iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В Москве открылся Восточноевропейский международный симпозиум исследователей Нового Завета
В гостинице «Даниловская» 26 сентября начал работу VII Восточноевропейский международный симпозиум исследователей Нового Завета, проходящий под названием «История и богословие в евангельских повествованиях». В организованном при содействии Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св.св. Кирилла и Мефодия форуме участвуют несколько десятков библеистов из России, Сербии, Греции, Румынии, Германии, Финляндии, Великобритании, США. До 30 сентября в его рамках состоятся несколько пленарных заседаний, семинаров и тематических дискуссий. В среду, 28 сентября, открытую лекцию «Неканонические Евангелия: историческое влияние и вклад в богословие» с переводом на русский язык в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) прочитает профессор Нового Завета Университета Регенсбург (Германия) Тобиас Никлас.  
27 сентября 2016 г. 02:30
Репортажи
Работа  секции "Церковь, общество, университет: модели и стратегии взаимодействия"
3 декабря 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Теология в высшей школе: опыт регионов

В рамках Патриаршего совещания "Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества" представители около двадцати регионов обсудили проблемы теологического образования в России на секции "Церковь, общество, университет: модели и стратегии взаимодействия".
 
Школьная форма или хиджаб?

В центре внимания участников секции были такие вопросы как: ресурсы теологического образования в подготовке специалистов –теологов для основных направлений церковной и общественной жизни, подходы к организации теологического образования: от работы с абитуриентами до развития инфраструктуры занятости выпускников, а так же модели взаимодополняющего развития духовной школы и университетского теологического центра.

Раскрывая первую тему, епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт отметил, что система богословского образования в России сегодня развивается по двум направлениям - духовное образование в религиозных учебных заведениях (семинариях и академиях) и университетская теология. Духовные школы традиционно готовят священнослужителей, а университеты - образованных, духовно просвещенных мирян, полезных как Церкви, так и обществу. "Поэтому актуальной задачей является создание площадки для межвузовского общения духовных учебных заведений и университетов, реализующих программы преподавания теологии. Это и преподавательская деятельность, и духовное окормление студентов теологических кафедр и факультетов", - подчеркнул епископ.

Практика показывает, что научный и образовательный потенциал университета решает сразу несколько актуальных задач: это подготовка катехизаторов, это получение священнослужителями помимо духовного второго высшего образования по ускоренной программе, это повышение квалификации и наконец научно-исследовательская работа в смежных с теологией гуманитарных науках.

Так, при создании новых епархий остро встал вопрос подготовки катехизаторов. Потому что таких специалистов, выпускаемых церковными духовными учебными заведениями (а они есть не в каждой епархии) не хватает. И здесь, по словам выступающего, проблема может быть решена кафедрами и факультетами теологии государственных вузов.

"К слову, штат епархиального управления возрожденной в 2011 Пятигорской и Черкесской епархии сформирован во многом благодаря наличию выпускников теологического отделения Института государственно-конфессиональных отношений Пятигорского государственного лингвистического университета", - отметил епископ.

Время ставит перед Церковью такие задачи как широкая образовательная деятельность, работа с молодежью, социальная работа, диалог с секулярным обществом и государством. Но большинство семинарий пока не имеют государственной аккредитации, что осложняет доступ в школы и вузы для окончивших их священников. Кроме того, недостаточный уровень владения иностранными языками, часто становится барьером и не позволяет православным священникам участвовать в международных теологических форумах, хотя там с большим интересом относятся к экспертам из России. Поэтому туда часто попадают хорошо владеющие языками, но совершенно неправославные, нецерковные эксперты от религиоведения. Вот почему второе высшее образование для священника не роскошь, а насущная необходимость.

Что касается востребованости теологов государственными структурами, то наглядный пример привел зампредседателя правления ОАО РусГидро Михаил Мантров. После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году у персонала станции и жителей поселка резко вырос уровень тревожности, который не удавалось снять даже несмотря на «беспрецедентно большие компенсации», которые получили семьи погибших и пострадавших. "Многие хотели переехать на другое место жительства. В посёлке начали активно работать деструктивные религиозные секты", - рассказал Михаил Мантров. Администрация РусГидро обратилась за помощью к специалистам кафедры теологии Рязанского госуниверситета им. С.А. Есенина, которые вместе с сотрудниками РусГидро составили две программы, включавшие в себя, в том числе, составляющую по духовному просвещению сотрудников ГЭС, обслуживающих ее предприятий и жителей поселка. "Общими усилиями началось преодоление социально-психологических, духовных проблем, возникших в результате аварии, оздоровление социально-психологического, духовно-нравственного климата в поселке гидроэнергетиков", - подчеркнул выступающий. Через некоторое время социологический опрос показал, что благодаря программам чувство опасности у людей и число желающих уехать снизилось в 4 раза.

"Опыт сотрудничества РусГидро с кафедрой теологии Рязанского Государственного Университета показывает, что в решении социально-психологических и духовно-нравственных проблем теологическое просвещение – ключевой фактор, оно не может быть заменено психологической или социальной помощью", - заключил энергетик.

Протоиерей Дмитрий Лескин рассказал о потенциально конфликтной ситуации, когда мусульманская община Самары стала собирать подписи за право носить религиозную одежду (хиджаб) в образовательных учебных заведениях. Чтобы принять правильное решение, никого не ущемяющее, администрации региона потребовались квалифицированные специалисты — теологи, которых готовит кафедра теологии и истории религий Самарского государственного университета путей сообщения. Профессиональное мнение экспертов подсказало правильное решение, в регионе была введена единая школьная форма.

Живая традиция

Опытом подходов в организации теологического образования поделились зам. зав. кафедрой теологии и религиоведения Дальневосточного федерального университета Анна Здор и доцент кафедры социальной педагогики и теологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбурга Владимир Блохин.

Так, кафедра теологии ДФУ готовит для себя абитуриентов уже со школьной скамьи. Для чего регулярно проводит конференции, религиоведческие школы, олимпиады, конкурсы школьных работ по духовно-нравственной и патриотической тематике. Например, по теме: «Православие в отечественной истории и культуре», «Религия. Отечество. Семья», "Монастыри и монашество в истории православной культуры", "Библия в мировой и отечественной истории и культуре", "Духовное возрождение Приморья" и т.д. Заодно решается и задача просветительской работы с молодым поколением и с педагогами. Обязательным для этих мероприятий - встречи школьников и учителей со священниками (в частности, на темы "Любовь, брак и семья в православной культуре", "Что значит быть христианином в современном мире"). Кафедра организует для школьников  экскурсии в храмы, дарит им книги и мультимедийные издания по православной культуре. Для учителей преподаватели кафедры проводят мастер-классы (например, по православным праздникам, агиографии, истории монашества), а также готовят электронные хрестоматии с научными и методическими материалами по ОПК (включая и серьезную научную и учебную литературу по истории Церкви, библеистике, православному вероучению, проблемам нравственности, христианскому искусству).

"Мы ставим перед собой цель через участие в этих мероприятиях священников, студентов кафедры теологии и епархиального Духовного училища, учащихся приходских воскресных школ формировать у педагогов и молодежи представления о Православии как живой традиции. Уже сложился круг учителей, которые постоянно приводят к нам ребят, и обмениваются опытом друг с другом", - говорит Анна Здор. Главными объектами просветительских усилий в ДФУ считают интеллигенцию и молодежь, т.к. по мнению Анны Здор, важнейшая миссия богословского образования – вырастить православную интеллигенцию, поскольку именно она оказывает решающее влияние на общественные умонастроения, может способствовать оздоровлению духовного климата.

