iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету - четверть века
Первый набор студентов Православный Свято-Тихоновский богословский институт, как тогда назывался ПСТГУ, провел осенью 1992 года. И тогда же состоялся первый в истории ПСТБИ торжественный акт — в день избрания святителя Московского Тихона на патриарший престол, 18 ноября, ставший по патриаршему благословению институтским праздником. Первый в Церкви университет — ведущее в России православное высшее учебное заведение открытого типа, ежегодно выдающее государственные дипломы установленного образца по десяткам специальностей, преодолело за этот период колоссальный путь. «Журнал Московской Патриархии» устами ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева вспоминает главные вехи на этой дороге и рассказывает об основных задачах развития вуза. PDF-версия Но сначала мы приглашаем читателей на небольшую экскурсию в университетский городок в столичном районе Марьино. PDF-версия
20 ноября 2017 г. 11:30
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Общество
Заведующая сектором методической работы ОРОиК Санкт-Петербургской митрополии Ирина Константинова
ЖМП № 3 март 2014 /  24 марта 2014 г.
версия для печати версия для печати

А ларчик просто открывался

Как в Санкт-Петербургской митрополии решили проблему повышения рейтинга ОПК

Курс ОПК в школах Санкт-Петербурга преподается с сентября 2012 года. Когда началась работа по его подготовке, в епархиальный отдел по религиозному образованию (ОРОиК) посыпались жалобы родителей третьеклассников. Они говорили о нарушениях законодательного права родителей на свободный выбор модуля для своего ребенка в рамках ОРКСЭ. А когда подвели итоги, оказалось, что модуль «Основы православной культуры» выбрал только каждый десятый родитель, хотя в Ленинградской области — каждый второй. Что предприняли сотрудники отдела, чтобы изменить ситуацию к лучшему? Об этом рассказывают заведующая сектором методической работы ОРОиК Санкт-Петербургской митрополии Ирина Константинова и руководитель информационно-аналитической службы ОРОиК Марина Павлова.

Координационный совет

Главной причиной низкого процента выбора ОПК стало недостаточное информирование сотрудников структур городского образования и родителей о значении ОПК для духовно-нравственного развития ребенка. И тогда Межведомственный координационный совет по изучению ОРКСЭ рассмотрел вопросы подготовки к введению в 2012/2013 учебном году нового учебного курса, его комплексного учебно-методического сопровождения, совершенствования преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Не забыли и о роли музейной педагогики и экскурсионных образовательных программ в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

Начали с правовых основ и  заключили ряд соглашений между церковными и светскими образовательными структурами. В их числе Соглашение о сотрудничестве комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви. Трехстороннее Соглашение о сотрудничестве Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (АППО), а также Санкт-Петербургской православной духовной академии и отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии. И Договор о сотрудничестве между государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования педагогическим колледжем № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга, СПб АППО и ОРОиК СПб (далее — Отдел) митрополии.

Обеспечение свободы выбора

Сотрудники Отдела выявили нарушения прав родителей учащихся на свободный выбор модулей и прежде всего модуля ОПК, в течение первой половины 2012 года. Об этом свидетельствовали многочисленные жалобы родителей учащихся третьих классов. Процентное соотношение выбранных модулей на май 2012 года оказалось таким: ОПК — 9,47%, ОСЭ — 52,61%, ОМРК — 37,74%, остальные модули составили менее 1%. К осени 2012 года, когда курс уже начал официально преподаваться в школах, картина выбора изменилась, но не сильно. Так, на сентябрь 2012 года соотношение составило: ОПК — 12,6%, ОМРК — 35,9%, ОСЭ — 51,41%, остальные модули — менее 1%.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, Отдел предпринял целый комплекс мер, которые должны были защитить права родителей, желающих выбрать ОПК:

— налажено сотрудничество и взаимопонимание по данному вопросу с комитетом по образованию Санкт-Петербурга (официальная переписка, официальные встречи, в том числе в рамках епархиальных мероприятий, организованных ОРОиК митрополии);

— проведены многочисленные встречи с директорами школ и учителями ОРКСЭ с презентациями модуля ОПК и информированием о соблюдении процедуры выбора модулей;

— заключены соглашения о сотрудничестве между благочиниями и администрациями районов Санкт-Петербурга в сфере духовно-нравственного воспитания и образования. В том числе с целью контроля за соблюдением процедуры выбора модулей ОРКСЭ в школах;

— привлечены приходы митрополии для информирования родителей (размещение плакатов, проведение родительских собраний, объявления с амвона);

— проведен мониторинг ситуации с выбором модулей в школах Санкт-Петербурга, в том числе с помощью активистов из родительского сообщества;

— организовано широкое обсуждение в СМИ (радио, ТВ, Интернет, печать) с целью информирования родителей учащихся младших классов о содержании модуля ОПК в рамках ОРКСЭ и об их правах на свободный выбор модулей в рамках ОРКСЭ.

В итоге в мае 2013 года предварительная доля выбора модуля ОПК родителями учащихся 2013/2014 учебного года составила 23%. Однако на этом работа не закончилась.

Работа с комитетом по образованию

В настоящее время налаживаются плодотворные отношения сотрудничества и взаимопонимания. Заключено новое Соглашение о сотрудничестве комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви. Представители комитета в полном составе принимают участие в мероприятиях Отдела: весенняя епархиальная коллегия и Рождественские чтения Северо-Западного федерального округа поддерживают другие проекты Отдела и участвуют в них.

В 2013 году Свято-Троицкая Александро-Невская лавра отмечала 300-летний юбилей. И этот год стал особым для Петербурга. Санкт-Петербургской митрополией и комитетом по образованию был определен цикл мероприятий по подготовке праздничных торжеств. Так, с марта по октябрь 2013 года в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга было проведено шесть с половиной тысяч занятий и лекций, посвященных юбилейной дате, в которых приняли участие более четырех тысяч педагогов и более двухсот тысяч учащихся. Методические разработки к занятиям по 300-летию Александро-Невской лавры и 400-летию дома Романовых предоставил методический кабинет ­ОРОиК. По инициативе Владимирского округа в Центральном благочинии эти уроки проводили священнослужители. В рамках историко-краеведческого конкурса «Святыня Петербурга», посвященного памятному событию, для учащихся были организованы экскурсии в обитель. Сроки проведения экскурсий приурочены к празднованию Дня перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург и заключению Ништадтского мира.

В связи с 750-летием со дня смерти святого благоверного князя Александра Невского в ноябре 2013 года АППО и комитетом по образованию Санкт-Петербурга был объявлен конкурс сочинений, посвященных 300-летию Александро-Невской лавры. В состав конкурсных комиссий вошли в том числе представители Санкт-Петербургской митрополии.

Выступая на Знаменских чтениях 2014 году, председатель комитета по образованию Жанна Воробьева отметила: «Высока воспитательная роль реализуемого с 2009 года проекта “Уроки добра в образовательном пространстве Санкт-Петербурга”. Фактически это два конкурса, объединенные одним названием, детский и педагогический. Творческие работы школьников отражают их размышления о справедливости, добре, чести, об истинных ценностях жизни. Участие в конкурсе способствует формированию нравственной личности, знакомит ребят с историей и культурой России, помогает им определить свои нравственные позиции в современном мире». Проект «Уроки добра» посвящен святым покровителям Северной столицы.

Академия постдипломного педагогического образования (АППО)

С 2011 года Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования организовано повышение квалификации педагогов и подготовлено к преподаванию курса ОРКСЭ более 1600 педагогов.

С 2012 года преподаватели Санкт-Петербургской православной духовной академии читали на курсах повышения квалификации учителей Основы религиозных культур и светской этики и Педагогику духовно-нравственного развития и воспитания. Занятия проводили иерей Илия Макаров — первый заместитель председателя ОРОиК, протоиерей Михаил Петропавловский, аспиранты духовной академии. Слушатели приняли участие в круглых столах, которые провели магистр богословия, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов, иерей Димитрий Симонов, иерей Илия Макаров. Вот некоторые из затронутых ими тем: «Как объяснить ученику сущность христианского вероучения, его нравственное содержание, понятие благодати как основы свободных действий человека», «Вопросы священнику», «Роль Церкви в жизни христианина».

Со всеми слушателями было проведено экскурсионное занятие на базе церковно-археологического музея при Санкт-Петербургской православной духовной академии. Организован книжный обмен между библиотеками АППО и духовной академией. Для учителей, преподающих курс «Основы православной культуры», в СПб АППО был издан комплект учебно-методических пособий, состоящий из рабочей тетради, методического пособия для учителя и DVD-диска, одобренный Отделом и кафедрой социально-педагогического образования АППО. Их автором стала доцент кафедры социально-педагогического образования АППО Т.А. Берсенева. Отдел религиозного образования и катехизации нашел возможность пожертвовать около 700 таких комплектов городским школам.

РОНО, директора школ и учителя

В настоящее время продолжается взаимодействие с руководством районных отделов образования Санкт-Петербурга, с директорами общеобразовательных школ и завучами по воспитательной работе, с учителями ОРКСЭ, ОПК. Она проходит на уровне митрополии — под руководством Отдела и на уровне благочиний и приходов — в рамках обучающих семинаров и курсов, различных совещаний и встреч. Отделом подготовлена и успешно реализуется программа «День в Александро-Невской лавре», в рамках которой проходит комплекс мероприятий для преподавателей: экскурсия по святой обители, знакомство с методическим кабинетом, со специалистами отдела, встреча со священником, посещение церковно-археологического музея и иконописной мастерской при Санкт-Петербургской православной духовной академии, просмотр духовно-просветительских фильмов. Все педагоги ОПК получают в подарок комплект, состоящий из дисков, книг и буклетов для методической и информационной поддержки курса ОПК. Аналогичные комплекты рассылаются по всем школам Санкт-Петербурга.

Родительское сообщество

Сотрудники Отдела проводили открытые мероприятия для родителей и посещали родительские собрания с целью информирования о целях, содержании и правовых аспектах преподавания курса ОРКСЭ и особенностях модуля ОПК. За прошедший год Отдел активно взаимодействовал с родительским сообществом в лице представителей Санкт-Петербургского отделения межрегионального общественного движения «Народный собор». В его состав входят такие общественные организации родителей, как коалиция «Родительское стояние», «Родительское сопротивление», «Союз многодетных матерей» и др. Весной 2013 года при Отделе сформирован постоянно действующий родительский совет для осуществления взаимодействия родительской общественности с руководством светской системой образования и митрополией по вопросам ОРКСЭ и ОПК, в частности с целью мониторинга процесса выбора модулей ОРКСЭ. По инициативе и при поддержке Отдела весной 2013 года активисты родительского совета распространили по районным отделам образования и школам Санкт-Петербурга письма — обращения к руководству отделов и школ с напоминанием о необходимости соблюдения предусмотренной законом процедуры выбора модулей, а также плакаты по ОРКСЭ, подготовленные и напечатанные Отделом. В распоряжении комитета по образованию «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений (организаций) Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2013/2014 учебный год» № 907-р включено предложение епископа Петергофского Амвросия, сформулированное с целью уточнения вопроса формирования групп при выборе модуля ОРКСЭ.

Выбор модуля фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании проведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества учащихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из учащихся нескольких классов или формирование учебных групп из учащихся нескольких общеобразовательных учреждений (организаций) в рамках сетевого взаимодействия.

Работа Отдела с приходами и благочиниями построена по следующим направлениям:

— рассылка по приходам информационных плакатов для родителей по ОРКСЭ и ОПК;

— напоминание родителям с амвона об их праве свободного выбора и содержании модулей ОРКСЭ;

— введение должности методиста ОПК в благочинии для методической помощи учителям;

— организация курирования приходами митрополии общеобразовательных школ с целью налаживания неформального взаимодействия.

В марте минувшего года состоялся семинар-совещание «Взаимодействие благочиний и районных систем образования в организации преподавания основ православной культуры» с участием методистов информационно-методических центров и методистов благочиний. На нем были обсуждены оптимальные формы взаимодействия, определены совместные задачи духовно-нравственного воспитания школьников. В трех благочиниях города — Царскосельском, Приморском и Курортном — организованы курсы повышения квалификации учителей, летние школы по подготовке и методической поддержке педагогов курса ОРКСЭ. Проводятся семинары для священников, на которых рассматриваются, в частности, такие вопросы: «нормативно-правовое обеспечение комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики”, «о преподавании курса ОРКСЭ и выборе модуля», «формы и методы совместной деятельности».

Издательство и работа в СМИ

Отдел продолжает создавать методическую библиотеку авторских материалов, в том числе разработанных сотрудниками Отдела, в помощь учителям ОРКСЭ, ОПК в разной форме: это печатные брошюры, аудио- и видеофильмы, мультфильмы, презентации, страницы в Интернете. Так, под руководством Отдела в социальной сети «ВКонтакте» продолжает действовать «Воскресная школа онлайн», в которой размещаются материалы в помощь учителям ОРКСЭ, ОПК. На основе публикуемых материалов также выпускаются диски.

Отделом разработано несколько презентаций по ОРКСЭ, ОПК, использующихся в качестве обучающих материалов для учителей. В настоящее время Отделом РОиК Санкт-Петербургской митрополии создается серия фильмов для детей о православной культуре и издан сборник рассказов для внеклассного чтения духовно-нравственного содержания для детей в качестве дополнения к школьному курсу ОРКСЭ, ОПК. Эти издания получат одобрение комитета по образованию. Постоянно создаются передачи на радио и ТВ с участием руководства и сотрудников Отдела, особенно часто они проходили в 2012-м и начале 2013 года.

Подведем итоги проделанной работы. На 1 сентября 2013 года в результате предпринятых митрополией усилий выбор ОПК родителями учащихся школ города составил, по информации комитета по образованию Санкт-Петербурга, следующее соотношение предметов.

Основы православной культуры — 23% (изначально 6% — в апреле и 9,4% — в сентябре 2012 года), Основы мировых религиозных культур — 29,2%, Основы светской этики — 47,6%, остальные модули — 0,2%.

В начале года Отделом по согласованию с комитетом были подготовлены 43 000 буклетов по ОРКСЭ для раздачи родителям третьеклассников на открытых уроках в школах Санкт-Петербурга и отправлено 700 поздравительных писем с Рождеством Христовым в школы города от епископа Петергофского Амвросия.

Ирина Константинова,
Марина Павлова

 

СПРАВКА: Межведомственный координационный совет по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга действует с 2011 г. В его состав входят представители традиционных религиозных конфессий. От Санкт-Петербургской митрополии — епископ Петергофский Амвросий, председатель ОРОиК, ректор СПбПДА.

 

24 марта 2014 г.
Ключевые слова: ОПК, митрополия, СПбДА
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи