выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Аналитика
Фото из архива ведущего игры "Зерно Истины" протоиерея Александра Якушечкина
ЖМП № 9 сентябрь 2017 /  1 сентября 2017 г. 11:54
версия для печати версия для печати

Больше, чем игра

В Крыму нашли способ как пробудить в школьниках интерес к Православию

Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.

За основу отец Александр взял идею популярной телевикторины «Что? Где? Когда?» (к слову, «Зерно истины» сначала так и называлось), только вопросы были на знание Библейской тематики, истории России и Православной Церкви, догматики и русской литературы. «За каждой школой, по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря у нас закреплен священник ближайшего храма, который проводит со школьниками и учителями беседы и мероприятия на православную тематику. Мне досталась школа №13. В каком-то смысле повезло, так как один из предметов там был курс ОПК Крыма,- вспоминает отец Александр. - И однажды в Рождественские праздники я предложил администрации, вместо обычной викторины, провести игру». Директор согласилась, ведь для этого потребовались только круглый стол и обычная юла. Какого же было удивление священника, когда войдя в актовый зал, он увидел, что там столько детей, что, буквально, яблоку негде упасть. Игра так понравилась ребятам, что на целую неделю стала одной из самых обсуждаемых тем в школе.

Как снежный ком

Воодушевленные успехом священник с педагогами решили регулярно проводить игру на Пасху и в Рождество. Скоро на одну из игр пришел архиепископ, а ныне митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. «Владыка сказал, что тоже хочет посмотреть и пригласил с собой председателя комитета по делам религии Совета Министров Крыма»,- продолжает отец Александр. Сарафанное радио постепенно разнесло весть о необычном конкурсе по всему городу, и игрой «заболели» сразу несколько школ. По инициативе мэра Симферополя игра стала общегородской, а затем и общекрымской. «На общекрымские соревнования приехало уже 24 команды из Керчи, Севастополя, Феодосии, Ялты, Алушты, Судака и др. К великой нашей радости и великому ужасу, потому что на всех вопросов не хватило,- говорит отец Александр. - Пришлось разбить наш конкурс знатоков на два дня и после первого дня допоздна придумывать новые вопросы. Тогда и родилась идея сделать конкурс-игру в форме телепередачи. Взяв благословение у митрополита Лазаря, мы позвонили на крымское телевидение и там согласились записать нас в качестве эксперимента. С тех пор «Зерно истины» выходит на 1-м Крымском каждую неделю и каждая передача начинается с особого благословения и обращения митрополита Лазаря к ее участникам».

Республиканский телевизионный конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» проводится уже на протяжении 10 лет. «Сейчас активное участие в конкурсе принимают команды из всех 25 регионов Республики Крым. Суперфинал транслируется на региональном телевидении и с каждым годом набирает всё большую популярность. Победители награждаются дипломами Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым»,- говорит министр образования Республики Крым Наталья Гончарова.

Конкурс состоит из пяти этапов: школьного, муниципального, зонального (для команд разных городов) и республиканского (для команд победителей зональных этапов), межрегионального/международного(для представителей других регионов России, Украины и Белоруссии). Характерно, что в игре участвуют не только воцерковленные дети. «Мы приветствуем, когда в команде есть ребята не только из воскресных, но и из общеобразовательных светских школ. А когда я слышу от педагогов: «Ой, моя Вика или Таня невоцерковленная, никогда не причащалась. Зачем я ее в команду взяла?», то говорю, что это не страшно. Девочка пообщается с другими детьми и сердце ребенка само сделает правильный выбор. Мы никому из учащихся не навязываем религиозных представлений, а стараемся дать представление о духовном богатстве нашей православной веры».

Справедливости ради отметим, что совсем без подготовки в конкурсе делать нечего. Кроме того, нужно еще уметь логически мыслить, сопоставлять факты, анализировать то, что услышал от своих товарищей. Считайте, вам повезло, если попался вопрос типа: «Какой праздник называется Днем рождения Церкви?» Бывают и более заковыристые. «Мне, например, запомнился такой: "Назовите библейского персонажа, имя которого не упоминается в Библии‚ но чьи погребальные одежды можно купить в продуктовом магазине, - говорит студентка истфака Крымского Федерального университета Ксения Шульман, участник конкурса знатоков с десяти лет. - Верный ответ - жена Лота, которая превратилась в соляной столп, а соль продается в магазине». Студенту магистратуры Санкт-Петербургской Духовной академии Александру Волчеву (участвует в конкурсе уже семь лет) врезался в память вопрос: «Что император Лев III Исавр никогда бы не взял с собой?». Этот предмет находился в загадочном ларце (чёрном ящике). Поскольку император Лев Исавр был яростным иконоборцем, то, разумеется, загадана была икона. Иногда требуются элементарные знания в области физики и архитектуры: «Какой предмет можно использовать в сельском хозяйстве и одновременно для улучшения акустики в храме?». Причем вопросы бывают в виде картинок. Например, из жития святого: по изображению надо определить, о каком святом идет речь. И даже в виде театральных сценок (каждая команда готовит их для своих соперников), когда один из библейских сюжетов пересказывается на современный лад, но с сохранением сути евангельской истории.

На вопрос, помогает ли бессменный ведущий — отец Александр — командам знатоков, ребята отвечают, что он объективен, но лоялен. «Команду никогда не заваливают, если она проигрывает с разгромным счетом. Ведущий дает подсказки, но все в рамках правил игры»,- говорит Ксения. На самом деле, за некоторые нарушения - обсуждение по истечении минуты, подсказка отвечающему на суперблице и другие - полагается дисквалификация - вылет из турнирной сетки с обнулением баллов. Но такие суровые меры еще пока не применялись, пока все ограничивается строгим предупреждением.

«Я стараюсь не подсказывать, а помочь научиться правильно мыслить логически. И найти православное зерно истины в том огромном объеме нашей культуры, которая считается светской. Поэтому и назвали наш конкурс «Зерно истины»», - поясняет отец Александр.

Хочу все знать о свой вере

На вопрос, чем объяснить их интерес к игре, большинство ребят отвечает: желанием больше знать о Православии, найти друзей и единомышленников, которые разделают их духовные убеждения.

«Мне хотелось больше знать о православии с детства. Впервые в храм меня привели родители, мне очень там понравилось. В 4-м классе я пришла в гимназию с углубленным изучение православной культуры. Мне хотелось общаться с другими детьми, которым это тоже интересно», - рассказывает Ксения Шульман. Она вспоминает, как в одном из своих первых городских конкурсов ее выбрали защищать честь команды в поединке с капитанами двух других команд, хотя она была младше всех. «Предстояло ответить на два вопроса. И, о чудо, мне достались вопросы, о которых я прочла вечером накануне игры», - улыбается Ксения. Она призналась, что игра научила ее работать в команде, хотя это не совсем в ее стиле. «Но благодаря игре я поняла: в жизни нужно уметь слышать других и принимать их точку зрения, даже если твоя кажется тебе единственно верной. Думаю, во многом участие в конкурсе знатоков помогло мне написать школьный ЕГЭ по истории на 100 баллов. А навык быстро сосредотачиваться и находить правильный ответ пригодился на школьных олимпиадах и экзаменационной сессии в университете».

Александра Волчева ребята часто выбирали капитаном. «Игра научила меня брать на себя ответственность за всю команду и помогать другим, логически мыслить. Я стал увереннее в себе. Кроме того, игра подтолкнула меня к более основательным размышлением о вере, о Боге, об истории нашей страны и истории Церкви»,- говорит он. И добавляет, что самое трудное для него было участвовать в номинации «один за всех и все за одного», когда одному представителю команды дается сразу три вопроса и 20 секунд на каждый: «Времени очень мало, на тебя обращены студийные прожекторы,ты нервничаешь, но при этом чувствуешь молитвенную поддержку стоящих за тобой товарищей и это очень помогает».

Однако, есть и еще одна причина, которая притягивает ребят к этой игре. О ней нам говорили и священники, и учителя, и сами дети. Это та неформальная, дружеская, теплая атмосфера, которая складывается во время конкурса, дух товарищества. Неслучайно многие дети из разных команд поддерживают отношения друг с другом, несмотря на границы и расстояния, ездят друг к другу в гости

- из Петербурга приезжают в Крым, крымчане же едут в Москву, Ставрополь и другие города. «По идее они должны соперничать друг с другом, конкурировать за первое место, но получилось наоборот. Если какая-то команда приезжает на конкурс в неполном составе, всегда находятся желающие из других команд, готовые заменить отсутствующего», - говорит отец Александр. «Я помню, с каким желанием одна команда помогала другой найти правильный ответ, когда возникла необходимость в «помощи зала», - говорит Александр Волчев. – Конкуренция отходит на второй план, ребята проявляют желание помочь ближнему. Это было очень трогательно». А Ксения Шульман вспоминает, как в 2015 году, в замке «Викинг» (с.Знаменское,Черноморский р-н,Респ.Крым) на этапе Международных игр осталось сыграть последней команде и все остальные ждали их на выходе из съемочного павильона: «Было уже поздно, стемнело, с берега доносился шум морского прибоя и вдруг кто-то затянул песню «Выйду ночью в поле с конем». Ее подхватили все остальные, и тут из студии вышла последняя команда и песню мы допели уже все вместе. От этого чувства единства на душе было радостно и хорошо».

«Эпидемия» познания

Характерно, что игра с телеэкрана шагнула в семьи ее участников. Младшие братья и сестры, наблюдая за старшими, горячо болели за них, а потом попросили своих учителей тоже создать в их классах команды знатоков. «Игра стимулирует интерес к православию у младших, если они видят по телевизору в команде старшего брата или сестру. Так, в одной школе появилась команда четвероклассников, потому что у одного мальчика играл старший брат. Учитель поддержал инициативу детей. Там теперь есть своя команда знатоков», - говорит методист МКУ «Методический центра управления образования администрации города Феодосии», координатор и член Оргкомитета по проведению Республиканского телевизионного конкурса знатоков православной культуры Светлана Притула.

Педагоги рассказывают, что подготовка к игре, участие в ней, работа в команде помогают детям почувствовать себя увереннее, утвердиться в школьном коллективе, приобрести авторитет и проявить организаторские способности. У ребят расширяется кругозор, улучшается память и внимание. В частности, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Симферополя и член Экспертно-консультативного совета при Главе Республики Крым Ирина Рулла отмечает, что «ребята стали дружелюбнее, мягче относиться к недостаткам друг друга, в них проявились лидерские качества, любознательность, стремление к общению. Дети теперь собираются у кого-то дома, просматривают передачи в записи, обсуждают увиденное. Даже лексика изменилась - из речи уходят слова-паразиты». Вместе с этим, проявился и совершенно неожиданный для организаторов эффект - игра сплачивает между собой семьи и участников игры.

«Вслед за командами школьников у нас стали создаваться и команды родителей, - говорит отец Александр, - некоторые родители даже собираются вместе по выходным, разобрали всю литературу на православную тему из библиотек, читают, смотрят фильмы, проводят вместе досуг».

И это несмотря на жалобы на хроническое отсутствие свободного времени. Может быть, тут оказалось задетым родительское самолюбие? Дети приходили после игры домой и рассказывали, что проиграли: «Нам задали такой вопрос, мы не смогли ответить». «И мамы, и папы нашли время готовиться к очередной игре вместе с детьми», - поясняет Ирина Рулла. - А потом увлеклись и тоже захотели создать свою команду».

«Игра «Зерно истины» объединяет детей и родителей, у них появляется общее увлечение, общие интересы,- делится наблюдениями педагог воскресной школы при Свято-Ильинском храме города Саки и тренер команд детей, родителей и учителей Вера Харитонова. - Например, у нас в благочинии проводятся совместные тренировки и занятия для детей и родителей. На этом настаивают сами дети». А когда некоторые родители смущаясь, пытались отказываться от участия в телевизионных съемках, дети активно поддерживали взрослых, вселяя в них уверенность и убеждая продолжить подготовку. Один из взрослых даже признался педагогу, что самое сильное лобби этой игры – его сыновья, участники школьной команды. Причем младший сын всегда напоминает родителям о тренировочных занятиях и волнуется, чтобы те не опоздали. «У нас в благочинии есть целые семейные династии. Например, из семьи Сергиенко две старшие дочери были участниками самых первых игр, когда конкурс проходил в формате «Что? Где? Когда?». Теперь в команде школьников участвуют их младшие брат и сестра, а в команде родителей – мама», - добавляет Вера Харитонова.

Но на родителях дело не закончилось. Вслед за ними свои команды создали и учителя. Бывает, что даже простые вопросы детей могут ввести учителей в замешательство, например, связанные с литургической жизнью или историей Церкви. Ведь для ребенка учитель - старший товарищ, который должен знать все. Учитель, конечно, не обязан отвечать, но чувство неловкости, что попал впросак, остаётся. «Практика показала, что дети бывают порой более компетентны в вопросах православной

культуры. Поэтому учителям и родителям, чтобы не отстать, приходится самостоятельно ее изучать, - поясняет отец Александр. Кроме того, учителям, по мнению Веры Харитоновой, это дает возможность общения с единомышленниками и обмен опытом с теми коллегами, кто преподает ОПК.

Игра или миссия?

У игры «Зерно истины» есть еще одна задача — привести ребенка к вере. «Без реального опыта переживания Божией благодати теряет смысл вся игра, - говорит член совета старейшин конкурса иерей Дмитрий Чкана. - Нам трудно оценить, как знания, которые дает игра, повлияют на душу ребенка. Мы только сеем в их души семена веры в надежде, что они когда-то прорастут. Но совершено очевидно, что игра стимулирует интерес к своей духовной традиции и культуре, тем более, что у кого-то это первое знакомство с Православием происходит именно в форме игры». Священник приводит в пример случай, когда девочку с хорошими музыкальными данными пригласили исполнить в перерыве - во время «музыкальной перемены» («паузы») - песню с духовным содержанием. Она пришла, спела и сама заинтересовалась игрой, а затем и Православием: она начала ходить в храм, много читать. Постепенно ее интерес передался и родителям - они тоже стали прихожанами храма».

Педагог-психолог одной из школ Евпатории Наталья Фоминых приводит другую историю из своей педагогической практики. Кристина (имена изменены) росла своенравным и самолюбивым ребенком. Умной и способной девочке учителя говорили, что она может закончить школу с золотой медалью. Но Кристина только усмехалась: «Мне это не нужно». Вторая девочка, Марина, была из благополучной и неверующей семьи, хорошо училась. Но когда ее просили о помощи, она прежде решала, насколько это выгодно для нее самой, предпочитая следовать поговорке: «Моя хата с краю». В этом же классе училась и третья девочка - Татьяна. У нее была занижена самооценка и, как всем казалось, совершенно отсутствовали какие-либо способности. Возможно, отчасти, причиной этому было то, что отец нередко поднимал руку на дочь и ее мать. Естественно, Таня не умела постоять за себя, мало что могла запомнить на уроке, с ней никто не хотел сидеть за одной партой – одним словом «неудачница».

И Кристина, и Марина, и Татьяна были далеки от Церкви. Но однажды Кристина услышала от кого-то об игре «Зерно истины», заинтересовалась, стала приходить на занятия и участвовать в конкурсе знатоков. За ней подтянулась и Марина. И постепенно, рассказывает Наталья Фоминых, эти девочки стали меняться: «У них изменилась речь, они стали избегать слэнговых словечек. Кристина научилась признавать свою вину и просить прощения. Она поняла, что Бог одарил ее способностями и нужно трудится над их развитием. А Марину стало задевать то, что рядом с ней обижают слабых и она стала заступаться за Татьяну». В конце-концов Кристина и Марина взяли Таню под свою опеку. Спорить c ними никто не решался - обе были лидерами в классе. Девочки помогли Тане в учебе, пригласили в клуб знатоков, а потом взяли и в команду. Вместе же они участвовали в молодежном благотворительном движении, посещая детские дома. После этого изменилась и Татьяна — повысилась ее успеваемость, улучшилась память, она стала уверенней в себе.

Но самое главное девочки стали ходить в храм и даже напоминать родителям, что нужно держать пост. «Важно, что в классе изменилась духовно-нравственная атмосфера,- продолжает педагог. - Если дети замышляли что-то нехорошее, например, хотели объявить кому-то бойкот или сорвать урок, Марина, узнав об этом, тут же вмешивалась. У нее был авторитет справедливого человека и ее слушались». Сегодня все три девочки учатся в вузах (Марина и Кристина в Москве), Таня в Евпартории, причем Таня еще и поет в церковном хоре. Оказалось, что у нее красивый голос.

Справка

В 2007 году «Зерно истины» впервые вышла в телеэфире на телеканале 1-й Крымский (аудитория - 2,5 млн человек) (Архив передач). Финальный цикл передач также транслируется на телеканале «Союз» (аудитория 5 млн. чел.). Подписан договор о трансляции с телеканалом «Царьград». Конкурс знатоков имеет свой сайт и страничку Вконтакте. Самому младшему участнику игры — 11 лет, самому старшему - 70. До 2014 года география конкурса охватывала не только российские города Воронеж, Белгород, Калугe, Краснодар, Ставрополь, Старый Оскол, Тверь, Самару, Брянск, Нижний Новгород, Саров, но и белорусские и уркаинские Минск, Ужгород, Гомель, Винницу, Полтаву, Днепропетровск, Нежин, Чернигов, Запорожье и Луганск. Сегодня из-за транспортных и политических проблем в конкурсе участвуют преимущественно команды из России. В 2015 году в замке «Викинг» на финальную игру собрались более 25 команд. В 2015 году, кроме школьной лиги знатоков православной культуры, создана также студенческая лига знатоков. В ней участвуют студенты крымских вузов - Медицинской академии, Евпаторийского института социальных наук, Севастопольского государственного университета и др.

 

 

1 сентября 2017 г. 11:54
Ключевые слова: молодежь, школа, дети, миссия
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00