iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Отнесенность к главному
Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983) — выдающийся пастырь, мыслитель, педагог и проповедник, ­автор научно-богословских сочинений и эссеистской прозы, много сделавший для Православной Церкви в Америке. Осмысление его богословского и литургического наследия, ставшего важной частью церковной науки XX века, особенно актуально в связи со столетием со дня рождения пастыря, которое приходится на этот год. Фундаментальные богословские труды протопресвитера Александра были посвящены главным образом вопросам церковной истории, постижению истоков и сокровенного смысла православного богослужения и церковных таинств. О том, что сам профессор считал главным в своем богословии, о значении его идей для современной богословской науки рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
9 декабря 2021 г. 15:00
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
Рецензии
12 сентября 2003 г.
версия для печати версия для печати

Чистое сердце Сережи Старка

Эта небольшая книжка читается на одном дыхании, но задуматься заставляет о многом. Формально книга монахини Серафимы (в миру — Антонины Михайловны Осоргиной) представляет собой биографию, но биографию ребенка. И в этом причина полного преодоления автором всех формальных рамок. Кто же такой Сережа Старк, очерк жизни которого озаглавлен так возвышенно и строго — «Блажени чистии сердцем...»?

Сережик, Сережа был первым сыном известного протоиерея Бориса Старка, потомком не менее известного любителям отечественной истории обрусевшего шведского рода Старков. Большинство представителей этого рода по мужской линии были военными моряками. Дедушка Сережи вице-адмирал Георгий Старк был участником Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, а дядя его отца адмирал Развозов — последним командующим Балтийского флота Российской империи. Родился Сережа 30 мая 1930 года в Париже.

Обычно описание детских лет героя любого биографического произведения сводится к рассказу об окружавшей его среде, ее влиянии и так далее. В этом отношении очерк монахини Серафимы (Осоргиной) не слишком отличается от других, погружая нас в атмосферу жизни и быта русских изгнанников во Франции: как и чем жили, в какие храмы ходили молиться, как сообща заботились о воспитании детей, как с тревогой ждали начала новой войны, и как эта война началась...

В чем же заключалась необычность Сережи Старка? На первый взгляд, внешне, ни в чем — хороший добрый мальчик, большой озорник, шалун, но очень обаятельный. Однако детское обаяние — еще не достаточный повод для написания именно биографического очерка. Никакого подвига или поступка, достойного упоминания в истории, Сережа Старк тоже не совершил. Но рассказ о Сереже является свидетельством несколько иного рода: в нем в первую очередь говорится о том духовном влиянии, которое оказал на близких этот необычный мальчик. Автор говорит об этом так: «Для тех, кто имел счастье близко знать этого здорового мальчика с блестящими глазками, подарившего им целый мир лучших, высших переживаний, слова объявления (газетного объявления о смерти — А.С.) заставили мучительно сжиматься их сердца от страшной жалости и скорби, но в то же время приоткрыли перед ними завесу, которая отделяет от нас небесный, потусторонний мир, куда ушел необыкновенный ребенок...».

В письме отцу Борису и матушке Наталье Старкам их духовный отец, известный старец и ученик преподобного Силуана Афонского архимандрит Софроний (Сахаров) писал: «Я не знал его (Сережу — А.С.), но коротенькая биография его, написанная Осоргиной, дала мне возможность составить образ этого прекрасного мальчика. “Не говори с тоской — его нет, но с радостью — был”.

Вы, быть может, обидитесь на меня, но я самым искренним образом думаю, что скучать по нему — грех перед Богом и скорбь для него. О нем можно и должно радоваться и благодарить Бога.

Вместо пожелания: Господь да упокоит душу его; с уверенностью говорит душа, что он достиг того светлого Царствия, которое дай Бог и нам всем получить по милосердию Божию».

Очерк Серафимы (Осоргиной) напоминает короткие свидетельства о жизни блаженных детей, которые мы находим в житиях свт. Димитрия Ростовского; или на свидетельство о блаженной отроковице Музе, сподобившейся явления Божией Матери, Которая и призвала ее к себе; или на свидетельство о внезапной смерти, а потом прославлении от Бога блаженного отрока Артемия Веркольского... Сами жизнь и смерть Сережи Старка похожи на жизнь и смерть этих детей.

В 1940 году на праздник Крещения Господня Сережа внезапно заболел. Никто не мог предположить в этот день, что Господь уже призывает его. Однако вскоре болезнь стала смертельно опасной, и 19 февраля Сережа Старк умер. За месяц болезни для всех, кто был с ним рядом, открылась его духовная зрелость, достойная не ребенка, а старца-подвижника — глубина его веры, его мужество и любовь к Богу и ближним. Один из лечивших его докторов сказал: «Если бы этот ребенок был, как другие, можно было бы еще надеяться, но вы сами видите, что это ангел... А задерживать на земле ангелов — не в наших силах!».

В 1952 году отец Борис Старк вместе с семьей вернулся на Родину. Прожив еще почти полвека, он скончался в 1996 году, будучи клириком Ярославской епархии. В заключение процитируем его слова о сыне.

«Цель человека на земле — постараться жить так, чтобы не бояться перехода в настоящую жизнь... Мой сын говорил: «Как я счастлив идти к Богу. Мне жалко вас бросить, но я знаю, что с вами мы еще увидимся, а Бога я увижу уже сейчас». Он жаждал этой смерти в десять лет, потому что он прожил свою жизнь так, что смерть для него была избавлением и облегчением».

12 сентября 2003 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00