выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Аналитика
Протоиерей Валериан Кречетов. Фото священника Игоря Палкина
ЖМП № 5 май 2021 /  7 июня 2021 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Человек Церкви: Протоиерей Валериан Кречетов

Дорога в подмосковное село Акулово известна не одному поколению верующих. Здесь находится храм Покрова Пресвятой Богородицы, где уже свыше полувека служит настоятелем митрофорный протоиерей Валериан Кречетов. К нему приезжают за духовным советом и утешением, кажется, со всей страны. Эта дорога известна и многим священникам, поскольку долгие годы отец Валериан был старшим духовником Московской епархии и его любят многие поколения священников за его пастырскую муд­рость и сердечность. PDF-версия.

Отец Валериан вспоминает: «Как-то один из моих сыновей (сегодня он уже священник), будучи ребенком, спросил: 

— Папа, что такое пережитки?

— Ну, это мы — пережитки, — ответил я.

— А, я понял: верующих хотели уничтожить, но они пережили все!» 

Отец Валериан Кречетов принадлежит к тому легендарному поколению священно­служителей, чьи годы становления пришлись на времена советского атеизма и борьбы с Церковью и у которых была еще прямая связь с новомучениками и исповедниками 1930-х годов.

Отец Валериан родился, как он сам говорит, в «том самом» 1937 году в Зарайске, где жила тогда его семья. Его отец только вышел из заключения, куда попал за веру, и не имел права жить ближе чем за сто километров от Москвы. Младенца назвали в честь деда Валериана, который в то время находился в ссылке. Восприемником во время крещения мальчика стал сторож храма — заштатный священник отец Михаил. Недавно отец Валериан нашел его имя в списках новомучеников, расстрелянных в Бутово. «Отрадно, что Господь сподобил меня во младенчестве быть носимым на руках священномучеником», — замечает священник. 

Его отец, Михаил Кречетов, решил стать священником, будучи в тюрьме. И когда его сын Валериан выбирал свой путь в жизни, сказал: «Если хочешь быть священником, готовься к тюрьме. А сначала надо приобрести специальность». Поэтому, закончив школу, Валериан поступил в Московский лесотехнический институт, ведь в тюрьме часто посылают на лесозаготовки, выучился, три года проработал инженером.

Первый раз Валериан Кречетов приехал в храм в Акулово на погребение своего духовного отца епископа Стефана Никитина, познакомился с настоятелем Сергием Орловым, который благословил его на священство: «Иди служить к нам. Инженеров полно, а батюшек не хватает». На возражение: «У меня, батюшка, опыта мало» — последовало: «Опыт будет — сил не будет». С тех пор прошло больше полувека. Служа в храме в Акулово, отец Валериан стал известным проповедником, чьи проповеди сначала расходились в записях и расшифровках, а теперь — в книгах.

«Главная беда современных людей в том, что они не знают богослужения, не понимают его. Если бы понимали, они бы рвались в Церковь. Как передать эти чувства, когда ты, священник, предстоишь престолу Божию и тебе сослужат ангелы и святые? Приход, по словам священномученика Сергия Мечёва, — это богослужебно-покаянная семья. Богослужение и дух покаяния — вот основа жизни в Церкви».

Интервью с протоиереем Валерианом Кречетовым читайте в июньском номере "Журнала Московской Патриархии" (№6, 2021) и здесь.

7 июня 2021 г. 16:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00