выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Наука
Мифи
ЖМП № 9 сентябрь 2016 /  19 октября 2016 г.
версия для печати версия для печати

Зачем физику теология

Кафедра теологии в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» была создана осенью 2012 года. По решению ученого совета университета кафедру возглавил митрополит Волоколамский Иларион. О начале обучения студентов по ее программам «Журнал Московской Патриархии» подробно рассказывал в материале «Физика, лирика и богословие» (см.: 2013. № 10). За это время новое университетское подразделение прочно встало на ноги: оно развивает новые направления учебного процесса, активно включилось в проведение международных научных конференций под эгидой вуза, участвует в междисциплинарном научном диалоге. В то же время в обществе не утихает дискуссия, нужны ли богословские подразделения в структуре светских российских вузов, хотя, казалось бы, их в стране уже несколько десятков и они стали уже неотъемлемой частью вузовской жизни. А вопрос «зачем физику теология?» (равно как и философия, социология и эстетика) нет-нет да и поднимается в средствах массовой информации. Журнал задал этот вопрос заместителю заведующего кафедрой теологии НИЯУ МИФИ доценту, кандидату физико-математических наук, кандидату богословия иеромонаху Родиону (Ларионову).

Программа-минимум: преодолеть невежество

— Ваше преподобие, как вы считаете, нашла ли кафедра свое место в университете, оправдались ли опасения критиков?

— Я сам выпускник МИФИ (окончил институт в 2000 году по специальности «физика твердого тела») и хорошо понимаю его уникальность, его особенности. Мы с уважением и ответственностью отнеслись к предложению руководства университета об открытии кафедры и старались соответствовать академическим требованиям. В то же время пристальное внимание к кафедре и не всегда справедливая критика вынуждали нас действовать неспешно.
С самого начала нашей деятельности мы ориентировались не только на те цели и задачи, которые стоят перед любой новой кафедрой университета, но и учитывали предварившую ее создание общественную дискуссию. В первую очередь наши оппоненты опасались превращения МИФИ в «очаг клерикализации», обязательного изучения студентами Закона Божия.
Оправдались ли ожидания критиков? Надеюсь, нет. Обучение на кафедре теологии по-прежнему для студентов университета добровольно: читаемые нашими преподавателями предметы вне обязательной программы. Студенты могут свободно выбирать — посещать либо наши курсы, либо организуемые другими кафедрами альтернативные занятия. Отрадно, что есть студенты, которые приходят именно к нам. Преподаватели рассказывают о хорошей обратной связи, слушатели живо интересуются, задают острые, честные вопросы.

— Почему, на ваш взгляд, кафедра теологии была создана именно в Национальном исследовательском ядерном университете?

— Одна из главных причин — попытаться исправить ситуацию с гуманитарной составляющей технического образования. В советское время практически все гуманитарные кафедры в технических вузах имели идеологическую направленность. Много общаясь с выпускниками МИФИ и с нашей профессурой, я открыл любопытный для себя факт. Кафедры научного атеизма или диалектического материализма, причем не только в МИФИ, но и в других физических институтах, серьезно не воспринимались даже в среде атеистически ориентированных ученых. Идеология закрывала от людей мир настоящего гуманитарного знания! Серьезный специалист-физик мог быть совершенно наивным в элементарных вопросах философии, религиоведения, социологии или истории. Конечно, были люди, которые смогли стать всесторонне развитыми вопреки советской системе, но они — исключение из правила.

В Новейшее время идеологию отменили. Кафедры вынуждены были переквалифицироваться, но поменять название мало. Перед нами стоит задача вместе с другими гуманитарными кафедрами исправить сложившуюся ситуацию — попытаться создать научную школу или хотя бы единый коллектив исследователей. Именно таким путем пошли в знаменитом Массачусетском технологическом институте и в других передовых технических университетах мира. И мы уже сделали первые шаги в этом направлении: не так давно в МИФИ по инициативе нашей кафедры создан Центр гуманитарных исследований и технологий.

— Каковы задачи преподавания теологии в рамках общего университетского курса?

— Религия продолжает играть существенную роль в жизни людей. Общегуманитарная цель преподавания теологии в университете заключается в том, чтобы дать возможность студентам получить знания в области религии. Но не религии вообще, а в связи с конкретными, как говорят специалисты, «кейсами», то есть реальными обстоятельствами и историческими событиями. Таким способом можно не только объективно раскрыть жизнь и служение Церкви в современном мире и в исторической ретроспективе, но и показать, как вообще «работает» религиозный фактор. Преодоление невежества в сфере религии, которое мы унаследовали от советского прошлого, — самая первая задача кафедры.
Но перед нами стоят и другие. Теология — наука в значительной степени междисциплинарная, имеющая большой опыт взаимодействия с разными гуманитарными дисциплинами. Теологическое измерение можно обнаружить в самых разных направлениях гуманитарного знания. Пример элитарных высших школ Европы и Нового Света, таких как Женевский университет (Швейцария), Оксфордский университет (Великобритания), Кембриджский университет (Великобритания), Гарвардский, Принстонский, Стенфордский университеты (США), Университет Тюбингена (Германия), доказывает: теология прекрасно уживается в академическом пространстве, не занимаясь при этом идеологическим диктатом и не привнося клерикализации. Напротив, тот коммуникативный опыт, который накоплен за века присутствия теологии в высшей школе, дает нам возможность эффективно выполнять функции посредника академического междисциплинарного диалога. Этот коммуникативный и междисциплинарный потенциал теологии в значительной мере недооценен, но при этом востребован в академической среде.

Курсы от ведущих богословов

— Кафедра теологии — одна из самых молодых в МИФИ. Каких результатов вам уже удалось достичь?

— Нашим студентам доступны по выбору несколько курсов. Один из них — «История искусства» — посвященн общей теории и истории искусства. Его читает представитель искусствоведческой школы Московского университета, доктор искусствоведения, профессор и заведующий кафедрой теории и истории христианского искусства факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Стефан Ванеян. В течение многих лет читая лекции, в том числе студентам МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Ванеян составил базовый курс, позволяющий за краткое время сформировать у студентов представление о художественных идеалах и ценностях, повлиявших на лучшие умы настоящего и прошлого.

Курсы «Философия религии» и «История научной мысли» связаны с научной традицией Института философии Российской академии наук и Российского государственного гуманитарного университета. Курс «Философия религии» доцента протоиерея Владимира Шмалия знакомит с ключевыми теоретическими положениями и методологическими основаниями философии религии, выявляет роль религии в системе духовной культуры общества. Также лектор предлагает рассмотреть актуальные проблемы религии в современности.

Курс «Новейшая история религий» старшего научного сотрудника Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН Алексея Беглова призван познакомить студентов с основными тенденциями в развитии религиозных традиций в их взаимодействии с обществом и его институтами, в том числе и с государством.
Носящий общегуманитарный и познавательный характер курс «История христианской мысли» создан заведующим кафедрой профессором митрополитом Волоколамским Иларионом. Его цель — дать представление о христианстве как явлении, носящем цивилизационный характер, лежащем в основе европейской и иных культур и продолжающем до сих пор влиять на динамику мировых процессов.

Новые модули «Религиозный фактор в социокультурном измерении», «Религиозный фактор в международно-политическом измерении» и «Гуманитарные науки сегодня» носят синтетический (собирательный) характер. Они также основаны на лучших отечественных образовательных практиках и строятся с привлечением зарубежных специалистов. Начиная с прошлого семестра в их рамках мы организовали несколько открытых лекций и семинаров, которые провели профессора европейских и североамериканских университетов: Грегори Фриз (доктор исторических наук, профессор Брандейского университета, США); Клаус Бухенау (профессор Университета Регенсбург, Германия); специалист по культуре Восточной Европы и Балкан XIX–XX вв. Надежда Киценко (американский исследователь-историк, профессор Университета в Олбани), Ирина Пярт (историк, профессор, старший исследователь кафедры истории Церкви теологического факультета Тартуского университета).

— Ведете ли вы сами какой-нибудь курс?

— Да. Мой курс «Научная мысль в общекультурном контексте» посвящен не просто истории науки. Он призван раскрыть основные этапы и закономерности становления естественнонаучного знания, начиная от античности и до Новейшего времени, от Пифагора и Аристотеля через Галилея и Ньютона до Анри Пуанкаре, Эрвина Шредингера, Бенуа Мандельброта, Альберта Эйнштейна и Ричарда Фейнмана. Развитие науки, и в первую очередь физики, происходило не спонтанно, а было теснейшим образом связано и обусловлено философскими и богословскими идеями. Позтому современная научная картина мира оказывается неполной без гуманитарного и богословского знания. В основу курса положены ставшие классическими труды Пиамы Павловны Гайденко — одного из крупнейших отечественных специалистов по истории философско-богословской мысли и ее связи с естествознанием.

— Каковы основные научные направления, интересы кафедры?

— Первоначально спектр наших научных интересов был достаточно широк. Мы пытались нащупать актуальную тематику для исследований и подобрать специалистов, которые могли бы сделать достойный вклад в ту или иную сферу. Например, в 2013 году мы провели большую Международную научную конференцию «Наука и религия: исторические пути и перспективы конвергенции». Семинар «Наука и теология: история и перспективы» собрал самую широкую аудиторию. Были представлены очень интересные доклады итальянских ученых из Университета Неаполя, Миланского католического университета и других. Ключевой встречей конференции стал круглый стол «Интерпретация квантовой механики».
Взаимодействие науки и религии неоднократно обсуждалось на семинарах и на круглых столах, проводимых на базе НИЯУ МИФИ в рамках проекта «Религия, наука и общество» при поддержке Фонда Джона Темплтона. Эти мероприятия всегда вызывали интерес у студентов и преподавателей НИЯУ МИФИ. По приглашению ка­федры НИЯУ МИФИ посетили многие зарубежные ученые. Это Брайан Грим (США), Джастин Барретт (Великобритания), Джеффри Шлосс (США), Томас Бремер (Германия), Грегори Фриз (США).

Интересным опытом стало проведение совместно с Институтом всеобщей истории РАН и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в начале 2015 года семинара «Научный атеизм в России: история и современность». Его результаты послужили основой для проводимого под эгидой нашей кафедры большого исследования по истории духовных и интеллектуальных поисков советских ученых-физиков, первые итоги которого, я надеюсь, будут опубликованы в ближайшие месяцы.

Таким образом, наш научный интерес смещается в сторону исследований образовательных стратегий и практик (в том числе истории религиозного образования), религиозной повседневности, роли религиозного фактора в современном мире, социальной истории науки, популяризации научного знания, некоторых междисциплинарных областей, особенно связанных с философско-богословской мыслью и естествознанием.
Есть у нас и «чисто богословские» события. В конце 2014 года при содействии нашей кафедры НИЯУ МИФИ стал соорганизатором прошедшей под председательством заведующего кафедрой митрополита Волоколамского Илариона крупной Международной богословской конференции «Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие». Студенты и преподаватели МИФИ смогли лично услышать богословов мирового масштаба — митрополита Каллиста Уэра (Великобритания), протоиерея Иоанна Бэра (США), профессора Жан-Клода Ларше (Франция) и многих других. В 2015 году открытую лекцию о философии живописи священника Павла Флоренского прочитал профессор Университета La Sapienza (Рим) Джузеппе ди Джакомо. Наконец, уже несколько лет при посредничестве нашей кафедры МИФИ становится площадкой для проведения Рождественских чтений Южного викариатства Москвы, которые традиционно возглавляет первый викарий Святейшего Патриарха митрополит Истринский Арсений.

Подружить «физиков» с «лириками»

— Как вы в целом оцениваете ситуацию в области преподавания гуманитарных знаний студентам-естественникам?

— Вспоминая «противостояние» с «лириками», мы пытаемся познакомить наших «физиков» с лучшими образцами мировой гуманитарной мысли. Всесторонне развитый человек, воспитанный на лучших образцах отечественной и мировой мысли, намного устойчивее к различным видам деструктивной пропаганды — от религиозных сект и радикальных религиозных учений до политических технологий. А ведь МИФИ воспитывает будущую техническую элиту — людей, которые в следующие десятилетия будут держать под уздцы прирученного их великими предшественниками «атомного коня». И очень важно, чтобы такие люди выросли сознательными носителями национального культурного и цивилизационного кода.
Вообще же изучение междисциплинарных гуманитарных курсов вошло в программы ведущих университетов мира — Массачусетского технологического института, Стенфорда, Гарварда и многих других. Всё убыстряющийся темп развития естественных наук и стоящие перед современным обществом вызовы и угрозы предполагают обращение к передовому гуманитарному опыту.

С другой стороны, налицо возрастание научного и общественного интереса к роли религиозного фактора и к его влиянию на международно-политические, социальные и культурные процессы. Знакомство с современными областями гуманитарных исследований и знание основных трендов интеллектуальных поисков позволит студентам естественнонаучных специальностей взглянуть на стоящие перед наукой и обществом актуальные проблемы, имея на вооружении современный аналитический и экспертный инструментарий. Сюда же примыкает тема популяризации науки и целый спектр вопросов, который в англоязычной научной литературе называется «science writing». Гуманитарное знание физикам здесь необходимо!

— Кафедра теологии МИФИ — прежде всего люди, которые на ней работают. Расскажите, пожалуйста, о коллективе кафедры, о вкладе сотрудников в ее развитие и деятельность.

— Начинали мы всего с трех профессоров, включая самого нашего заведующего митрополита Волоколамского Илариона. Теперь же наш коллектив количественно вырос на порядок. Нам удалось, на мой взгляд, привлечь к деятельности кафедры очень хороших специалистов. Это и молодые исследователи — кандидаты наук, и более опытные, состоявшиеся ученые — доктора, в том числе зарубежные, есть даже два академика. С их биографиями и деятельностью на нашей кафедре можно подробнее познакомиться на сайте.

Недавно к нашему коллективу присоединился один из крупнейших современных специалистов по русской церковной истории. Я его уже упоминал. Это профессор Грегори Фриз, исследователь-классик высшего мирового уровня и легендарная фигура. Любопытно, что в свое время молодой американец Фриз защищал свою докторскую диссертацию в совете под председательством уже престарелого отца Георгия Флоровского, а теперь он сам становится профессором в русском университете. Мне хочется надеяться, что здесь не обошлось без Промысла Божия. В 1980-е годы Фриз очень много поработал в отечественных архивах и на этом богатом материале смог применить новый подход, который только зарождался в мировой науке, — методику социальной истории. Нельзя не упомянуть еще одного нового профессора нашей кафедры — Кристину Штёкль, известного и авторитетного социолога религии, руководителя проекта «Постсекулярные конфликты» в Университете Инсбрука. Две ее монографии, посвященные анализу социальных процессов в Русской Православной Церкви в новейший период, стали отражением серьезного интереса мировой академической науки к религиозной тематике и фактически явились фундаментом нового актуального научного тренда.

Еще один профессор нашей кафедры — Надежда Киценко, заведующая кафедрой истории в Университете Олбани (США). Свою докторскую диссертацию она защитила в Колумбийском университете на тему «Служение современного святого: Иоанн Кронштадтский и русский народ, 1861–1917». Эта работа легла в основу монографии о первой научной биографии отца Иоанна Кронштадтского. Сейчас готовится к выходу новая ее монография, посвященная исповеди в Русской Православной Церкви в дореволюционный период. И это только малая часть преподавателей и исследователей, которых объединяет наша кафедра. Думаю, мы смогли сделать первые шаги на пути создания «своей» научной школы. Теперь слово за студентами и аспирантами.

— Каким вам видится будущее кафедры?

— Сфера религиозного и научного знания сильно различаются. Однако в том, что касается опыта человеческой жизни, они близко соприкасаются. Наверное, каждый человек, который занимается наукой, тем или иным образом определяет себя по отношению к религии. И эти вопросы всегда будут вызывать интерес, особенно в среде физиков. Однако сегодня стало очевидно: нам остро не хватает научной базы для серьезной полемики и диалога, для организации академического исследования в тех междисциплинарных областях, которые представляют актуальный научный и общественный интерес. Это стало особенно важно после одобрения год назад президиумом Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки паспорта научной специальности «теология», поскольку фактически был поставлен вопрос: каково реальное содержание исследовательской богословской базы в России? Хочется надеяться, что наша кафедра внесет свою лепту в его решение.

