iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Аналитика
Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове. (08.06.1971 - 21.04.2020)

Клирос осиротел

ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА АГЕЙКИНА

21 апреля в Москве в возрасте 48 лет скончался настоятель кафедрального Богоявленского собора в Елохове протоиерей Александр Агейкин. Будучи многогранной и богато одаренной личностью, он себя ярко проявил в том числе и на посту председателя Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения при Патриархе Московском и всея Руси.

Автор этих строк познакомился с протоиереем Алксандром Агейкиным, когда тот служил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в сане протодиакона. Неизменно предельно корректный и полностью лишенный привычки разговаривать надменно, он всегда ухитрялся находить время для журналистов в своем плотном графике. Немногие при этом догадывались, что за плечами у этого прекрасного баса, в совершенстве знавшего устав и безупречно несшего послушание в главном соборе Церкви, осталась карьера солиста одного из ведущих музыкальных коллективов страны.

«Через звание» - из протодиаконов в протоиереи – он шагнул весьма скоро, став настоятелем Богоявленского собора. Исполняя это послушание неленостно и ревностно, он удивительно быстро нашел общий язык и с почетным настоятелем протопресвитером Матфеем Стаднюком (+2020), и с многолетним старостой и председателем приходского совета Николаем Капчуком (+2018). И все же мне как журналисту и как певчему гораздо больше оказалась известна еще одна, третья сторона общественного служения отца Александра – на посту председателя Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения при Патриархе Московском и всея Руси. Подготовленный и проведенный им осенью 2016 года Первый (спустя более чем вековую паузу в аналогичных мероприятиях) международный съезд регентов и певчих при участии Предстоятеля задал столь высокую планку экспертной дискуссии на темы клиросного служения, что казалось вряд ли возможным поднять ее еще выше. Тем не менее, второй съезд, состоявшийся, как и было обещано, ровно через три года, оказался гораздо представительнее – и числу представленных епархий, и по количеству зарегистрировавшихся делегатов, и по охвату тем на секционных заседаниях, и по остроте обсуждения, заданной Святейший Патриархом, возглавившим пленарное заседание. Участники съезда так и не узнали, что сам Агейкин накануне открытия в тяжелом состояни попал в больницу.

Между съездами организаторский талант протоиерея Александра Агейкина в полной мере проявил себя на еще одном важнейшем поприще – при организации сводного хора певчих Московской (городской) епархии. Решить сложнейшую задачу представленности в поющем коллективе абсолютно всех монастырских и приходских хоров обширнейшей территории удалось при помощи верных коллег по Церковно-общественному совету – известных московских регентов Алексея Пузакова и Варвары Волковой. Блистательный дебют этого коллектива на праздничном богослужении в Успенском соборе Московского Кремля, посвященном вековому юбилею Поместного собора 1917-18 годов, был закреплен в ходе торжествественного мероприятия в ознаменование 100-летия восстановления Патриаршества в Храме Христа Спасителя и подтвержден год с лишним спустя – на большом концерте в Кремлевском дворце в честь 10-летия восшествия нынешнего Предстоятеля на патриарший престол. Разумеется, что колоссальный, насчитывающий многие сотни певчих сводный хор не может похвастаться стабильностью состава: какие-то исполнители выпадают, с мест им на замену приходят другие певчие. Тем большее восхищение вызывает мастерски проведенная подготовительная работа. Плоды этой уникальной деятельности необходимо сберечь – у сводного хора Московской епархии должно быть будущее!

Увы, очень многие пункты в обширных планах протоиерея Александра Агейкина остались нереализованными. Только-только приступил к практической работе Церковно-общественный совет по развитию русского церковного пения. На начальной стадии – свободный обмен нотными партитурами песнопений на веб-сайте этой структуры. Ждут исполнения пункты резолюции Второго съезда регентов и певчих. Кроме того, теперь в довольно тяжелом положении оказались клироше, которым не помешала бы поддержка «своего» общецерковного органа, увы, тоже, так не вовремя осиротевшего.

К счастью, отец Александр смог оставить богатое наследие. Нам всем здесь есть что использовать, и есть чему поучиться.

 

Так говорил протоиерей Александр Агейкин (из интервью нашему журналу)

«Христос приходил проповедовать всем и каждому. В правом хоре нашего собора сейчас нет неверу­ющих певчих, но есть ­невоцерковленные. Однако за ­четыре года моего настоятельства гораздо больше певчих стало исповедоваться и причащаться, подходить на всенощном бдении на елеопомазание, а по совершении Божественной литургии — ко кресту. Сейчас мы решаем задачу закрепления за клиросом отдельного штатного священника, который проводил бы с ними евангельские беседы, катехизировал бы невоцерковленных, разъяснял бы им основы вероучения. Конечно, я не могу обязать всех певчих причащаться ежемесячно. Но приведу один из последних примеров. На клирос пришла работать солистка, знакомая мне еще по совместной музыкальной деятельности в Центральном симфоническом оркестре Министерства обороны. Сначала она исключительно как профессиональная певица хотела познакомиться с обиходом осмогласия, с церковными певческими традици­ями. Теперь уже регулярно исповедуется и причащается».

«О клиросе без фальши». «Журнал Московской Патриархии», № 8 – 2017г.

«Любой церковный хор — вещь штучная. Шаблонные рецепты при его формировании не применимы. Конечно, на клиросе стоят живые люди. Каждый из них имеет право на отдых, отпуск, достойную оплату труда. На нормальное человеческое отношение, в конце концов, не предусматривающее, разумеется, увольнение посредством SMS, сколь бы острой конфликтной ситуацией в реальности соответствующее решение ни предварялось. На приходе все это зависит от настоятеля. Именно поэтому мы сейчас разворачиваем работу с расположенными в столичном регионе семинариями — организовываем летние школы на базе Сергиева Посада и Сретенской духовной семинарии. Будущим священникам уже в молодости надо прививать верные взгляды на выстраивание всей приходской жизни. Чтобы они ясно понимали разницу между господином и хозяином с одной стороны и душепопечителем общинной семьи, куда полноправно входят и регент с певчими и псаломщиками, — с другой. Времена, когда настоятель на приходе и швец, и жнец, и на клиросе игрец, давно прошли. И сам Святейший Патриарх Кирилл ставит задачу качественного пения весьма недвусмысленно. Если кое-где его еще не поняли или не услышали — это следует поправить».

«Услышьте клирошан. «Церковный Вестник», 23 октября 2019 г.

 

HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00