выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Общество
ЦВ № 9 (430) май 2010 /  14 мая 2010 г.
версия для печати версия для печати

История Руси живет в сегодняшнем дне

Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на учредительном собрании Белгородского регионального отделения ВРНС.

Всемирный русский народный собор является платформой, где представители государства, общества и Церкви могут свободно обсуждать любые темы — доброжелательно, открыто и, еще раз хочу подчеркнуть, совершенно свободно. Это уникальная площадка в Российской Федерации.

Замечательно и то, что Всемирный русский народный собор считает одной из своих задач укрепление межнациональных и межрелигиозных отношений в России. Именно поэтому в рамках Собора принимают участие представители других религий и других национальностей, которых совершенно не шокирует ни название, ни тот факт, что мы ясно декларируем: Собор заботится о духовной, культурной, общественной жизни русской нации. Так и должно быть в России. Русский народ объединяет вокруг себя другие народы. Но объединять можно только тогда, когда объединяющий способен на жертву. Никто никогда не объединяется вокруг эгоиста; никто никогда не объединяется вокруг тех, кто хочет эксплуатировать, извлекая для себя прибыль и выгоду. Объединяются с теми, кто готов отдавать себя, — так человек устроен. И задача Всемирного русского народного собора заключается в том числе и в том, чтобы наш народ никогда не терял этот потенциал к объединению, потому что только реализуя этот потенциал добра и даже жертвенности, тот самый потенциал, который был сформирован усилиями Православной Церкви на протяжении веков, мы и стали народом, способным создать великий Русский мир с участием многих других народов. Собственно говоря, именно благодаря этому внутреннему, духовному измерению русской нации и возникло великое государство от океана до океана.
Я думаю, что Всемирный русский народный собор должен продолжать свое служение — служение примирения и объединения. Собор никогда не был местом, где произносились слова, лишенные смысла. Конечно, как гласит пословица, на каждый роток не накинешь платок, и не каждый выступающий являет образец мудрости и ответственности. А поскольку это свободная трибуна, иногда можно слышать слова, с которыми большинство людей не согласны. Но при всем этом Всемирный русский народный собор действительно остается местом встречи людей, в том числе и принадлежащих разным взглядам и убеждениям. Я глубоко убежден, что именно сегодня нам нужно развивать эти возможности Всемирного русского народного собора.

Конечно, нынешнее время — это не 90-е годы. Не существует таких острых социальных конфликтов, идеологических противоречий и такой конфронтации, какие были в те годы. Но есть замечательные слова в Священном Писании: «Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф. 5, 15). Ничто не запрограммировано на нашем историческом пути. Когда иногда читаешь те или иные газетные статьи, то поражаешься историческому беспамятству людей — будто бы не было революции, гражданской войны, всей этой крови; будто бы не было потрясений 90-х. Думали, что пройдет еще некоторое время, уйдут наши ветераны, уйдут люди, прошедшие, в том числе, и через трагедию распада великой страны, и придет новое поколение. А не станет ли оно снова легкой добычей демагогов, болтунов, популистов, которые снова, как некогда, постараются развернуть наш народ на другой путь исторического развития? За будущее страны мы все несем ответственность — и Церковь, и общество, и государство; и в первую очередь, быть может, Церковь и общество. И поэтому многие воп-росы, которые сегодня вызывают смущение, удивление, несогласие, должны в условиях свободной дискуссии обсуждаться таким образом, чтобы в недрах нашего общества вызревали ответы — очень ясные, реалистические и одновременно соответствующие нашей исторической сути модели национального бытия.
Именно поэтому и создаются отделы и филиалы Всемирного русского народного собора. Невозможно эту дискуссию вести только в столице. Необходимо, чтобы и в регионах Всемирный русский народный собор брал на себя такую ответственность и объединял людей, в том числе и для достижения общих целей. Сегодня региональные отделения Собора призваны быть не только площадками для диалога Церкви, власти и интеллигенции, но и некими рабочими органами, принимающими участие в выработке решений, значимых и для отдельных регионов, и для всей России. Это поднимает планку требований к деятельности отделений.

Многое из того, что формулировал Собор в трудные 90-е годы, потом органично вошло в политические программы большинства партий. И мы рады этому: если идеи, возникающие в недрах Собора, являются привлекательными для людей с политической ответственностью, то, стало быть, это правильная и добрая работа.
Я думаю, что на региональном уровне необходимо творчески осмыслить и развить такие приоритетные направления работы Собора, как национальное образование и борьба за сохранение здоровья народа. Что толку, если у нас будет развитая экономика, но будет больной народ и мы будем вымирать? И как с таким человеческим потенциалом можно освоить безграничные просторы нашей державы? И не только в Сибири, но и в европейской части, даже в дальнем Подмосковье. Для того чтобы освоить все эти пространства, построить дороги, жилье, развить сельскохозяйственную инфраструктуру, необходимо иметь сильное, здоровое население, крепкий духом и плотью народ. И поэтому так значимы вопросы, связанные со здравоохранением, с преодолением алкогольной угрозы, очень опасных тенденций в сфере наркомании.

Недавно на заседании ведомства, которое призвано бороться с наркотической угрозой, были оглашены совершенно страшные цифры, связанные с увеличением потребления наркотиков, не импортируемых в Россию, а самым простым образом изготавливаемых на кухнях. Причем наркотики, получаемые из обычных медикаментов (некоторые из которых продаются без рецептов в наших аптеках), обладают такой разрушительной силой, что после второго приема у человека формируется необратимое привыкание, а через два-три года такой человек погибает в страшных муках. И, несмотря на эти кошмары, все больше и больше людей употребляют эти наркотики, потому что они очень дешевы, их легко изготовить.
Я думаю, что темы здоровья, алкогольной угрозы, наркотической зависимости тесно связаны с темой нравственности. Только внутреннее духовное состояние, целостность человеческой природы являются панацеей от всех бед. Народ силен только тогда, когда он силен духом. И об этом очень естественно говорить здесь, на Белгородской земле, рядом с Прохоровским полем.

Мне кажется, очень важно также развитие православного женского движения. Женщины являются очень активной частью нашего народа. В некоторых местах, особенно на селе, именно они остались — по крайней мере, в Нечерноземной части России — единственной дееспособной частью нашего населения. Приезжаешь в деревню на приходской праздник. Кто в храме? Женщины. Вышел из храма — концерт самодеятельности. Кто в самодеятельности? Женщины. Идешь в медпункт — кто там? Женщины. В школе (если есть школа) — женщины. В библиотеке — женщины; в местной управе — женщины. Эта статистика свидетельствует о том, что сегодня роль женщин в жизни нашего общества очень велика на этом самом важном низовом уровне, и поэтому Церковь сегодня выступает за объединение православных женщин, для того чтобы помогать им и чтобы они через такое объединение смогли помогать всему обществу.

Я хотел бы сказать еще о двух вещах. Во-первых, о проблеме семьи — она также связана с ролью женщины и с нравственным воспитанием. Это очень важная тема. Сегодня понятие семьи деформируется. Пропагандируемая СМИ «цивилизация инстинкта» несов-местима со здоровой семейной жизнью. И если раньше всякий вызов семейным ценностям воспринимался однозначно как грех, то сегодня, в связи с тем, что светское общество утратило понятие греха, теряются и табу, касающиеся сохранения семейных ценностей. А если распадается семья, то распадается народ. Всегда враг, борясь со своим противником, употреблял все силы, чтобы разрушить личную и семейную нравственность, а значит, ослабить одну из скреп общественной жизни. Пора подумать о семье. Воспитание детей и юношества — это очень важно; причем проблему необходимо рассматривать сквозь призму глобальной темы здоровья нашей нации — духовного и физического здоровья.

Ну и наконец, рядом с нами — Украина. Современная Россия, Украина, Беларусь — это Русский мир, это историческая Русь, которая сформирована одним и тем же духовным началом, которая существовала и существует в одной системе ценностей. В современном мире это цивилизационное явление огромного значения. Вот почему нужно употреблять все силы для сохранения этого цивилизационного единства. Мы живем в суверенных государствах — так распорядилась история. Но это не значит, что мы должны становиться чужими людьми. И замечательно, что сегодня так энергично развиваются интеграционные процессы — и на уровне политического диалога, и на уровне экономики. Я думаю, что нужно употреблять все силы для того, чтобы сохранять в первую очередь наше духовное единство. И Русская Православная Церковь, которая является Церковью и для россиян, и для украинцев, и для белорусов, и для молдаван, и для прочих народов, образующих великий Русский мир, несет за это особую ответственность. Очень важно, чтобы эту ответственность вместе с Церковью разделяли совестливые люди, для которых славная история Руси не является перевернутой страницей, но для которых эта история живет и в сегодняшнем дне.
Печатается в сокращении
 

14 мая 2010 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00