iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мониторинг ОРКСЭ: каждая пятая программа обучения некачественная, каждый четырнадцатый опрошенный родитель говорит о несоблюдении добровольности при выборе модуля
Рабочая программа Рождественских образовательных чтений началась 22 января в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с IV конференции учителей ОПК столичного региона. После приветствий глав областного и городского епархиальных отделов религиозного образования и катехизации епископа Зарайского Константина и иеромонаха Онисима (Бамблевского), председателя комиссии по образованию Мосгордумы Антона Молева и чиновников профильных структур исполнительной власти Москвы и Подмосковья с основным докладом выступил ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов. Он познакомил собравшихся с результатами мониторинга преподавания Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в четвертых классах российских общеобразовательных средних школ.
24 января 2016 г. 23:00
Аналитика
История православного дистанционного образования насчитывает уже десять лет
ЖМП № 9 сентябрь 2014 /  2 сентября 2014 г. 12:33
версия для печати версия для печати

Богословие на расстоянии. Православное дистанционное образование - десять лет спустя

Начало XXI века ознаменовано бурным ростом дистанционного образования. Сегодня миллионы учащихся по всему миру получают образование или повышают свою квалификацию с помощью Интернета. Не осталось в стороне от этого процесса и православное образование. С каждым годом появляется всё больше возможностей изучить богословские дисциплины и даже получить диплом богослова дистанционно. Что же на данный момент может предложить русскоязычный сегмент Интернета любознательному православному верующему?

В общем смысле слово «дистанционное» означает только то, что учащий и учащийся разделены между собой определенным расстоянием (или временем), не позволяющим им общаться лицом к лицу. Вопросы, которые некогда христиане передавали своему наставнику, получая на них письменный ответ, также могут рассматриваться как дистанционное образование. Поэтому можно сказать, что дистанционное обучение существует в Церкви с апостольских времен.

Однако на сегодняшний день термин «дистанционное образование» подразумевает, как правило, учебный процесс, осуществляемый с помощью телекоммуникационных сетей, -прежде всего сети Интернет.
Образование в области православного богословия имеет две целевые аудитории — учащихся духовных школ (то есть будущих священнослужителей) и мирян, желающих повысить свой богословский уровень. Проекты для той и другой аудитории появились в России практически одновременно. В конце 2003 года был запущен проект дистанционного обучения для духовных школ на базе Сретенской семинарии, а в начале 2004-го набор на первые дистанционные курсы организовал Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне ПСТГУ). Поэтому можно сказать, что история православного дистанционного образования насчитывает уже десять лет. Как изменилась ситуация за эти годы?

Знакомство с представленными на сегодняшний день в сети Интернет проектами позволяет утверждать, что стабильно развиваются три основных направления. Это, во-первых, система дистанционного обучения для духовных школ. Во-вторых, систематическое долгосрочное и краткосрочное дистанционное обучение в области православного богословия для мирян. И, наконец, в-третьих, отдельные православные просветительские проекты, нацеленные преимущественно на самообразование.

Просвещение, но не образование

Последняя группа включает в себя несколько известных порталов, где выкладывается православная литература самого различного назначения — от богослужебных книг до художественной литературы, кален-дарей с житиями и чтениями из Священного Писания, программ, предлагающих цитаты «на каждый день», и т.п., а также мультимедийных материалов. В строгом смысле слова отнести подобные проекты к образовательным нельзя в связи с тем, что образование — и особенно духовное образование — предполагает взаимодействие между обучающим и обучающимся. Это взаимодействие должно быть обязательным (следовательно, организованным обучающей стороной), сис-темным и строиться по методически оправданным схемам. Когда же образовательный процесс сводится к форме «задать вопрос», то никакого образовательного взаимодействия не получается: ученик сам инициирует общение и, следовательно, не выходит за рамки уже имеющегося у него знания или незнания. Только преподаватель может поставить перед обучаемым еще неизвестную для него задачу или проблему и тем самым создать условия для его развития. Поэтому упомянутые выше порталы правильнее будет отнести к информационным ресурсам просветительской направленности.
В качестве хорошего примера можно привести известный портал «Азбука веры» (http://azbyka.ru), который помимо материалов для самообразования предлагает также и тестирования для самоконтроля. При Синодальном миссионерском отделе работает «Школа православного миссионера» (http://orthomission.ru). Также в прошлом году начал работу сайт электронных учебников Учебного комитета Русской Православной Церкви (http://mpda-dl.ru), который предлагает всем желающим электронные учебники по дисциплинам подготовительного отделения МДА с тестами по каждой теме.

Флагманы для семинаристов

Наибольший интерес представляют собой две другие категории дистанционных образовательных проектов, которые позволяют непос-редственно и целенаправленно влиять на развитие уровня духовного образования, расширять и углублять его. Наиболее масштабное образовательное начинание, нацеленное на повышение качества преподавания и обучения во всей сети семинарских учебных заведений Русской Православной Церкви, — это проект Учебного комитета. Он реализуется при участии ОАО «Ростелеком» (http://www.uchkomportal.ru). Его прообразом стали предпринятые еще в 2005 году попытки Сретенской семинарии транслировать лекции ведущих преподавателей и авторитетных специалистов в удаленные семинарии. Но это были отдельные лекции, не связанные единой образовательной программой. Теперь под эгидой Учебного комитета эта идея получила не только свое продолжение, но и развитие. Помимо трансляции лекций в прямом эфире по различным дисциплинам, изучаемым в семинариях, организаторами обеспечивается возможность для обучающихся «задать вопрос», на который лектор ответит или в ходе занятия, или после лекции; лекции записываются с возможностью доступа тех, кто по разным причинам не сумел «присутствовать» на занятии, организуется «обратная связь» и другого рода, позволяющая инспекторам из Москвы и Санкт-Петербурга наблюдать за проведением экзаменов и защит дипломных работ в любой семинарии Русской Православной Церкви.

В планах организаторов — развивать систему дальше и расширять используемые возможности применяемой платформы WebTutor (разработчик — компания WebSoft). Помимо трансляции и записи лекций она позволяет размещать электронные учебные материалы и тесты. Также можно подключить не только семинарии, но и отдельных пользователей, что в будущем может оказаться полезным для поддержки заочного обучения.

Другой проект применения дистанционного обучения для семинарий, на который необходимо обра-тить внимание, — это система поддержки учащихся, разработанная в Санкт-Петербургских академии и семинарии (http://learn.spbda.ru) и реализованная на популярной в российских вузах открытой платформе Moodle (эта платформа бесплатная, но требует наличия в учебном заведении собственных программистов для ее настройки).
Оба проекта, кроме того, что они непосредственно направлены на повышение качества подготовки будущих священнослужителей, объединяет их корпоративный характер. Обучаться с их помощью могут только учащиеся семинарий: одной (как в проекте СПДАиС) или сети семинарий (как в проекте Учебного комитета). Подобная закрытость, безусловно, и необходима, и оправданна. Оба проекта — своего рода флагманы в православном дистанционном обучении, на содержание и методику которых равняются все остальные.

Для мирян

Последняя составляющая православного дистанционного обучения — систематическое долгосрочное и краткосрочное дистанционное обучение для мирян. Пионером в этой области является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, который практически одновременно со Сретенской семинарией открыл первые дистанционные образовательные программы для мирян (http://pstgu.elearn.ru). ПСТГУ разработал краткосрочную односеместровую катехизаторскую программу «Основы православия» и долгосрочную образовательную программу богословской подготовки «Теология», рассчитанную на несколько лет обучения, которая уже десять лет успешно реализуется полностью дистанционно (учащиеся приезжают в университет лично только для прохождения итоговой аттестации). Со временем образовательная программа была переведена с устаревшей платформы VirtualUniversity на более современную eLearningServer (разработчик «Гиперметод»). Теперь стали доступны такие инструменты, как вебинары, wiki-документы, блоги, взаимная оценка учащихся и другие. Помимо собственно богословских программ реализовывались курсы и общекультурной тематики.

Одновременно с обучением слушателей в ПСТГУ проводилась систематизация полученного опыта и целенаправленные исследования в области обучения взрослых в целом, духовного образования для взрослых мирян и самой возможности духовного образования с применением средств дистанционного обучения. Итогами стали статьи, методические наработки, пригодные для применения в духовных учебных заведениях, а также при реализации дистанционного обучения в области гуманитарных и прежде всего мировоззренческих дисциплин. Авторами этой статьи был также разработан курс подготовки «дистанционных» преподавателей (повышение квалификации), который уже неоднократно проводился, в том числе и для преподавателей духовных школ, причем полностью в дистанционном режиме.

