выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Рецензии
12 сентября 2003 г.
версия для печати версия для печати

Чистое сердце Сережи Старка

Эта небольшая книжка читается на одном дыхании, но задуматься заставляет о многом. Формально книга монахини Серафимы (в миру — Антонины Михайловны Осоргиной) представляет собой биографию, но биографию ребенка. И в этом причина полного преодоления автором всех формальных рамок. Кто же такой Сережа Старк, очерк жизни которого озаглавлен так возвышенно и строго — «Блажени чистии сердцем...»?

Сережик, Сережа был первым сыном известного протоиерея Бориса Старка, потомком не менее известного любителям отечественной истории обрусевшего шведского рода Старков. Большинство представителей этого рода по мужской линии были военными моряками. Дедушка Сережи вице-адмирал Георгий Старк был участником Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, а дядя его отца адмирал Развозов — последним командующим Балтийского флота Российской империи. Родился Сережа 30 мая 1930 года в Париже.

Обычно описание детских лет героя любого биографического произведения сводится к рассказу об окружавшей его среде, ее влиянии и так далее. В этом отношении очерк монахини Серафимы (Осоргиной) не слишком отличается от других, погружая нас в атмосферу жизни и быта русских изгнанников во Франции: как и чем жили, в какие храмы ходили молиться, как сообща заботились о воспитании детей, как с тревогой ждали начала новой войны, и как эта война началась...

В чем же заключалась необычность Сережи Старка? На первый взгляд, внешне, ни в чем — хороший добрый мальчик, большой озорник, шалун, но очень обаятельный. Однако детское обаяние — еще не достаточный повод для написания именно биографического очерка. Никакого подвига или поступка, достойного упоминания в истории, Сережа Старк тоже не совершил. Но рассказ о Сереже является свидетельством несколько иного рода: в нем в первую очередь говорится о том духовном влиянии, которое оказал на близких этот необычный мальчик. Автор говорит об этом так: «Для тех, кто имел счастье близко знать этого здорового мальчика с блестящими глазками, подарившего им целый мир лучших, высших переживаний, слова объявления (газетного объявления о смерти — А.С.) заставили мучительно сжиматься их сердца от страшной жалости и скорби, но в то же время приоткрыли перед ними завесу, которая отделяет от нас небесный, потусторонний мир, куда ушел необыкновенный ребенок...».

В письме отцу Борису и матушке Наталье Старкам их духовный отец, известный старец и ученик преподобного Силуана Афонского архимандрит Софроний (Сахаров) писал: «Я не знал его (Сережу — А.С.), но коротенькая биография его, написанная Осоргиной, дала мне возможность составить образ этого прекрасного мальчика. “Не говори с тоской — его нет, но с радостью — был”.

Вы, быть может, обидитесь на меня, но я самым искренним образом думаю, что скучать по нему — грех перед Богом и скорбь для него. О нем можно и должно радоваться и благодарить Бога.

Вместо пожелания: Господь да упокоит душу его; с уверенностью говорит душа, что он достиг того светлого Царствия, которое дай Бог и нам всем получить по милосердию Божию».

Очерк Серафимы (Осоргиной) напоминает короткие свидетельства о жизни блаженных детей, которые мы находим в житиях свт. Димитрия Ростовского; или на свидетельство о блаженной отроковице Музе, сподобившейся явления Божией Матери, Которая и призвала ее к себе; или на свидетельство о внезапной смерти, а потом прославлении от Бога блаженного отрока Артемия Веркольского... Сами жизнь и смерть Сережи Старка похожи на жизнь и смерть этих детей.

В 1940 году на праздник Крещения Господня Сережа внезапно заболел. Никто не мог предположить в этот день, что Господь уже призывает его. Однако вскоре болезнь стала смертельно опасной, и 19 февраля Сережа Старк умер. За месяц болезни для всех, кто был с ним рядом, открылась его духовная зрелость, достойная не ребенка, а старца-подвижника — глубина его веры, его мужество и любовь к Богу и ближним. Один из лечивших его докторов сказал: «Если бы этот ребенок был, как другие, можно было бы еще надеяться, но вы сами видите, что это ангел... А задерживать на земле ангелов — не в наших силах!».

В 1952 году отец Борис Старк вместе с семьей вернулся на Родину. Прожив еще почти полвека, он скончался в 1996 году, будучи клириком Ярославской епархии. В заключение процитируем его слова о сыне.

«Цель человека на земле — постараться жить так, чтобы не бояться перехода в настоящую жизнь... Мой сын говорил: «Как я счастлив идти к Богу. Мне жалко вас бросить, но я знаю, что с вами мы еще увидимся, а Бога я увижу уже сейчас». Он жаждал этой смерти в десять лет, потому что он прожил свою жизнь так, что смерть для него была избавлением и облегчением».

12 сентября 2003 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00