iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Рецензии
12 сентября 2003 г.
версия для печати версия для печати

Чистое сердце Сережи Старка

Эта небольшая книжка читается на одном дыхании, но задуматься заставляет о многом. Формально книга монахини Серафимы (в миру — Антонины Михайловны Осоргиной) представляет собой биографию, но биографию ребенка. И в этом причина полного преодоления автором всех формальных рамок. Кто же такой Сережа Старк, очерк жизни которого озаглавлен так возвышенно и строго — «Блажени чистии сердцем...»?

Сережик, Сережа был первым сыном известного протоиерея Бориса Старка, потомком не менее известного любителям отечественной истории обрусевшего шведского рода Старков. Большинство представителей этого рода по мужской линии были военными моряками. Дедушка Сережи вице-адмирал Георгий Старк был участником Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, а дядя его отца адмирал Развозов — последним командующим Балтийского флота Российской империи. Родился Сережа 30 мая 1930 года в Париже.

Обычно описание детских лет героя любого биографического произведения сводится к рассказу об окружавшей его среде, ее влиянии и так далее. В этом отношении очерк монахини Серафимы (Осоргиной) не слишком отличается от других, погружая нас в атмосферу жизни и быта русских изгнанников во Франции: как и чем жили, в какие храмы ходили молиться, как сообща заботились о воспитании детей, как с тревогой ждали начала новой войны, и как эта война началась...

В чем же заключалась необычность Сережи Старка? На первый взгляд, внешне, ни в чем — хороший добрый мальчик, большой озорник, шалун, но очень обаятельный. Однако детское обаяние — еще не достаточный повод для написания именно биографического очерка. Никакого подвига или поступка, достойного упоминания в истории, Сережа Старк тоже не совершил. Но рассказ о Сереже является свидетельством несколько иного рода: в нем в первую очередь говорится о том духовном влиянии, которое оказал на близких этот необычный мальчик. Автор говорит об этом так: «Для тех, кто имел счастье близко знать этого здорового мальчика с блестящими глазками, подарившего им целый мир лучших, высших переживаний, слова объявления (газетного объявления о смерти — А.С.) заставили мучительно сжиматься их сердца от страшной жалости и скорби, но в то же время приоткрыли перед ними завесу, которая отделяет от нас небесный, потусторонний мир, куда ушел необыкновенный ребенок...».

В письме отцу Борису и матушке Наталье Старкам их духовный отец, известный старец и ученик преподобного Силуана Афонского архимандрит Софроний (Сахаров) писал: «Я не знал его (Сережу — А.С.), но коротенькая биография его, написанная Осоргиной, дала мне возможность составить образ этого прекрасного мальчика. “Не говори с тоской — его нет, но с радостью — был”.

Вы, быть может, обидитесь на меня, но я самым искренним образом думаю, что скучать по нему — грех перед Богом и скорбь для него. О нем можно и должно радоваться и благодарить Бога.

Вместо пожелания: Господь да упокоит душу его; с уверенностью говорит душа, что он достиг того светлого Царствия, которое дай Бог и нам всем получить по милосердию Божию».

Очерк Серафимы (Осоргиной) напоминает короткие свидетельства о жизни блаженных детей, которые мы находим в житиях свт. Димитрия Ростовского; или на свидетельство о блаженной отроковице Музе, сподобившейся явления Божией Матери, Которая и призвала ее к себе; или на свидетельство о внезапной смерти, а потом прославлении от Бога блаженного отрока Артемия Веркольского... Сами жизнь и смерть Сережи Старка похожи на жизнь и смерть этих детей.

В 1940 году на праздник Крещения Господня Сережа внезапно заболел. Никто не мог предположить в этот день, что Господь уже призывает его. Однако вскоре болезнь стала смертельно опасной, и 19 февраля Сережа Старк умер. За месяц болезни для всех, кто был с ним рядом, открылась его духовная зрелость, достойная не ребенка, а старца-подвижника — глубина его веры, его мужество и любовь к Богу и ближним. Один из лечивших его докторов сказал: «Если бы этот ребенок был, как другие, можно было бы еще надеяться, но вы сами видите, что это ангел... А задерживать на земле ангелов — не в наших силах!».

В 1952 году отец Борис Старк вместе с семьей вернулся на Родину. Прожив еще почти полвека, он скончался в 1996 году, будучи клириком Ярославской епархии. В заключение процитируем его слова о сыне.

«Цель человека на земле — постараться жить так, чтобы не бояться перехода в настоящую жизнь... Мой сын говорил: «Как я счастлив идти к Богу. Мне жалко вас бросить, но я знаю, что с вами мы еще увидимся, а Бога я увижу уже сейчас». Он жаждал этой смерти в десять лет, потому что он прожил свою жизнь так, что смерть для него была избавлением и облегчением».

12 сентября 2003 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00