Университетское образование не оставляет возможности
ощущать себя профаном

Митрополит Волоколамский Иларион,
заведующий кафедрой теологии Национального исследовательского ядерного университета МИФИ

Университет отличается от обычного института тем, что он дает не только специализацию в какой-то конкретной области, но еще и эрудицию в различных других областях. Сама идея университета заключается в том, чтобы люди получали образование в самых разных областях человеческой деятельности, в самых разных науках. Не случайно во всех университетах существует такая система, согласно которой каждый человек получает определенную специальность; но помимо того, что связано непосредственно с его специальностью, он изучает еще и многие другие общеобразовательные предметы, которые позволяют ему повысить свою эрудицию и стать по-настоящему компетентным человеком во многих областях человеческого знания и деятельности. Таковой была задача университета еще в средние века, таковой же она остается и в наше время. Несмотря на то что изменились обстоятельства, изменился контекст, в котором мы живем, изменились условия, изменился окружающий мир, университет по-прежнему призван давать людям образование, ­которое было бы более или менее универсальным, то есть человек, обладающий высокой степенью компетенции в одной области, не оказывался профаном в других ­областях.
Преподавание теологии в светских учебных заведениях нашей страны — в каком-то смысле вопрос национальной безопасности. Потому что мы видим, к сожалению, что в мире сегодня существуют силы, которые пытаются использовать религию для дестабилизации общества, для совершения террористических актов и вовлечения молодых людей в террористические организации.

Надежда Киценко — американский исследователь-историк, профессор Университета в Олбани (США), профессор НИЯУ МИФИ Меня пригласили преподавать в МИФИ, и я, конечно, согласилась. Кому бы не импонировало сотрудничать со столь знаменитым институтом? Но если говорить совсем серьезно, то всем студентам, которые занимаются так называемыми точными науками, полезно иметь представление о гуманитарных науках на более высоком по сравнению со средней школе уровне. Особенно важно понять, что гуманитарные науки — это тоже науки со своими требованиями и со своей научной спецификой и строгостью. Думаю, физиков это касается в первую очередь. Физика и теология ( богословие) совмещаются органично. Ведь физика, как и богословие, затрагивает самые глубинные вопросы бытия — происхождение материи, космологию. Студенты МИФИ вдумчивые, быстро вникают в суть дела, задают тонкие и сложные вопросы.

Алексей Беглов — историк религии, доцент
Преподавание в МИФИ — для меня очень интересное профессиональное испытание: оно требует представить результаты своих исследований не в кругу коллег-историков, а перед людьми, часто далекими от гуманитарной проблематики и одновременно очень требовательными к качеству научного исследования и преподавания, привыкшими оперировать точными знаниями. Это заставляет взглянуть на предмет под другим углом и пользоваться очень точным языком. Студенты-физики — замечательная аудитория! Но если тебе удается по-настоящему их заинтересовать, они становятся благодарными слушателями, готовыми к углубленному изучению твоего предмета.

Богдан Петров, студент МИФИ (в этом году окончил бакалавриат), инженер кафедры «Прикладная математика»
Раньше в институте религиозные темы поднимались разве что на философии и тематических уроках английского языка. У меня же, далекого от религии обычного студента технической специальности, такие вопросы возникали, а ответ на них получить не удавалось. Например: почему религии до сих пор существуют, исчезнут ли они? Если исчезнут, то почему и к чему это приведет? Если нет, как будут развиваться? Действительно ли религия может помочь в трудные времена? Было бы неплохо, если бы эти вопросы я смог задать и обсудить в рамках курса. Стоит отметить, что подобные вопросы иногда поднимаются на дискуссиях в нашем общежитии, например, при обсуждении новостей. Сейчас много говорят о спорах и противоречиях науки и религии, говорят, что это две противоположности. Но еще Эйнштейн писал, что они дополняют друг друга. И я считаю так же. Возможно, проблема в том, что под религией понимают лишь храмы, платные требы, освящение ракет перед запуском и т.д. О такой ли религии писал Эйнштейн? (A. Einstein, Science and Religion, in: Out of My Later Years, The Citadel Press, Secaucus, New Jersey, 1956. Р. 21–30; пер. на рус. яз.: http://scepsis.net / library / id_147.html) Мне кажется, это очень важный момент. А, может быть, я неправ. Но хочется в этом разобраться. Поэтому я бы хотел, чтобы курсы на кафедре теологии затрагивали именно связь науки и религии.
В курсе, который я посетил, затронутые темы оказались интересными. Очень понравилось, что лекции читали приглашенные специалисты, в том числе зарубежные. Думаю, для общей образованности такой курс надо пройти обязательно.

19 октября 2016 г.
Ключевые слова: теология
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00