А вопрос трудоустройства выпускников-теологов качественно решается в Екатеринбурге. Молодые специалисты Российского государственного профессионально–педагогического университета преподают на высоком уровне  предметы богословского, религиоведческого, культурологического, исторического и обществоведческого содержания. Они обладают широким кругом знаний, включающим в себя такие предметы как "Догматическое богословие", "Литургическое богословие", "Библеистика", "Вероучительная литература", "Основы духовно-нравственного воспитания", "История древней христианской церкви", "История Русской православной церкви", "Культурология", "История и теория христианского искусства", "Древнегреческий язык", "Латинский язык", "Основы гомилетики" и др.

Не удивительно, что они находят работу не только в отделах Екатеринбургской митрополии, но и в муниципальных и общеобразовательных учреждениях, негосударственных образовательных учреждениях (церковно–приходских школах), детских домах–интернатах, в службах социального консультирования на приходах Екатеринбургской епархии, библиотеках, органах государственного и муниципального управления.

Студенты только ищут Бога, а семинаристы уже нашли

Удачной моделью сотрудничества духовной школы и университетского теологического центра можно считать научные конференции ДФУ под общей темой "Актуальные проблемы изучения истории и культуры Православия". Они объединяют представителей вузовской науки, светских и духовных учебных заведений. По сути, это форма диалога представителей богословия и светской гуманитарной науки. "Ведь без знания христианства невозможно всерьез говорить о полноценном научном изучении истории, философии, литературы, искусства. С другой стороны, научное сообщество может выступать в качестве посредника между Церковью и светской культурой, Церковью и обществом, и тем самым способствовать трансляции христианских ценностей за пределы церковной ограды", - говорит Анна Здор. Кроме того, большое просветительское значение имеет опыт общения духовенства и православной научной интеллигенции со светской аудиторией. Это способствует разрушению все еще живых мифов о "темных попах" и царящих в Православной Церкви невежестве и обскурантизме.

Подобным образом построено взаимодействие и в Туле. "Семинаристы приходят к нам на научные съезды и семинары, а наших студентов приглашают в семинарию на интересные встречи или совещания. Наши ребята читают в семинарии доклады, делятся своими исследованиями, - рассказал ЦВ заведующий кафедрой теологии Тульского государственного университета протоиерей Лев Махно. – И одновременно могут познакомиться с семинарским бытом и почувствовать особую духовную атмосферу, потому что семинаристы более религиозны, чем теологи. Ведь студенты только ищут Бога, а семинаристы уже нашли".

В ходе дискуссии были затронуты и такие вопросы, как игнорирование частью церковного и научного (вузовского) сообщества теологии как образовательного предмета, подготовка теологов и их востребованность в церковной среде. Их проблематику ЦВ прокомментировал епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.

Нужно понимать, что появление теологии в российском высшем образовании, — это исправление ошибок, допущенных девяносто лет назад. Тогда вся система образования попала под жесткий идеологический диктат, последовательно отрицавший вначале теологию, а затем — генетику, кибернетику, социологию, определенные направления в психологии. Постепенно все эти науки были реабилитированы. Наконец, настала очередь теологии.

Классическое европейское образование всегда включало в себя теологию, как науку, способную развивать человеческое сообщество, сохраняя нравственные ориентиры, сохраняя так называемые коды идентичности и т.д. Такова практика, существующая и доныне во всех развитых государствах. К мировому опыту обращался и Святейший Патриарх в своем докладе, и другие участники совещания; и на пленарном заседании, и в ходе дискуссий.

Святейший Патриарх напомнил, что только в одной в Германии ежегодно защищается около 250 диссертаций по теологии, признаваемых государством. Ситуация просто несопоставимая с тем, что происходит в России. Об этой проблеме надо говорить, и, конечно, эту проблему нужно решать. Думаю, что поддержать авторитет теологии (в вузах - авт.) поможет собственно научная и изыскательская работа в этой сфере. Нужны исследования, посвященные церковной археологии и искусству, церковной истории, особенно новейшему периоду отечественной истории — XX и XXI векам. Это период мученичества, время открытых гонений на Церковь, нуждающийся в серьезном осмыслении. Как нуждается в таком осмыслении и современная жизнь Церкви в условиях становления правового государства, на фоне навязывания обществу этического релятивизма. Необходимо развивать вспомогательные для теологии науки, такие как социология религии.

Для меня, как епархиального архиерея, особенно был важен тезис Святейшего Патриарха о том, что епархии должны сегодня самым активным образом поддерживать теологические кафедры и факультеты, сотрудничать с ними, участвовать в их развитии. Мы должны четко определить цели и задачи, как теологических факультетов, так и духовных учебных заведений. Во многом они схожи, но у каждого из этих направлений есть своя специфика.

Что касается подготовки специалистов-теологов, этот вопрос крайне актуален. Чтобы ответить на него, нужно понимать, в какой мере наше общество нуждается в таких профессионалах. Такие специалисты нужны и Церкви. Например, в штате епархиального управления нашей Пятигорской и Черкесской епархии, которая была создана всего полтора года назад – половина сотрудников — выпускники теологического отделения Пятигорского государственного лингвистического университета. Кроме того, чтобы реализовать цели и задачи по развитию церковной жизни, которые сформулировал Святейший Патриарх на Архиерейском Соборе 2011 года, нужны помощники архиереев по образованию, по катехизации, по миссионерству, работе с молодежью, помощники благочинных. Это специалисты, работающие в церковной сфере и в области церковно-государственных отношений, церковно-конфессиональных отношений и т.д. И здесь тоже во многом могут помочь выпускники теологических кафедр и факультетов.

На второй секции: "Теология: от бакалавриата до научного центра" участники совещания обсудили такие темы как: профильные вопросы подготовки бакалавра, новые возможности интернет-образования, а так же траектории подготовки и дальнейшего пофессионального роста преподавателей и исследователей:бакалавриат-магистратура-аспирантура-научный центр.

По итогам совещания его участники обратились к органам законодательной и исполнительной власти РФ с предложением "нормативно обеспечить партнерство государства, общества и религиозных конфессий в деле развития теологического образования", а так же в Министерство образования и науки РФ с просьбой  "скорейшим образом решить вопрос о внесении теологии в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации". Эксперты также обратились к епархиальным архиереям с просьбой "уделять особое внимание работе по открытию и поддержке кафедр, отделений и факультетов теологии в высших учебных заведениях", и к Синодальной библейско-богословской комиссии, которая во взаимодействии с церковными, государственными и общественными структурами должна будет провести "широкую дискуссию о природе светскости современного государства и светского характера образования, включая вопрос о формах и способах присутствия теологии и религиозной мысли в образовательном пространстве".

На второй секции: «Теология: от бакалавриата до научного центра» участники совещания обсудили такие темы как: профильные вопросы подготовки бакалавра, новые возможности интернет-образования, а так же траектории подготовки и дальнейшего пофессионального роста преподавателей и исследователей:бакалавриат-магистратура-аспирантура-научный центр.

По итогам совещания его участники обратились к органам законодательной и исполнительной власти РФ с предложением "нормативно обеспечить партнерство государства, общества и религиозных конфессий в деле развития теологического образования", и просят Министерство образования и науки РФ во взаимодействии с религиозными и общественными организациями "скорейшим образом решить вопрос о внесении теологии в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации". Эксперты также обратились к епархиальным архиереям с просьбой "уделять особое внимание работе по открытию и поддержке кафедр, отделений и факультетов теологии в высших учебных заведениях", и к Синодальной библейско-богословской комиссии, которая во взаимодействии с церковными, государственными и общественными структурами должна будет провести "широкую дискуссию о природе светскости современного государства и светского характера образования, включая вопрос о формах и способах присутствия теологии и религиозной мысли в образовательном пространстве".

С материалами совещания можно ознакомиться на сайте teolog.info

3 декабря 2012 г. 01:00
Ключевые слова: теология
Также читайте:
наука и религия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи