iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Аналитика
Фото из архива ведущего игры "Зерно Истины" протоиерея Александра Якушечкина
ЖМП № 9 сентябрь 2017 /  1 сентября 2017 г. 11:54
версия для печати версия для печати

Больше, чем игра

В Крыму нашли способ как пробудить в школьниках интерес к Православию

Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.

За основу отец Александр взял идею популярной телевикторины «Что? Где? Когда?» (к слову, «Зерно истины» сначала так и называлось), только вопросы были на знание Библейской тематики, истории России и Православной Церкви, догматики и русской литературы. «За каждой школой, по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря у нас закреплен священник ближайшего храма, который проводит со школьниками и учителями беседы и мероприятия на православную тематику. Мне досталась школа №13. В каком-то смысле повезло, так как один из предметов там был курс ОПК Крыма,- вспоминает отец Александр. - И однажды в Рождественские праздники я предложил администрации, вместо обычной викторины, провести игру». Директор согласилась, ведь для этого потребовались только круглый стол и обычная юла. Какого же было удивление священника, когда войдя в актовый зал, он увидел, что там столько детей, что, буквально, яблоку негде упасть. Игра так понравилась ребятам, что на целую неделю стала одной из самых обсуждаемых тем в школе.

Как снежный ком

Воодушевленные успехом священник с педагогами решили регулярно проводить игру на Пасху и в Рождество. Скоро на одну из игр пришел архиепископ, а ныне митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. «Владыка сказал, что тоже хочет посмотреть и пригласил с собой председателя комитета по делам религии Совета Министров Крыма»,- продолжает отец Александр. Сарафанное радио постепенно разнесло весть о необычном конкурсе по всему городу, и игрой «заболели» сразу несколько школ. По инициативе мэра Симферополя игра стала общегородской, а затем и общекрымской. «На общекрымские соревнования приехало уже 24 команды из Керчи, Севастополя, Феодосии, Ялты, Алушты, Судака и др. К великой нашей радости и великому ужасу, потому что на всех вопросов не хватило,- говорит отец Александр. - Пришлось разбить наш конкурс знатоков на два дня и после первого дня допоздна придумывать новые вопросы. Тогда и родилась идея сделать конкурс-игру в форме телепередачи. Взяв благословение у митрополита Лазаря, мы позвонили на крымское телевидение и там согласились записать нас в качестве эксперимента. С тех пор «Зерно истины» выходит на 1-м Крымском каждую неделю и каждая передача начинается с особого благословения и обращения митрополита Лазаря к ее участникам».

Республиканский телевизионный конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» проводится уже на протяжении 10 лет. «Сейчас активное участие в конкурсе принимают команды из всех 25 регионов Республики Крым. Суперфинал транслируется на региональном телевидении и с каждым годом набирает всё большую популярность. Победители награждаются дипломами Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым»,- говорит министр образования Республики Крым Наталья Гончарова.

Конкурс состоит из пяти этапов: школьного, муниципального, зонального (для команд разных городов) и республиканского (для команд победителей зональных этапов), межрегионального/международного(для представителей других регионов России, Украины и Белоруссии). Характерно, что в игре участвуют не только воцерковленные дети. «Мы приветствуем, когда в команде есть ребята не только из воскресных, но и из общеобразовательных светских школ. А когда я слышу от педагогов: «Ой, моя Вика или Таня невоцерковленная, никогда не причащалась. Зачем я ее в команду взяла?», то говорю, что это не страшно. Девочка пообщается с другими детьми и сердце ребенка само сделает правильный выбор. Мы никому из учащихся не навязываем религиозных представлений, а стараемся дать представление о духовном богатстве нашей православной веры».

Справедливости ради отметим, что совсем без подготовки в конкурсе делать нечего. Кроме того, нужно еще уметь логически мыслить, сопоставлять факты, анализировать то, что услышал от своих товарищей. Считайте, вам повезло, если попался вопрос типа: «Какой праздник называется Днем рождения Церкви?» Бывают и более заковыристые. «Мне, например, запомнился такой: "Назовите библейского персонажа, имя которого не упоминается в Библии‚ но чьи погребальные одежды можно купить в продуктовом магазине, - говорит студентка истфака Крымского Федерального университета Ксения Шульман, участник конкурса знатоков с десяти лет. - Верный ответ - жена Лота, которая превратилась в соляной столп, а соль продается в магазине». Студенту магистратуры Санкт-Петербургской Духовной академии Александру Волчеву (участвует в конкурсе уже семь лет) врезался в память вопрос: «Что император Лев III Исавр никогда бы не взял с собой?». Этот предмет находился в загадочном ларце (чёрном ящике). Поскольку император Лев Исавр был яростным иконоборцем, то, разумеется, загадана была икона. Иногда требуются элементарные знания в области физики и архитектуры: «Какой предмет можно использовать в сельском хозяйстве и одновременно для улучшения акустики в храме?». Причем вопросы бывают в виде картинок. Например, из жития святого: по изображению надо определить, о каком святом идет речь. И даже в виде театральных сценок (каждая команда готовит их для своих соперников), когда один из библейских сюжетов пересказывается на современный лад, но с сохранением сути евангельской истории.

На вопрос, помогает ли бессменный ведущий — отец Александр — командам знатоков, ребята отвечают, что он объективен, но лоялен. «Команду никогда не заваливают, если она проигрывает с разгромным счетом. Ведущий дает подсказки, но все в рамках правил игры»,- говорит Ксения. На самом деле, за некоторые нарушения - обсуждение по истечении минуты, подсказка отвечающему на суперблице и другие - полагается дисквалификация - вылет из турнирной сетки с обнулением баллов. Но такие суровые меры еще пока не применялись, пока все ограничивается строгим предупреждением.

«Я стараюсь не подсказывать, а помочь научиться правильно мыслить логически. И найти православное зерно истины в том огромном объеме нашей культуры, которая считается светской. Поэтому и назвали наш конкурс «Зерно истины»», - поясняет отец Александр.

Хочу все знать о свой вере

На вопрос, чем объяснить их интерес к игре, большинство ребят отвечает: желанием больше знать о Православии, найти друзей и единомышленников, которые разделают их духовные убеждения.

«Мне хотелось больше знать о православии с детства. Впервые в храм меня привели родители, мне очень там понравилось. В 4-м классе я пришла в гимназию с углубленным изучение православной культуры. Мне хотелось общаться с другими детьми, которым это тоже интересно», - рассказывает Ксения Шульман. Она вспоминает, как в одном из своих первых городских конкурсов ее выбрали защищать честь команды в поединке с капитанами двух других команд, хотя она была младше всех. «Предстояло ответить на два вопроса. И, о чудо, мне достались вопросы, о которых я прочла вечером накануне игры», - улыбается Ксения. Она призналась, что игра научила ее работать в команде, хотя это не совсем в ее стиле. «Но благодаря игре я поняла: в жизни нужно уметь слышать других и принимать их точку зрения, даже если твоя кажется тебе единственно верной. Думаю, во многом участие в конкурсе знатоков помогло мне написать школьный ЕГЭ по истории на 100 баллов. А навык быстро сосредотачиваться и находить правильный ответ пригодился на школьных олимпиадах и экзаменационной сессии в университете».

Александра Волчева ребята часто выбирали капитаном. «Игра научила меня брать на себя ответственность за всю команду и помогать другим, логически мыслить. Я стал увереннее в себе. Кроме того, игра подтолкнула меня к более основательным размышлением о вере, о Боге, об истории нашей страны и истории Церкви»,- говорит он. И добавляет, что самое трудное для него было участвовать в номинации «один за всех и все за одного», когда одному представителю команды дается сразу три вопроса и 20 секунд на каждый: «Времени очень мало, на тебя обращены студийные прожекторы,ты нервничаешь, но при этом чувствуешь молитвенную поддержку стоящих за тобой товарищей и это очень помогает».

Однако, есть и еще одна причина, которая притягивает ребят к этой игре. О ней нам говорили и священники, и учителя, и сами дети. Это та неформальная, дружеская, теплая атмосфера, которая складывается во время конкурса, дух товарищества. Неслучайно многие дети из разных команд поддерживают отношения друг с другом, несмотря на границы и расстояния, ездят друг к другу в гости

- из Петербурга приезжают в Крым, крымчане же едут в Москву, Ставрополь и другие города. «По идее они должны соперничать друг с другом, конкурировать за первое место, но получилось наоборот. Если какая-то команда приезжает на конкурс в неполном составе, всегда находятся желающие из других команд, готовые заменить отсутствующего», - говорит отец Александр. «Я помню, с каким желанием одна команда помогала другой найти правильный ответ, когда возникла необходимость в «помощи зала», - говорит Александр Волчев. – Конкуренция отходит на второй план, ребята проявляют желание помочь ближнему. Это было очень трогательно». А Ксения Шульман вспоминает, как в 2015 году, в замке «Викинг» (с.Знаменское,Черноморский р-н,Респ.Крым) на этапе Международных игр осталось сыграть последней команде и все остальные ждали их на выходе из съемочного павильона: «Было уже поздно, стемнело, с берега доносился шум морского прибоя и вдруг кто-то затянул песню «Выйду ночью в поле с конем». Ее подхватили все остальные, и тут из студии вышла последняя команда и песню мы допели уже все вместе. От этого чувства единства на душе было радостно и хорошо».

«Эпидемия» познания

Характерно, что игра с телеэкрана шагнула в семьи ее участников. Младшие братья и сестры, наблюдая за старшими, горячо болели за них, а потом попросили своих учителей тоже создать в их классах команды знатоков. «Игра стимулирует интерес к православию у младших, если они видят по телевизору в команде старшего брата или сестру. Так, в одной школе появилась команда четвероклассников, потому что у одного мальчика играл старший брат. Учитель поддержал инициативу детей. Там теперь есть своя команда знатоков», - говорит методист МКУ «Методический центра управления образования администрации города Феодосии», координатор и член Оргкомитета по проведению Республиканского телевизионного конкурса знатоков православной культуры Светлана Притула.

Педагоги рассказывают, что подготовка к игре, участие в ней, работа в команде помогают детям почувствовать себя увереннее, утвердиться в школьном коллективе, приобрести авторитет и проявить организаторские способности. У ребят расширяется кругозор, улучшается память и внимание. В частности, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Симферополя и член Экспертно-консультативного совета при Главе Республики Крым Ирина Рулла отмечает, что «ребята стали дружелюбнее, мягче относиться к недостаткам друг друга, в них проявились лидерские качества, любознательность, стремление к общению. Дети теперь собираются у кого-то дома, просматривают передачи в записи, обсуждают увиденное. Даже лексика изменилась - из речи уходят слова-паразиты». Вместе с этим, проявился и совершенно неожиданный для организаторов эффект - игра сплачивает между собой семьи и участников игры.

«Вслед за командами школьников у нас стали создаваться и команды родителей, - говорит отец Александр, - некоторые родители даже собираются вместе по выходным, разобрали всю литературу на православную тему из библиотек, читают, смотрят фильмы, проводят вместе досуг».

И это несмотря на жалобы на хроническое отсутствие свободного времени. Может быть, тут оказалось задетым родительское самолюбие? Дети приходили после игры домой и рассказывали, что проиграли: «Нам задали такой вопрос, мы не смогли ответить». «И мамы, и папы нашли время готовиться к очередной игре вместе с детьми», - поясняет Ирина Рулла. - А потом увлеклись и тоже захотели создать свою команду».

«Игра «Зерно истины» объединяет детей и родителей, у них появляется общее увлечение, общие интересы,- делится наблюдениями педагог воскресной школы при Свято-Ильинском храме города Саки и тренер команд детей, родителей и учителей Вера Харитонова. - Например, у нас в благочинии проводятся совместные тренировки и занятия для детей и родителей. На этом настаивают сами дети». А когда некоторые родители смущаясь, пытались отказываться от участия в телевизионных съемках, дети активно поддерживали взрослых, вселяя в них уверенность и убеждая продолжить подготовку. Один из взрослых даже признался педагогу, что самое сильное лобби этой игры – его сыновья, участники школьной команды. Причем младший сын всегда напоминает родителям о тренировочных занятиях и волнуется, чтобы те не опоздали. «У нас в благочинии есть целые семейные династии. Например, из семьи Сергиенко две старшие дочери были участниками самых первых игр, когда конкурс проходил в формате «Что? Где? Когда?». Теперь в команде школьников участвуют их младшие брат и сестра, а в команде родителей – мама», - добавляет Вера Харитонова.

Но на родителях дело не закончилось. Вслед за ними свои команды создали и учителя. Бывает, что даже простые вопросы детей могут ввести учителей в замешательство, например, связанные с литургической жизнью или историей Церкви. Ведь для ребенка учитель - старший товарищ, который должен знать все. Учитель, конечно, не обязан отвечать, но чувство неловкости, что попал впросак, остаётся. «Практика показала, что дети бывают порой более компетентны в вопросах православной

культуры. Поэтому учителям и родителям, чтобы не отстать, приходится самостоятельно ее изучать, - поясняет отец Александр. Кроме того, учителям, по мнению Веры Харитоновой, это дает возможность общения с единомышленниками и обмен опытом с теми коллегами, кто преподает ОПК.

Игра или миссия?

У игры «Зерно истины» есть еще одна задача — привести ребенка к вере. «Без реального опыта переживания Божией благодати теряет смысл вся игра, - говорит член совета старейшин конкурса иерей Дмитрий Чкана. - Нам трудно оценить, как знания, которые дает игра, повлияют на душу ребенка. Мы только сеем в их души семена веры в надежде, что они когда-то прорастут. Но совершено очевидно, что игра стимулирует интерес к своей духовной традиции и культуре, тем более, что у кого-то это первое знакомство с Православием происходит именно в форме игры». Священник приводит в пример случай, когда девочку с хорошими музыкальными данными пригласили исполнить в перерыве - во время «музыкальной перемены» («паузы») - песню с духовным содержанием. Она пришла, спела и сама заинтересовалась игрой, а затем и Православием: она начала ходить в храм, много читать. Постепенно ее интерес передался и родителям - они тоже стали прихожанами храма».

Педагог-психолог одной из школ Евпатории Наталья Фоминых приводит другую историю из своей педагогической практики. Кристина (имена изменены) росла своенравным и самолюбивым ребенком. Умной и способной девочке учителя говорили, что она может закончить школу с золотой медалью. Но Кристина только усмехалась: «Мне это не нужно». Вторая девочка, Марина, была из благополучной и неверующей семьи, хорошо училась. Но когда ее просили о помощи, она прежде решала, насколько это выгодно для нее самой, предпочитая следовать поговорке: «Моя хата с краю». В этом же классе училась и третья девочка - Татьяна. У нее была занижена самооценка и, как всем казалось, совершенно отсутствовали какие-либо способности. Возможно, отчасти, причиной этому было то, что отец нередко поднимал руку на дочь и ее мать. Естественно, Таня не умела постоять за себя, мало что могла запомнить на уроке, с ней никто не хотел сидеть за одной партой – одним словом «неудачница».

И Кристина, и Марина, и Татьяна были далеки от Церкви. Но однажды Кристина услышала от кого-то об игре «Зерно истины», заинтересовалась, стала приходить на занятия и участвовать в конкурсе знатоков. За ней подтянулась и Марина. И постепенно, рассказывает Наталья Фоминых, эти девочки стали меняться: «У них изменилась речь, они стали избегать слэнговых словечек. Кристина научилась признавать свою вину и просить прощения. Она поняла, что Бог одарил ее способностями и нужно трудится над их развитием. А Марину стало задевать то, что рядом с ней обижают слабых и она стала заступаться за Татьяну». В конце-концов Кристина и Марина взяли Таню под свою опеку. Спорить c ними никто не решался - обе были лидерами в классе. Девочки помогли Тане в учебе, пригласили в клуб знатоков, а потом взяли и в команду. Вместе же они участвовали в молодежном благотворительном движении, посещая детские дома. После этого изменилась и Татьяна — повысилась ее успеваемость, улучшилась память, она стала уверенней в себе.

Но самое главное девочки стали ходить в храм и даже напоминать родителям, что нужно держать пост. «Важно, что в классе изменилась духовно-нравственная атмосфера,- продолжает педагог. - Если дети замышляли что-то нехорошее, например, хотели объявить кому-то бойкот или сорвать урок, Марина, узнав об этом, тут же вмешивалась. У нее был авторитет справедливого человека и ее слушались». Сегодня все три девочки учатся в вузах (Марина и Кристина в Москве), Таня в Евпартории, причем Таня еще и поет в церковном хоре. Оказалось, что у нее красивый голос.

Справка

В 2007 году «Зерно истины» впервые вышла в телеэфире на телеканале 1-й Крымский (аудитория - 2,5 млн человек) (Архив передач). Финальный цикл передач также транслируется на телеканале «Союз» (аудитория 5 млн. чел.). Подписан договор о трансляции с телеканалом «Царьград». Конкурс знатоков имеет свой сайт и страничку Вконтакте. Самому младшему участнику игры — 11 лет, самому старшему - 70. До 2014 года география конкурса охватывала не только российские города Воронеж, Белгород, Калугe, Краснодар, Ставрополь, Старый Оскол, Тверь, Самару, Брянск, Нижний Новгород, Саров, но и белорусские и уркаинские Минск, Ужгород, Гомель, Винницу, Полтаву, Днепропетровск, Нежин, Чернигов, Запорожье и Луганск. Сегодня из-за транспортных и политических проблем в конкурсе участвуют преимущественно команды из России. В 2015 году в замке «Викинг» на финальную игру собрались более 25 команд. В 2015 году, кроме школьной лиги знатоков православной культуры, создана также студенческая лига знатоков. В ней участвуют студенты крымских вузов - Медицинской академии, Евпаторийского института социальных наук, Севастопольского государственного университета и др.

 

 

1 сентября 2017 г. 11:54
Ключевые слова: молодежь, школа, дети, миссия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи