iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
В ПСТГУ состоялась научная конференция, предваряющая восьмивековой юбилей со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
Вчера, 6 октября, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла одна из первых научных конференций в программе празднований 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Открывший ее председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин провел сравнительный анализ исторических периодов, в течение которых Александр Невский почитался на Руси в той или иной различной степени, выражавшейся в числе посвященных ему соборов, церквей и часовен, в общественном интересе к его подвигу, в известности его как исторической личности. По мнению отца Леонида, вне конкуренции здесь имперский XIX век, когда три российских государя носили имя Александр. На втором месте – нынешнее время церковного возрождения, а на третьем – петровская эпоха, ознаменовавшаяся перенесением мощей святого в новую северную столицу и устроением там Александро-Невского монастыря.
7 октября 2020 г. 17:00
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Голоса минувших эпох ожили в уникальном документально-анимационном проекте Ирины и Михаила Разумовских
Сегодня, 26 августа, в российской столице представлен первый сезон документально-анимационного сериала «Живые мемории», в основе которого – воспоминания и размышления россиян разных лет о своей Родине. Десять серий, каждая продолжительностью от семи до десяти минут, представляет собой анимационный фильм с отрывками ранее изданных воспоминаний, начитанными известными актерами в сопровождении оригинального музыкального трека. Московская премьера мини-сериала на большом экране состоится 28 сентября в кинотеатре «Пионер», на 15 октября намечена онлайн-премьера на официальном канале «Кто мы. Медиа», а в декабре пройдет «живой» спектакль на основе сценариев всех серий в театре Сергея Женовача «Студия театрального искусства».
26 августа 2020 г. 23:15
Аналитика
фото Геннадий Михеев
ЖМП № 8 август 2012 /  15 августа 2012 г.
версия для печати версия для печати

Кладбища: сложные вопросы землепользования и эксплуатации

Проблемы функционирования похоронной отрасли в Российской Федерации требуют особого внимания в том числе и в связи с вопросом создания и эксплуатации вероисповедальных кладбищ. В настоящее время нормативно-правовое регулирование похоронной отрасли России осуществляется на основании федерального законодательства, а также законов субъектов Федерации. Необходимо учитывать также судебную практику по вопросам эксплуатации кладбищ.

Важнейшим нормативным документом, обеспечивающим правовое регулирование похоронного дела, является Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 года № 8-ФЗ.

При этом следует учитывать положение п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которому богослужения, другие религиозные обряды и церемонии могут совершаться "на кладбищах и в крематориях".

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона о погребении и похоронном деле, места погребений могут быть вероисповедальными. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 15 Закона предложения по созданию мест погребения могут вноситься "массовыми религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов на кладбищах, для создания вероисповедальных кладбищ".

Закон предусматривает создание помимо вероисповедальных также общественных и воинских кладбищ. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела (п. 1 ст. 18 Закона). Однако и на общественных кладбищах погребение может осуществляться "с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций" (п. 2 ст. 18).

В ст. 19 закона содержится определение вероисповедальных кладбищ, а также устанавливаются основные принципы их функционирования. Согласно п. 1 ст. 19, вероисповедальные кладбища предназначены для погребения умерших одной веры. Вероисповедальные кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими религиозными объединениями (п. 2 ст. 19). Что касается вероисповедальных кладбищ, расположенных на территориях сельских поселений, то их деятельность может осуществляться гражданами самостоятельно.

Согласно Рекомендациям о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, вероисповедальные кладбища или участки кладбищ должны проектироваться с учетом требований и традиций религиозных организаций и конфессий (п. 9.10). Вероисповедальные участки кладбищ отделяются зоной моральной защиты шириной не менее 20 м (п. 9.11). На вероисповедальных кладбищах или участках рекомендуется предусматривать ритуальные зоны с культовыми сооружениями или зданиями для проведения обрядов прощания и поминовения (п. 9.12).

Вопросы функционирования мест захоронения включают в себя и проблему землепользования в связи с созданием и эксплуатацией кладбищ. В этой связи необходимо упомянуть Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 99 Земельного Кодекса Российской Федерации, земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения. Последние входят, в свою очередь, в соответствии с их целевым назначением в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (пп. 4 п. 1 ст. 7 ЗК РФ). Земли историко-культурного назначения могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения данной категории земель и, соответственно, земель, отведенных под военные и гражданские захоронения, и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (п. 2 ст. 99 ЗК РФ).

Градостроительный кодекс Российской Федерации относит зоны, занятые кладбищами и крематориями, к зонам специального назначения (п. 13 ст. 35).

Еще один нормативный документ, который необходимо учитывать при рассмотрении вопросов регулирования похоронного дела, — постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 города Москвы "Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения". В соответствии с п. 3.1 рекомендуется размещать места захоронений различного типа, в зависимости от вероисповедания и обычаев, на обособленных специализированных участках кладбищ.

Документ содержит требование производить рекультивацию территорий и участков (п. 4.1). Использование территории места погребения допускается по истечении двадцати лет с момента его переноса. В этом случае разрешается использование территории места погребения под зеленые насаждения. Устанавливается запрет на строительство зданий и сооружений на территории перенесенного места погребения (п. 4.2).

Производить захоронения на закрытых кладбищах запрещается (п. 4.3).

Согласно постановлению главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 о введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га должны иметь санитарно-защитную зону 500 м, при этом размещение кладбищ площадью более 40 га не допускается.

В письме Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2009 года № АК/34001 "О разъяснении применения антимонопольного законодательства" устанавливается в соответствии со ст. 18 Закона о погребении и похоронном деле, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Отмечается, что Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает возможности передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение. Системное толкование норм законодательства позволило Федеральной антимонопольной службе сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 12027/07 от 23 сентября 2008 года передача в ведение муниципального предприятия общественных кладбищ и наделение его функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ создают преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг, и являются нарушением ст. 7 Закона о конкуренции.

Согласно постановлению Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 17206/10 от 18 мая 2011 года, нахождение общественного кладбища в ведении хозяйствующего субъекта и осуществление последним функций выделения земельных участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений противоречит законодательству.

Эти важные аспекты правового регулирования функционирования вероисповедальных кладбищ необходимо учитывать при создании и организации мест погребения умерших православного вероисповедания.

Вера Захаренко,

юрисконсульт Юридической службы Московской Патриархии

 

15 августа 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Возрожденный из руин
«…Волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы; где слышались враждебные крики сражавшихся, раздались священныя песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников [Болдинской] обители, не одно сердце возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества», — сказано в предисловии к книге об основании Болдинского монастыря1.В 2019 году исполнилось 465 лет со дня кончины преподобного Герасима. 13 сентября 2020 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, в Свято-Троицком Герасимо-Болдинском монастыре прошли торжества, посвященные 490-летию со дня основания и 30-летию возрождения монашеской жизни в основанной преподобным Герасимом обители. PDF-версия.
8 апреля 2021 г. 16:00