выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Общество
21 декабря 2011 г. 17:07
версия для печати версия для печати

Все четвероклассники с 1 сентября 2012 г. будут изучать "Основы религиозных культур и светской этики"

С сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации будет введен обязательный для изучения в 4-м классе комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Но ставить ли на этих уроках оценки, решат сами учителя. Об этом на встрече, состоявшейся в рамках двухнедельных курсов повышения квалификации в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, рассказал заместитель министра образования и науки Максим Дулинов.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя шесть модулей (предметов): основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, историю мировых религиозных культур и основы светской этики. Что предпочтет четвероклассник, решать ему и его родителям. По итогам апробации курса в школах 21 региона, основы светской этики выбрали 42% родителей, основы православной культуры – 30%, основы мировых религиозных культур - 18%, основы исламской культуры - 9%, основы буддийской культуры - 1%, иудейской - менее 1%.

Максим Дулинов подчеркнул, что ОРКСЭ является культурологическим курсом и рассказывает о традиционных религиозных культурах России и светской этике. Ставить ли детям оценки на этом уроке, решат сами учителя. Минобрнауки России на этом не настаивает. Предварительный опрос педагогов показал, что мнения разделились примерно поровну. Одни учителя считают - если предмет направлен на общее развитие школьника, то отметка не нужна и нелепа. А другие - в любом случае оценка всегда дисциплинирует ученика.

Почему этот курс вводится только в четвертых классах? «По мнению педагогов-психологов, возраст 10-11 лет наиболее благоприятен для усвоения детьми основ культурологического понимания такого явления, как религия, - отметил выступающий. – Что касается дальнейшего изучения курса духовно-нравственных основ, то в новых стандартах основной школы его планируется продолжить. Вопрос, как двигаться дальше, сейчас обсуждается. Понятно, что сюда должны быть органически вплетены история и литература, но, наверное, нужно какое-то еще иное наполнение, либо учебными курсами, либо предметами». В любом случае, осмысленная программа будет представлена на общественное обсуждение.

Максим Дулинов также сообщил, что новый законопроект об образовании (это уже четвертая версия) планируется внести в Госдуму в 2012 году. «В нем мы постарались максимально учесть и решить все спорные вопросы, которые накопились в системе образования в целом, а также в части религиозного и духовно-нравственнного образования. Например, в статье 89 освещена тема возможности получения религиозного образования», - отметил Дулинов. В статье 14 указано, что религиозные организации могут участвовать в сетевых образовательных программах.

Другая возникавшая до сих пор проблема – это незаконное открытие в образовательных учреждениях молельных комнат и домовых храмов (например, в детских домах и интернатах). Действующее сегодня законодательство это запрещает. Однако новый законопроект - о внесении изменений в связи принятием закона «Об образовании в Российской Федерации» - разрешает открыть молельную комнату или домовый храм по просьбе родителей или обращению администрации (представляющей интересы ребенка).

В ближайшее время образовательные учреждения должны в обязательном порядке определиться с выбором, какое количество учеников какой из модулей курса ОРКСЭ будет изучать, закупить учебники из федерального перечня (их список разместят на сайте министерства образования и науки в конце декабря) и обучить педагогов. «Для закупки учебников школам уже выделяются деньги, и заявления администрации, что денег нет, – неправомочны», - заключил Максим Дулинов.

21 декабря 2011 г. 17:07
Ключевые слова: школа, ОПК
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи