iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Аналитика
Кончина Святого Патриарха Гермогена в темнице Чудова монастыря, 1912 г. //из архива Фонда по постановке памятника Патриарху Гермогену
ЖМП № 4 апрель 2012 /  11 апреля 2012 г. 23:12
версия для печати версия для печати

Богослужебные тексты: словесный образ московского святителя

Автором службы святителю Ермогену с высокой степенью уверенности можно считать профессора Московской духовной академии священника Илию Васильевича Гумилевского (1881–1963/1965). Впервые она была опубликована в печатном органе МДА — «Богословском вестнике» (№ 9 за 1916 год).

Тот факт, что по 6-й песни канона был напечатан акафист, служит косвенным свидетельством в пользу единого авторства текстов. Однако в литературе акафист атрибутируется также священномученику Неофиту Порфирьевичу Любимову1, а равно и протопресвитеру московского Успенского собора Николаю Александровичу Любимову2.

Служба священномученику бденная состоит из малой вечерни, великой вечерни и утрени. Язык в целом простой и ясный, что характерно для большинства служб XIX — начала XX века, в отличие от многих переводных византийских и оригинальных древнерусских. С содержательной же стороны следует отметить присутствие в службе множества цитат, аллюзий и реминисценций, которые отсылают молящегося к библейским и более ранним гимнографическим текстам. Сочетание ясного языка и многослойного содержания является несомненным достоинством службы, так как позволяет получить духовную пользу людям с самым разным уровнем образования и начитанности в богослужебных текстах.

Малая вечерня

На «Господи воззвах» — четыре стихиры (не считая славника). В первых трех стихирах восхваляется исповеднический подвиг святителя. Каждая строфа начинается и заканчивается одинаково: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни темница потаила (или в третьей стихире — изнурила) есть… Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость». Последней стихирой свидетельствуется небесная слава Патриарха: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни земля потаила есть, но небо прият тя, и отверзошася ти райския двери, и внутрь быв, древа животнаго наслаждаешися. Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость».

Такой принцип построения строф доведен до совершенства в каноне блаженной Ксении Петербургской: тропари в пределах каждой песни имеют общее начало и общую концовку.

Славник, с одной стороны, написан по образцу кондака Покрова («Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу …»), восходящего, в свою очередь, к кондаку Рождества Христова («Дева днесь Пресущественного раждает…»), с другой — цитирует тропарь Казанской иконы, к обретению которой святитель имел непосредственное отношение: «Днесь священномученик Ермоген предстоит Божией Матери и невидимо за ны молится с нами: Заступнице усердная, заступи, спаси и помилуй Русь православную и сохрани ю покровом Твоея благости». Отдельные выражения из довольно объемного тропаря Казанской неоднократно встречаются в службе.

Стихиры на стиховне имеют в качестве подобна «Доме Евфрафов…», благодаря чему они очевидным образом перекликаются со знаменитыми стихирами службы Всем святым, в земли Российской просиявшим.

 Стихира на «Слава, и ныне», как и аналогичная строфа в предыдущей группе стихир, также содержит обращение «Заступнице усердная», вновь напоминая нам о Казанском образе Богоматери, в сознании нашего народа навсегда связанном с победой над польскими интервентами.

Великая вечерня

Стихиры на «Господи воззвах» построены здесь по древнерусскому (средневековому) принципу, который в наши дни может быть переосмыслен как элемент постмодернистской культуры: берутся фрагменты общеизвестных текстов, однако часто вне связи с исходным контекстом, а просто как готовые выражения. В этой группе стихир можно усмотреть разной степени точности цитаты и аллюзии на тексты из разных богослужебных книг.

1-я стихира «Глас святыя Церкве… взывает: приидите, чада…» может быть соотнесена со стихирой на водоосвящении 19 (6) января: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси…»

2-я стихира «Кто сей, колена телесе и души со умилением преклонивый?..» явным образом отсылает на к Октоиху (гл. 1, в неделю утра, канон крестовоскресный, песнь 4: «Кто Сей красен из Едома, и Сего очервление ризное…»).

3-я и 5-я стихиры построены на цитатах из великого повечерия: «Господи, аще не быхом святаго Твоего священномученика Ермогена имели молитвенника…» (ср.: «Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники…), «Разумейте, языцы, и покаряйтеся, услышите до последних земли: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете, не дремлют бо очи святителя Ермогена на страже Руси православныя…» (ср.: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог. Услышите до последних земли…»).

Первая половина 4-й стихиры представляет собой коллаж из фрагментов апостольских посланий, Евангелия и Псалтири; далее — слова самого святителя Ермогена; в конце — вновь цитата из великого повечерия.

Из стихир на литии обращает на себя внимание славник («Что тя наречем, святителю Ермогене?..»): он составлен по образцу богородична 1-го часа («Что Тя наречем, о Благодатная?..»).

Утреня

Канон святому — один (хотя на бденной службе могло бы быть и два; ср., к примеру, службу святителю Алексию Московскому 25 (12) февраля), но зато в каждой песни — по восемь тропарей (включая богородичны).

1-я песнь и первая половина 3-й песни имеют достаточно абстрактное содержание: святитель восхваляется без привязки к конкретным событиям, дается общее осмысление его жизненного подвига, например: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. По словеси сему бысть житие твое, святителю. И се ныне радуешися на небесех и радуеши всех, чтущих память твою» (4-й тропарь 1-й песни).

Начиная со второй половины 3-й песни уже наблюдается хронология: обретение Казанской иконы в бытность Ермогена (тогда еще — Ермолая) приходским священником, служение в качестве казанского архипастыря, конфликт с Лжедмитрием I, избрание на Патриарший престол, попытки увещевания изменников, заточение и мученическая кончина. Во второй половине 9-й песни святитель изображается в небесной славе.

Необычно выглядят стихиры на хвалитех. Начало каждой из них представляет собой видоизмененный псаломский стих, предшествующий самой стихире: «Сотворите в песнех суд написан…» (ср.: «Сотворити в них суд написан, слава сия будет всем преподобным Его» Пс. 149, 9), «Хвалите Бога во святем Его…», «Хвалите святаго в силе Его…», «Хвалите святаго во псалмех и песнех…», «Хвалите святаго в соборе освященных…», «Хвалите святаго во святителех, похвалите его в святейших патриарсех…»

Акафист

Акафист священномученику Ермогену, как уже отмечалось, существует по меньшей мере в двух редакциях, и текст, опубликованный в трехтомнике «Акафисты русским святым» (СПб., 1995–1996) и получивший распространение в Интернете, содержит существенные отличия от первоначальной версии, увидевшей свет в 1916 году.

Редакции 1916 года свойственны общие выражения, используемые для прославления святителя. В более поздней редакции можно говорить о хронологии, но выглядит она довольно причудливо: в первых строфах (не только в 1-м кондаке и 1-м икосе, которые читаются также в конце акафиста, но и во 2-м кондаке) Ермоген изображается как всероссийский святитель. В следующей строфе (2-й икос) мы видим его на Казанской кафедре. Далее — он уже (точнее, еще) приходской священник (3-й кондак и 3-й икос). В 4-м кондаке он «вновь» архиерей, и далее изложение событий в целом соответствует исторической канве.

В тексте 1916 года в каждом икосе — по восемь хайретизмов (в издании 1995 года — по шесть), икосный рефрен выглядит следующим образом: «Радуйся, святителю Ермогене, пастырю добрый Руси православныя» (1995 год: «Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли»).

В настоящее время мы не располагаем надежными сведениями об официальном одобрении акафиста святителю. Возможно, он никогда не проходил через утверждение в Синоде. Если это так, тогда созданная в 2011 году при Издательском совете Русской Православной Церкви рабочая группа по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества, членом которой является автор этих строк, возможно, при работе над этим гимном возьмет в качестве основного варианта текст 1916 года.

Патриарх Московский и всея Руси Ермоген в нашем официальном календаре и в Служебнике именуется священномучеником. Такую же характеристику святого мы видим в тексте службы. Однако в написании службы (и многократно в ее тексте) встречается слово «святитель». Такая двойственность вполне объяснима: с одной стороны, очевиден насильственный характер смерти Патриарха (как и в случае с митрополитом Филиппом на полстолетия ранее); с другой — причины заточения были не в последнюю очередь политические. И всё же, хотя Ермогена и не склоняли явным образом к отречению от Христа, как это было с мучениками в IV и XX столетиях, его мученическая кончина была прямым следствием верности Патриарха православной вере, его неприятия инославного правителя на престоле московских царей.

Празднование святителю Ермогену совершается дважды в год: 1 марта (17 февраля) по церковному календарю, в день его преставления (в 1612 году), и 25 (12) мая — в день прославления (в 1913 году). В эти дни совершается одна и та же служба, однако на каждый из двух дней имеется свой тропарь. Кроме того, имя Патриарха Ермогена внесено в число московских святителей (5 октября).

На "Господи воззвах": стихира, глас третий

Постигоша Рyсь греси ея, потоцы беззакония смятоша ю: приложи бо беззаконие к беззаконию и погибaше за беззаконие свое, но обратися ко Господу и спасeся, святителю Ермогeну проповедующу и к покаянию зовyщу и глаголющу: приидите чада, послyшайте мене, исповедайте на ся грехи вaша и в беззакониих вaших смиритеся: любитъ бо Господь смиренныя сердцем и сокрушенныя духом приемлет, яко у Господа милость и многое у него избавление.

Тропарь на преставление, глас четвертый (1 марта или 17 февраля по ст. ст.)

Российския земли первопрестольниче, и неусыпный о ней к Богу молитвенниче! За веру Христову и паству твою душу свою положив, державу нашу утвердил еси и страну нашу от нечестия избавил еси. Темже вопием ти: спасай нас молитвами твоими, священномучениче Ермогене, Отче наш.

Тропарь на прославление сщмч. Ермогена, глас пятый (25 мая или 12 мая по ст. ст.)

Приспе день светлаго торжества, град Москва радуется, и с ним Русь Православная ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество в явлении честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Ермогена, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене.

_________________________________

1 Православная энциклопедия. Т. I. С. 380.

2 Святитель Ермоген, Патриарх Московский. М., 2005. С. 550.

 

11 апреля 2012 г. 23:12
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи