выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Общество
ЦВ № 9 (430) май 2010 /  14 мая 2010 г.
версия для печати версия для печати

История Руси живет в сегодняшнем дне

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на учредительном собрании Белгородского регионального отделения ВРНС.

Всемирный русский народный собор является платформой, где представители государства, общества и Церкви могут свободно обсуждать любые темы — доброжелательно, открыто и, еще раз хочу подчеркнуть, совершенно свободно. Это уникальная площадка в Российской Федерации.

Замечательно и то, что Всемирный русский народный собор считает одной из своих задач укрепление межнациональных и межрелигиозных отношений в России. Именно поэтому в рамках Собора принимают участие представители других религий и других национальностей, которых совершенно не шокирует ни название, ни тот факт, что мы ясно декларируем: Собор заботится о духовной, культурной, общественной жизни русской нации. Так и должно быть в России. Русский народ объединяет вокруг себя другие народы. Но объединять можно только тогда, когда объединяющий способен на жертву. Никто никогда не объединяется вокруг эгоиста; никто никогда не объединяется вокруг тех, кто хочет эксплуатировать, извлекая для себя прибыль и выгоду. Объединяются с теми, кто готов отдавать себя, — так человек устроен. И задача Всемирного русского народного собора заключается в том числе и в том, чтобы наш народ никогда не терял этот потенциал к объединению, потому что только реализуя этот потенциал добра и даже жертвенности, тот самый потенциал, который был сформирован усилиями Православной Церкви на протяжении веков, мы и стали народом, способным создать великий Русский мир с участием многих других народов. Собственно говоря, именно благодаря этому внутреннему, духовному измерению русской нации и возникло великое государство от океана до океана.
Я думаю, что Всемирный русский народный собор должен продолжать свое служение — служение примирения и объединения. Собор никогда не был местом, где произносились слова, лишенные смысла. Конечно, как гласит пословица, на каждый роток не накинешь платок, и не каждый выступающий являет образец мудрости и ответственности. А поскольку это свободная трибуна, иногда можно слышать слова, с которыми большинство людей не согласны. Но при всем этом Всемирный русский народный собор действительно остается местом встречи людей, в том числе и принадлежащих разным взглядам и убеждениям. Я глубоко убежден, что именно сегодня нам нужно развивать эти возможности Всемирного русского народного собора.

Конечно, нынешнее время — это не 90-е годы. Не существует таких острых социальных конфликтов, идеологических противоречий и такой конфронтации, какие были в те годы. Но есть замечательные слова в Священном Писании: «Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф. 5, 15). Ничто не запрограммировано на нашем историческом пути. Когда иногда читаешь те или иные газетные статьи, то поражаешься историческому беспамятству людей — будто бы не было революции, гражданской войны, всей этой крови; будто бы не было потрясений 90-х. Думали, что пройдет еще некоторое время, уйдут наши ветераны, уйдут люди, прошедшие, в том числе, и через трагедию распада великой страны, и придет новое поколение. А не станет ли оно снова легкой добычей демагогов, болтунов, популистов, которые снова, как некогда, постараются развернуть наш народ на другой путь исторического развития? За будущее страны мы все несем ответственность — и Церковь, и общество, и государство; и в первую очередь, быть может, Церковь и общество. И поэтому многие воп-росы, которые сегодня вызывают смущение, удивление, несогласие, должны в условиях свободной дискуссии обсуждаться таким образом, чтобы в недрах нашего общества вызревали ответы — очень ясные, реалистические и одновременно соответствующие нашей исторической сути модели национального бытия.
Именно поэтому и создаются отделы и филиалы Всемирного русского народного собора. Невозможно эту дискуссию вести только в столице. Необходимо, чтобы и в регионах Всемирный русский народный собор брал на себя такую ответственность и объединял людей, в том числе и для достижения общих целей. Сегодня региональные отделения Собора призваны быть не только площадками для диалога Церкви, власти и интеллигенции, но и некими рабочими органами, принимающими участие в выработке решений, значимых и для отдельных регионов, и для всей России. Это поднимает планку требований к деятельности отделений.

Многое из того, что формулировал Собор в трудные 90-е годы, потом органично вошло в политические программы большинства партий. И мы рады этому: если идеи, возникающие в недрах Собора, являются привлекательными для людей с политической ответственностью, то, стало быть, это правильная и добрая работа.
Я думаю, что на региональном уровне необходимо творчески осмыслить и развить такие приоритетные направления работы Собора, как национальное образование и борьба за сохранение здоровья народа. Что толку, если у нас будет развитая экономика, но будет больной народ и мы будем вымирать? И как с таким человеческим потенциалом можно освоить безграничные просторы нашей державы? И не только в Сибири, но и в европейской части, даже в дальнем Подмосковье. Для того чтобы освоить все эти пространства, построить дороги, жилье, развить сельскохозяйственную инфраструктуру, необходимо иметь сильное, здоровое население, крепкий духом и плотью народ. И поэтому так значимы вопросы, связанные со здравоохранением, с преодолением алкогольной угрозы, очень опасных тенденций в сфере наркомании.

Недавно на заседании ведомства, которое призвано бороться с наркотической угрозой, были оглашены совершенно страшные цифры, связанные с увеличением потребления наркотиков, не импортируемых в Россию, а самым простым образом изготавливаемых на кухнях. Причем наркотики, получаемые из обычных медикаментов (некоторые из которых продаются без рецептов в наших аптеках), обладают такой разрушительной силой, что после второго приема у человека формируется необратимое привыкание, а через два-три года такой человек погибает в страшных муках. И, несмотря на эти кошмары, все больше и больше людей употребляют эти наркотики, потому что они очень дешевы, их легко изготовить.
Я думаю, что темы здоровья, алкогольной угрозы, наркотической зависимости тесно связаны с темой нравственности. Только внутреннее духовное состояние, целостность человеческой природы являются панацеей от всех бед. Народ силен только тогда, когда он силен духом. И об этом очень естественно говорить здесь, на Белгородской земле, рядом с Прохоровским полем.

Мне кажется, очень важно также развитие православного женского движения. Женщины являются очень активной частью нашего народа. В некоторых местах, особенно на селе, именно они остались — по крайней мере, в Нечерноземной части России — единственной дееспособной частью нашего населения. Приезжаешь в деревню на приходской праздник. Кто в храме? Женщины. Вышел из храма — концерт самодеятельности. Кто в самодеятельности? Женщины. Идешь в медпункт — кто там? Женщины. В школе (если есть школа) — женщины. В библиотеке — женщины; в местной управе — женщины. Эта статистика свидетельствует о том, что сегодня роль женщин в жизни нашего общества очень велика на этом самом важном низовом уровне, и поэтому Церковь сегодня выступает за объединение православных женщин, для того чтобы помогать им и чтобы они через такое объединение смогли помогать всему обществу.

Я хотел бы сказать еще о двух вещах. Во-первых, о проблеме семьи — она также связана с ролью женщины и с нравственным воспитанием. Это очень важная тема. Сегодня понятие семьи деформируется. Пропагандируемая СМИ «цивилизация инстинкта» несов-местима со здоровой семейной жизнью. И если раньше всякий вызов семейным ценностям воспринимался однозначно как грех, то сегодня, в связи с тем, что светское общество утратило понятие греха, теряются и табу, касающиеся сохранения семейных ценностей. А если распадается семья, то распадается народ. Всегда враг, борясь со своим противником, употреблял все силы, чтобы разрушить личную и семейную нравственность, а значит, ослабить одну из скреп общественной жизни. Пора подумать о семье. Воспитание детей и юношества — это очень важно; причем проблему необходимо рассматривать сквозь призму глобальной темы здоровья нашей нации — духовного и физического здоровья.

Ну и наконец, рядом с нами — Украина. Современная Россия, Украина, Беларусь — это Русский мир, это историческая Русь, которая сформирована одним и тем же духовным началом, которая существовала и существует в одной системе ценностей. В современном мире это цивилизационное явление огромного значения. Вот почему нужно употреблять все силы для сохранения этого цивилизационного единства. Мы живем в суверенных государствах — так распорядилась история. Но это не значит, что мы должны становиться чужими людьми. И замечательно, что сегодня так энергично развиваются интеграционные процессы — и на уровне политического диалога, и на уровне экономики. Я думаю, что нужно употреблять все силы для того, чтобы сохранять в первую очередь наше духовное единство. И Русская Православная Церковь, которая является Церковью и для россиян, и для украинцев, и для белорусов, и для молдаван, и для прочих народов, образующих великий Русский мир, несет за это особую ответственность. Очень важно, чтобы эту ответственность вместе с Церковью разделяли совестливые люди, для которых славная история Руси не является перевернутой страницей, но для которых эта история живет и в сегодняшнем дне.
Печатается в сокращении
 

14 мая 2010 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00