iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00
Аналитика
Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове. (08.06.1971 - 21.04.2020)

Клирос осиротел

ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА АГЕЙКИНА

21 апреля в Москве в возрасте 48 лет скончался настоятель кафедрального Богоявленского собора в Елохове протоиерей Александр Агейкин. Будучи многогранной и богато одаренной личностью, он себя ярко проявил в том числе и на посту председателя Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения при Патриархе Московском и всея Руси.

Автор этих строк познакомился с протоиереем Алксандром Агейкиным, когда тот служил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в сане протодиакона. Неизменно предельно корректный и полностью лишенный привычки разговаривать надменно, он всегда ухитрялся находить время для журналистов в своем плотном графике. Немногие при этом догадывались, что за плечами у этого прекрасного баса, в совершенстве знавшего устав и безупречно несшего послушание в главном соборе Церкви, осталась карьера солиста одного из ведущих музыкальных коллективов страны.

«Через звание» - из протодиаконов в протоиереи – он шагнул весьма скоро, став настоятелем Богоявленского собора. Исполняя это послушание неленостно и ревностно, он удивительно быстро нашел общий язык и с почетным настоятелем протопресвитером Матфеем Стаднюком (+2020), и с многолетним старостой и председателем приходского совета Николаем Капчуком (+2018). И все же мне как журналисту и как певчему гораздо больше оказалась известна еще одна, третья сторона общественного служения отца Александра – на посту председателя Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения при Патриархе Московском и всея Руси. Подготовленный и проведенный им осенью 2016 года Первый (спустя более чем вековую паузу в аналогичных мероприятиях) международный съезд регентов и певчих при участии Предстоятеля задал столь высокую планку экспертной дискуссии на темы клиросного служения, что казалось вряд ли возможным поднять ее еще выше. Тем не менее, второй съезд, состоявшийся, как и было обещано, ровно через три года, оказался гораздо представительнее – и числу представленных епархий, и по количеству зарегистрировавшихся делегатов, и по охвату тем на секционных заседаниях, и по остроте обсуждения, заданной Святейший Патриархом, возглавившим пленарное заседание. Участники съезда так и не узнали, что сам Агейкин накануне открытия в тяжелом состояни попал в больницу.

Между съездами организаторский талант протоиерея Александра Агейкина в полной мере проявил себя на еще одном важнейшем поприще – при организации сводного хора певчих Московской (городской) епархии. Решить сложнейшую задачу представленности в поющем коллективе абсолютно всех монастырских и приходских хоров обширнейшей территории удалось при помощи верных коллег по Церковно-общественному совету – известных московских регентов Алексея Пузакова и Варвары Волковой. Блистательный дебют этого коллектива на праздничном богослужении в Успенском соборе Московского Кремля, посвященном вековому юбилею Поместного собора 1917-18 годов, был закреплен в ходе торжествественного мероприятия в ознаменование 100-летия восстановления Патриаршества в Храме Христа Спасителя и подтвержден год с лишним спустя – на большом концерте в Кремлевском дворце в честь 10-летия восшествия нынешнего Предстоятеля на патриарший престол. Разумеется, что колоссальный, насчитывающий многие сотни певчих сводный хор не может похвастаться стабильностью состава: какие-то исполнители выпадают, с мест им на замену приходят другие певчие. Тем большее восхищение вызывает мастерски проведенная подготовительная работа. Плоды этой уникальной деятельности необходимо сберечь – у сводного хора Московской епархии должно быть будущее!

Увы, очень многие пункты в обширных планах протоиерея Александра Агейкина остались нереализованными. Только-только приступил к практической работе Церковно-общественный совет по развитию русского церковного пения. На начальной стадии – свободный обмен нотными партитурами песнопений на веб-сайте этой структуры. Ждут исполнения пункты резолюции Второго съезда регентов и певчих. Кроме того, теперь в довольно тяжелом положении оказались клироше, которым не помешала бы поддержка «своего» общецерковного органа, увы, тоже, так не вовремя осиротевшего.

К счастью, отец Александр смог оставить богатое наследие. Нам всем здесь есть что использовать, и есть чему поучиться.

 

Так говорил протоиерей Александр Агейкин (из интервью нашему журналу)

«Христос приходил проповедовать всем и каждому. В правом хоре нашего собора сейчас нет неверу­ющих певчих, но есть ­невоцерковленные. Однако за ­четыре года моего настоятельства гораздо больше певчих стало исповедоваться и причащаться, подходить на всенощном бдении на елеопомазание, а по совершении Божественной литургии — ко кресту. Сейчас мы решаем задачу закрепления за клиросом отдельного штатного священника, который проводил бы с ними евангельские беседы, катехизировал бы невоцерковленных, разъяснял бы им основы вероучения. Конечно, я не могу обязать всех певчих причащаться ежемесячно. Но приведу один из последних примеров. На клирос пришла работать солистка, знакомая мне еще по совместной музыкальной деятельности в Центральном симфоническом оркестре Министерства обороны. Сначала она исключительно как профессиональная певица хотела познакомиться с обиходом осмогласия, с церковными певческими традици­ями. Теперь уже регулярно исповедуется и причащается».

«О клиросе без фальши». «Журнал Московской Патриархии», № 8 – 2017г.

«Любой церковный хор — вещь штучная. Шаблонные рецепты при его формировании не применимы. Конечно, на клиросе стоят живые люди. Каждый из них имеет право на отдых, отпуск, достойную оплату труда. На нормальное человеческое отношение, в конце концов, не предусматривающее, разумеется, увольнение посредством SMS, сколь бы острой конфликтной ситуацией в реальности соответствующее решение ни предварялось. На приходе все это зависит от настоятеля. Именно поэтому мы сейчас разворачиваем работу с расположенными в столичном регионе семинариями — организовываем летние школы на базе Сергиева Посада и Сретенской духовной семинарии. Будущим священникам уже в молодости надо прививать верные взгляды на выстраивание всей приходской жизни. Чтобы они ясно понимали разницу между господином и хозяином с одной стороны и душепопечителем общинной семьи, куда полноправно входят и регент с певчими и псаломщиками, — с другой. Времена, когда настоятель на приходе и швец, и жнец, и на клиросе игрец, давно прошли. И сам Святейший Патриарх Кирилл ставит задачу качественного пения весьма недвусмысленно. Если кое-где его еще не поняли или не услышали — это следует поправить».

«Услышьте клирошан. «Церковный Вестник», 23 октября 2019 г.

 

HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00