![]()
Говорить о слове Божием Библейские встречи, на которых прихожане изучают Священное Писание, все чаще становятся неотъемлемой частью приходской жизни православных храмов, причем не только в России, но и за рубежом. И все чаще их берутся вести миряне. Как получилось, что они стали заниматься этой непростой катехизаторской деятельностью, и что дает им этот опыт? Об этом корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали прихожане зарубежных и российских епархий. PDF-версия.
15 августа 2022 г. 16:00
Мы нашли Мессию! Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Невольник не богомольник Минуло десять лет со времени утверждения Священным Синодом документа о катехизическом служении в Русской Церкви*. К моменту его подготовки стало очевидно, что время, когда желающие креститься не помещались в храме, прошло, и Церкви нужно вновь обратить пристальное внимание на свое просветительское служение. Наш опрос показал, что сегодня опять появилась необходимость вернуться к этому документу, чтобы обобщить накопленный опыт и выявить наиболее эффективные формы и методы работы. Как пробудить в людях интерес к Православию, кто должен проводить огласительные беседы — священник или мирянин, какими должны быть эти встречи, чтобы люди захотели остаться в Церкви, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
19 июля 2021 г. 19:00
Протоиерей Валериан Кречетов: «Я свой выбор сделал в детстве» Что самое страшное может случиться с молодым пастырем, какие изменения сегодня нужны Церкви, полезно ли священнику работать, с помощью чего надо изучать богословие и как изобретение самовара стало душеполезным занятием? Ответы на эти и другие вопросы о пастырстве — в интервью со старейшим клириком Московской епархии, почетным настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Одинцовского района протоиереем Валерианом Кречетовым. PDF-версия.
8 июля 2021 г. 16:30
Человек Церкви: протоиерей Лев Махно Нью-Йорк, Париж и Москва не могли задержать этого священника дольше, чем на время церковных командировок. В незнакомый ему город Тулу протоиерей Лев Махно приехал когда-то по послушанию своему духовнику, ныне прославленному в лике святых схиархимандриту Андронику (Лукашу), старцу Глинской пустыни. «Слова духовника всегда были законом, у меня и в мыслях не было где-то еще остаться. В Тулу значит в Тулу», — вспоминает отец Лев. PDF-версия.
7 июля 2021 г. 13:00
Молитва на краю света Архипелаг Шпицберген находится в Северном Ледовитом океане и принадлежит Норвегии. Согласно международному праву, Россия также имеет там свои интересы, занимаясь угледобычей и научными исследованиями в сфере геологии, археологии и гляциологии. В русском поселке Баренцбург живут шахтеры, ученые и обслуживающий всю инфраструктуру персонал. Здесь есть домовый храм, часовня и небольшая община, которая по воскресеньям собирается на совместную молитву. И каждый приезд священника для них значимое событие. Настоятель прихода преподобной княгини Анны Новгородской в Тронхейме (Норвегия) священник Александр Волохань рассказал о своей недавней поездке на Шпицберген "Журналу Московской Патриархии".
8 июля 2020 г. 12:01
Жизнь по Евангелию
8 октября 2019 года архимандриту Кириллу (Павлову), одному из самых почитаемых пастырей наших дней, исполнилось бы 100 лет. К этой памятной дате в издательстве Троице-Сергиевой лавры приурочен выход книги, в которой воспоминаниями о старце поделились его духовные чада — пастыри и архипастыри Русской Православной Церкви. Им выпало счастье жить под духовным руководством отца Кирилла в святой обители. Материал для книги собирался в течение 10 лет. Юбилей отца Кирилла — это еще один прекрасный повод вспомнить о человеке, сохранившем преемственность традиции старчества в современном монашестве. PDF-версия.
23 декабря 2019 г. 14:31
Помочь встрече человека в Богом Святая Земля последние тридцать лет, несмотря ни на что, остается одним из самых популярных направлений для православных паломников из России и стран СНГ. Люди из множества уголков бывшего СССР преодолевают немалыерасстояния, чтобы посетить места,связанные с жизнью Спасителя.На подворьях Русской духовной миссии всегда рады гостям. В чем особенность жизни обителей земли Обетованной, с какими трудностями сотрудникам Миссии пришлось столкнуться в период пандемии и какое значение имеют русские храмы в Палестине, рассказывают насельники подворий и просто наши соотечественники. PDF-версия.
25 апреля 2022 г. 17:00
Семинарии — по ранжиру Решением Священного Синода Русской Православной Церкви (см. журнал № 115 от 29 декабря 2021 года) Учебному комитету поручено опубликовать рейтинг высших духовных учебных заведений за прошлый год. Это беспрецедентное решение: прежде подробная информация о ранжировании духовных семинарий и академий и принципах подсчета показателей эффективности их работы доводилась только до преосвященных архиереев и администраций самих учебных заведений. «Журнал Московской Патриархии» попросил прокомментировать данные последнего рейтинга духовных школ заместителя председателя комитета протоиерея Валентина Васечко. PDF-версия.
12 апреля 2022 г. 17:00
Моли спасти Отечество твое, и вся притекающия к раце мощей твоих Миллионы верующих более 80 городов России и Беларуси смогут молитвенно приложиться к мощам благоверного Александра Невского в год 800-летия со дня его рождения. Крестные ходы с частицами мощей князя пройдут от Бреста до Южно-Сахалинска, от Ленинградской области до Владикавказа. Проект реализуется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при организационной поддержке Благотворительного фонда равноапостольного князя Владимира. PDF-версия.
20 июля 2020 г. 16:30
|
![]()
ЦВ № 10 (383) май 2008 /
14 мая 2008 г.
Молитва в Красной ФанзеМногие наши соотечественники, покидая пределы России по личным или служебным делам, оказываются в государствах зачастую с инородной культурой, непонятными обычаями и недоступным языком. Китай — одна из таких стран. Верующих же людей при этом волнует вопрос, а найдется ли в далеком краю православный храм? Можно ли там получить духовное окормление? Если вы направитесь в Пекин, с уверенностью ответим — да! История современной Свято-Успенской православной общины города Пекина — самой многочисленной в Китае — тесно связана с деятельностью Российской духовной миссии. Богослужения совершаются в одной из старинных построек миссии — Красной Фанзе, расположенной на территории посольства Российской Федерации в КНР. Православие в Китае появилось во второй половине XVII века, когда русские первопроходцы, осваивая просторы Дальнего Востока, стали селиться на берегах Амура и создавать здесь свои форпосты и укрепленные поселения, одним из которых был Албазин. В 1685 году китайский император Цинской династии Канси отправляет против поселенцев пятитысячное войско. Албазинский гарнизон, состоявший всего из 450 человек, после продолжительной осады вынужден был сдаться. Около 50 человек из попавших в плен албазинцев, в том числе несколько женщин и детей, согласились принять китайское подданство и переселились в Пекин. Всех их китайцы называли русскими, хотя среди них были и крещеные буряты и калмыки, а также потомки от смешанных браков. Албазинцев поселили на северо-восточной окраине китайской столицы. Бывших русских пленников причислили к наследственному военному сословию, занимавшему заметное положение в чиновничьей иерархии цинского Китая. Вместе с ними в Пекин приехал священник албазинской Никольской церкви отец Максим Леонтьев с семьей. По разрешению императора Канси ламаистская кумирня в северо-восточной части Пекина в 1696 году была перестроена в православную часовню, которую освятили в честь Свт. Николая Чудотворца. В часовне обрел свое место привезенный из Албазина образ Святителя. С той поры Святитель Николай особо почитается всеми православными в пределах Поднебесной. Позднее священник Максим Леонтьев освятил и первый православный храм в Пекине в честь святой Софии, Премудрости Божией. После его смерти в 1711 году нужно было найти нового священника для поддержания православной веры среди албазинцев и их потомков. Император Петр I, понимая важность установления контактов с Китаем, указом от 18 июня 1700 года повелел учредить в Тобольске Духовную миссию. Однако китайские власти только в 1712 году разрешили присутствие Русской миссии в столице Китая. В 1715 году Миссия, снабженная иконами и богослужебными книгами, прибыла в Пекин. В состав первой Миссии вошли архимандрит Илларион Лежайский, священник, диакон и семь учеников-церковников. После кончины архимандрита Иллариона в 1717 году было решено послать в Китай для проповеди Слова Божия иеромонаха Александро-Невской лавры Иннокентия (Кульчицкого) — будущего святителя Иркутского. В 1721 году иеромонах Иннокентий стал епископом Переяславским и был назначен начальником Российской духовной миссии в Пекине. Но, прибыв в пограничный город Кяхту, он так и не пересек границы Китая — как говорили, из-за козней католических миссионеров, имевших в то время влияние на двор китайского императора. Ему было отказано в праве въезда в Поднебесную. Однако святитель Иннокентий всегда почитался как небесный покровитель Православной миссии в Китае, и позже на китайской земле в его честь были основаны православное братство, крестовый архиерейский храм в Пекине (современное здание Красной Фанзы на территории российского посольства) и миссионерский храм в Тяньцзине. В период с 1715 по 1933 годы в Китай было отправлено в общей сложности двадцать миссий и свыше 200 проповедников. Миссия в Пекине стала уникальным российским учреждением за рубежом, не только представлявшим в Китае Русскую Православную Церковь, но и на протяжении полутора веков, с 1715 по 1864 год, выступавшим в качестве неофициального дипломатического представительства России в Китае. Сложно переоценить вклад наших соотечественников, трудившихся в Российской духовной миссии. Здесь зародились основы русского китаеведения: члены Миссии изучали маньчжурский, китайский и монгольские языки, а также историю, географию, культуру и религию Китая. В 1900 году, во время восстания ихэтуаней (членов тайного религиозного общества «Кулак во имя справедливости и согласия»), Русская духовная миссия пережила тяжелейшее испытание. Это массовое выступление китайцев, получившее в западной литературе название «боксерское восстание», было направлено против иностранного порабощения страны. Но гнев ихэтуаней обрушился не только на истинных европейских угнетателей и колонизаторов, но на всех иностранцев, в том числе на тех, которые занимались в Китае просветительской и религиозной деятельностью. Особенно жестоко восставшие расправлялись с китайцами, принявшими христианство, которых они считали предателями родины. Повстанцы убили несколько сотен китайских православных, сожгли Северное подворье Миссии вместе с библиотекой, школами и богадельней, разрушили русское кладбище около Пекина. Однако в течение нескольких последующих лет Миссия, благодаря трудам митрополита Иннокентия (Фигуровского; 1863–1931), первого епископа Китая, смогла оправиться от разорения. Именно тогда у Миссии появляется новый участок земли, на котором располагался бывший дворец четвертого принца последней китайской династии Цинов Сы-Е-Фу, известный ныне под названием Красная Фанза. Это здание стало архиерейским домом. Предположительно в 1901 году Фанза была разделена на две равные части: правая — архиерейские покои, левая — архиерейская Крестовая церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. Сейчас это представительское здание — зал для торжественных приемов Посольства Российской Федерации в КНР. Именно здесь в настоящее время проходят богослужения Свято-Успенской православной общины города Пекина. Само название «Красная Фанза», видимо, произошло от красного цвета колонн, расположенных по всему периметру веранды (сейчас колонны выкрашены в черный цвет). Здание архиерейских покоев отличается высокой блестящей зеленой глазурованной черепичной крышей. Особенность здания в том, что вместо традиционных китайских фигурок мифических зверей на каждом углу крыши Красной Фанзы красуются голуби — по пять маленьких птиц, за которыми возвышается одна большая. Вход с западной стороны здания архиерейского дома вел в крестовую церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. «Высокие, художественной работы потолки, могучие, богато украшенные резьбой, краской и позолотой колонны и балки, прекрасной работы, с большими иконами и широкими царскими вратами иконостас, широкий амвон и просторный алтарь». Храм был в три раза меньше Успенского собора на территории Миссии, но в то же время вмещал в себя более 100 человек. В Свято-Иннокентьевском храме хранилось несколько почитаемых святынь: часть гробовой доски от внешнего гроба святителя Иннокентия Иркутского, переданная сотруднику Пекинской духовной миссии архимандриту Авраамию (Часовникову; 1864–1918) в 1915 году; архиерейская митра святителя Иннокентия вместе с параманом и портретом святителя. Также в церкви хранились частицы мощей Патриарха Московского и всея Руси священномученика Ермогена (ок. 1530–1612) в иконах с его изображением и часть древа от его гроба. Во второй половине 1950-х годов, в связи с началом грандиозных работ по строительству нового комплекса советского посольства в КНР, большинство прежних строений, в том числе церковных сооружений, было разрушено. Так, в 1956 году была разрушена колокольня, а в 1957 году взорван храм Всех святых мучеников на территории Миссии, в котором находились мощи святых китайских мучеников и тела членов императорской семьи, расстрелянных в Алапаевске. Успенский храм был превращен в посольский гараж, ризница — в консульский отдел. Богатейшее собрание книг было сожжено. Позднее был разрушен храм преподобного Серафима на русском кладбище Миссии, где во второй половине 80-х годов был устроен парк Цинняньху. Когда в 1950-х годах разрушались основные постройки Миссии, был убран и Свято-Иннокентьевский домовый храм в Красной Фанзе. Архиерейские покои и церковь были переделаны в зал для приемов и гостиницу Посольства СССР в КНР. * * * Возрождение церковной жизни в Китае началось в 80-е годы минувшего века. Первым открытым храмом стал Свято-Покровский храм в Харбине. Немногие оставшиеся в Харбине русские и православные китайцы получили разрешение молиться в нем в 1986 году. В мае 1996 года на территории Посольства России в Китайской Народной Республике, на площади перед Красной Фанзой, прошло первое после сорокалетнего перерыва богослужение на исторической территории Российской духовной миссии. Священник Дионисий Поздняев отслужил панихиду по всем почившим в Китае. За богослужением присутствовал посол России в КНР Игорь Рогачев. Затем службы стали проходить уже в самой Фанзе — сначала всего один раз в году. В 1999, 2000 и 2001 годах служили на праздник Рождества Христова мирским чином — сами прихожане вычитывали положенные молитвы, без священника. После долгого перерыва торжественное богослужение на Пасху в 2001 году совершил священник Дионисий Поздняев. До этого в последний раз Пасху в Пекине служили в пятидесятых годах, пока еще оставались священники. Все необходимое для богослужений устраивалось из подручных предметов, благо в Фанзе была еще и старинная мебель, которая осталась со времен Миссии. Из специально изготовленных предметов был сделан только небольшой аналой. В посольстве были китайские подставки для цветочных ваз — побольше и поменьше. Они составлялись вместе, и получалось что-то наподобие Царских врат, на них ставились иконы, которые приносили из дома. На Пасху 2002 года торжественное пасхальное богослужение в Пекине проводилась два раза — в первый раз в Красной Фанзе, однако туда не были допущены православные китайцы (к сожалению, они до сих пор не имеют такой возможности). Чтобы их причастить, второй раз служба прошла в посольстве Украины. Тогда за богослужением присутствовали восемьдесят человек. (По имеющимся данным, сейчас в КНР проживает около 15 тысяч православных верующих. Большей частью — в Пекине, Шанхае, провинции Хэйлунцзян, автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия.) С каждым годом количество православных в Пекине увеличивалось, появились постоянные прихожане и благотворители, оказывавшие материальную поддержку развивающемуся приходу, которому было дано название Свято-Успенская православная община г. Пекина — в честь Свято-Успенского храма Миссии. Священник Дионисий Поздняев, в настоящее время настоятель храма Петра и Павла в Гонконге, находящийся в научной командировке в Институте китайско-христианских исследований Гонконга, стал регулярно приезжать для окормления верующих. С 2004 года в Красную Фанзу для совершения богослужений стал приезжать и священник Алексий Киселевич из Шанхая, где он служит для русской православной общины в помещении Генерального консульства Российской Федерации. Когда священники приезжают в Пекин, в Красной Фанзе по желанию верующих служатся панихиды и молебны. Батюшки совершают Таинство крещения. В Красной Фанзе крестят своих детей сотрудники российских загранучреждений и другие граждане России, проживающие в Пекине. Торжественно совершается Таинство венчания. Наибольшее количество верующих посещает Красную Фанзу в великие церковные праздники — на Пасху и Рождество Христово. Вместе с православными, проживающими в Пекине, на молитву собираются российские соотечественники из других городов Китая, а также граждане Белоруссии, Болгарии, Великобритании, Греции, Грузии, Кипра, Македонии, Молдавии, Румынии, Сербии, Сингапура, США, Украины, Франции. В праздники Рождества и Воскресения Христова отрывки из Евангелия читаются на церковнославянском, русском, китайском, греческом, латинском, английском, французском и немецком языках. Внутренний «церковный» интерьер Красной фанзы складывался постепенно, в течение нескольких лет. В 2006 году силами прихожан и активных участников приходской жизни для служения в Красной Фанзе был сделан разборный престол, жертвенник, несколько аналоев, подсвечники. Буквально до недавнего времени после богослужений вся утварь уносилась в подсобные помещения, так как Красная Фанза — это зал официальных приемов посольства. В 2007 году к празднику Пасхи в алтаре был установлен запрестольный образ Воскресения Христова в деревянном застекленном киоте высотой три метра. А в этом году к Рождеству Христову в Красной Фанзе был установлен резной иконостас. Иконы для него пишутся в Москве, и после их завершения можно будет говорить о полном воссоздании церковного интерьера, столь необходимого для совершения богослужений. К празднику Пасхи 3 апреля 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на месте разрушенного храма Всех святых мучеников в парке Посольства РФ в КНР был устроен памятный мемориал: поклонный крест и памятная плита с изображением храма и кратким описанием его истории. Православные верующие города Пекина надеются на скорейшее возрождение исторического Свято-Успенского храма на территории посольства, а также на возрождение в полной мере богослужебной и молитвенной жизни в Красной Фанзе — храме во имя святителя Иннокентия Иркутского, небесного покровителя Сибири и Китая.
14 мая 2008 г.
Ключевые слова:
Китай, Дальний Восток
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Светлана Кекова: «Человек, творящий словом» В этом году одним из лауреатов Патриаршей литературной премии стала поэт Светлана Кекова. В ее творчестве ключевое место занимает православная тема. Ее стихи передают пасхальный взгляд на мир и чувство благодарности Творцу. В интервью «Журналу Московской Патриархии» Светлана Кекова поделилась своими мыслями о современной русской литературе. PDF-версия.
29 ноября 2023 г. 15:00
Помочь молодому человеку найти свой путь Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священнослужители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.
27 ноября 2023 г. 15:00
Митрополит Даниил (Нусиро) 05.09.1938–10.08.2023 10 августа 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро).
24 ноября 2023 г. 14:00
Глава Издательства Московской Патриархии поздравил редакцию «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала Сегодня, 24 ноября 2024 года, Главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай поздравил коллектив редакции «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала, которое отмечается в этом году.
24 ноября 2023 г. 12:00
Спасительное благовестие новомученика В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
|