iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Призываемый Богом (Евр. 5, 4)
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала заключается в том, что приводится палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат материалы интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-версия.
30 января 2024 г. 13:00
Спасительное благовестие новомученика
В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Востор­гова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
Со Христом
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.    
7 сентября 2023 г. 16:00
Молитвенное правило священника
«Журнал Московской Патриархии» продолжает рубрику статьей, знакомящей читателей с ответами известных и уважаемых духовников на острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Палитра мнений, отражающих разные аспекты молитвенного правила, позволяет учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с вопросами, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Православной Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.    
19 июля 2023 г. 15:15
Репортажи
Встреча Святейшего Патриарха Кирилла со слушателями Курсов повышения квалификации
ЖМП № 2 февраль 2012 /  12 января 2012 г. 19:23
версия для печати версия для печати

Сергей Кравец: Архиерею придется искать новые подходы к решению старых проблем

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия прошли курсы повышения квалификации, посвященные проблемам церковно-государственных отношений. Их слушателями стали 17 недавно избранных архиереев, которым предстоит нести свое служение в разных регионах России. О том, какие задачи епархиальной жизни предстоит им решать в первую очередь, а также о накопленном опыте в деле повышения квалификации церковных кадров, рассказывает заведующий кафедрой управления и канонического права Общецерковной аспирантуры, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец.

Первые курсы для новопоставленных архиереев были организованы в начале 2000-х годов и проведены Церковно-научным центром «Православная энциклопедия» совместно с Российской академией государственной службы при Президенте РФ. Для того небольшого количества новопоставленных архиереев, которое тогда было в Русской Церкви, оказалось достаточным два выпуска. Это были краткосрочные двухнедельные курсы, на которых слушатели должны были получить новые знания по трем основным направлениям. Первая задача состояла в расширении юридического, политического и церковного кругозора новопоставленных архиереев. Те из слушателей, кто в силу своего предыдущего опыта были мало знакомы с общецерковными проблемами, должны были понять, как строится взаимодействие церковных структур управления и государственной власти, какие есть перспективы развития этих отношений в современных условиях. Вторая важная задача курсов — объяснить специфику современных межправославных, межхристианских и межрелигиозных связей Русской Православной Церкви, показать, в каком сложном мире мы живем. Третья задача — научить держаться в публичном пространстве. Для этого специалисты в области медиа проводили мастер-классы для слушателей курсов и прорабатывали с ними стандартные ситуации, с которыми им предстоит столкнуться, когда они отвечают на вопросы журналистов или участвуют в телевизионной программе.

В 2009 году были организованы долгосрочные двухлетние курсы повышения квалификации, их тематическое содержание носило более фундаментальный характер, включая историю, философию, политологию, иностранные языки. Результаты курсов были успешными, занятия позволили священнослужителям из регионов понять, насколько тесно связано их ежедневное служение с общецерковными и общенациональными задачами. Однако серьезной проблемой стал длительный отрыв слушателей, рекомендованных епархиальными архиереями в качестве наиболее активных и перспективных управленцев, от их текущих послушаний и обязанностей. На основе полученного опыта на базе Общецерковной аспирантуры, для которой повышение квалификации церковных кадров является одним из важнейших направлений деятельности, было принято решение возобновить курсы для новоизбранных архиереев, но преобразовать их в краткосрочные и тематические, чтобы программа была более мобильной. Программа краткосрочных курсов зимой 2011 года была предельно насыщенной и интенсивной (четыре-пять полуторачасовых занятий в день) и, главное, максимально приближенной к насущным задачам новых архиереев.

Основной темой курса стали отношения Церкви, общества и государства. В современной политической и общественной ситуации в нашей стране эта тема является, пожалуй, наиболее важной для российских архиереев и как для общественных деятелей, оказывающих влияние на духовно-нравственный климат в регионах, и как для церковных управленцев. Мы старались, чтобы наши слушатели смогли за краткое время увидеть эти отношения с разных точек зрения, прежде всего с точки зрения действующего законодательства и реальной практики взаимодействия представителей светской власти и Церкви. Для этого в качестве лекторов в курсах участвовали обе стороны этого процесса: и представители Церкви, в том числе главы основных церковных ведомств, и представители правительства России, министерств и ведомств, с которыми предстоит взаимодействовать архиереям. Например, после встречи с протоиереем Всеволодом Чаплиным, главой Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, перед слушателями курсов выступил Денис Молчанов, директор департамента культуры и образования аппарата правительства РФ и ответственный секретарь правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений. Кроме того, в качестве приглашенных лекторов выступили замминистра образования и науки Максим Дулинов, директор департамента государственной политики в области средств массовой информации Екатерина Ларина, советник управления Президента РФ по внутренней политике Ольга Королева, Сергей Попов, который долгое время руководил комитетом Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, и другие представители государственных структур, осуществляющих повседневное взаимодействие с Церковью.

Немаловажно, что встречи представителей правительства РФ со слушателями нашего курса проходили в достаточно напряженный момент — сразу после выборов 4 декабря, что придавало лекциям и беседам особую актуальность. Мы просили наших светских лекторов быть максимально откровенными и описывать в том числе сложные и конфликтные ситуации, которые случались на практике. Мне кажется, что наш призыв был услышан — имели место жесткие формулировки, и многое из того, что было рассказано, стало настоящим открытием для слушателей курсов. Думаю, им пришлось четко осознать, какие конкретные проблемы им придется решать, прибыв в свою епархию. Например, был замечательный случай, когда один из слушателей задал стандартный вопрос, который представителям светских властей часто приходится слышать от широкой публики: «Почему правительство не введет систему цензуры в СМИ, которая помогла бы оградить граждан от потока информации, не отвечающей требованиям христианской этики?» В ответ на это лектор напомнил, что в Конституции РФ есть два фундаментальных положения: о свободе слова и свободе совести. Чиновник сказал: «Как вы думаете, много ли времени пройдет от создания цензурного комитета до создания комитета по делам религий? Стоит только тронуть базовые свободы — и вы не сохраните свободу совести». После обсуждения этой ситуации сами новопоставленные архиереи убедились, что желание использовать государственные механизмы, в том числе механизмы ограничения, для легкого решения актуальных вопросов очень просто может привести к тому, что те же репрессивные механизмы могут быть применены против Церкви. Очевидно, у государства свои цели, которые отличаются от целей Церкви. Церковь и государство имеют принципиально разное устройство, и стремиться к тому, чтобы воцерковить государственный аппарат не в смысле его отдельных личностей, а в смысле институции, невозможно. Светское государство сегодня хотело бы видеть Церковь не кредитором, которому оно всё время что-то должно, а социальным партнером. Поэтому гораздо важнее для новопоставленных архиереев заботиться об устройстве отношений с обществом.

Для церковной жизни постсоветского времени характерна ситуация, когда главным для архиерея было «договориться с властями», а общества как такового в поле его зрения вроде и не было. На это настраивает и вековая система церковного управления, в которой епископ, «князь» Церкви, был зачастую настолько же близок к власти, насколько далек от своей паствы. В истории Русской Церкви не раз предпринимались попытки разделить огромные по территории епархии, в которых не только паства, но и священнослужители знали о своем архиерее лишь понаслышке, но они каждый раз проваливались из-за угрозы сокращения доходов архиерейского дома. Реформа по разукрупнению епархий, которая проходит сейчас, тоже достаточно болезненна, так как ресурс епархий естественным образом сокращается, а задачи по социальному и миссионерскому служению умножаются. Но сегодня очевидно, что архиерею придется искать новые подходы к решению старых проблем и что подобная отдаленность епископа от паствы и духовенства может стать губительной. Именно авторитет Церкви в обществе, ее духовное и нравственное воздействие на паству будут определять уровень влияния Церкви и ее позицию во взаимодействии с органами государственной власти. Кстати, обсуждая этот вопрос, слушатели курсов делились и собственным опытом. Так, один из них рассказал, как у него в епархии боролись с распространением алкоголизма. Вместо того чтобы, например, писать губернатору бесконечные письма с просьбой обуздать «алкогольное лобби», было решено создать в местном законодательном собрании рабочую группу, которая, опираясь на поддержку общества, прежде всего верующих, смогла провести изменения в региональном законе, чтобы ограничить распространение алкоголя. Причем сами прихожане храмов следили за тем, чтобы это решение исполнялось.

Одной из самых проблемных тем для освоения оказалась для наших слушателей работа в медиапространстве. Сегодня это особое поле для взаимодействия Церкви и общества и для миссии — у каждого архиерея есть возможности через средства массовой информации обращаться к людям, в том числе к тем, которые далеки от Церкви. Но работа в современном информационном пространстве налагает и немалую ответственность. Архиерей, вне зависимости от своих природных склонностей к коммуникации, становится публичной персоной, а потому должен знать законы медиаполя. Для того чтобы слушатели курсов могли в полной мере почувствовать эту ответственность, был проведен эксперимент, своего рода ролевая игра, в которой новопоставленным архиереям было предложено ответить на самые распространенные и острые вопросы, которые часто можно встретить в СМИ и блогосфере. Этот семинар провел известный телеведущий протоиерей Алексий Уминский. Признаться, реакцию слушателей курсов на достаточно стандартные ситуации, с которыми им придется сталкиваться при общении с представителями СМИ у себя в епархии, сложно назвать удовлетворительной. Мало кто из священнослужителей знал, как донести до широкой публики и журналистов информацию так, чтобы она была правильно понята, и как достойно вести себя в ответ на провокации. Кто-то уходил в размышления общего характера, которые вряд ли смогут «зацепить» слушателя, кто-то не к месту сердился или начинал отрицать очевидные факты, давая тем самым повод для обвинения представителей Церкви в бездействии и некомпетентности. Однако были и те, кто смог найти правильную линию поведения. Например, очень живо обсуждалась должная реакция архиерея в случае, когда региональные чиновники ведут себя неподобающим образом. В результате мы выработали совместную позицию, которая полностью совпадает, например, с позицией Иоанна Златоуста: в публичном пространстве необходимо открыто и четко обличить сам грех, а с конкретным чиновником — как и с любым человеком — необходима сначала индивидуальная пастырская работа по его избавлению о греховной страсти.

Со слушателями курсов встретились также правящие архиереи из регионов, например: архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, которые поделились своим опытом устроения епархиальной жизни. Особенно интересной была встреча с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Саранским и Мордовским Варсонофием, который дал ценные советы по правильному выстраиванию кадровой политики в епархии, рассказал, с какой осторожностью нужно относиться к переводу настоятелей и ротации священников на приходах. С другой стороны, владыка Варсонофий дал необходимые разъяснения по организации аппарата управления в епархии — не секрет, что чрезмерно разросшийся штат помощников архиерея приводит к бюрократизации церковной жизни, с которой архиерей уже потом поделать ничего не сможет. Важно, чтобы хозяйственные заботы и труды по организации социального служения не заставляли забыть о главной цели Церкви, которая является единственным путем спасения для каждого конкретного прихожанина и не может превратиться просто в мощную и успешную социальную корпорацию.

Конечно, учитывая новые задачи, которые сегодня стоят Церковью, курсы повышения квалификации будут проводиться регулярно и не только для новопоставленных архиереев, но и для настоятелей крупнейших монастырей и благочинных.

