![]()
Молитва на краю света Архипелаг Шпицберген находится в Северном Ледовитом океане и принадлежит Норвегии. Согласно международному праву, Россия также имеет там свои интересы, занимаясь угледобычей и научными исследованиями в сфере геологии, археологии и гляциологии. В русском поселке Баренцбург живут шахтеры, ученые и обслуживающий всю инфраструктуру персонал. Здесь есть домовый храм, часовня и небольшая община, которая по воскресеньям собирается на совместную молитву. И каждый приезд священника для них значимое событие. Настоятель прихода преподобной княгини Анны Новгородской в Тронхейме (Норвегия) священник Александр Волохань рассказал о своей недавней поездке на Шпицберген "Журналу Московской Патриархии".
8 июля 2020 г. 12:01
Жизнь по Евангелию 8 октября 2019 года архимандриту Кириллу (Павлову), одному из самых почитаемых пастырей наших дней, исполнилось бы 100 лет. К этой памятной дате в издательстве Троице-Сергиевой лавры приурочен выход книги, в которой воспоминаниями о старце поделились его духовные чада — пастыри и архипастыри Русской Православной Церкви. Им выпало счастье жить под духовным руководством отца Кирилла в святой обители. Материал для книги собирался в течение 10 лет. Юбилей отца Кирилла — это еще один прекрасный повод вспомнить о человеке, сохранившем преемственность традиции старчества в современном монашестве. PDF-версия.
23 декабря 2019 г. 14:31
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: Нужно уметь давать человеку надежду Один из старейших иерархов Русской Православной Церкви, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, глава Воронежской митрополии, в августе нынешнего года отмечает 70-летие со дня рождения. На страницах нашего журнала владыка делится с читателями воспоминаниями о своем жизненном пути, работе в международных христианских организациях за границей, организации и становлении деятельности Синодального отдела по социальному служению и церковной благотворительности, а также рассказывает о современной жизни Воронежской митрополии. PDF-версия.
23 августа 2019 г. 11:52
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия. PDF-версия.
21 августа 2019 г. 12:10
Сила пастырской молитвы Духовник гродненской епархии протоиерей Андрей Бондаренко - о том, как наладить доверительные отношения с исповедниками PDF-версия
26 июля 2019 г. 14:59
Вера в отпуск не уходит
Россияне все чаще для летнего отдыха выбирают отечественные морские курорты. Статистика свидетельствует о приросте в летний сезон выкупленных «под ключ» внутренних туров, количества бронирования отелей на Черноморском побережье, потоке «диких» туристов. Среди всех этих отдыхающих есть и православные верующие, на время отпуска отдаляющиеся от родного прихода и привычного ритма богослужений. Где найти им духовное окормление, как изменяется летом состав «курортных» приходов и с какими характерными особенностями сталкиваются их настоятели, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал настоятель храма во имя преподобного Серафима Саровского в Анапе протоиерей Александр Карпенко. PDF-версия
31 мая 2019 г. 18:50
Брянск — Севск — Карачев: паломничество по главным святыням Брянскую епархию не отнесешь к землям, сильно исхоженным православными паломниками. Тем не менее маршруты как для индивидуальных, так и для групповых туров здесь можно составить очень интересные и весьма насыщенные. Предлагаем свой вариант, включающий областную столицу и два райцентра. PDF-версия
22 ноября 2019 г. 15:59
Пешком к преподобному Сергию К Игумену земли Русской в Троицкий монастырь издавна течет людская река. В прежние времена паломники традиционно шли туда пешком. Но уже больше века Сергиев Посад прочно интегрирован в транспортную систему страны, и сейчас пешее паломничество к преподобному Сергию выглядит экзотикой. Группа энтузиастов решила изменить это представление, занявшись обустройством пешеходной тропы из Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Фактически авторы этого начинания стоят у истоков новой общественной инициативы — создания многокилометрового пешего пути, преодоление которого рассчитано не на одни сутки: ничего подобного в России нет. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» анализирует этот опыт и делится собственными рекомендациями по правильной подготовке к такому паломничеству. PDF-версия
4 октября 2019 г. 16:59
Паломничество из Тамани в Дивноморское Это путешествие на автомобиле можно уместить в единственный выезд — тем более летний (когда световой день долог), да еще и разнообразить его отдыхом на пляже. А можно растянуть на несколько суток, посещая каждый из пунктов отдельно. Все храмы по пути следования легкодоступны и фактически стоят на одной автотрассе Е-97. А начнем мы наш путь с древней Тьмутаракани — с Таманского полуострова.
7 июня 2019 г. 16:50
В Переславле-Залесском состоится Международный историко-культурный форум Международный историко-культурный форум состоится в Переславле-Залесском, в здании Переславского епархиального управления на территории Феодоровского женского монастыря. Главная его задача привлечь внимание широкого круга общественности к истории, памятникам и святыням Переславской земли. Его мероприятия планируется провести в три этапа: 27 марта, 19 и 20 июня и 27 ноября.
26 марта 2019 г. 14:53
|
![]()
ЦВ № 10 (383) май 2008 /
14 мая 2008 г.
Молитва в Красной ФанзеМногие наши соотечественники, покидая пределы России по личным или служебным делам, оказываются в государствах зачастую с инородной культурой, непонятными обычаями и недоступным языком. Китай — одна из таких стран. Верующих же людей при этом волнует вопрос, а найдется ли в далеком краю православный храм? Можно ли там получить духовное окормление? Если вы направитесь в Пекин, с уверенностью ответим — да! История современной Свято-Успенской православной общины города Пекина — самой многочисленной в Китае — тесно связана с деятельностью Российской духовной миссии. Богослужения совершаются в одной из старинных построек миссии — Красной Фанзе, расположенной на территории посольства Российской Федерации в КНР. Православие в Китае появилось во второй половине XVII века, когда русские первопроходцы, осваивая просторы Дальнего Востока, стали селиться на берегах Амура и создавать здесь свои форпосты и укрепленные поселения, одним из которых был Албазин. В 1685 году китайский император Цинской династии Канси отправляет против поселенцев пятитысячное войско. Албазинский гарнизон, состоявший всего из 450 человек, после продолжительной осады вынужден был сдаться. Около 50 человек из попавших в плен албазинцев, в том числе несколько женщин и детей, согласились принять китайское подданство и переселились в Пекин. Всех их китайцы называли русскими, хотя среди них были и крещеные буряты и калмыки, а также потомки от смешанных браков. Албазинцев поселили на северо-восточной окраине китайской столицы. Бывших русских пленников причислили к наследственному военному сословию, занимавшему заметное положение в чиновничьей иерархии цинского Китая. Вместе с ними в Пекин приехал священник албазинской Никольской церкви отец Максим Леонтьев с семьей. По разрешению императора Канси ламаистская кумирня в северо-восточной части Пекина в 1696 году была перестроена в православную часовню, которую освятили в честь Свт. Николая Чудотворца. В часовне обрел свое место привезенный из Албазина образ Святителя. С той поры Святитель Николай особо почитается всеми православными в пределах Поднебесной. Позднее священник Максим Леонтьев освятил и первый православный храм в Пекине в честь святой Софии, Премудрости Божией. После его смерти в 1711 году нужно было найти нового священника для поддержания православной веры среди албазинцев и их потомков. Император Петр I, понимая важность установления контактов с Китаем, указом от 18 июня 1700 года повелел учредить в Тобольске Духовную миссию. Однако китайские власти только в 1712 году разрешили присутствие Русской миссии в столице Китая. В 1715 году Миссия, снабженная иконами и богослужебными книгами, прибыла в Пекин. В состав первой Миссии вошли архимандрит Илларион Лежайский, священник, диакон и семь учеников-церковников. После кончины архимандрита Иллариона в 1717 году было решено послать в Китай для проповеди Слова Божия иеромонаха Александро-Невской лавры Иннокентия (Кульчицкого) — будущего святителя Иркутского. В 1721 году иеромонах Иннокентий стал епископом Переяславским и был назначен начальником Российской духовной миссии в Пекине. Но, прибыв в пограничный город Кяхту, он так и не пересек границы Китая — как говорили, из-за козней католических миссионеров, имевших в то время влияние на двор китайского императора. Ему было отказано в праве въезда в Поднебесную. Однако святитель Иннокентий всегда почитался как небесный покровитель Православной миссии в Китае, и позже на китайской земле в его честь были основаны православное братство, крестовый архиерейский храм в Пекине (современное здание Красной Фанзы на территории российского посольства) и миссионерский храм в Тяньцзине. В период с 1715 по 1933 годы в Китай было отправлено в общей сложности двадцать миссий и свыше 200 проповедников. Миссия в Пекине стала уникальным российским учреждением за рубежом, не только представлявшим в Китае Русскую Православную Церковь, но и на протяжении полутора веков, с 1715 по 1864 год, выступавшим в качестве неофициального дипломатического представительства России в Китае. Сложно переоценить вклад наших соотечественников, трудившихся в Российской духовной миссии. Здесь зародились основы русского китаеведения: члены Миссии изучали маньчжурский, китайский и монгольские языки, а также историю, географию, культуру и религию Китая. В 1900 году, во время восстания ихэтуаней (членов тайного религиозного общества «Кулак во имя справедливости и согласия»), Русская духовная миссия пережила тяжелейшее испытание. Это массовое выступление китайцев, получившее в западной литературе название «боксерское восстание», было направлено против иностранного порабощения страны. Но гнев ихэтуаней обрушился не только на истинных европейских угнетателей и колонизаторов, но на всех иностранцев, в том числе на тех, которые занимались в Китае просветительской и религиозной деятельностью. Особенно жестоко восставшие расправлялись с китайцами, принявшими христианство, которых они считали предателями родины. Повстанцы убили несколько сотен китайских православных, сожгли Северное подворье Миссии вместе с библиотекой, школами и богадельней, разрушили русское кладбище около Пекина. Однако в течение нескольких последующих лет Миссия, благодаря трудам митрополита Иннокентия (Фигуровского; 1863–1931), первого епископа Китая, смогла оправиться от разорения. Именно тогда у Миссии появляется новый участок земли, на котором располагался бывший дворец четвертого принца последней китайской династии Цинов Сы-Е-Фу, известный ныне под названием Красная Фанза. Это здание стало архиерейским домом. Предположительно в 1901 году Фанза была разделена на две равные части: правая — архиерейские покои, левая — архиерейская Крестовая церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. Сейчас это представительское здание — зал для торжественных приемов Посольства Российской Федерации в КНР. Именно здесь в настоящее время проходят богослужения Свято-Успенской православной общины города Пекина. Само название «Красная Фанза», видимо, произошло от красного цвета колонн, расположенных по всему периметру веранды (сейчас колонны выкрашены в черный цвет). Здание архиерейских покоев отличается высокой блестящей зеленой глазурованной черепичной крышей. Особенность здания в том, что вместо традиционных китайских фигурок мифических зверей на каждом углу крыши Красной Фанзы красуются голуби — по пять маленьких птиц, за которыми возвышается одна большая. Вход с западной стороны здания архиерейского дома вел в крестовую церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. «Высокие, художественной работы потолки, могучие, богато украшенные резьбой, краской и позолотой колонны и балки, прекрасной работы, с большими иконами и широкими царскими вратами иконостас, широкий амвон и просторный алтарь». Храм был в три раза меньше Успенского собора на территории Миссии, но в то же время вмещал в себя более 100 человек. В Свято-Иннокентьевском храме хранилось несколько почитаемых святынь: часть гробовой доски от внешнего гроба святителя Иннокентия Иркутского, переданная сотруднику Пекинской духовной миссии архимандриту Авраамию (Часовникову; 1864–1918) в 1915 году; архиерейская митра святителя Иннокентия вместе с параманом и портретом святителя. Также в церкви хранились частицы мощей Патриарха Московского и всея Руси священномученика Ермогена (ок. 1530–1612) в иконах с его изображением и часть древа от его гроба. Во второй половине 1950-х годов, в связи с началом грандиозных работ по строительству нового комплекса советского посольства в КНР, большинство прежних строений, в том числе церковных сооружений, было разрушено. Так, в 1956 году была разрушена колокольня, а в 1957 году взорван храм Всех святых мучеников на территории Миссии, в котором находились мощи святых китайских мучеников и тела членов императорской семьи, расстрелянных в Алапаевске. Успенский храм был превращен в посольский гараж, ризница — в консульский отдел. Богатейшее собрание книг было сожжено. Позднее был разрушен храм преподобного Серафима на русском кладбище Миссии, где во второй половине 80-х годов был устроен парк Цинняньху. Когда в 1950-х годах разрушались основные постройки Миссии, был убран и Свято-Иннокентьевский домовый храм в Красной Фанзе. Архиерейские покои и церковь были переделаны в зал для приемов и гостиницу Посольства СССР в КНР. * * * Возрождение церковной жизни в Китае началось в 80-е годы минувшего века. Первым открытым храмом стал Свято-Покровский храм в Харбине. Немногие оставшиеся в Харбине русские и православные китайцы получили разрешение молиться в нем в 1986 году. В мае 1996 года на территории Посольства России в Китайской Народной Республике, на площади перед Красной Фанзой, прошло первое после сорокалетнего перерыва богослужение на исторической территории Российской духовной миссии. Священник Дионисий Поздняев отслужил панихиду по всем почившим в Китае. За богослужением присутствовал посол России в КНР Игорь Рогачев. Затем службы стали проходить уже в самой Фанзе — сначала всего один раз в году. В 1999, 2000 и 2001 годах служили на праздник Рождества Христова мирским чином — сами прихожане вычитывали положенные молитвы, без священника. После долгого перерыва торжественное богослужение на Пасху в 2001 году совершил священник Дионисий Поздняев. До этого в последний раз Пасху в Пекине служили в пятидесятых годах, пока еще оставались священники. Все необходимое для богослужений устраивалось из подручных предметов, благо в Фанзе была еще и старинная мебель, которая осталась со времен Миссии. Из специально изготовленных предметов был сделан только небольшой аналой. В посольстве были китайские подставки для цветочных ваз — побольше и поменьше. Они составлялись вместе, и получалось что-то наподобие Царских врат, на них ставились иконы, которые приносили из дома. На Пасху 2002 года торжественное пасхальное богослужение в Пекине проводилась два раза — в первый раз в Красной Фанзе, однако туда не были допущены православные китайцы (к сожалению, они до сих пор не имеют такой возможности). Чтобы их причастить, второй раз служба прошла в посольстве Украины. Тогда за богослужением присутствовали восемьдесят человек. (По имеющимся данным, сейчас в КНР проживает около 15 тысяч православных верующих. Большей частью — в Пекине, Шанхае, провинции Хэйлунцзян, автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия.) С каждым годом количество православных в Пекине увеличивалось, появились постоянные прихожане и благотворители, оказывавшие материальную поддержку развивающемуся приходу, которому было дано название Свято-Успенская православная община г. Пекина — в честь Свято-Успенского храма Миссии. Священник Дионисий Поздняев, в настоящее время настоятель храма Петра и Павла в Гонконге, находящийся в научной командировке в Институте китайско-христианских исследований Гонконга, стал регулярно приезжать для окормления верующих. С 2004 года в Красную Фанзу для совершения богослужений стал приезжать и священник Алексий Киселевич из Шанхая, где он служит для русской православной общины в помещении Генерального консульства Российской Федерации. Когда священники приезжают в Пекин, в Красной Фанзе по желанию верующих служатся панихиды и молебны. Батюшки совершают Таинство крещения. В Красной Фанзе крестят своих детей сотрудники российских загранучреждений и другие граждане России, проживающие в Пекине. Торжественно совершается Таинство венчания. Наибольшее количество верующих посещает Красную Фанзу в великие церковные праздники — на Пасху и Рождество Христово. Вместе с православными, проживающими в Пекине, на молитву собираются российские соотечественники из других городов Китая, а также граждане Белоруссии, Болгарии, Великобритании, Греции, Грузии, Кипра, Македонии, Молдавии, Румынии, Сербии, Сингапура, США, Украины, Франции. В праздники Рождества и Воскресения Христова отрывки из Евангелия читаются на церковнославянском, русском, китайском, греческом, латинском, английском, французском и немецком языках. Внутренний «церковный» интерьер Красной фанзы складывался постепенно, в течение нескольких лет. В 2006 году силами прихожан и активных участников приходской жизни для служения в Красной Фанзе был сделан разборный престол, жертвенник, несколько аналоев, подсвечники. Буквально до недавнего времени после богослужений вся утварь уносилась в подсобные помещения, так как Красная Фанза — это зал официальных приемов посольства. В 2007 году к празднику Пасхи в алтаре был установлен запрестольный образ Воскресения Христова в деревянном застекленном киоте высотой три метра. А в этом году к Рождеству Христову в Красной Фанзе был установлен резной иконостас. Иконы для него пишутся в Москве, и после их завершения можно будет говорить о полном воссоздании церковного интерьера, столь необходимого для совершения богослужений. К празднику Пасхи 3 апреля 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на месте разрушенного храма Всех святых мучеников в парке Посольства РФ в КНР был устроен памятный мемориал: поклонный крест и памятная плита с изображением храма и кратким описанием его истории. Православные верующие города Пекина надеются на скорейшее возрождение исторического Свято-Успенского храма на территории посольства, а также на возрождение в полной мере богослужебной и молитвенной жизни в Красной Фанзе — храме во имя святителя Иннокентия Иркутского, небесного покровителя Сибири и Китая.
14 мая 2008 г.
Ключевые слова:
Китай, Дальний Восток
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Александр Невский и Кольский Север В исторической науке закрепилось еще со времен Петра I представление о том, что деяния святого благоверного князя Александра Невского были связаны с Невой, Чудским озером, псковско-новгородскими коллизиями и смутами. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан делится своими оригинальными размышлениями о том, как имя князя Александра Ярославича связано с историей Крайнего Севера. Как благодаря его дипломатическим и военным усилиям эти северные земли стали данниками Новгородской Руси, а спустя столетия, уже при московских князьях, часть Лапландии отошла к Российской державе, став впоследствии русским Кольским Севером, а ныне Мурманской областью. PDF-версия.
24 февраля 2021 г. 17:00
Памяти митрополита Филарета (Вахромеева), Патриаршего экзарха всея Беларуси 12 января 2021 года на 86-м году жизни отошел ко Господу почетный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев). 20 февраля 2021 года исполнилось 40 дней со дня кончины архипастыря. PDF-версия.
19 февраля 2021 г. 18:35
Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре. PDF-версия.
17 февраля 2021 г. 15:00
Протопресвитер Владимир Диваков В январском номере журнала открывается новая рубрика «Человек Церкви». Мы будем ее вести вместе со священником Игорем Палкиным — клириком храма Святой мученицы Татианы при МГУ и профессиональным фотографом, заведующим фотослужбой при Пресс-службе Патриарха.Отец Игорь — известный фотомастер, которому одинаково хорошо удаются и репортажная съемка, и портреты, и лирические зарисовки. Многие богослужения Патриарха Кирилла, его поездки по стране и миру мы видим глазами отца Игоря. «Фотография стала ключиком, с помощью которого Господь уже много лет открывает мне церковную жизнь, историю Церкви, церковное искусство», — объясняет священник. Теперь своими открытиями отец Игорь будет делиться с читателями «Журнала Московской Патриархии». В рубрике «Человек Церкви» будут публиковаться портреты людей, которые всей своей жизнью засвидетельствовали преданность Церкви. PDF-версия.
16 февраля 2021 г. 16:00
|