Среди образовательных проектов богословского образования для мирян, следует назвать дистанционное отделение Высших богословских курсов Московской духовной академии (http://dist.kursmda.ru) и Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы (Киев). Цель создания дистанционного отделения Высших богословских курсов МДА, заявленная на сайте, — «знакомство всех желающих с основами православной веры, с сутью православного христианства дистанционно посредством сети Интернет». Целевая аудитория проекта не вполне определена; предлагаемые образовательные программы — несколько краткосрочных курсов из разных областей и разного уровня.

Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы предлагают образовательную программу, состоящую, как заявлено, из «более чем 20 академических дисциплин, которые преподаются специалистами богословских и светских учебных заведений». В качестве аудитории обозначены «лица православного исповедания (с 15 лет) (независимо от их социального статуса, места житель-ства и гражданства)».

Миссия

Отдельного внимания заслуживают курсы при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи (http://pravkurs.ru) (Православные интернет-курсы, ПИК). На сайте проекта подробно изложены миссия, цели и задачи проекта, очерчена целевая аудитория. В отличие от предыдущих, этот проект основой всей деятельности видит общение тех, кто уже приобрел определенный опыт церковной жизни с теми, кто только подошел к порогу Церкви. Содержательная сторона обучения является вторичной по отношению к этой главной задаче. ПИК представляет собой курсы базового уровня, ориентированные не на систематическое богословское образование, а на миссионерско-катехизаторскую деятельность. Отличительная черта ПИКа — ориентация на вполне определенную аудиторию и подобающая проработка образовательной концепции.

В соответствии с миссией проекта в качестве платформы дистанционного обучения используется доступная бесплатная платформа Moodle. Можно с уверенностью утверждать, что ПИК — оригинальная разработка, которая полностью соответствует декларируемой миссии и охватывает определенную целевую аудиторию.
За последнее время еще несколько православных учебных заведений анонсировали старт проектов дистанционного обучения. РПУ Иоанна Богослова разработал курсы дистанционного обучения «по направлениям церковного служения» совместно с Якутской и Улан-Удэнской епархиями, а также дистанционный образовательный курс «Основы православного мировоззрения». С 2014/2015 учебного года дистанционное обучение для студентов-заочников планирует начать Полтавская духовная семинария (http://orth-mission.org.ua/today/distancyonnoe).

Таким образом, спустя десять лет после первых опытов православного дистанционного обучения накопился большой опыт использования образовательных и просветительских проектов разного уровня, предназначенных как для студентов духовных образовательных учреждений, так и для всех желающих приобщиться к опыту Церкви посредством образования. Можно сказать, что он достаточно широк — у каждого православного христианина теперь есть доступ к тому типу церковного образования, который ему необходим в данный момент, на конкретном этапе его духовной и церковной жизни.
Учитывая размеры и географию русскоговорящей аудитории, постоянное внимание к теме со стороны священноначалия, а также продолжающееся развитие информационных и коммуникационных технологий, вполне можно ожидать серьезного развития имеющихся и появления в недалеком будущем новых интересных проектов в области православного дистанционного обучения.

Справка. Протоиерей Геннадий Егоров — кандидат психологических наук, доцент. Окончил физический факультет МГУ, богословский факультет ПСТБИ. Основатель и первый декан факультета дополнительного образования, где была разработана и запущена система дистанционного обучения.  В настоящее время — проректор по учебной работе ПСТГУ и заведующий кафедрой новых технологий в гуманитарном образовании того же вуза.

Меланина Татьяна Владимировна — кандидат технических наук, начальник Учебно-методического управления ПСТГУ. Выпускница одного из первых наборов дистанционной программы профессиональной переподготовки «Теология» на факультете дополнительного образования ПСТГУ. Будучи заместителем декана ФДО, стояла у истоков и принимала активное участие в организации, разработке и внедрении дистанционного обучения.

2 сентября 2014 г. 12:33
Ключевые слова: ПСТГУ
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи