выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Общество
ЦВ № 9 (430) май 2010 /  14 мая 2010 г.
версия для печати версия для печати

О плане модернизации России

Заявление бюро Президиума Всемирного русского народного собора.

Всемирный русский народный собор разделяет озабоченность руководства страны, вызванную значительным отставанием ряда отраслей национальной экономики, и поддерживает планы ее решительной модернизации.

На I ВРНС в 1993 году митрополит Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси, говорил, что Россия в течение многих десятилетий переживает трудное время испытаний для населяющих ее народов, в том числе для государствообразующего русского народа, — подчеркивая тем самым необходимость возрождения и обновления страны. Два последних по времени соборных съезда были посвящены теме богатства и бедности, духовным причинам экономического кризиса. В частности, в Соборном слове XI ВРНС говорится: «Включить модернизацию страны в ценностный контекст духовно-культурной традиции народа означает обеспечить реальную поддержку реформам со стороны абсолютного большинства граждан России».

О необходимости модернизации страны на основе традиции не раз заявлялось с Соборной трибуны. В 2007 году на XI Всемирном русском народном соборе митрополит Кирилл говорил о том, что именно модернизация страны может решить скопившиеся социальные и экономические проблемы общества. Одновременно было сказано, что реформы будут иметь успех только тогда, когда они будут учитывать ценности национальной культуры и духовного наследия. Этот тезис красноречиво подтверждает наша отечественная история, в которой неоднократно предпринимались попытки реформировать страну. Отталкиваясь от исторического опыта, можно сказать, что нынешняя модернизация только в том случае увенчается успехом, если мы будем соединять современные реалии с духовно-нравственными ценностями, принадлежащими нашей традиции.

Гражданами России было с воодушевлением воспринято обращение к теме модернизации в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию, в котором Глава государства предложил конкретный план по дальнейшей модернизации страны. Поддерживая этот план, мы одновременно считаем, что ограничивать модернизацию страны только развитием отдельных, пусть и наиболее важных, экономических направлений недостаточно.

Инновационные экономические преобразования должны опираться на прочное духовно-нравственное основание. Жизненно необходимо формирование мировоззрения личности и народа, основанного на наших многовековых традициях: вере в Бога, любви к Родине и ближнему, чести, верности долгу, соборности, высокой ответственности.

Признавая наше резкое отставание во многих сферах от наиболее экономически развитых стран, мы должны осознать, что главным препятствием на пути модернизации России являются наши собственные пороки. Они были вскормлены иждивенческой идеологией советского периода, недостаточно продуманной политикой в постсоветский период, позволившей развиться таким чуждым обществу явлениям как коррупция, крайнее стяжательство, стремление к материальной выгоде любой ценой, преступность, развращенность, разгул алкоголизма и наркомании.

В своем выступлении на встрече с молодежью в рамках XIII ВРНС Святейший Патриарх подчеркивал, что сегодня весь мир потрясает не только экономический, а всеобщий системный кризис и «первопричина тому — это кризис человеческой личности, это кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей». Без победы над пороками в сердцах и душах людей говорить о модернизации страны бесполезно.

VIII ВРНС в 2004 году принял Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. Документ был одобрен всеми традиционными религиозными общинами России и предложен для добровольного принятия руководителям предприятий, коммерческих структур, профсоюзам, работникам и другим участникам экономических процессов. В Своде были сформулированы десять основополагающих нравственных правил поведения при осуществлении экономической деятельности, на основе десяти заповедей, данных Богом. В частности, там говорится: «Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны. Богатство — не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым».

Победа над собственными пороками — задача неизмеримо более сложная, чем экономические и технологические прорывы. Этой победы нельзя одержать при помощи разговоров, просьб, увещеваний, директивных и даже законодательных актов. Она может быть достигнута только глубоко продуманным и принятым обществом укладом жизни, с постоянно действующим комплексом властных, общественных и гражданских мер. К их реализации должны быть привлечены государственные институты, образовательные учреждения, религиозные общины, широкий круг общественных организаций, семья, школа, средства массовой информации.

Сегодня Всемирный русский народный собор является активно действующей площадкой, которая может стать, при участии государства, базой для формирования духовно-нравственной основы модернизации Российской Федерации. Мы готовы к работе в этом направлении.

14 мая 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Никодим (Ротов) во главе русской церковной дипломатии
Международная деятельность Русской Православной Церкви в ХХ веке вызывает интерес у исследователей и ученых, занимающихся историей Церкви. Один из сложных периодов внешних церковных контактов связан с именем митрополита Никодима (Ротова) — выдающегося иерарха второй половины ХХ века, день памяти которого 5 сентября. Возглавив 65 лет назад Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской Патриархии после митрополита Николая (Ярушевича, † 1961) — первого председателя ОВЦС, митрополит Никодим выстраивал международное сотрудничество Русской Церкви в 1960–1972 годах. Этот период ознаменован активной деятельностью на площадках международных христианских организаций, борьбой за русское монашеское присутствие на Святой Горе Афон, уврачеванием церковных расколов, что привело к образованию Православной Церкви в Америке как самостоятельной Поместной Церкви и установлению канонической связи с Японской Православной Церковью в составе Московского Патриархата. Русская Церковь демонстрировала стремление к христианскому единству, что проявилось в ее деятельности во Всемирном совете Церквей и других международных христианских организациях. PDF-версия.
12 сентября 2025 г. 16:00