Страна не может распадаться на части

Из слова Святейшего Патриарха Кирилла на встрече со слушателями курсов повышения квалификации для новоизбранных архиереев

Мне хотелось бы от всего сердца содействовать вам в вашем чрезвычайно важном для Церкви служении. В каком-то смысле создание новых епархий ? это духовная и интеллектуальная инвестиция, которую Церковь осуществляет в жизнь своего народа в тех местах, которые обойдены всякими инвестициями. У нас вкладывают деньги туда, откуда быстро придет прибыль. А вы начинаете свое служение там, куда деньги обычно не вкладывают, а если вкладывают, то очень незначительно. Стало быть, Церковь должна быть первой в этом деле; а ведь то, что мы сейчас делаем, действительно инвестиции, потому что начать епархиальную жизнь ? это вложить не только свой разум, силы, энергию, но и материальные средства. Для чего? Для того чтобы изменилась жизнь нашей глубинки.
Страна не может распадаться на две части, между которыми огромная пропасть: столичные города, областные центры и вся остальная Россия. От этой «всей остальной» России в конце концов и будет зависеть, какой будет наша страна в целом. Поэтому активное участие Церкви в том, что происходит на местах, в изменении духовного, нравственного, интеллектуального климата ? это наша с вами первейшая задача.

На архиерея возлагаются особые учительные функции

Из обращения к слушателям курсов ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона

Архиерей нового поколения — это прежде всего человек, который близок к народу. Мы уходим от того представления об архиерее, которое существовало в дореволюционное время и которое в какой-то степени сохранялось в советское и даже в послесоветское время, как о высоком начальнике, которого народ видит лишь изредка, а на многих приходах не видит вообще никогда.

Такой образ складывался естественным образом, и это было связано с устройством нашей Церкви, с тем, что епархии были очень большие, у архиерея была ответственность за значительные территории. Сегодня происходит тот процесс, непосредственными участниками которого вы являетесь, процесс разукрупнения больших епархий, превращения их в митрополии с целью приблизить архиерея к народу, сделать его мандат более конкретным, четко очерченным.

Близость к народу означает не только возможность встречаться с людьми, общаться с духовенством. Это означает и совершенно особые учительные функции, которые возлагаются на архиереев. Прихожане должны воспринимать его как пастыря и учителя, как отца. Мы должны вернуться к раннехристианскому представлению об архиерее как человеке, который ведет за собой церковный корабль в каждом конкретном месте.

Комментарии слушателей курсов

Дионисий, епископ Касимовский и Сасовский:

Курсы оставили после себя очень сильное впечатление. Круг проблем, в суть которых мы посвящались – животрепещуще актуален; степень откровенности, с которой эти проблемы обсуждались – предельная; атмосфера – рабочая и очень напряженная, но при этом братская и без характерного для подобных мероприятий формализма. Самое значительное событие во время курсов для меня – это опыт общения со Святейшим  Патриархом. Его горящее любовью к Богу, Церкви и людям сердце способно, без сомнения, оживить и согреть любую теплохладную душу.

Николай, епископ Балашихинский, викарий Московской епархии:

Нет сомнения в том, что каждый из слушателей получил не только немалый объем чрезвычайно полезной практической информации, но и огромную духовную пользу. Впечатления от встречи с Первосвятителем, видными иерархами Церкви каждый из нас навсегда сохранит в своем сердце.

Программа курсов были построена так, чтобы новопоставленные архиереи увидели всю палитру современной жизни Церкви. Речь шла о самом главном, но не остались без внимания и «мелочи архиерейской жизни». В частности, весьма ценными были практические рекомендации, сделанные заместителем директора департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России Татьяной Вагиной, главным бухгалтером Московской Патриархии Натальей Дерюжкиной, опытным юристом Олегом Трайниным. Запомнилась и обстоятельная лекция-консультация, которую прочитала руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега).

Практические вопросы, конечно, актуальны – но не менее важны и такие темы, как многогранная деятельность Межсоборного присутствия, получившая подробное освещение в докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Как раз этот круг знаний и поможет новопоставленным архиереям выработать ту проактивную жизненную позицию, о которой говорил в своем докладе председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

Думается, для каждого из слушателей было полезным не только общение со священноначалием, но и возможность братского общения друг с другом. Прибывшие из разных концов страны архипастыри, делающие первые шаги в своем новом служении делились своим опытом – еще небольшим, но интересным и ценным. В церковном организме нет второстепенных членов – каждый востребован, каждый нужен; это мы ощутили в полной мере.

Нас учили не бояться проблем, преодолевать все препоны, учили поступать так, как апостол говорил: проповедовать слово, наставлять во время и не во время, обличать, запрещать, увещевать со всяким долготерпением и назиданием (ср.2 Тим. 4:2).

У каждого из слушателей курсов – своя жизненная история, свой уникальный опыт церковного служения. Было интересно наблюдать, как у кого-то из слушателей, «специализировавшегося» ранее в каком-либо направлении социального служения, буквально глаза загорались, когда разговор заходил о знакомой, можно сказать, выстраданной теме. Но и здесь открывали мы для себя новые грани, новое видение уже изученных проблем. Да и возможность обсудить трудности, получить «из первых рук» рекомендации и советы – дорогого стоит.

Тихон, епископ Южно-Сахалинский и Курильский:

У нас в области население составляет 500 тысяч человек, 180 тысяч проживают в областном центре. По причине территориальной  отдаленности от столицы, нам объективно не хватает важной информации, а также обмена мнениями по различным направлениям церковного служения. Поэтому такие курсы для нас, епископов с Дальнего Востока, весьма актуальны. Уверен, каждый из нас с радостью принял участие в семинарах, несмотря на то, что приходилось преодолеть огромные расстояния, чтобы приехать сюда. Глубже начинаешь понимать общецерковные задачи, стоящие перед архиереем, и детальнее осмысливать пути их решения. Поэтому для меня эти курсы очень значимы, и я надеюсь, что это начинание священноначалием будет продолжено.

Нам было дано много ценных практических знаний. Возьмем, к примеру, юридические вопросы: разумеется, в деталях должны разбираться специалисты, но при этом есть принципиальные моменты, которые должен понимать архиерей. В частности, это вопросы налогооблажения, передачи собственности, регистрации архиерейских подворий, передачи имущества и прочее. Особенно важно, что нам давали практические ответы на интересующие нас вопросы.

Иннокентий, епископ Нижнетагильский и Серовский:

Был оптимально подобран состав лекторов. Могу отметить, что все они предельно откровенны и ясно дали понять, что сегодня отношения Церкви и государства выходят на другой уровень. Церковь должна будет теперь реализовывать свой ресурс, а вот как это конкретно можно сделать? Каждый из выступающих, представители всех основных синодальных учреждений и светские чиновники должны были предложить свое видение этого вопроса, исходя из специализации ведомства.

Хотя большей частью общества Церковь уже давно не воспринимается как закрытая корпорация, всё равно у кого-то вызывает недоумение, что мы, священнослужители, вмешиваемся в общественную жизнь, выходим за рамки чисто приходской работы. В этих условиях архиерею очень важно выстроить у себя в епархии доверительные отношения со своей паствой и стать авторитетом для всех жителей региона, которые, возможно, пока далеки от Церкви. А для этого необходимо владеть разными инструментами: юридическими, экономическими, медийными.

Нам всем, новопоставленным архиереям, предстоит нести свое служение в новообразованных епархиях, которые часто находятся в далеко не процветающем экономическом положении, поэтому особенно ценны были разъяснения по вопросам бухгалтерии, делопроизводства, рационального ведения бюджета. Интересными были лекции о возможностях взаимодействия Церкви и ФСИН, пастырской работы в армии и советы епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона по социальной работе, информационной поддержки этого служения и «прозрачного» сбора пожертвований, крайне полезным оказался административный опыт маститых иерархов – митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия и других.

По моему мнению, содержание курсов отличало то, что конкретные вопросы (юридические, экономические, социального служения) не отвлекали от главного: небходимости бережного отношения и заботы о душах людей, которые составляют нашу паству, ведь Церковь прежде всего спасает.

12 января 2012 г. 19:23
Ключевые слова: духовенство, ОВЦС, ОЦАД
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00