выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Общество
5 декабря 2008 г.
версия для печати версия для печати

Патриарх Алексий. Интервью телеканалу "Вести"

– Ваше Святейшество, здравствуйте.

– Здравствуйте.

– Ваше Святейшество, ваши первые сознательные шаги в храме начались, когда вы еще были маленьким мальчиком. В шестилетнем возрасте – ваше первое послушание, вы разливали крещенскую воду. И мы узнали, что ваши родители вначале с небольшим смущением отнеслись к вашему рвению и даже обратились к валаамским старцам за советом. Что они сказали им?

– Я очень благодарен своим родителям, которые воспитали меня в православной вере. Я родился в благочестивой христианской семье. И я считаю, что очень важно воспитание именно в семье, которое дает основание для будущего. Да, действительно, мои родители смущались тем, что я уже в юношеские годы знал все богослужение наизусть и даже служил, и это смущало моих родителей. Поэтому они обратились к валаамским старцам, которые сказали, что если делается все серьезно, то смущаться не надо. И зная на своем личном опыте, что дает воспитание, я считаю, что и в школах нужно ввести предмет «Основы православной культуры», потому что вся наша культура основана на христианских ценностях, и каждый культурный человек должен знать основы своей культуры. Это его обязанность. Нам говорят, что у нас много людей, исповедующих ислам или другие религии, но я думаю, что эти люди, которые живут здесь, в нашем обществе, и исповедуют другую религию, они должны знать, кроме основ своей культуры, должны знать и основы культуры той страны, в которой они живут.

– Ваше Святейшество, вы стали священнослужителем в 1950 году, а к епископскому служению приступили в 1961 году, как раз тогда, когда началась новая волна гонений на церковь. Как церкви удалось выстоять, и почувствовали ли вы на себе лично эти гонения?

– Уже не было прямых гонений, не расстреливали, но вся церковная жизнь – она была под контролем. Даже были области и республики, где и проповеди должны были представлять представителям Совета по делам религии на местах, уполномоченным для проверки. Чиновники, которые чаще всего были атеистами, проверяли, что священник может сказать и чего не может сказать. В 1961 году я стал епископом. Я столкнулся сразу же с желанием закрыть Пюхтицкий успенский женский монастырь в Эстонии – единственный женский монастырь – и 36 православных в основном эстонских приходов, которые, как чиновники говорили, нерентабельны. Но мне удалось отодвинуть закрытие этих приходов. А в начале уже 1962 года я, будучи заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений, привез в монастырь первую делегацию лютеранских пасторов из ГДР, которые потом в газете написали восторженные отзывы о монастыре, и вопрос о закрытии отпал.

Так надо было правдами и неправдами сохранять то от закрытия, что хотели закрыть в то время. Пришлось столкнуться с горем людей, и масса священников, что у меня остались в памяти, когда я вступил в должность управляющего делами – это огромное количество священнослужителей, которые были лишены регистрации гражданской властью и остались без места и средств к существованию. И надо было их обустраивать, устраивать, нужно было дать возможность им продолжать служение.

– Ваше Святейшество, во время вашего патриаршего служения произошло эпохальное событие – объединение двух частей Русской Православной Церкви. Разговоры об этом велись же давно, на протяжении долгих лет. Почему это произошло именно сейчас и что на это повлияло? Как многие говорят, это просто чудо.

– Шли мы к этому долгое время, потому что это плоть от плоти, кровь от крови нашего русского народа. Это люди, которые были вынуждены после революции, после Гражданской войны покинуть свою родину и оказались за рубежом, но сохранили веру, сохранили любовь к родине, сохранили любовь к своей культуре. И у нас внутри, в нашей стране, в жизни церкви, конечно, изменение положения церкви во многом повлияло на решение этого вопроса положительно. Потому что стали открываться храмы, реставрироваться храмы, возрождалась монастырская жизнь, духовное образование, издательство. Люди приезжали сюда и видели, как возрождается церковная жизнь.

Это не только было подписано в храме Христа Спасителя в Москве, но дошло до приходского уровня. Сейчас ведь на каждом заседании Священного Синода нам приходится открывать новые храмы в самых разных местах. Только что был освящен собор в Гаване, только что поставлен вопрос об открытии храма в Венесуэле… Так что в разных местах разбросаны не только первая эмиграция, но и первое, второе и третье поколения, люди, которые сегодня уезжают из-за трудностей за рубеж для того, чтобы работать. Они нуждаются в духовной поддержке, оказавшись в чужой среде, среди чужого менталитета, с чужой культурой. А в русском православном храме они чувствуют живую связь со своей родиной, с церковью.

– Ваше Святейшество, на ваш взгляд, перед какими вызовами сейчас стоит человечество и как бы Церковь могла бы помочь человечеству ответить на эти вызовы?

– Я думаю, что однополярность в культуре, однополярность в экономике, однополярность в политике – это не тот путь, по которому должно идти человечество. Человечество должно идти к единению, не создавая однополярного мира. Потому что когда применяется, с одной стороны, двойной стандарт к любым проявлениям жизни в России или в странах ближнего зарубежья, то это несправедливо. Я думаю, что события, которые произошли в Южной Осетии, наглядно показали, как белое выдается за черное и черное выдается за белое. Хотя мы своими глазами видели, сколько жертв было, сколько людей были вынуждены покинуть свои насиженные места, дома которых были расстреляны танками и которые бежали, спасая свои жизни. И Церковь – она всегда призывала к миру, всегда призывала сесть за стол переговоров. И даже во время этого кризиса и с моей стороны, и со стороны грузинского патриарха – католикоса – были обращения с призывом к миру. И у нас добрые отношения между церквами продолжают сохраняться и будут сохраняться. Церковь будет всегда призывать к миру и к согласию между людьми. И то, что произошло – это вообще трагедия, потому что хотели поссорить два православных народа.

– Ваше Святейшество, и вопрос, который я сегодня просто не могу не задать: по поводу сложившейся экономической ситуации в мире. Ее можно рассматривать чисто как экономическую, финансовую проблему, но в то же время это может быть некое испытание, которое послано специально, чтобы люди чему-то научились. Чему можно научиться в этой ситуации, которая сложилась?

– Я думаю, на Западе с высоким уровнем жизни это испытание – не надеяться только на деньги. Поэтому сокращение рабочих мест – это будет для многих испытание. Нам тоже надо подумать о том, что нужно думать не только о материальных благах. Часто проповедуется нам, что только нужно строить хорошую обеспеченную жизнь. Но надо думать и о душе своей. И я думаю, что вот этот экономический, финансовый кризис – он должен заставить людей думать и о душе своей, и не только о судьбе своей, но и о судьбе своих ближних. Надо больше думать и помогать тем, кому тяжело.

– Ваше Святейшество, большое спасибо за ваше время и комментарии.

– Спасибо вам. И желаю вам успеха в вашей деятельности.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
5 декабря 2008 г.
Ключевые слова: Патриарх Алексий II
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00