iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты
Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00
Аналитика
Икона «Преподобный Сергий Радонежский с житием». Вторая половина XVII в. Происходит из собора ростовского Троице-Сергиева Варницкого монастыря. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
ЖМП № 10 октябрь 2022 /  8 октября 2022 г. 20:00
версия для печати версия для печати

Житие преподобного Сергия Радонежского: история создания

В этом году Церковь отмечает 600-летие со дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых русских святых. Первые литературные памятники, посвященные святому, вышли вскоре после его кончины из-под пера его ученика инока Епифания, талантливого древнерусского книжника, получившего  прозвище Премудрый. Как создавалось Житие преподобного чудотворца Сергия Радонежского, к каким источникам обращался Епифаний в ходе работы над текстом «Журналу Московской Патриархии» рассказала кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН (Москва) Александра Духанина. PDF-версия.

Интерес к личности и трудам преподобного Сергия породил богатейшую книжную традицию, начавшуюся в Троицком монастыре сразу после его кончины. В ее основе лежит Житие Сергия Радонежского — необыкновенно сложный источник с развитой рукописной традицией, охватывающей несколько сотен списков, которые отражают десятки вариантов текста, подвергавшегося редактированию на протяжении XV–XIX вв. Несмотря на длительную историю изучения произведения, берущую начало в XIX в., немало вопросов, связанных с его созданием, распространением, бытованием, остаются нерешенными по сей день. Не выявлены многие источники первой редакции Жития, нет единства в интерпретации приводимых в ней сведений, остаются загадочными обстоятельства ее появления и некоторые факты биографии ее автора, Епифания Премудрого, требуют дальнейшего изучения поэтика и язык текста.

Епифаний Премудрый — автор Жития преподобного Сергия

Автором первого жизнеописания преподобного Сергия стал его ученик, инок Троицкого монастыря Епифаний, ранее уже написавший два других замечательных агиографических сочинения: «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьского» и «Слово о Стефанѣ, бывшемъ епископѣ, иже в Перми», его перу принадлежат также Похвальное слово Сергию Радонежскому, Послание архимандриту тверского Спасо-Афанасьева монастыря Кириллу и, вероятно, еще целый ряд сочинений, авторство которых сегодня с той или иной степенью уверенности приписывается Епифанию.

Немногочисленные сведения о жизни и деятельности инока Епифания, почерпнутые в основном из его сочинений, рисуют портрет разносторонне одаренной творческой личности1. Юные годы он провел в одном из крупных книжных центров второй половины XIV в. — ростовском монастыре Григория Богослова, так называемом Затворе, где, вероятно, принял постриг. Там Епифаний познакомился с произведениями славянской и греческой литературы, которые охотно цитировал в своих трудах, изучал греческий язык, став одним из высокообразованных книжников своего времени. Насельником того же монастыря был Стефан, будущий епископ Пермский, с которым Епифанию посчастливилось близко общаться некоторое время, до ухода Стефана в 1379 г. на проповедь в земли коми-зырян (пермян). Общение с готовящимся к миссионерскому подвигу в Перми Стефаном, создавшим новую азбуку для бесписьменного зырянского языка, по-видимому, произвело на молодого инока Епифания неизгладимое впечатление и впоследствии вдохновило на создание агиографического сочинения, посвященного первому пермскому епископу. Вероятно, в 80-е гг. XIV в. Епифаний перешел в Троицкий монастырь, и последние годы жизни Сергия Радонежского прошли на его глазах. После кончины преподобного Епифаний стал духовником обители. До нас дошло несколько троицких рукописей, в переписке которых Епифаний принимал участие как писец. При этом какое-то время Епифаний жил в Москве, уезжал в Тверь во время нашествия Едигея и даже, возможно, побывал в Константинополе, Иерусалиме и на Афоне. Из «Послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу» известно, что в Москве Епифаний общался с иконописцем Феофаном Греком, копировал его рисунки и сам иллюстрировал рукописи — был «изографом»2. К сожалению, многие сведения о Епифании остаются дискуссионными. Один из нерешенных вопросов — дата его кончины, определение которой связано в том числе с неясной датировкой некоторых его последних сочинений, посвященных преподобному Сергию: Похвального слова и приписываемых книжнику первой молитвы и песнопений святому (трех стихир на «Господи, воззвах», двух тропарей и двух кондаков, относимых ко второй четверти XV в.)3. Традиционно окончание жизненного пути Епифания относят ко времени между 1419 и 1422 г., однако высказано предположение, что он мог прожить до начала 1440-х гг. Уже следующее поколение троицких книжников высоко оценивало знания и творчество Епифания: прозвище Мудрейший появляется в заглавии одной из более поздних редакций Жития Сергия Радонежского в середине XV в., а Премудрейший — в начале XVI в. В современной науке этого талантливого древнерусского автора принято называть Премудрым.

Творческая лаборатория Епифания

Епифаний позволил нам заглянуть в свою творческую лабораторию, написав подробное Предисловие к Житию Сергия Радонежского, где описал растянувшийся на десятилетия процесс работы над текстом4. Практически сразу после кончины преподобного, осознавая святость и величие его личности, монах-книжник стал собирать материал для Жития:

«По летѣ убо единемь или по двою по преставлении старцевѣ азъ, окаанныи и вседръзыи, дерьзнухь на сие, въздохнувъ къ Богу и старца призвавъ на молитву, начяхь подробну мало нѣчто писати от житиа старцева...». «Через год или два после преставления старца я, окаянный и дерзкий, дерзнул на это. Вздохнув к Богу и старца призвав на молитву, я начал подробно кое-что записывать о жизни старца...»

В течение 20 лет Епифаний делал записи о его жизни и чудесах, которые хранил в свитках и тетрадях без определенной последовательности:

«Имѣяхъ же у себѣ за 20 лѣт приготованы таковаго списания свитки, въ нихже бѣаху написаны нѣкыа главизны, еже о житии старцевѣ, памяти ради: ова убо въ свитцѣхъ, ова же в тетратех, аще и не по ряду, но предняа назади, а задняа напреди». «Были у меня за 20 лет приготовлены свитки с этим сочинением, в которых были написаны некоторые главы о жизни старца для памяти: одни в свитках, другие в тетрадях, хотя и не по порядку — то, что было раньше, — в конце, а то, что позже, — в начале».

Какое-то время Епифаний не решался взяться за написание текста:

«Ожидающу ми в таковая времена и лѣта и жадающу ми того, дабы кто паче мене и разумнее мене описалъ». «Ожидал я в то время и в те годы и жаждал, чтобы кто-нибудь лучше меня и разумнее меня написал».

Однако такого не оказалось, и Епифаний спустя 26 лет после кончины преподобного, то есть в 1418–1419 гг., обратился к работе над текстом Жития:

«Дивлю же ся о семъ, како толико лѣт минуло, а житие его не писано. О семъ съжалихся зѣло, како убо таковыи святыи старецъ, пречюдныи и предобрыи, отнележе преставися, 26 лѣтъ преиде, никтоже не дръзняше писати о немъ...». «Но я удивляюсь тому, что столько лет минуло, а житие его не написано. Я был очень опечален, что с тех пор, как такой святой старец, достойный восхищения и добродетельный, преставился, 26 лет прошло, но никто не дерзнул написать о нем...»

В Предисловии Епифаний обозначил программу своего сочинения, предполагая довести его до преставления преподобного Сергия:

«Нынѣ же, аще Богъ подасть, хотѣлъ убо бых писати от самого рожества его, и младеньство, и дѣтьство, и въ юности, и въ иночьствѣ, и въ игуменьствѣ, и до самого преставлениа». «Теперь же, если Бог подаст, я хотел бы написать, начиная с самого рождения его, и о младенчестве, и о детстве, и о жизни в юности, и в иночестве, и в игуменстве, и до самого преставления».

Приехавший на Русь афонский монах сербского происхождения Пахомий Логофет, редактировавший епифаниевский текст несколько раз в середине XV в., в послесловии к своим редакциям Жития подтвердил, что Епифаний эту программу выполнил: «...Епифания... иже и по ряду сказаше о рожении его (Сергия. — А. Д.), и о возрасту, и о чюдотворении, и о житии же, и о прѣставлении»5.

Однако написанный Епифанием текст полностью до нас не дошел: сегодня известна лишь первая его часть, включающая Предисловие и начало текста, вплоть до главы «О худости порт Сергиевых и о некоем поселянине». Они вошли в состав более поздней редакции, называемой сейчас Пространной и созданной, видимо, не ранее начала XVI в. Вторая часть Пространной редакции является компиляцией глав из нескольких редакций Жития Сергия, созданных Пахомием Логофетом. По сей день ученые спорят о том, какой могла быть вторая часть написанного Епифанием текста и почему она не сохранилась6.

