выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Рецензии
Обложка книги "Византийские исихастские тексты"/ сост. общая и научная редакция А.Г. Дунаева. М., Издательство Московской Патриархии, 2012
ЖМП № 7 июль 2012 /  30 июля 2012 г.
версия для печати версия для печати

Византийские исихастские тексты: новая "старая" книга

В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет новый сборник переводов "Византийские исихастские тексты". Искушенный читатель, любитель византийской церковной книжности воспримет "Византийские исихастские тексты" как переиздание выпущенной 13 лет назад книги "Путь к священному безмолвию". И действительно: именно эта небольшая книжечка стала "ядром" нового собрания исихастских сочинений. Но "Византийские исихастские тексты" — это нечто большее.

В книгу вошли и другие сочинения, как правило, также изданные в минувшее десятилетие под редакцией А.Г. Дунаева. Опубликованы они были в малотиражных изданиях (полный их перечень чита-тель обнаружит на с. 6 новой книги), и переиздание их в одном томе представляется разумным шагом. Эти дополнительные "новые старые" тексты не менее интересны, чем те, что заимствованы из "Пути к священному безмолвию". Речь идет о Второй сотнице глав преподобного Иоанна Карпафийского — замечательном памятнике византийской аскетической письменности, оригинальный текст которого стал доступен лишь в 1970–1980-е годы; о догматических толкованиях на Иисусову молитву— анонимном и принадлежащем перу святителя Марка Ефесского; о 2-х первых Опровержениях Акиндина и еще одном небольшом сочинении святителя Григория Паламы, представляющих собой памятник эпохи так называемых паламитских спо-ров середины XIV столетия.

Пожалуй, несмотря на утверждение составителя, что данные тексты "соответствуют тематике" греческого Добротолюбия, включение в новый сборник Опровержений Акиндина может вызвать определенные недоумения. Действительно, в греческом Добротолюбии (равно как и в русском переводе этой антологии святителя Феофана Затворника) обретаются фрагменты из Триад в защиту священно-безмолвствующих святителя Григория Паламы, что как будто указывает на принципиальную возможность включения в аналогичное собрание текстов подобных сочинений фессалоникийского святителя. Тем не менее опубликованные в Добротолюбии отрывки из Триад тематически связаны с обрамляющими их текстами, в то время как характер полемики, отраженной в первых двух Антирритиках против Акиндина, не столь соответствует общему "настрою" сборника.

Впрочем, отметим, что сборник не совсем чужд подобной тематике: его завершают Силлогистические главы святителя Марка Ефесского (текст, знакомый читателю еще по "Пути к священному безмолвию"). Так или иначе, нельзя не согласиться, что объединение в одном сборнике не только собственно "исихастских" текстов, но и текстов специфически "паламитских", имеет определенный смысл: читатель получает "всё и сразу" и теперь не испытывает нужды в поиске редких и зачастую довольно дорогих изданий.

"Исихастская тема", как представляется, по-прежнему остается актуальной. Исихастская традиция жива (по крайней мере в отдельных уголках православного мира), и интерес к ней не угасает. Любопытно, что и в других странах, в том числе принадлежащих скорее к римско-католическому "содружеству наций", книги, посвященные исихастскому наследию, издаются, и подчас куда роскошнее, чем в России. Замечательные публикации, подготовленные выдающимся итальянским исследователем Антонио Риго, равно как и издания монастыря Бозе, зачастую также осуществленные при непосредственном участии этого ученого, — прекрасный тому пример. Отметим, что именно публикации Антонио Риго во многом способствовали формированию рассматриваемого сборника. А.Г. Дунаев не раз обращается к трудам венецианского коллеги в комментариях, а также в сопровождающих переводы исследованиях.

Кроме того, очевидно, что предыдущие публикации переиздаваемых ныне текстов не были свободны от недочетов. Позволим себе сослаться на выдающегося отечественного палеографа Б.Л. Фонкича, который полагает, что необходимо издавать не только то, что никогда не было издано, но и то, что было издано, ибо издано оно нередко неудовлетворительно. Сказано это по поводу публикации оригинальных греческих текстов, но, как представляется, может быть применено и к рассматриваемой ситуации. Разумеется, по сравнению с большинством современных святоотеческих изданий на русском языке публикации, положенные в основу сборника "Византийские исихастские тексты", подготовлены на очень хорошем уровне. Но то, что со временем составитель пожелал внести целый ряд существенных изменений, не может не радовать.

Так, например, в новой книге существенно уточнены сведения о преподобном Каллисте Ангеликуде и рукописной традиции принадлежащих ему сочинений, значительно расширена статья, посвященная наиболее "проблемному" из исихастских текстов — "Методу священной молитвы и внимания", причем А.Г.Дунаев приводит разнообразные мнения по поводу атрибуции этого сочинения и различные интерпретации его содержания, не навязывая при этом читателю окончательного решения.

Разумеется, далеко не всем будут интересны эти "дополнительные материалы": кто-то обратится непосредственно к переводам, не желая погружаться в "научные дебри". Но и переводы изданы чрезвычайно тщательно, аккуратно, снабжены ссылками на Священное Писание и святоотеческие творения и кратким, но информативным комментарием. Переводы эти достаточно надежны и как таковые получили признание читателей. Разумеется, это не означает, что они непогрешимы: быть может, впоследствии мы увидим новую редакцию, например, "Глав о божественном единении" Каллиста Ангеликуда или того же "Метода священной молитвы": ведь исследование рукописной традиции продолжается.

Сборник "Византийские исихастские тексты" содержит и три ранее не издававшихся текста. Тексты эти неравнозначны — как по важности, так и по объему. Это — Послание Симеона Евхаитского, 50 глав Дионисия монаха и дополнительные Силлогистические главы святителя Марка Ефесского. Пожалуй, именно последний, весьма краткий текст вызовет наименьший интерес у широких кругов читателей, хотя, вероятно, окажется полезен всем изучающим поздневизантийское богословие. Эти дополнительные главы представляют собой набор аргументов в пользу различия в Боге сущности и энергии.

Послание Симеона Евхаитского (это единственное дошедшее до нас творение Симеона) — замечательный аскетический текст, научающий подвижнической жизни. Послание было популярно как в среде византийского монашества Средних веков, так и в поствизантийский период, причем благодаря переводу преподобного Паисия (Величковского) стало довольно широко (насколько можно судить по дошедшим до нас рукописям) известно в славяноязычном мире. Русский читатель мог познакомиться с этим посланием только в славянском переводе преподобного Паисия, опубликованном в сборнике "Восторгнутые класы в пищу души…", репринтное воспроизведение которого, изданное в 2000 году, можно по сей день встретить на полках отечественных книжных магазинов.

И вот наконец появился русский перевод этого византийского сочинения XI века, выполненный на основе публикаций греческого текста с привлечением рукописной традиции. "Дионисия монаха пятьдесят познавательных глав о превосходстве божественных гимнов" — византийский текст середины XIV века, возможно, принадлежащий ктитору монастыря святого Дионисия на Афоне — преподобному Дионисию. Он относится к группе сочинений, призванных обос-новать употребление так называемого "Часослова Фикары" — своеобразного собрания ежедневных молитв, должен-ствующих дополнить богослужение суточного круга.

Сочинение Дионисия посвящено оправданию употребления этих гимнов и полемике с некими оппонентами, которые противопоставляли Иисусову молитву другим молитвословиям, "отвращаясь от гимнов Христу, не желая восхвалять, славословить, благодарить и благословлять Его" (гл. 7, с. 142). Дионисий придерживается разумного равновесия между церковной молитвой и молитвой "трезвеннической" — Иисусовой, вовсе не отрицая при этом пользы непрестанного памятования имени Божия. Завершает Главы особое "Толкование о превосходстве трезвеннической молитвы", из которого мы узнаем, как воспринимали молитву Иисусову некоторые из византийских иноков XIV века; "Толкование" насыщено святоотеческими цитатами, превращаясь местами во флорилегий, но это не делает его ни менее интересным, ни менее значимым.

Вообще изучение сопровождающих "Часослов Фикары" "толковательных" текстов — дело весьма перспективное, поскольку не исключено, что именно здесь кроется разгадка некоторых споров второй по-ловины XIV века, смысл которых нам до сих пор не до конца понятен. Обширный предметный указатель (с. 529–550), включающий все основные богословские и аскетические понятия, встречающиеся в публикуемых сочинениях, послужит хорошим подспорьем для читателя, но может быть положен в основу более обширного словаря подобного рода.

Олег Родионов
30 июля 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи