выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Общество
Активисты молодежного православного лагерного сбора Храма новомучеников и исповедников российских в Бутове устанавливают поклонный крест на Рашкинском погосте (Тверская область)
26 сентября 2012 г. 11:55
версия для печати версия для печати

Верных утверждение: как воздвигают кресты

Завтра, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, на Волжской набережной Самары устанавливается 7-метровый поклонный крест, выполненный кресторезной мастерской Соловецкого монастыря. Как сообщил ЦВ соловецкий мастер-кресторезчик Георгий Кожокарь, это уже второй поклонный крест, охраняющий город на Волге со стороны реки (один размещен выше по течению, второй – ниже). Христианской традиции устанавливать кресты вне храма на земле не одна сотня лет. Обычно эти святыни воздвигают для молитвы и поклонения Спасителю, поэтому в русском языке для них прижился эпитет "поклонные".

Символ веры

Трудно сказать, где и когда появился первый в истории поклонный крест. Скорее всего, случилось это не на наших землях. А вот в Киевской Руси, по преданию, первый поклонный крест поставила на днепровских горах святая равноапостольная княгиня Ольга. В современной же России эта традиция начала возрождаться на излете советской эпохи, после празднования Тысячелетия Крещения Руси.

Сейчас на канонической территории Русской Православной Церкви тысячи поклонных крестов. Но, если верить преданиям, было время на Руси, когда взгляду православного христианина, где бы тот ни находился, открывалось по крайней мере одно зримое воплощение символа нашей веры. Исходя из такого критерия поклонных крестов у нас, конечно, мало.

Поэтому вполне естественно, что кресты продолжают ставить – и по решению властей и органов местного самоуправления, и по инициативе различных общественных организаций, и, что называется, по предложениям снизу. Россия велика, и, быть может, из крупных мегаполисов интенсивность и всеохватность этого движения заметна не очень хорошо. Но, попытавшись подсчитать, сколько поклонных крестов появилось в России только в этом году, мы быстро спасовали, остановившись где-то в районе сотни. Большое получается число! Здесь мы упомянем только о некоторых начинаниях, сопровождавшихся серьезным общественным резонансом.

Верных утверждение

Шире других распространены придорожные кресты. Почти всегда они ставятся у оживленных трасс, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения на дальнюю дорогу. Собственно, и смысл обычно используемых в поклонном кресте компонентов – посоха и копия – получил в нашем народе в первую очередь "придорожную" трактовку (как символов соответственно легкого пути и защиты Господом Богом). Тридцать первого мая митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином был освящен самый большой в России поклонный крест из этой категории – 18-метровое металлическое изделие, собранное и установленное военными строителями на границе трех районов Саратовщины (Татищевского, Петровского и Аткарского).

Тоже металлические – хотя и не такие большие, высотой 8 метров – оградили в этом году Смоленск. Кресты уже поставлены с трех сторон городской черты, вскоре придет черед и четвертого. Первоначально идею "окольцевать" родной город крестами выдвинул руководитель местного отделения Центра социально-консервативной политики Виктор Бабушкин. "Но я лишь получил одобрение в епархии, а участвовали в реализации этого намерения очень многие смоляне, поэтому кресты с полным правом можно назвать народными", - говорит Бабушкин. Не отстают ярославцы. Еще в прошлом году поклонные кресты в этом областном центре появились на въездах со сторон Ростова, Костромы и Романова-Борисоглебска (Тутаева). А тридцатого мая этого года митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон освятил еще один 7-метровый крест на границе города в Заволжском районе – у Яковлевско-Благовещенского храма.

Защищен крестами и еще один волжский город – Камышин (пока, правда, как и Самара, только с двух сторон). Тринадцатого июня здесь были освящены поклонные кресты на трассе Сызрань – Волгоград.

Чуть-чуть обогнали камышинцев жители райцентра Анучино, что в Приморском крае (Арсеньевская епархия). В день Георгия Победоносца по инициативе казачьего атамана Константина Хананова в этом селе тоже поставили второй поклонный крест. Если первый, воздвигнутый два года назад, охраняет Анучино со стороны епархиального центра, то второй установлен на трассе по направлению к краевой столице. "Анучинский район – граница нашей епархии, и хорошо, что при въезде в районный центр каждый православный может перекреститься на крест, защитив себя от врагов видимых и невидимых, - произнес после освящения настоятель здешнего Покровского храма священник Константин Мироненко. – Радостно, что жива душа русская, по промыслу Божию просыпается вера в народе!"

В тот же день, шестого мая, сбылась давняя мечта казаков райцентра Светлый (Оренбургская епархия). Инициативу водружения поклонного креста они выдвинули еще пару лет назад, и все это время шла кропотливая подготовка. Доброхотов и словом, и делом поддержали глава района Владимир Тараканов, директор элеватора "Рудный клад" Владимир Лушников, руководитель Светлинского дорожного управления Игорь Петров. После торжественного освящения креста настоятелем поселкового Покровского храма протоиереем Игорем Никифоровым хорунжий Петр Степанов пообещал поставить такие же кресты у всех населенных пунктов района.

А в приднестровских Дубоссарах только приступают к воздвижению придорожных крестов. В день Успения Пресвятой Богородицы первая такая святыня появилась в микрорайоне Лунга на развилке улиц Димитрова и Готвальда. Половину суммы на изготовление и установку креста вместе с благоустройством прилегающей территории (в пересчете на российскую валюту – свыше 142 тыс. руб.) собрали сами местные жители, остальное добавили предприниматели и власти. "Посмотрел в глаза этих людей. Увидел, что они реально хотят что-то сделать полезное, чтоб осталось для наших детей и внуков, - говорит глава районной администрации Эдуард Канцелевич. - Когда увидел желание, надо было идти навстречу..."

Красота Церкви

Одна из традиционных разновидностей поклонного креста – так называемый заместитель. Обычно он обозначает место, где находилась церковь (как вариант – отмечает точку, под которой находится закладной камень в основании будущего храма). Множество крестов-заместителей появилось в России в 1990-е годы. Но и сейчас их продолжают ставить, поскольку выявляются все новые и новые факты разрушения церковных зданий в прошлом.

Первого июля участники Всекузбасского Феодоровского крестного хода установили в южноуральском селе Улановка, что в Яйском районе Кемеровской области (Мариинская и Юргинская епархия) крест в память о разрушенном в 1920-е годы храме святителя Иоанна Златоуста. Чин освящения креста совершил благочинный Анжеро-Судженского округа священник Александр Гомзяк.

Сразу два креста-заместителя появились летом в пределах Архангельской и Холмогорской митрополии. В день первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил освятил крест в Новодвинской крепости – на месте, где 310 лет назад в присутствии государя императора Петра I был освящен Петропавловский храм (церковь сгорела в 1877г.). А шестью днями позднее благочинный Каргопольского округа священник Андрей Усачев освятил поклонный крест на месте Спасской пустыни Ошевенского монастыря. Увы, до нас не дошла ни одна постройка этой обители, располагавшейся в трех километрах от деревни Озерки, погиб в советские годы и главный ее храм – Спасский собор.

На Ильин день, второго августа, в селе Вторая Питерка благочинным Моршанского благочиния Тамбовской епархии протоиереем Андреем Рыбиным освящен поклонный крест на месте Храма в честь Пророка Божия Илии. Установленный крест – единственное, что осталось от сгоревшей в 1989 году церкви. Богослужения здесь прекратились еще в 1929 году, тогда же скончался и последний настоятель – священник Алексий Розанов. Сейчас крест восстановлен трудами родственницы о. Алексия Марии Чуженьковой.

Двадцать шестого августа в селе Истобном (Липецкая и Елецкая епархия) местные жители водрузили крест-заместитель на месте бывшего Храма святой великомученицы Параскевы Пятницы, разрушенного в 1930-е годы. Освятил крест благочинный Чаплыгинского церковного округа протоиерей Стахий Солодков.

Ангелов слава и демонов язва

Часто можно видеть самодельные кресты там, где жизнь человека оборвала катастрофа. Многим кажется, будто это недавно возникший и весьма сомнительный с духовной точки зрения обычай. Но истоки у него глубокие: так называемые поминальные кресты ставились на месте внезапной гибели христианина, часто на них размещали имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест. Эта традиция на Руси также не забыта.

Третьего апреля – уже на следующий день после крушения самолета авиакомпании "ЮТэйр" под Тюменью – деревянный поклонный крест появился на месте гибели воздушного судна возле поселка Горьковка. Такой же крест можно было видеть на аэродроме Туношна (Ярославль), где прошлой осенью разбилась хоккейная команда "Локомотив". А к годовщине трагедии седьмого сентября он превратился в настоящий мемориал: гранитный крест и камень с поименным перечислением всех погибших.

Но часто поминальные кресты превращаются в подлинный народный памятник – совершившим ли подвиг на гражданской службе людям, геройски ли павшим ратникам или безвинно замученным страдальцам. Эта традиция возникла и в самом деле сравнительно недавно, и место расположения таких крестов инициаторы их установки выбирают, не ограничивая себя жесткими рамками. Так, двенадцатого июля по благословению епископа Кызыльского и Тувинского Феофана иеромонах Иннокентий (Деньщиков) освятил крест на вершине 700-метровой горы в черте тувинского города Шагонар. Таким образом клирики местного Храма миссионерского стана преподобного Сергия Радонежского увековечили память погибших при тушении таежных пожаров в июне этого года (шестеро из восьми скончавшихся десантников-огнеборцев родом отсюда, из Шагонара). В торжественном крестном ходе на возвышающуюся над Енисеем гору участвовали специально приехавшие из республиканской столицы Кызыла казаки. "Эта гора, которая среди жителей Шагонара именовалась Драконий Зуб, отныне будет зваться Крестопоклонной, - обратился к собравшимся после панихиды о. Иннокентий. - Будем в чистоте и святости сохранять это место, которое с сегодняшнего дня является общегородской святыней и первым поклонным Крестом, установленным в Кызыльской и Тувинской епархии! Здесь будет славиться Имя Божие, будут возноситься молитвы о спасении живых и усопших!"

Два креста-памятника появились благодаря общине московского Храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. Двадцать восьмого июля по инициативе директора Мемориального центра на Бутовском полигоне Игоря Гарькавого поклонный крест в память об узниках Свирьлага встал у Петропавловского храма в Лодейном Поле (Санкт-Петербургская епархия). А в августе свою лепту внесли участники молодежного приходского лагеря, трудившиеся в Новоторжском районе Тверской области. "Наш настоятель протоиерей Кирилл Каледа близко знаком со священниками Преображенской церкви в селе Сукромля, - рассказывает руководитель лагерного сбора Олег Мамонов. – Поэтому 22 молодых человека и отправились летом туда поработать. Еще раньше от местных жителей мы узнали: в соседнем Рашкине некогда был большой погост, который в советское время сравняли с землей. До последнего момента это место никак не было обозначено, поэтому мы решили отметить его 4-метровым крестом. Крест мы заказали заранее, дома – своим бутовским мастерам, а потом сами доставили его на место и с молитвой установили".

Похожая история и в станице Старочеркасской (Аксайский район Ростовской области). Когда-то здесь, прямо на донском берегу, было большое казачье захоронение. По крайней мере в этом уверены старожилы: внешних признаков кладбища не осталось. И вот двадцать шестого августа наместник Свято-Донского Старочеркасского ставропигиального мужского монастыря игумен Макарий (Зеленков) освятил новый 6-метровый крест, символически обозначивший место последнего упокоения многих поколений предков здешних казаков.

Наконец, два больших поклонных креста появились в честь павших на Отечественных войнах православных христиан. У северной стены Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря двенадцатого сентября освящен двухметровый гранитный крест, увековечивающий память сложивших головы русских воинов в знаменитом сражении с авангардом 4-го корпуса Великой армии под командованием вице-короля Италии Евгения де Богарне. Пятью неделями ранее в селе Малая Каменка (Саратовская епархия) благочинный Базарно-Карабулакского и Новобурасского благочиния священник Николай Протасов освятил 5-метровый крест в память о земляках, погибших на Великой Отечественной войне. "Если быть точным, от Каменки как раз одно только кладбище и осталось, - говорит о. Николай. – Здесь никогда не было памятника павшим солдатам. Поэтому у жителей соседних сел возникло желание почтить память своих родственников, которые не вернулись с войны домой и место погребения которых неизвестно".

Царей держава

С поистине царским проектом выступил общественный Фонд воинского ордена "Во славу русского воинства". Авторы его так и назвали – "Поклонный крест Святой Руси", пожелав придать своему начинанию международный статус. Целей и задач у него много, но одна из главных – установка поклонных крестов на всей канонической территории Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Духовником этого движения стал схиархимандрит Илий (Ноздрин), а рабочая группа по установке крестов создана при Красноярской епархии распоряжением митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона. Пока, правда, она может похвастаться лишь одним водруженным крестом: двенадцатого августа на территории архитектурно-скульптурного комплекса "Мемориал Славы" в столице Северной Осетии его освятил архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима. Этот крест посвящен молитвенной памяти воинов, павших в 1942 году в битве за Кавказ, и всех, совершивших свой жертвенный подвиг во имя Отечества.

Впрочем, второй крест – в Красноярске – уже запланирован к установке в этом году, он будет посвящен пятилетию подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. "Появится в этом году наш крест и в Бородине, - рассказал ЦВ секретарь рабочей группы Вениамин Бессонов. – В ближайших планах также – Куликово Поле и Прохоровка. Пока мы работаем по шести объектам, предпочитая выходить лишь на те точки, по которым у нас есть полная уверенность в финансовом и организационном обеспечении. Вообще наш проект сроками не ограничен, а интенсивность его развития будет зависеть от того, сколько средств и союзников нам удастся привлечь".

Внимательный читатель, вероятно, заметил: в обширной географии крестовоздвижничества современной России отсутствует столица. Поклонные кресты в Москве, разумеется, есть. Но пока — лишь на территориях, официально считающихся ведомственными (монастырские земли или подворья либо участки учреждений и предприятий с ограниченным доступом – к примеру, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ). Установкой же открытого всем взорам поклонного креста, защищающего и ограждающего всякого держащего путь православного, москвичи пока, как ни странно, похвалиться не могут. Но, возможно, ситуация изменится уже в самом ближайшем будущем. Общественный фонд "Центр национальной славы России" выдвинул предложение посвятить первый такой крест в Москве преподобной Евфросинии Московской – и это, безусловно, справедливо. Органы исполнительной власти уже согласовали его размещение на Рождественском бульваре, и сейчас инициативная группа ждет благословения от священноначалия.

Необычный повод

В конце июня жителей Гришинского сельского поселения (Киквидзенский район Волгоградской обл.) установкой поклонного креста заставила озаботиться... воцарившаяся на юге Европейской части России жуткая жара. Изготовили крест на одном из местных предприятий, а потом и поставили исключительно на пожертвования хуторян. "Прекрасно понимаю односельчан, но у Бога надо просить не дождя, а хорошего урожая", - резонно заметила глава поселения Ирина Апурина, не посмевшая, впрочем, перечить народным чаяниям. Дожди со временем в Волгоградской области пошли, хотя по урожайности зерновых этот год далеко не самый лучший.

Какие еще бывают поклонные кресты

Обетные (памятные или благодарственные) ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Известна, к примеру, часовня под Переславлем-Залесским, построенная как сень над обетным крестом, который по преданию в память рождения в 1557 г. наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Приметные служат ориентиром для мореплавателей, поэтому достигают высоты 10-12 м. Были распространены в северной поморской культуре. Недавно приметный крест установлен на вершине горы Афон.

26 сентября 2012 г. 11:55
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00