Исторические источники Жития

Житие как литературный жанр строилось по определенным канонам, формировавшимся на протяжении веков. Призванное описать жизненный путь и подвиг прославляемого святого, житие не было собственно биографией — оно показывало духовную вершину, к которой должен был стремиться читатель, прославляемый должен был стать образцом для последователей и почитателей. Поэтому автор жития отбирал определенные доступные ему сведения, позволяющие, по его мнению, наиболее полно решить эту задачу. В результате такого отбора многие подробности оставались за рамками текста и навсегда утрачивались, не сохраненные письменностью.

В известном нам епифаниевском тексте Жития Сергия Радонежского на широком историческом фоне рассказывается о родителях будущего святого, его детстве и отрочестве, начале служения, основании Троицкой обители и первых годах ее становления. В отличие от многих других агиографов, Епифаний создавал свое сочинение по горячим следам, указав, к каким источникам обращался:

«Елика от старецъ слышах, и елика своима очима видѣх, и елика от самого устъ слышах...». «Кое-что от старцев слышал, и кое-что своими глазами видел, и кое-что из его собственных уст слышал...».

Повествование о раннем периоде жизни святого строилось на основе устных рассказов, собранных Епифанием от современников преподобного чудотворца.

Часть этих рассказов, связанная с конкретными событиями жизни семьи Сергия Радонежского, выстраивается в четкую сюжетную канву, определяемую теми или иными историческими событиями (татарскими набегами, притеснениями ростовцев со стороны Москвы и др.). Однако конкретных дат первая часть Жития не содержит — память информаторов ко времени работы Епифания их уже утратила. В свойственной ему манере книжник попытался привязать некоторые факты биографии преподобного к другим историческим событиям. Однако такие привязки не могут считаться абсолютно достоверными: Епифаний сам не уверен в каких-то датах (указывая, что время освящения первого построенного преподобным Сергием храма на месте будущей обители пришлось на княжение Симеона Ивановича Гордого, он пишет: «Мню (думаю) убо, еже рещи, въ начало княжениа его»), в современной же науке по поводу хронологии жизни преподобного ведутся острые дискуссии, так как книжник допускает анахронизмы при определении многих фактов биографии святого. Здесь наиболее яркий пример — дата его рождения. Епифаний пишет:

«Хощу же сказати времена и лѣта, въ няже родися преподобныи: в лѣта благочестиваго преславнаго дръжавнаго царя Андроника, самодръжьца гречьскаго, иже въ Цариградѣ царствовавшаго; при архиепископѣ Коньстянтиня града Калистѣ, патриарсѣ Вселеньскомъ; въ земли же Русстѣи въ княжение великое Тферьское, при великом князе Димитрии Михаиловиче, при архиепископѣ пресвященнѣм Петре, митрополитѣ всеа Руси, егда рать Ахмулова»7. «Хочу сказать и о временах и годе, когда преподобный родился: в годы правления благочестивого преславного державного царя Андроника, самодержца Греческого, в Царьграде царствовавшего; при архиепископе Константинополя Каллисте, патриархе Вселенском; в земле же Русской — в годы княжения великого князя Тверского, при великом князе Дмитрии Михайловиче, при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси, когда приходило войско Ахмыла».

В этом перечне исторических лиц и событий, отсылающих к 1322 г.8 (именно тогда состоялся приход на Русь татарского посла Ахмыла), оказывается лишней фигура патриарха Каллиста, занявшего престол в 1350 г. Ошибку Епифания связывают с обращением к греческому письменному источнику, где в тексте была указана неверная дата правления греческого патриарха, на которую и сослался Епифаний. Этот пример показывает, как Епифаний работал с историческим материалом: он не только опирался на устные источники, но и привлекал доступные ему исторические сочинения, однако достоверность этих источников не всегда высока, что нельзя ставить в вину книжнику.

Отбор фактов, вводимых автором в текст Жития Сергия Радонежского, специфика устного повествования и использование дополнительных письменных памятников определяют особую сложность изучения сочинения как исторического источника. Но здесь перед исследователями встают и другие проблемы: картину жизни преподобного, воссоздаваемую по тексту Жития, дополняют информация из летописей и грамот, археологические данные, материал памятников искусства и архитектуры. Церковные и светские историки, обращающиеся к жизни преподобного Сергия Радонежского, в разном объеме привлекают такие дополнительные источники, анализируя факты его биографии, и сегодня в науке практически каждый из них имеет собственную, иногда немалую историографию, что еще больше усложняет их изучение.

Еще одна сложность связана с особенностями интерпретации сведений Жития: одни и те же факты могут получать историческую трактовку, но могут рассматриваться как топос или стилистический прием, и порой мы можем лишь предполагать, какой смысл вкладывал в них сам Епифаний. В первую очередь это касается сюжетов о знамениях и чудесных происшествиях. Вот как Епифаний описывает одно из испытаний преподобного Сергия во время его отшельничества:

«Въ единъ убо от днии преподобныи Сергии в нощи въниде въ церковь, хотя пѣти заутренюу, и вънегда наченшу ему пѣние, внезаапу стѣна церковнаа разступися и се диаволъ очивѣсть въниде съ множеством вои бѣсовьскых, акы не въходяи дверми, яко тать и разбоиникъ, яви же ся ему сице: бяху въ одежах и въ шапках литовьскыхъ островръхих, и устрьмишася на блаженнаго, хотяще разорити церковь и мѣсто изъ основаниа...»9. «Однажды преподобный Сергий ночью вошел в церковь, собираясь служить заутреню. И когда он начал пение, внезапно стена церковная расступилась, и вот видимым образом дьявол со множеством воинов бесовских вошел, войдя не дверьми, но как вор и разбойник. Явились же ему так: были они в одеждах и в шапках литовских островерхих. И устремились они на блаженного, желая разрушить церковь и то место до основания...»

Церковные историки и литературоведы видят в этом сюжете исключительно повествование мистического плана (действительную или невидимую брань с врагом рода человеческого), а светские историки ищут реальную подоплеку события, предлагая в качестве таковой разные исторические эпизоды, связанные с военными действиями на Руси литовцев в XIV в. Но за упоминанием литовцев может стоять и субъективное отношение к ним самого Сергия, Епифания или даже его информаторов. Чем был навеян этот сюжет Жития, вероятно, так и останется под вопросом, более того, в будущем можно ожидать и новых его объяснений, как и в случае многих других сюжетов.

«Плетение словес» Епифания Премудрого

В работе над агиографическим сочинением книжники опирались на предшествующую традицию, используя как образцы в композиционно-стилистическом и даже содержательном плане произведения своих предшественников. Епифаний Премудрый в этом отношении оказывается одним из виднейших древнерусских авторов: богатство использованных им книжных источников вызывает восхищение и до сих пор остается еще полностью не изученным.

Епифаний стал создателем особой авторской разновидности стиля «плетение словес» (панегирического, экспрессивно-эмоционального стиля), которую не смог повторить ни один книжник впоследствии. Епифаниевское «плетение словес» представляет собой совокупность стилистических приемов, куда входят сравнения, метафоры, тавтологические конструкции и синонимы, образующие амплификации — длинные цепочки, построенные с помощью синтаксических и морфологических средств: анафор, созвучия окончаний, синтаксического параллелизма и др. Все эти приемы были призваны с максимально возможной полнотой выразить невыразимое, приблизиться к восприятию идеала святости. Единого представления о природе разработанного Епифанием стиля сегодня в науке нет: его истоки видят в разных по происхождению и жанровой принадлежности пластах литературы (оригинальной русской, южнославянской или переводной; ораторской прозе и гимнографии), находят в нем зависимость от исихазма с его практикой непрестанной молитвы. Однако стоит признать, что характерные для поэтики Епифания приемы «плетения словес» обнаруживаются в обширных слоях литературы, что говорит о большой начитанности и мастерстве монаха-книжника, сумевшего переработать их в свой собственный неповторимый стиль.

Яркой особенностью епифаниевского «плетения словес» является включение в повествование огромного количества библейских цитат — в Житии Сергия Радонежского их несколько сотен. Епифаний вкладывает их в уста персонажей, ими насыщены поучения и молитвы. Подбор их определяется типом святости и присущ преподобническим житиям. Нередко цитаты приводятся не дословно, вплетаясь в текст, и могут образовывать значительные по объему цепочки. Такие ритмизованные риторические периоды, приближающиеся к стихо­творным и разбивающие основное повествование, сравнивают с книжным орнаментом10. Вот как воспевает книжник Бога в Предисловии:

«Сего Господа Бога, Спаса, помощника, на помощь призываю. Тъи бо есть Богъ нашъ, великодатель и благых податель и богатых даровъ дародавець, премудрости наставникъ и смыслу давець, несмысленым казатель, учяи человѣка разуму (Пс. 93, 10), даа умѣние неумѣющим, даа молитву молящемуся (1 Цар. 2, 9), дааи просящему мудрость и разум (ср. Исх. 36, 1), дааи всяко даание благо (ср. Иак. 1, 17), дааи даръ на пльзу просящим, дааи незлобивым коварьство и отроку уну чювьство и смыслъ (ср. Притч. 1, 4), иже сказание словес его просвѣщает и разум дает младенцем (ср. Пс. 118, 130)»11. «Сего Господа Бога, Спаса, помощника, на помощь призываю, ибо Он есть Бог наш, податель великой милости, и податель благ, и богатые дары дарующий, премудрости наставник и разум дающий, неразумных учитель, Тот, Кто учит человека разумению, дающий умение неумеющим, дающий молитву молящемуся, дающий просящему мудрость и разум, дающий всякое даяние благое, дающий дар на пользу просящим, дающий незлобивым хитрость и отроку юному чувство и разум, ибо произнесение слов Его просвещает и разум дает младенцам».

В этом пассаже, раскрывающем смысл слова «великодатель», насчитывается 12 синтагм, толкующих это слово. Здесь исследователи видят также пример влияния стилистики акафиста с его сакральной числовой символикой. Акафисты, как и другие гимнографические жанры, со свойственной им метафорикой, ритмикой и нумерологией оказываются важной составляющей Жития12.

Конечно же, не мог книжник обойти вниманием и агиографическую традицию. Прямые ссылки на целый ряд житий Епифаний дает в сюжете, посвященном чуду возглашения младенца в утробе матери во время Литургии, сравнивая его со знамениями в рассказах о библейских пророках Иеремии и Иоанне Предтече и житиях пророка Илии, Николая Чудотворца, Ефрема Сирина, Алипия Столпника, Симеона Столпника Дивногорца, Феодора Сикеота, Евфимия Великого, Феодора Едесского и, наконец, митрополита Петра. Среди других агиографических текстов, к которым также обращался Епифаний, исследователи называют жития Василия Великого, Феодора Едесского, Саввы Освященного, Феодосия Печерского.

Синтез материала самых разных источников позволил Епифанию создать обширное риторически украшенное Житие преподобного Сергия Радонежского, с большим количеством цитат, а также массой исторических подробностей, реалий и фактов, делающих это сочинение одновременно уникальным и богатейшим источником о жизни и трудах святого Сергия и выдающимся литературным произведением. дающимся литературным произведением.

Александра Владимировна Духанина — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, автор статей в Православной энциклопедии. Окончила Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. В 2008 г. защитила диссертацию на тему «Морфологические нормы в сочинениях Епифания Премудрого (система глагола)». Автор монографии, посвященной Житию Сергия Радонежского, и свыше четырех десятков научных статей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Житие Сергия Радонежского (Пространная редакция) / подгот. текста, пер., коммент., исслед. А.В. Духаниной. М.; Брюссель, 2015. (Patrologia Slavica. Вып. 3). С. 553–569.

2 БЛДР. СПб., 1999. Т. 6. С. 440–443.

3 Духанина А.В. Сергий Радонежский (гимнография) // Православная энциклопедия. М., 2021. Т. 63. С. 196.

4 Житие Сергия Радонежского (Пространная редакция). С. 130–143.

5 Четвертая Пахомиевская редакция Жития Сергия Радонежского по списку РГБ. Ф. 304/I. № 136. Л. 582 об.

6 Есть даже мнение о том, что она так и не была написана (см. историо­графию вопроса: Духанина А.В. Сергий Радонежский (Житие). // Православная энциклопедия. М., 2021. Т. 63. С. 160–161).

7 Житие Сергия Радонежского (Пространная редакция). С. 166, 168.

8 Русская Церковь считает датой рождения преподобного Сергия 1314 г., опираясь на указанные в середине XV в. Пахомием Логофетом в своих редакциях Жития даты жизни преподобного Сергия. Этой даты придерживается и церковный историк Е.Е. Голубинский, и некоторые другие ученые (согласно Пахомию, преподобный Сергий прожил 78 лет, тогда как Епифаний в Похвальном слове преподобному указывает 70 лет).

9 Житие Сергия Радонежского (Пространная редакция). С. 218.

10 Коновалова О.Ф. «Плетение словес» и плетеный орнамент конца XIV в. (К вопросу о соотношении) // ТОДРЛ. М.; Л., 1966. Т. 22. С. 101–111.

11 Житие Сергия Радонежского (Пространная редакция). С. 142.

12 См.: Шумило С.М. Акафистные конструкции в Житии Сергия Радонежского // Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции. Материалы международной научной конференции. Москва. 27–28 мая 2014 г. / Государственный исторический музей. М., 2015. (Труды ГИМ. Вып. 202). С. 135–141.

8 октября 2022 г. 20:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку
В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00