выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Наука
Заседание Диссертационного совета в Общецерковной аспирантуре и докторантуре свв. Кирилла и Мефодия 4 сентября
5 сентября 2012 г. 12:00
версия для печати версия для печати

Защитились первые докторанты в Общецерковной аспирантуре

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 4 сентября состоялись защиты первых докторских диссертаций. Успешными соискателями на ученую степень доктора богословия стали докторанты аспирантуры игумен Арсений (Соколов) и Владимир Катасонов.

Одновременно в Общецерковной аспирантуре начал работу общецерковный докторский Диссертационный совет, в состав которого входит 21 человек. Председатель Диссертационного совета — ректор Общецерковной аспирантуры и заведующий кафедрой внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, ученый секретарь — проректор аспирантуры, протоиерей Владимир Шмалий.

Представленные к обсуждению работы заслужили высокие оценки членов диссертационного совета. Труд Владимира Катасонова "Концепция актуальной бесконечности как место встречи богословия, философии и науки", защищенный по кафедре философии, показал, по мнению митрополита Илариона, "глубокие знания соискателя в областях философии, богословия и математики" и был квалифицирован ректором как "компетентное исследование на стыке разных дисциплин". Ведущая организация диссертанта — Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия. Официальные оппоненты: Геннадий Майоров, д.ф.н., заслуженный профессор философского факультета МГУ; протоиерей Димитрий Лескин, кандидат богословия, д.ф.н.; Геннадий Кулябин, д.ф.-м.н., проф.

Диссертационная работа игумена Арсения (Соколова) "Книга пророка Амоса: историко-филологическая, традиционная еврейская и святоотеческая экзегеза", защищенная по кафедре библеистики, стала шагом на пути к "нащупыванию" органического сочетания 2000-летнего опыта библейской экзегезы с творческим восприятием результатов современных научных поисков". Ведущая организация диссертанта — Московская Православная Духовная Академия. Официальные оппоненты: архимандрит Кирилл (Говорун), доктор философии; Андрей Десницкий, д.филолог.н.; Евгений Рашковский, д.и.н.

"Современная экзегеза занимается реконструкцией самого археологически древнего пласта, из которого потом органично, как из корней дерева, вырастает позднейшая экзегеза, раннехристианская, святоотеческая, затем современная, — и такое видение задается в труде соискателя", — подчеркнул научный консультант игумена Арсения Михаил Селезнев.

Так, архимандрит Кирилл (Говорун), официальный оппонент игумена Арсения, отметил представленную в работе "целостную картину эпохи, в которую жил пророк Амос, и на этом фоне его роль как пророка". Однако, несмотря на историческую строгость, докторант по собственному признанию "несколько завысил градус актуализации" в увлечении исследованием социального богословия пророка Амоса: "Не следовало, говоря о "разъевшихся дамах" из начала 4 главы, вспоминать об обществе потребления. Это понятие имеет жесткую постиндустриальную коннотацию", — заметил официальный оппонент диссертанта Евгений Рашковский.

По итогам заседания оба диссертанта единогласно признаны присутствующими членами Диссертационного совета как достойные соискуемых ученых степеней.

5 сентября 2012 г. 12:00
Ключевые слова: ОЦАД
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи