iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пешком к преподобному Сергию
К Игумену земли Русской в Троицкий монастырь издавна течет людская река. В прежние времена паломники традиционно шли туда пешком. Но уже больше века Сергиев Посад прочно интегрирован в транспортную систему страны, и сейчас пешее паломничество к преподобному Сергию выглядит экзотикой. Группа энтузиастов решила изменить это представление, занявшись обустройством пешеходной тропы из Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Фактически авторы этого начинания стоят у истоков новой общест­венной инициативы — создания многокилометрового пешего пути, преодоление которого рассчитано не на одни сутки: ничего подобного в России нет. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» анализирует этот опыт и делится собственными рекомендациями по правильной подготовке к такому паломничеству. PDF-версия
4 октября 2019 г. 16:59
Общество
ЦВ № 12 (409) июнь 2009 /  26 июня 2009 г.
версия для печати версия для печати

С Богом по всем дорогам!

В День России, 12 июня, в Переславле-Залесском впервые прошли церковно-государственные празднования, посвященные дню рождения св. благоверного князя Александра Невского. В них приняли участие архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, архиепископ Костромской и Галичский Александр, представители федеральной власти, губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, руководители регионов и городов центральной России. Празднованиям были посвящены богослужения, концерты, церковно-общественная конференция. Самым необычным мероприятием стал мотопробег членов байкерского клуба «Ночные волки» по маршруту Городец — Владимир — Переславль — Москва.

Чем отличаются байкеры от обычных мотоциклистов? Для байкеров мотоцикл — не средство передвижения, а часть образа жизни, объединяющая их с единомышленниками. За последние десятилетия в России и за рубежом сложилось два противоположных образа байкеров. С одной стороны, байкер — это свободный, сильный человек, не боящийся ни скорости и опасностей дальних дорог, ни дождя и ветра, ни риска и смерти. Этот образ культивируется внутри байкерских сообществ. С другой стороны, в СМИ, а следовательно, и в массовом сознании, стереотипом стал образ байкера как разрушителя, врага общества и законов.

Отчасти это связано с тем, что внутри самой байкерской субкультуры существует множество независимых группировок, и часть из них действительно исповедует откровенно антихристианские ценности. Однако некоторые байкеры являются православными и готовы открыто свидетельствовать о своей вере.

В этом году знаменитый байкерский клуб «Ночные волки» отметил свое 20-летие. И этому событию члены клуба решили приурочить крестный мотопоход, посвященный святому благоверному князю Александру Невскому, по маршруту Городец (место кончины святого) — Владимир (место его княжения) — Переславль Залесский (место его рождения). Специально к этому событию городецкими мастерами была написана икона св. Александра Невского.

10 июня, после службы в храме Рождества Богородицы в Городце, три десятка членов клуба двинулись во Владимир в сопровождении автомобиля, в котором путешествовала икона. Во Владимире байкеры сделали остановку в храме Георгия Победоносца, в котором покоятся мать святого Александра Невского. В конечной точке крестного хода, в Переславле Залесском, икона была перенесена в храм Александра Невского на Красной площади, где состоялось торжественное богослужение. В этом храме икона будет храниться до осени.

12 сентября образ отправится в обратный путь, в Городец.

Крестный ход с иконой члены байкерского клуба планируют сделать ежегодным.
«Ночные волки» получили устное благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, о чем клубу сообщил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

О том, как проходил крестный мотопоход, ЦВ рассказал член Московского отделения мотоклуба «Ночные волки» Алексей Вайц.

— Алексей, какой отклик вызвала идея крестного мотопохода у членов клуба?

— У нашего клуба около 40 подразделений по стране, еще несколько — в ближнем и дальнем зарубежье: в Сербии, Македонии, Болгарии, Германии и Швеции. Люди, которые к нам приходят, знают, что наш клуб — православный.
Наш образ — в первую очередь связан с образом всадника. И святой Александр Невский на иконе изображен как всадник. Седло для всадника — трон служения. Сев в седло, он должен двигаться к цели, которую ему в молитве откроет Господь. Святой Александр Невский сочетает в себе масштабного государственного деятеля, тонкого политика, дальновидного и умного дипломата, смелого и бескомпромиссного воина и, конечно, смиренного инока, потому что просто так, приняв великую схиму, из жизни не уходят. И мы хотели бы стать достойными этого святого.
Когда члены клуба услышали о крестном ходе, они воспряли духом, объединились вокруг этой идеи. В нашем крестном мотопоходе участвовало много людей. Основную колонну байкеров составили 30 человек из Московского, Пушкинского и Нижегородского подразделений клуба. С нами также был клуб «Вольные птицы» из Нижнего Новгорода. На разных отрезках пути к нам присоединялись новые люди. Икону перевозили в автомашине, которая следовала с нашей мотоколонной. В машине икону сопровождали студенты Православного Свято-Тихоновского государственного университета, которые постоянно читали акафист святому Александру.

— Принимали ли байкеры участие в богослужениях?
— Да, принимали. У нас есть люди подготовленные, а есть пока только желающие прикоснуться к вере. Поскольку я сам человек воцерковленный, я внимательно смотрел на них. У некоторых были слезы на глазах. Это заставило меня задуматься о том, что не всегда мы с таким трепетом относимся к богослужению, как эти ребята, которые в храмах бывают, может быть, не так часто.

— Какую реакцию вызывал крестный ход у местных жителей?
— Местные жители относились к нам по-разному. Одни рассматривали мотоциклы, другие прикладывались к иконам, а третьи подходили и задавали вопросы: «А почему это вы на мотоциклах, в кожаных жилетках — и с иконой?» Конечно, вокруг приходилось слышать много разговоров — зачастую резких, отрицательных. Но «всякое дыхание да хвалит Господа», пускай все служат Богу.

— Какой опыт вы получили за время участия в крестном ходе?
— Садясь за руль мотоцикла, в седло, ты должен быть сконцентрирован, иначе ты в нем не удержишься. Концентрируясь, ты должен оставить все, так сказать, «мирское» за порогом своего гаража. Кроме того, когда ты выезжаешь в дальнюю поездку, ты отрываешься от помоек цивилизации — от лжи, ненависти, лицемерия — и несешься навстречу ветру. Весь вопрос: куда? Ведь просто нестись навстречу ветру неизвестно куда — еще не значит обрести свободу. Свобода обретается в истинном богообщении, в молитвенном состоянии, в желании общаться с Богом.
Приобрести такой опыт — значит измениться. Никогда я не испытывал таких изменений, как во время этого крестного хода.

— Стал ли кто-то из ваших товарищей в эти дни ближе к православию?
— Человек, который не расположен к православию, не стал бы участвовать в этом мероприятии, иначе он смотрел бы на него как на скоморошество. Были удивительные вещи. С нами шли два мусульманина — татарин и таджик. Они, как и все остальные, везли хоругви. В храмы они с нами не заходили, но относились ко всему очень благоговейно. Это было трогательно. Думаю, что они стали ближе к православию, что-то почувствовали.
В заключительный день крестного хода мы собрались на торжественное богослужение в Переславле. Перед иконой святого Александра Невского служили два архиерея, им сослужили 40 священников. Торжество, хорошая погода, приятная усталость — все это рождало теплоту и радость. Такие события не могут не рождать изменения в человеке.

— Планируете ли вы и в дальнейшем участвовать в подобных мероприятиях?
— Сейчас у нас идет подготовка к крестному ходу, который отправится 12 сентября из Переславля в Городец. Нам помогает напутствие Предстоятеля Русской Православной Церкви.
 

Анна Курская
26 июня 2009 г.
Ключевые слова: крестный ход
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00