iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Репортажи
Встреча Святейшего Патриарха Кирилла со слушателями Курсов повышения квалификации
ЖМП № 2 февраль 2012 /  12 января 2012 г. 19:23
версия для печати версия для печати

Сергей Кравец: Архиерею придется искать новые подходы к решению старых проблем

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия прошли курсы повышения квалификации, посвященные проблемам церковно-государственных отношений. Их слушателями стали 17 недавно избранных архиереев, которым предстоит нести свое служение в разных регионах России. О том, какие задачи епархиальной жизни предстоит им решать в первую очередь, а также о накопленном опыте в деле повышения квалификации церковных кадров, рассказывает заведующий кафедрой управления и канонического права Общецерковной аспирантуры, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец.

Первые курсы для новопоставленных архиереев были организованы в начале 2000-х годов и проведены Церковно-научным центром «Православная энциклопедия» совместно с Российской академией государственной службы при Президенте РФ. Для того небольшого количества новопоставленных архиереев, которое тогда было в Русской Церкви, оказалось достаточным два выпуска. Это были краткосрочные двухнедельные курсы, на которых слушатели должны были получить новые знания по трем основным направлениям. Первая задача состояла в расширении юридического, политического и церковного кругозора новопоставленных архиереев. Те из слушателей, кто в силу своего предыдущего опыта были мало знакомы с общецерковными проблемами, должны были понять, как строится взаимодействие церковных структур управления и государственной власти, какие есть перспективы развития этих отношений в современных условиях. Вторая важная задача курсов — объяснить специфику современных межправославных, межхристианских и межрелигиозных связей Русской Православной Церкви, показать, в каком сложном мире мы живем. Третья задача — научить держаться в публичном пространстве. Для этого специалисты в области медиа проводили мастер-классы для слушателей курсов и прорабатывали с ними стандартные ситуации, с которыми им предстоит столкнуться, когда они отвечают на вопросы журналистов или участвуют в телевизионной программе.

В 2009 году были организованы долгосрочные двухлетние курсы повышения квалификации, их тематическое содержание носило более фундаментальный характер, включая историю, философию, политологию, иностранные языки. Результаты курсов были успешными, занятия позволили священнослужителям из регионов понять, насколько тесно связано их ежедневное служение с общецерковными и общенациональными задачами. Однако серьезной проблемой стал длительный отрыв слушателей, рекомендованных епархиальными архиереями в качестве наиболее активных и перспективных управленцев, от их текущих послушаний и обязанностей. На основе полученного опыта на базе Общецерковной аспирантуры, для которой повышение квалификации церковных кадров является одним из важнейших направлений деятельности, было принято решение возобновить курсы для новоизбранных архиереев, но преобразовать их в краткосрочные и тематические, чтобы программа была более мобильной. Программа краткосрочных курсов зимой 2011 года была предельно насыщенной и интенсивной (четыре-пять полуторачасовых занятий в день) и, главное, максимально приближенной к насущным задачам новых архиереев.

Основной темой курса стали отношения Церкви, общества и государства. В современной политической и общественной ситуации в нашей стране эта тема является, пожалуй, наиболее важной для российских архиереев и как для общественных деятелей, оказывающих влияние на духовно-нравственный климат в регионах, и как для церковных управленцев. Мы старались, чтобы наши слушатели смогли за краткое время увидеть эти отношения с разных точек зрения, прежде всего с точки зрения действующего законодательства и реальной практики взаимодействия представителей светской власти и Церкви. Для этого в качестве лекторов в курсах участвовали обе стороны этого процесса: и представители Церкви, в том числе главы основных церковных ведомств, и представители правительства России, министерств и ведомств, с которыми предстоит взаимодействовать архиереям. Например, после встречи с протоиереем Всеволодом Чаплиным, главой Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, перед слушателями курсов выступил Денис Молчанов, директор департамента культуры и образования аппарата правительства РФ и ответственный секретарь правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений. Кроме того, в качестве приглашенных лекторов выступили замминистра образования и науки Максим Дулинов, директор департамента государственной политики в области средств массовой информации Екатерина Ларина, советник управления Президента РФ по внутренней политике Ольга Королева, Сергей Попов, который долгое время руководил комитетом Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, и другие представители государственных структур, осуществляющих повседневное взаимодействие с Церковью.

Немаловажно, что встречи представителей правительства РФ со слушателями нашего курса проходили в достаточно напряженный момент — сразу после выборов 4 декабря, что придавало лекциям и беседам особую актуальность. Мы просили наших светских лекторов быть максимально откровенными и описывать в том числе сложные и конфликтные ситуации, которые случались на практике. Мне кажется, что наш призыв был услышан — имели место жесткие формулировки, и многое из того, что было рассказано, стало настоящим открытием для слушателей курсов. Думаю, им пришлось четко осознать, какие конкретные проблемы им придется решать, прибыв в свою епархию. Например, был замечательный случай, когда один из слушателей задал стандартный вопрос, который представителям светских властей часто приходится слышать от широкой публики: «Почему правительство не введет систему цензуры в СМИ, которая помогла бы оградить граждан от потока информации, не отвечающей требованиям христианской этики?» В ответ на это лектор напомнил, что в Конституции РФ есть два фундаментальных положения: о свободе слова и свободе совести. Чиновник сказал: «Как вы думаете, много ли времени пройдет от создания цензурного комитета до создания комитета по делам религий? Стоит только тронуть базовые свободы — и вы не сохраните свободу совести». После обсуждения этой ситуации сами новопоставленные архиереи убедились, что желание использовать государственные механизмы, в том числе механизмы ограничения, для легкого решения актуальных вопросов очень просто может привести к тому, что те же репрессивные механизмы могут быть применены против Церкви. Очевидно, у государства свои цели, которые отличаются от целей Церкви. Церковь и государство имеют принципиально разное устройство, и стремиться к тому, чтобы воцерковить государственный аппарат не в смысле его отдельных личностей, а в смысле институции, невозможно. Светское государство сегодня хотело бы видеть Церковь не кредитором, которому оно всё время что-то должно, а социальным партнером. Поэтому гораздо важнее для новопоставленных архиереев заботиться об устройстве отношений с обществом.

Для церковной жизни постсоветского времени характерна ситуация, когда главным для архиерея было «договориться с властями», а общества как такового в поле его зрения вроде и не было. На это настраивает и вековая система церковного управления, в которой епископ, «князь» Церкви, был зачастую настолько же близок к власти, насколько далек от своей паствы. В истории Русской Церкви не раз предпринимались попытки разделить огромные по территории епархии, в которых не только паства, но и священнослужители знали о своем архиерее лишь понаслышке, но они каждый раз проваливались из-за угрозы сокращения доходов архиерейского дома. Реформа по разукрупнению епархий, которая проходит сейчас, тоже достаточно болезненна, так как ресурс епархий естественным образом сокращается, а задачи по социальному и миссионерскому служению умножаются. Но сегодня очевидно, что архиерею придется искать новые подходы к решению старых проблем и что подобная отдаленность епископа от паствы и духовенства может стать губительной. Именно авторитет Церкви в обществе, ее духовное и нравственное воздействие на паству будут определять уровень влияния Церкви и ее позицию во взаимодействии с органами государственной власти. Кстати, обсуждая этот вопрос, слушатели курсов делились и собственным опытом. Так, один из них рассказал, как у него в епархии боролись с распространением алкоголизма. Вместо того чтобы, например, писать губернатору бесконечные письма с просьбой обуздать «алкогольное лобби», было решено создать в местном законодательном собрании рабочую группу, которая, опираясь на поддержку общества, прежде всего верующих, смогла провести изменения в региональном законе, чтобы ограничить распространение алкоголя. Причем сами прихожане храмов следили за тем, чтобы это решение исполнялось.

Одной из самых проблемных тем для освоения оказалась для наших слушателей работа в медиапространстве. Сегодня это особое поле для взаимодействия Церкви и общества и для миссии — у каждого архиерея есть возможности через средства массовой информации обращаться к людям, в том числе к тем, которые далеки от Церкви. Но работа в современном информационном пространстве налагает и немалую ответственность. Архиерей, вне зависимости от своих природных склонностей к коммуникации, становится публичной персоной, а потому должен знать законы медиаполя. Для того чтобы слушатели курсов могли в полной мере почувствовать эту ответственность, был проведен эксперимент, своего рода ролевая игра, в которой новопоставленным архиереям было предложено ответить на самые распространенные и острые вопросы, которые часто можно встретить в СМИ и блогосфере. Этот семинар провел известный телеведущий протоиерей Алексий Уминский. Признаться, реакцию слушателей курсов на достаточно стандартные ситуации, с которыми им придется сталкиваться при общении с представителями СМИ у себя в епархии, сложно назвать удовлетворительной. Мало кто из священнослужителей знал, как донести до широкой публики и журналистов информацию так, чтобы она была правильно понята, и как достойно вести себя в ответ на провокации. Кто-то уходил в размышления общего характера, которые вряд ли смогут «зацепить» слушателя, кто-то не к месту сердился или начинал отрицать очевидные факты, давая тем самым повод для обвинения представителей Церкви в бездействии и некомпетентности. Однако были и те, кто смог найти правильную линию поведения. Например, очень живо обсуждалась должная реакция архиерея в случае, когда региональные чиновники ведут себя неподобающим образом. В результате мы выработали совместную позицию, которая полностью совпадает, например, с позицией Иоанна Златоуста: в публичном пространстве необходимо открыто и четко обличить сам грех, а с конкретным чиновником — как и с любым человеком — необходима сначала индивидуальная пастырская работа по его избавлению о греховной страсти.

Со слушателями курсов встретились также правящие архиереи из регионов, например: архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, которые поделились своим опытом устроения епархиальной жизни. Особенно интересной была встреча с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Саранским и Мордовским Варсонофием, который дал ценные советы по правильному выстраиванию кадровой политики в епархии, рассказал, с какой осторожностью нужно относиться к переводу настоятелей и ротации священников на приходах. С другой стороны, владыка Варсонофий дал необходимые разъяснения по организации аппарата управления в епархии — не секрет, что чрезмерно разросшийся штат помощников архиерея приводит к бюрократизации церковной жизни, с которой архиерей уже потом поделать ничего не сможет. Важно, чтобы хозяйственные заботы и труды по организации социального служения не заставляли забыть о главной цели Церкви, которая является единственным путем спасения для каждого конкретного прихожанина и не может превратиться просто в мощную и успешную социальную корпорацию.

Конечно, учитывая новые задачи, которые сегодня стоят Церковью, курсы повышения квалификации будут проводиться регулярно и не только для новопоставленных архиереев, но и для настоятелей крупнейших монастырей и благочинных.

Страна не может распадаться на части

Из слова Святейшего Патриарха Кирилла на встрече со слушателями курсов повышения квалификации для новоизбранных архиереев

Мне хотелось бы от всего сердца содействовать вам в вашем чрезвычайно важном для Церкви служении. В каком-то смысле создание новых епархий ? это духовная и интеллектуальная инвестиция, которую Церковь осуществляет в жизнь своего народа в тех местах, которые обойдены всякими инвестициями. У нас вкладывают деньги туда, откуда быстро придет прибыль. А вы начинаете свое служение там, куда деньги обычно не вкладывают, а если вкладывают, то очень незначительно. Стало быть, Церковь должна быть первой в этом деле; а ведь то, что мы сейчас делаем, действительно инвестиции, потому что начать епархиальную жизнь ? это вложить не только свой разум, силы, энергию, но и материальные средства. Для чего? Для того чтобы изменилась жизнь нашей глубинки.
Страна не может распадаться на две части, между которыми огромная пропасть: столичные города, областные центры и вся остальная Россия. От этой «всей остальной» России в конце концов и будет зависеть, какой будет наша страна в целом. Поэтому активное участие Церкви в том, что происходит на местах, в изменении духовного, нравственного, интеллектуального климата ? это наша с вами первейшая задача.

На архиерея возлагаются особые учительные функции

Из обращения к слушателям курсов ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона

Архиерей нового поколения — это прежде всего человек, который близок к народу. Мы уходим от того представления об архиерее, которое существовало в дореволюционное время и которое в какой-то степени сохранялось в советское и даже в послесоветское время, как о высоком начальнике, которого народ видит лишь изредка, а на многих приходах не видит вообще никогда.

Такой образ складывался естественным образом, и это было связано с устройством нашей Церкви, с тем, что епархии были очень большие, у архиерея была ответственность за значительные территории. Сегодня происходит тот процесс, непосредственными участниками которого вы являетесь, процесс разукрупнения больших епархий, превращения их в митрополии с целью приблизить архиерея к народу, сделать его мандат более конкретным, четко очерченным.

Близость к народу означает не только возможность встречаться с людьми, общаться с духовенством. Это означает и совершенно особые учительные функции, которые возлагаются на архиереев. Прихожане должны воспринимать его как пастыря и учителя, как отца. Мы должны вернуться к раннехристианскому представлению об архиерее как человеке, который ведет за собой церковный корабль в каждом конкретном месте.

Комментарии слушателей курсов

Дионисий, епископ Касимовский и Сасовский:

Курсы оставили после себя очень сильное впечатление. Круг проблем, в суть которых мы посвящались – животрепещуще актуален; степень откровенности, с которой эти проблемы обсуждались – предельная; атмосфера – рабочая и очень напряженная, но при этом братская и без характерного для подобных мероприятий формализма. Самое значительное событие во время курсов для меня – это опыт общения со Святейшим  Патриархом. Его горящее любовью к Богу, Церкви и людям сердце способно, без сомнения, оживить и согреть любую теплохладную душу.

Николай, епископ Балашихинский, викарий Московской епархии:

Нет сомнения в том, что каждый из слушателей получил не только немалый объем чрезвычайно полезной практической информации, но и огромную духовную пользу. Впечатления от встречи с Первосвятителем, видными иерархами Церкви каждый из нас навсегда сохранит в своем сердце.

Программа курсов были построена так, чтобы новопоставленные архиереи увидели всю палитру современной жизни Церкви. Речь шла о самом главном, но не остались без внимания и «мелочи архиерейской жизни». В частности, весьма ценными были практические рекомендации, сделанные заместителем директора департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России Татьяной Вагиной, главным бухгалтером Московской Патриархии Натальей Дерюжкиной, опытным юристом Олегом Трайниным. Запомнилась и обстоятельная лекция-консультация, которую прочитала руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега).

Практические вопросы, конечно, актуальны – но не менее важны и такие темы, как многогранная деятельность Межсоборного присутствия, получившая подробное освещение в докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Как раз этот круг знаний и поможет новопоставленным архиереям выработать ту проактивную жизненную позицию, о которой говорил в своем докладе председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

Думается, для каждого из слушателей было полезным не только общение со священноначалием, но и возможность братского общения друг с другом. Прибывшие из разных концов страны архипастыри, делающие первые шаги в своем новом служении делились своим опытом – еще небольшим, но интересным и ценным. В церковном организме нет второстепенных членов – каждый востребован, каждый нужен; это мы ощутили в полной мере.

Нас учили не бояться проблем, преодолевать все препоны, учили поступать так, как апостол говорил: проповедовать слово, наставлять во время и не во время, обличать, запрещать, увещевать со всяким долготерпением и назиданием (ср.2 Тим. 4:2).

У каждого из слушателей курсов – своя жизненная история, свой уникальный опыт церковного служения. Было интересно наблюдать, как у кого-то из слушателей, «специализировавшегося» ранее в каком-либо направлении социального служения, буквально глаза загорались, когда разговор заходил о знакомой, можно сказать, выстраданной теме. Но и здесь открывали мы для себя новые грани, новое видение уже изученных проблем. Да и возможность обсудить трудности, получить «из первых рук» рекомендации и советы – дорогого стоит.

Тихон, епископ Южно-Сахалинский и Курильский:

У нас в области население составляет 500 тысяч человек, 180 тысяч проживают в областном центре. По причине территориальной  отдаленности от столицы, нам объективно не хватает важной информации, а также обмена мнениями по различным направлениям церковного служения. Поэтому такие курсы для нас, епископов с Дальнего Востока, весьма актуальны. Уверен, каждый из нас с радостью принял участие в семинарах, несмотря на то, что приходилось преодолеть огромные расстояния, чтобы приехать сюда. Глубже начинаешь понимать общецерковные задачи, стоящие перед архиереем, и детальнее осмысливать пути их решения. Поэтому для меня эти курсы очень значимы, и я надеюсь, что это начинание священноначалием будет продолжено.

Нам было дано много ценных практических знаний. Возьмем, к примеру, юридические вопросы: разумеется, в деталях должны разбираться специалисты, но при этом есть принципиальные моменты, которые должен понимать архиерей. В частности, это вопросы налогооблажения, передачи собственности, регистрации архиерейских подворий, передачи имущества и прочее. Особенно важно, что нам давали практические ответы на интересующие нас вопросы.

Иннокентий, епископ Нижнетагильский и Серовский:

Был оптимально подобран состав лекторов. Могу отметить, что все они предельно откровенны и ясно дали понять, что сегодня отношения Церкви и государства выходят на другой уровень. Церковь должна будет теперь реализовывать свой ресурс, а вот как это конкретно можно сделать? Каждый из выступающих, представители всех основных синодальных учреждений и светские чиновники должны были предложить свое видение этого вопроса, исходя из специализации ведомства.

Хотя большей частью общества Церковь уже давно не воспринимается как закрытая корпорация, всё равно у кого-то вызывает недоумение, что мы, священнослужители, вмешиваемся в общественную жизнь, выходим за рамки чисто приходской работы. В этих условиях архиерею очень важно выстроить у себя в епархии доверительные отношения со своей паствой и стать авторитетом для всех жителей региона, которые, возможно, пока далеки от Церкви. А для этого необходимо владеть разными инструментами: юридическими, экономическими, медийными.

Нам всем, новопоставленным архиереям, предстоит нести свое служение в новообразованных епархиях, которые часто находятся в далеко не процветающем экономическом положении, поэтому особенно ценны были разъяснения по вопросам бухгалтерии, делопроизводства, рационального ведения бюджета. Интересными были лекции о возможностях взаимодействия Церкви и ФСИН, пастырской работы в армии и советы епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона по социальной работе, информационной поддержки этого служения и «прозрачного» сбора пожертвований, крайне полезным оказался административный опыт маститых иерархов – митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия и других.

По моему мнению, содержание курсов отличало то, что конкретные вопросы (юридические, экономические, социального служения) не отвлекали от главного: небходимости бережного отношения и заботы о душах людей, которые составляют нашу паству, ведь Церковь прежде всего спасает.

12 января 2012 г. 19:23
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи