выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
Общество
Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище
21 июня 2011 г. 18:47
версия для печати версия для печати

Краеведы призывают создать военно-мемориальный комплекс на месте древнего Семеновского кладбища

Многочисленные надгробия и склеп священнослужителя были обнаружены в конце мая в Москве при проведении работ по благоустройству территории сквера, находящегося на месте разрушенного военного некрополя московского Семеновского кладбища. Об этом сообщила в ходе III Скворцовских церковно-краеведческих чтений заместитель председателя Союза краеведов России Александра Смирнова. Специалисты по древностям предлагают создать на месте бывшего кладбища военно-мемориальный комплекс.

«28 мая этого года при проведении работ по благоустройству территории сквера, оставшегося на месте Семеновского кладбища, были обнаружены многочисленные надгробия, в том числе начала XIX века, останки захороненных и склеп - захоронение священника», - сказала Александра Смирнова. По ее словам, на этом месте была отслужена панихида.

По предварительным данным, в склепе покоились останки выходца из Белоруссии владыки Мелхиседека (М.Л.Паевский, †1931), осужденного в 1925 г. по ложному обвинению в массовом сокрытии от конфискации церковных ценностей и сосланного в Сибирь, а позднее назначенного архиепископом Красноярским.

...После 1812 года часть территории Семеновского кладбища была специально выделена для погребений воинов. Здесь хоронили умерших от ранений в Московском военном госпитале и лазаретах солдат, офицеров и ветеранов как войны 1812 года, так и последующих войн, вплоть до Первой мировой войны.

В начале XX в. Семеновское кладбище было одним из самых крупных мест погребения усопших в Москве. В 1931 г. оно было закрыто, а еще через 10 лет на территории кладбища были построены новые корпуса завода «Салют». В 1966 г. кладбище было окончательно уничтожено. Сегодня эта территория разделена на две неравные части проложенным Семёновским проездом с трамвайными путями. Здесь находятся сквер площадью 2 га и заводские цеха, и в этих местах до сих пор находят остатки могильных плит.

«В наши дни бывшее Семеновское кладбище - уникальное братское захоронение воинов разных поколений - является символом российской воинской доблести», - сказала Смирнова.

С участием ведущих российских историков, скульпторов, архитекторов и художников уже разработан проект мемориала. Специалисты надеются, что рано или поздно на месте бывшего некрополя появится военно-мемориальный комплекс, который «сможет обогатить историко-культурное наследие города и выполнять важнейшие функции сохранения преемственности традиций воинской славы России, увековечения памяти о поколениях защитников Отечества».

Однако пока что чиновники не очень-то заботятся об отдании последних почестей погибшим героям. Сохранившиеся надгробия хранятся на территории храма Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище, найденные останки воинов - в сарае, в мешках.

В качестве примера достойной заботы о памяти предков докладчик привела монументы на братских могилах пленных немецких военнослужащих, умерших в столичных госпиталях в годы Первой мировой войны, и французских воинов, погибших или умерших в Москве в 1812 году. Эти памятники находятся в хорошем состоянии, за ними постоянно ухаживают.

Смирнова зачитала участникам чтений текст эпитафии на надгробной плите, найденной на месте захоронения скончавшегося в 1806 г. 43-летнего майора Федора Васильевича Панова:

«Постой прохожий здесь, постой и воздохни.
И умным оком зри, как меркнут наши дни.
Коль восплачешь обо мне, восплачут о тебе.
Все смертные подвержены одной судьбе»...

Третьи Скворцовские церковно-краеведческие чтения, посвященные памяти протоиерея Николая Скворцова (1861-1917), прошли 20 июня в храме Знамения Пресвятой Богородицы при ГУВД Москвы.

Проведение мероприятия было приурочено к 100-летию издания книги прот. Н.А. Скворцова «Храм Знамения Пресвятой Богородицы за Петровскими воротами». Сам отец Николай, как охарактеризовал его ведущий чтений председатель Союза краеведов России Владимир Козлов, был «одним из лучших представителей московского духовенства, неутомимым тружеником Церкви и науки, крупнейшим знатоком церковных архивов, первым исследователем уничтоженных церквей Московской епархии».

Участники чтений - ведущие представители краеведческого сообщества России также обратились к истории и судьбам утраченных и восстановленных домовых храмов Главного военного клинического госпиталя имени Н.Н. Бурденко, Саввинского подворья на Тверской, некрополя бывшего Московского Скорбященского монастыря, забытого храма восточной окраины старой Москвы - храма Введения в Черкизове, церкви Иоанна Предтечи на Волхонке.

21 июня 2011 г. 18:47
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн: «Духовенству нужно чаще посещать места, где особая концентрация боли»
В этом году Белгородская и Старооскольская епархия отмечает 30 лет со дня своего возрождения. Белгородская область одной из первых ощутила на себе последствия событий, произошедших на Украине в 2014 году. Десять лет беженцы, спасаясь от войны в Донбассе, искали защиты в России. С началом спецоперации жестокой реальностью стали регулярные обстрелы Белгорода и приграничных населенных пунктов, попытки украинской армии прорвать оборону на границе и гибель мирных жителей. Как живет сегодня епархия, что изменилось в работе ее отделов, как выстроено взаимодействие с государственной властью и почему возросла ответственность священников, «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. PDF-версия.
25 февраля 2025 г. 15:00