iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
В ПСТГУ состоялась научная конференция, предваряющая восьмивековой юбилей со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
Вчера, 6 октября, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла одна из первых научных конференций в программе празднований 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Открывший ее председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин провел сравнительный анализ исторических периодов, в течение которых Александр Невский почитался на Руси в той или иной различной степени, выражавшейся в числе посвященных ему соборов, церквей и часовен, в общественном интересе к его подвигу, в известности его как исторической личности. По мнению отца Леонида, вне конкуренции здесь имперский XIX век, когда три российских государя носили имя Александр. На втором месте – нынешнее время церковного возрождения, а на третьем – петровская эпоха, ознаменовавшаяся перенесением мощей святого в новую северную столицу и устроением там Александро-Невского монастыря.
7 октября 2020 г. 17:00
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Общество
Студенты МАРШ представили новую стратегию развития Соловков

Студенты МАРШ: новая стратегия развития Соловков

29 мая в рамках фестиваля АрхМосква студенты Московской архитектурной школы (МАРШ) представили комплексный проект развития Соловецкого архипелага. В течение года они изучали Соловки как место, где сакральное и мирское сосредоточено на небольшой территории и сплетено воедино. Результатом исследования и прогнозирования будущего Соловков стали предложения по стратегии развития архипелага с учетом как интересов Церкви, так и потребностей местных жителей. Учтены и пожелания экспертов по культурному наследию.

На протяжении пяти веков Соловецкий архипелаг силами и трудом монахов и трудников осваивался в гармонии с Богом и природой, с молитвой и в то же время с использованием новейших технологий своего времени. Здесь появилось множество удивительных традиций и ремесел русского Севера. Двадцатый век нанес тяжелейший удар по этому уникальному месту.

Сегодня возрождению Соловецкого архипелага уделяется много внимания как со стороны государства, так и со стороны Русской Православной Церкви. Но в то же время это восстановление сопряжено с целым рядом проблем, о которых «Церковный вестник» писал уже не раз.

Сначала концепция

Сегодня помимо монастыря на архипелаге есть поселок, который появился и сформировался в советское время. Он начался со строительства в 20-х годах лагерных бараков. Затем получил развитие, когда на острове появилась школа Соловецких юнг, и окончательно сформировался застройкой 70-80-х годов, когда на архипелаге возник «Соловецкий музей-заповедник». Очевидно, что план, по которому осуществлялась застройка, не учитывал монастырь как центр духовной жизни. Ему уделялась роль музейно-развлекательного комплекса с гостиницами и ресторанами. Общественным центром поселка была и остается по сей день площадь, окруженная бывшими лагерными бараками. Несмотря на молодой возраст поселка, он выглядит социально неблагополучным: здесь легко заметить признаки неблагополучия, равнодушия и потребительского отношения к уникальной среде, в которой он располагается. Во многом, возможно, это связано с ощущением «неукорененности» у населения, которое, в свою очередь, можно объяснить несколькими факторами:

1.    85 процентов жителей живут в муниципальных многоквартирных домах и не имеют частной собственности на землю, за которую могли бы нести персональную ответственность и, как следствие, видеть свое будущее, связанным с Соловками;
2.    80 процентов трудоспособного населения – госслужащие, преимущественно связанные с непроизводственной сферой.
3.    Поселок появился не вследствие естественных процессов и не в русле традиции, как, к примеру, возникали посады около крупных монастырей, а «по приказу». Власть, устраивая на этом месте поселение, проигнорировала монастырь и нарушила все принципы сакральных пространственных построений, расположив его, например, на территории старого монастырского кладбища и братской могиле расстрелянных узников СЛОНа. В поселке не прослеживается  традиционная пространственная иерархия, он по-прежнему несет в себе генетику лагеря для заключенных.  

Очевидно, что для понимания принципов дальнейшего сосуществования монастыря и поселка, необходимо провести соответствующие исследования, разработать концепцию и подготовить правовое поле для ее реализации. И только после этого можно начинать выпуск соответствующей градостроительной документации, и тем более, застройку.

Застройка не по плану

На деле же все происходит наоборот. Концепция, разрабатываемая ЦНРПМ (Центральные Научные Реставрационные Производственные Мастерские) еще не утверждена, правовая система «Достопримечательного религиозного места» не разработана, а ряд градостроительных документов уже прошли процедуры согласования: Проект охранных зон (в декабре 2013 года) и Генеральный план развития поселка «Соловецкий» (в декабре 2014 года).

Эти документы ни в коей мере не учитывают и не решают вышеозначенных проблем, но дают право на застройку по тем же принципам, которые в свое время и создали негативную и конфликтную среду на острове – недооценка или пренебрежение исторической, природной и духовной значимостью Соловков.

Рассмотрев представленный Генеральный план, Союз Архитекторов России направил губернатору Архангельской области письмо, в котором высказывались замечания и предложения по этому вопросу. 22 декабря 2014 года в Союзе Архитекторов России прошло расширенное заседание с участием представителей руководства Архангельской области и представителей экспертного сообщества, на котором  предложенный генеральный план был подвергнут серьезной и обоснованной критике. И, тем не менее, сегодня этот документ принят без каких-либо изменений. Он позволяет уже сегодня  начать реализацию программы преобразований в поселке «Соловецкий», а проще говоря, его застройку. Какие объекты, как они проектируются и что собой представляют – предмет наибольшей тревоги как специалистов, так и общественности.

Застройка уже началась – в конце 2013 года был принят проект строительства нового здания музея. Необходимость вынести музей с его фондами за стены монастыря давно стояла на повестке дня Соловков. Это одна из наиболее острых проблем поселка и архипелага, так как музей является градообразующим объектом, в нем числится около 170 сотрудников – половина трудоспособного населения острова. Казалось бы – строительство музея – событие в нашей практике редкое, важное и радостное. Тем более – музей Соловков. Но то, каким образом решается эта благая задача, повергает архитекторов в недоумение. Сегодня уже выполнен нулевой цикл нового здания музея.

Эксперты обеспокоились этим проектом с того момента, когда он был представлен на официальных информационных порталах. Его созданию и утверждению не предшествовал ни творческий конкурс, ни рассмотрение Федеральным Научно-методическим Советом Министерства Культуры и экспертами ЮНЕСКО. Иными словами, проект не прошел всех необходимых бюрократических и профессиональных процедур, соответствующих статусу места. В результате, в нем оказалось множество важных недостатков: он не имеет четкой экспозиционной концепции, несомасштабен традиционной застройке, вторичен по эстетике, расположен в непосредственной близости от Спасо-Преображенского монастыря, искажая тем самым панораму Святого озера. Да и зачем строить новое здание, если несколько десятков объектов культуры в поселке стоят бесхозными на грани исчезновения?

"Необходимо переработать"

На протяжении 2014 года экспертами и профессиональной общественностью были предприняты большие усилия, направленные на то, чтобы внести изменения в сложившуюся ситуацию. Еще в конце 2013 года Союз Архитектор России опубликовал открытое письмо по этой проблеме. Весной в Общественной Палате прошли слушания, проведено совещание экспертов в Институте Наследия им. Лихачева. В начале июня остров посетила группа экспертов совместно с представителями Общественной Палаты и Союза Архитекторов России, по результатам которого было направлено письмо министру культуры  В.Мединскому. В результате по распоряжению министра осенью 2014 года проведено заседание Федерального научно-методического совета министерства культуры.

В протоколе заседания звучит важное признание: «Проект впечатляющего нового строительства на территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО вызвал единодушное неприятие специалистов». Исключительную обеспокоенность они выразили именно по поводу музея: «Если здание будет построено согласно представленному проекту, то своими габаритами, масштабами, протяженностью фронта, не традиционным для Соловков архитектурным решением неизбежно войдет в недопустимую визуальную конфронтацию с монастырем, радикально трансформирует историческую объемно-пространственную композицию ансамбля, нанесет невосполнимый ущерб уникальному культурному ландшафту острова. Изменение исторических панорам архитектурного ансамбля и Святого озера может нанести ущерб выдающейся универсальной ценности памятника, сохранение которой является особым требованием, предъявляемым к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО».

Вердикт экспертов однозначен: «Необходимо переработать архитектурно-градостроительное решение нового здания, то есть предусмотреть уменьшение его наземных объемов, высотности, масштаба и протяженности фронта и придать ему дискретный характер с соблюдением типологически характерной для островной застройки объемно-пространственной композиции и планировочной организации». После переработки проект должен быть вынесен на рассмотрение всего ФНМС. Его эксперты предлагают также «проработать возможность размещения основного экспозиционного комплекса музея-заповедника в другом месте», то есть в уже существующих зданиях, подлежащих реставрации.

Специалисты настаивают: «Необходимо откорректировать по рекомендациям ФНМС проект Охранных зон и привести  Генеральный план в соответствие с проектом охранных зон, рекомендациями САР и экспертов».

Представители миссии ЮНЕСКО тоже обеспокоены ситуацией на Соловках. По их мнению, которое также было внесено в протокол заседания, «строительство здания нового музея и реализация Генерального плана могут нанести непоправимый ущерб универсальным ценностям Соловецкого архипелага и стать причиной лишения  Соловков статуса «Объекта всемирного наследия».

Сакральное-Мирское-Соловки

В то время как эксперты пытаются повлиять на решения Министерства культуры и Администрации Архангельской области, в Московской Архитектурной Школе группа студентов под руководством преподавателей Наринэ Тютчевой и Антона Петухова попыталась в рамках магистерской дипломной работы провести независимое исследование и предложить новый комплексный проект развития поселка «Соловецкий».

Традиционно такие исследования базируются на принятых официальных регламентирующих документах. Но в данном случае, поскольку действующая документация подвержена серьезной справедливой критике экспертов и не нацелена ни на решение социальных проблем поселения, ни на сохранение объекта всемирного наследия, студенты вместе с преподавателями решили формировать стратегию развития, опираясь на традиции и универсальную ценность этого уникального места. Так появилась работа  «Сакральное – Мирское – Соловки».

Такой нестандартный подход, то есть рассмотрение всех составляющих жизнедеятельности архипелага через призму «сакральное-мирское», позволил увидеть целый ряд проблем. Стало очевидным - привычное «рисование» генерального плана -  это совсем не тот путь, который возможен на Соловках. И самое главное – новое строительство, каким бы оно не было «современным», не сохранит для будущих поколений тех Соловков, которые так дороги России и всему миру.

Руководство Архангельской области и наместник Спасо-Преображенского монастыря проявили интерес к работе студентов и во многом ей содействовали: давали необходимые комментарии и предоставляли материалы для работы, помогли организовать две поездки на остров. Предварительные результаты исследования в марте были представлены студентами на открытом заседании у губернатора Архангельской области Игоря Орлова и на общественном обсуждении на Соловках. Работа была принята очень позитивно.

«Церковный вестник» будет внимательно следить за дальнейшей судьбой этого уникального проекта.

Артем Погосов
29 мая 2015 г.
Ключевые слова: архитектура, Соловки
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00