iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Миссия заботы, добра и любви
Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов). PDF-версия.
14 апреля 2022 г. 18:00
Молодежь ценит доверие, самостоятельность и ощущение ответственности
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
14 февраля 2022 г. 13:00
Общество
ЦВ № 12 (409) июнь 2009 /  26 июня 2009 г.
версия для печати версия для печати

С Богом по всем дорогам!

В День России, 12 июня, в Переславле-Залесском впервые прошли церковно-государственные празднования, посвященные дню рождения св. благоверного князя Александра Невского. В них приняли участие архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, архиепископ Костромской и Галичский Александр, представители федеральной власти, губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, руководители регионов и городов центральной России. Празднованиям были посвящены богослужения, концерты, церковно-общественная конференция. Самым необычным мероприятием стал мотопробег членов байкерского клуба «Ночные волки» по маршруту Городец — Владимир — Переславль — Москва.

Чем отличаются байкеры от обычных мотоциклистов? Для байкеров мотоцикл — не средство передвижения, а часть образа жизни, объединяющая их с единомышленниками. За последние десятилетия в России и за рубежом сложилось два противоположных образа байкеров. С одной стороны, байкер — это свободный, сильный человек, не боящийся ни скорости и опасностей дальних дорог, ни дождя и ветра, ни риска и смерти. Этот образ культивируется внутри байкерских сообществ. С другой стороны, в СМИ, а следовательно, и в массовом сознании, стереотипом стал образ байкера как разрушителя, врага общества и законов.

Отчасти это связано с тем, что внутри самой байкерской субкультуры существует множество независимых группировок, и часть из них действительно исповедует откровенно антихристианские ценности. Однако некоторые байкеры являются православными и готовы открыто свидетельствовать о своей вере.

В этом году знаменитый байкерский клуб «Ночные волки» отметил свое 20-летие. И этому событию члены клуба решили приурочить крестный мотопоход, посвященный святому благоверному князю Александру Невскому, по маршруту Городец (место кончины святого) — Владимир (место его княжения) — Переславль Залесский (место его рождения). Специально к этому событию городецкими мастерами была написана икона св. Александра Невского.

10 июня, после службы в храме Рождества Богородицы в Городце, три десятка членов клуба двинулись во Владимир в сопровождении автомобиля, в котором путешествовала икона. Во Владимире байкеры сделали остановку в храме Георгия Победоносца, в котором покоятся мать святого Александра Невского. В конечной точке крестного хода, в Переславле Залесском, икона была перенесена в храм Александра Невского на Красной площади, где состоялось торжественное богослужение. В этом храме икона будет храниться до осени.

12 сентября образ отправится в обратный путь, в Городец.

Крестный ход с иконой члены байкерского клуба планируют сделать ежегодным.
«Ночные волки» получили устное благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, о чем клубу сообщил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

О том, как проходил крестный мотопоход, ЦВ рассказал член Московского отделения мотоклуба «Ночные волки» Алексей Вайц.

— Алексей, какой отклик вызвала идея крестного мотопохода у членов клуба?

— У нашего клуба около 40 подразделений по стране, еще несколько — в ближнем и дальнем зарубежье: в Сербии, Македонии, Болгарии, Германии и Швеции. Люди, которые к нам приходят, знают, что наш клуб — православный.
Наш образ — в первую очередь связан с образом всадника. И святой Александр Невский на иконе изображен как всадник. Седло для всадника — трон служения. Сев в седло, он должен двигаться к цели, которую ему в молитве откроет Господь. Святой Александр Невский сочетает в себе масштабного государственного деятеля, тонкого политика, дальновидного и умного дипломата, смелого и бескомпромиссного воина и, конечно, смиренного инока, потому что просто так, приняв великую схиму, из жизни не уходят. И мы хотели бы стать достойными этого святого.
Когда члены клуба услышали о крестном ходе, они воспряли духом, объединились вокруг этой идеи. В нашем крестном мотопоходе участвовало много людей. Основную колонну байкеров составили 30 человек из Московского, Пушкинского и Нижегородского подразделений клуба. С нами также был клуб «Вольные птицы» из Нижнего Новгорода. На разных отрезках пути к нам присоединялись новые люди. Икону перевозили в автомашине, которая следовала с нашей мотоколонной. В машине икону сопровождали студенты Православного Свято-Тихоновского государственного университета, которые постоянно читали акафист святому Александру.

— Принимали ли байкеры участие в богослужениях?
— Да, принимали. У нас есть люди подготовленные, а есть пока только желающие прикоснуться к вере. Поскольку я сам человек воцерковленный, я внимательно смотрел на них. У некоторых были слезы на глазах. Это заставило меня задуматься о том, что не всегда мы с таким трепетом относимся к богослужению, как эти ребята, которые в храмах бывают, может быть, не так часто.

— Какую реакцию вызывал крестный ход у местных жителей?
— Местные жители относились к нам по-разному. Одни рассматривали мотоциклы, другие прикладывались к иконам, а третьи подходили и задавали вопросы: «А почему это вы на мотоциклах, в кожаных жилетках — и с иконой?» Конечно, вокруг приходилось слышать много разговоров — зачастую резких, отрицательных. Но «всякое дыхание да хвалит Господа», пускай все служат Богу.

— Какой опыт вы получили за время участия в крестном ходе?
— Садясь за руль мотоцикла, в седло, ты должен быть сконцентрирован, иначе ты в нем не удержишься. Концентрируясь, ты должен оставить все, так сказать, «мирское» за порогом своего гаража. Кроме того, когда ты выезжаешь в дальнюю поездку, ты отрываешься от помоек цивилизации — от лжи, ненависти, лицемерия — и несешься навстречу ветру. Весь вопрос: куда? Ведь просто нестись навстречу ветру неизвестно куда — еще не значит обрести свободу. Свобода обретается в истинном богообщении, в молитвенном состоянии, в желании общаться с Богом.
Приобрести такой опыт — значит измениться. Никогда я не испытывал таких изменений, как во время этого крестного хода.

— Стал ли кто-то из ваших товарищей в эти дни ближе к православию?
— Человек, который не расположен к православию, не стал бы участвовать в этом мероприятии, иначе он смотрел бы на него как на скоморошество. Были удивительные вещи. С нами шли два мусульманина — татарин и таджик. Они, как и все остальные, везли хоругви. В храмы они с нами не заходили, но относились ко всему очень благоговейно. Это было трогательно. Думаю, что они стали ближе к православию, что-то почувствовали.
В заключительный день крестного хода мы собрались на торжественное богослужение в Переславле. Перед иконой святого Александра Невского служили два архиерея, им сослужили 40 священников. Торжество, хорошая погода, приятная усталость — все это рождало теплоту и радость. Такие события не могут не рождать изменения в человеке.

— Планируете ли вы и в дальнейшем участвовать в подобных мероприятиях?
— Сейчас у нас идет подготовка к крестному ходу, который отправится 12 сентября из Переславля в Городец. Нам помогает напутствие Предстоятеля Русской Православной Церкви.
 

Анна Курская
26 июня 2009 г.
Ключевые слова: крестный ход
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку
В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00