выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Аналитика
Храм Святого Александра Невского при МГИМО в Москве
ЖМП № 2 февраль 2021 /  25 марта 2021 г. 14:00
версия для печати версия для печати

Храмы в честь Александра Невского в России

К 800-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

К 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского «Журнал Московской Патриархии» подготовил новую рубрику, в которой наши авторы будут рассказывать о храмах и часовнях, посвященных святому князю в России и Зарубежье. Предлагаем вашему вниманию карту расположения и краткое описание нескольких храмов, возведенных в России в честь св. Александра Невского. PDF-версия.

Кафедральный собор Святого Александра Невского в Краснодаре

Русско-византийский архитектурный стиль. Кафедральный собор был возведен на войсковые средства в 1872 году на Базарной площади Екатеринодара. В войсковом соборе хранились реликвии кубанского казачества, в том числе регалии Кубанского казачьего войска. Здесь проходили все торжественные церемонии казаков Екатеринодара. При храме действовал знаменитый войсковой певчий хор. В 1932 году собор был взорван. Воссоздан в 2006 году.

Кафедральный собор Святого Александра Невского в Старом Осколе.

Белгородская область, слобода ГумныКафедральный собор возведен в 1903 году и является памятником архитектуры, построенным в стиле, сочетающем элементы греческого и русского искусства. В конце 1930-х годов собор был закрыт, однако в октябре 1945 года снова стал действующим. Является вторым кафедральным собором Белгородской и Старооскольской епархии.

Собор Святого Александра Невского в Нижнем Новгороде

Купечество изъявило желание построить православный храм в память о посещении ярмарки Александром II. Собор возведен в 1881 году по проекту архитектора Льва Даля на пожертвования, которые собирались в течение 10 лет. В 1929 году храм был закрыт. В 1992 году снова возобновились службы. Является объектом культурного наследия федерального значения.

Храм Святого Александра Невского в Новосибирске

Русско-византийский стиль. Храм возведен в 1899 году как памятник устроителю Великого Сибирского пути Александру III. В 1937 году храм был закрыт, в 1991 году он снова стал действующим. Является объектом культурного наследия.

Храм Святого Александра Невского при МГИМО в Москве

Инициаторами строительства храма при МГИМО стали преподаватели и студенты вуза. Храм был возведен в 2015 году по проекту известного современного архитектора Андрея Анисимова в стиле северного псковского зодчества.

Храм Святого Александра Невского в Челябинске

Храм построен в 1911 году по проекту известного архитектора Александра Померанцева. В 1930 году храм был закрыт, в 2013 году снова стал действу-ющим. Объект культурного наследия регионального значения.

Храм Святого Александра Невского в Пскове

Храм построен в 1908 году для Омского 96-го полка по типовому проекту воинского храма. В 1918 году храм закрыт, в 1992 году снова стал действующим. Объект культурного наследия регионального значения.

Храм Святого Александра Невского в Переславле-Залесском

Храм на родине святого благоверного князя Александра Невского был построен в 1740 году на территории Сретенско-Владимирского женского монастыря. В 1929 году храм закрыт, в 1998 году снова стал действующим.

Храм Святого Александра Невского в селе Верхняя Шурма (Кировская область)

Храм построен в 1909 году в модном в архитектуре рубежа XIX-XX веков псевдорусском стиле. Автор проекта — известный вятский архитектор Иван Чарушин. В 1930-х годах храм закрыт, в 1940-х годах возвращен верующим. В 1963 году снова закрыт, в 1989 году снова стал действующим.

Храм Святого Александра Невского в селе Кичменгский Городок (Вологодская область)

Храм построен в 1895 году в память об убиенном императоре Александре II на средства местных жителей. В 1930-е годы храм закрыт, в 1992 году снова стал действующим.

25 марта 2021 г. 14:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00