выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Общество
Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище
21 июня 2011 г. 18:47
версия для печати версия для печати

Краеведы призывают создать военно-мемориальный комплекс на месте древнего Семеновского кладбища

Многочисленные надгробия и склеп священнослужителя были обнаружены в конце мая в Москве при проведении работ по благоустройству территории сквера, находящегося на месте разрушенного военного некрополя московского Семеновского кладбища. Об этом сообщила в ходе III Скворцовских церковно-краеведческих чтений заместитель председателя Союза краеведов России Александра Смирнова. Специалисты по древностям предлагают создать на месте бывшего кладбища военно-мемориальный комплекс.

«28 мая этого года при проведении работ по благоустройству территории сквера, оставшегося на месте Семеновского кладбища, были обнаружены многочисленные надгробия, в том числе начала XIX века, останки захороненных и склеп - захоронение священника», - сказала Александра Смирнова. По ее словам, на этом месте была отслужена панихида.

По предварительным данным, в склепе покоились останки выходца из Белоруссии владыки Мелхиседека (М.Л.Паевский, †1931), осужденного в 1925 г. по ложному обвинению в массовом сокрытии от конфискации церковных ценностей и сосланного в Сибирь, а позднее назначенного архиепископом Красноярским.

...После 1812 года часть территории Семеновского кладбища была специально выделена для погребений воинов. Здесь хоронили умерших от ранений в Московском военном госпитале и лазаретах солдат, офицеров и ветеранов как войны 1812 года, так и последующих войн, вплоть до Первой мировой войны.

В начале XX в. Семеновское кладбище было одним из самых крупных мест погребения усопших в Москве. В 1931 г. оно было закрыто, а еще через 10 лет на территории кладбища были построены новые корпуса завода «Салют». В 1966 г. кладбище было окончательно уничтожено. Сегодня эта территория разделена на две неравные части проложенным Семёновским проездом с трамвайными путями. Здесь находятся сквер площадью 2 га и заводские цеха, и в этих местах до сих пор находят остатки могильных плит.

«В наши дни бывшее Семеновское кладбище - уникальное братское захоронение воинов разных поколений - является символом российской воинской доблести», - сказала Смирнова.

С участием ведущих российских историков, скульпторов, архитекторов и художников уже разработан проект мемориала. Специалисты надеются, что рано или поздно на месте бывшего некрополя появится военно-мемориальный комплекс, который «сможет обогатить историко-культурное наследие города и выполнять важнейшие функции сохранения преемственности традиций воинской славы России, увековечения памяти о поколениях защитников Отечества».

Однако пока что чиновники не очень-то заботятся об отдании последних почестей погибшим героям. Сохранившиеся надгробия хранятся на территории храма Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище, найденные останки воинов - в сарае, в мешках.

В качестве примера достойной заботы о памяти предков докладчик привела монументы на братских могилах пленных немецких военнослужащих, умерших в столичных госпиталях в годы Первой мировой войны, и французских воинов, погибших или умерших в Москве в 1812 году. Эти памятники находятся в хорошем состоянии, за ними постоянно ухаживают.

Смирнова зачитала участникам чтений текст эпитафии на надгробной плите, найденной на месте захоронения скончавшегося в 1806 г. 43-летнего майора Федора Васильевича Панова:

«Постой прохожий здесь, постой и воздохни.
И умным оком зри, как меркнут наши дни.
Коль восплачешь обо мне, восплачут о тебе.
Все смертные подвержены одной судьбе»...

Третьи Скворцовские церковно-краеведческие чтения, посвященные памяти протоиерея Николая Скворцова (1861-1917), прошли 20 июня в храме Знамения Пресвятой Богородицы при ГУВД Москвы.

Проведение мероприятия было приурочено к 100-летию издания книги прот. Н.А. Скворцова «Храм Знамения Пресвятой Богородицы за Петровскими воротами». Сам отец Николай, как охарактеризовал его ведущий чтений председатель Союза краеведов России Владимир Козлов, был «одним из лучших представителей московского духовенства, неутомимым тружеником Церкви и науки, крупнейшим знатоком церковных архивов, первым исследователем уничтоженных церквей Московской епархии».

Участники чтений - ведущие представители краеведческого сообщества России также обратились к истории и судьбам утраченных и восстановленных домовых храмов Главного военного клинического госпиталя имени Н.Н. Бурденко, Саввинского подворья на Тверской, некрополя бывшего Московского Скорбященского монастыря, забытого храма восточной окраины старой Москвы - храма Введения в Черкизове, церкви Иоанна Предтечи на Волхонке.

21 июня 2011 г. 18:47
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00