выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00
Наука
ЖМП № 1 январь 2013 /  21 января 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Игумен Андрей (Мороз): Я бы хотел, чтобы каждый студент семинарии имел задатки святого человека

В Якутске продолжается возрождение старейшей на Дальнем Востоке высшей духовной школы, возобновленной в 2011 году. Цель семинарии — подготовка духовенства, которое будет служить и проповедовать на понятном для населения языке. «Те, кто здесь родился, знают специфику региона и никогда его не покинут», — считает ректор Якутской православной духовной семинарии игумен Андрей (Мороз).

— Отец Андрей, 380 лет назад Якутия приняла православие и очень быстро возникла духовная школа, успешно возобновленная в наши дни. Расскажите об особенностях духовного образования в столь отдаленном регионе?

— Духовное образование в Якутии всегда было очень специфичным. Когда-то здесь, так же как и во многих других областях России, помимо семинарии имелись духовное училище, женское епархиальное училище, но усилия духовной школы были направлены на подготовку местного духовенства, которое служило бы и проповедовало на понятном для населения языке.

К началу революционных перемен в России священнослужителей в Якутии уже было более трехсот примерно на 262 тыс. жителей. Около половины — люди местные, из коренного населения: якуты, эвены, эвенки, юкагиры. Приток коренного населения в духовенство шел самым естественным образом. Казаки, прибывавшие осваивать Север, женились на местных уроженках. В смешанных браках, которые в этих краях были обычным явлением, происходило взаимопроникновение культур.

Потрясения, которые пережила Церковь после 1917 года, в полной мере коснулись и Якутии. В 1920 году все духовные учебные заведения Якутска были закрыты. К моменту возрождения Якутской епархии в 1993 году в городе действовал всего один храм. До сих пор в республике катастрофически не хватает священников. Однако духовная жизнь в Якутии возрождается, об этом говорит возобновление якутской духовной школы.

Сначала в 2006 году было открыто духовное училище, которое через пять лет стараниями правящего архиерея епископа Якутского и Ленского Романа, решением Священного Синода получило статус духовной семинарии. При этом местные республиканские власти дальновидно помогли нам создать хорошую материально-техническую базу для духовного образования в епархии.

— Когда-то Якутская духовная семинария была одним из ведущих учебных заведений региона. Из ее стен вышли многие представители якутской интеллигенции. Стремитесь ли вы к этому сегодня?

— Быть значимее Северо-Восточного федерального университета, конечно, лестно, но наша задача — стать лидером не вообще образования в Якутии, а духовного образования. Хотя обычно более двухсот студентов из светских вузов Якутска собираются на межвузовские мероприятия, которые мы проводим на базе семинарии один-два раза в месяц.

Семинария — это и база методической помощи преподавателям нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Мы часто выступаем соучредителями проектов в области духовно-нравственного воспитания. Семинаристы и студенты встречаются не только в аудиториях, но и сообща занимаются спортом.

Таким образом, интеграция в вузовскую среду идет, хотя отношения складываются по-разному. От предельно дружеских с Байкальским государственным университетом эко-номики и права, когда наши мероприятия — это их и наоборот, до простого интереса, который мы ощущаем со стороны Северо-Восточного федерального университета и Якутской сельскохозяйственной академии.

Якутская православная духовная семинария обладает достаточными интеллектуальными и материальными ресурсами, и жителям Восточной Сибири, желающим получить духовное образование, нет необходимости ехать за тридевять земель. Такая возможность есть «под боком».

— Готовы ли вы к конкурсу, если молодежь хлынет за духовным образованием?

— Если бы мы брали всех, кто к нам приходит, то число первокурсников выросло бы многократно. Но мы им объясняем: в семинарию человек должен прийти, осознанно желая послужить Церкви, а не потому, например, что у нас прекрасное общежитие, или потому, что он недобрал баллы в другой вуз.

Наша семинария рассчитана на шестьдесят человек, и это оптимальная цифра. Духовная школа должна быть большой семьей, где каждый на виду, что имеет огромное воспитательное значение. Мы можем позволить себе такую роскошь, как индивидуальный подход.

Духовная школа работает по трем направлениям. Действует отделение пастырской подготовки священнослужителей, на первый курс которого в этом году поступили восемь человек. Есть среди учащихся и ребята-якуты. Пока их, увы, не так много, как хотелось бы. Но если учесть, что в Якутии огромное число приходов не имеет священников вообще, то и это неплохо. Ведь что такое священник на приходе? Это пример для молодых людей. У многих молодых якутов такого примера просто нет. Впрочем, ситуация всё же меняется.

Еще у нас есть отделение церковного пения, где могут учиться девушки, а также курсы катехизаторов для тех, кто не может оставить светскую работу, но желал бы получить богословскую подготовку.

Для того чтобы о нас знали больше, мы создали свой сайт и сотрудничаем с региональными СМИ, но в Якутии с ее огромными расстояниями и отдаленными друг от друга населенными пунктами, где еще не везде есть Интернет, информация расходится медленно.

И все-таки о нас уже знают даже в дальних районах. Епископ Якутский и Ленский Роман много ездит по республике и, встречаясь с молодежью, всегда рассказывает о семинарии. Я тоже часто бываю в районах. Могу засвидетельствовать: к семинарии большой интерес. Так что рождение семинарии — это в том числе огромный информационный труд.

— Расскажите о сегодняшних семинаристах? Каков ваш идеал студента семинарии?

— Нынешнее поколение молодых людей в чем-то более сложное, но порой и более цельное. Когда человек избирает духовную стезю в мире, где правит разнузданность, он, как правило, уже имеет навык ей противостоять. Так что 380-летие православия в Якутии мы встречаем с новым поколением пастырей и христиан, готовых принять на себя продолжение великой миссии, начатой когда-то святителем Иннокентием (Вениаминовым). Нужно молиться только, чтобы этот источник не иссяк.

Я бы хотел, чтобы каждый студент семинарии имел очевидные задатки святого человека. Ведь один такой может сделать в сто раз больше, чем тысяча талантливых пастырей.

— Как вы видите дальнейшее развитие духовной школы? В чем ее основная задача?

— Нашу стратегию определил Святейший Патриарх Кирилл: семинария должна не просто восполнять дефицит священнических кадров, а стать духовной школой народов Севера, что отличает нашу семинарию от других духовных вузов и для Якутии особенно важно. Те, кто родился в этих местах, знают специфику региона и никогда его не покинут. Задача семинарии — стать уникальным образовательным учреждением, где получают пастырское образование представители коренных народов Севера.

Беседовала Елена Воробьева

21 января 2012 г. 01:00
Ключевые слова: семинария, Якутия, литература
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи