сыплются не только лайки и подбадривающее «молодцы!», но и советы, как правильно сделать временную крышу, какой выбрать материал и какой крепеж лучше.

И, наконец, это поэтапное объяснение алгоритма восстановительных работ можно использовать как живой опыт реставрации объекта культурного наследия. Укрытие центральной части четверика, проведение архитектурных обмеров храма, обследование фундамента, проект противоаварийных работ – все эти этапы представляют собой живое пособие для энтузиастов–любителей. При этом Юлия и все те, кто к ней присоединился, не забывают, что важно не только восстановить храм и научить беречь его, но и сформировать приход! Только тогда можно будет с уверенностью сказать, что он обрел вторую жизнь.

HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00