iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Аналитика
Фото из архива Сахалинской епархии
ЖМП № 8 август 2015 /  2 сентября 2015 г.
версия для печати версия для печати

Вера без дел мертва

Сахалинская православная молодежная организация «Братство Александра Невского» существует уже около десяти лет. За это время ее организаторам удалось развить несколько направлений работы: миссионерские просветительские проекты в рамках региональных молодежных образовательных форумов, социальное служение, занятия спортом, летние и зимние молодежные лагеря, проведение уличных акций и пикетов. Главные цели Братства — приобщить молодежь к Православию и ослабить влияние сект.

В храм через спорт
Всё началось с молодежной секции рукопашного боя, которую при Южно-Сахалинском храме во имя святителя Иннокентия Московского организовал Антон Нарынский. «Моей целью было как- то сплотить, организовать молодых прихожан, а заодно, если получится, заинтересовать и тех, кто далек от Церкви», — говорит он. «Учиться рукопашному бою пришло почти два десятка человек. Среди них была не только церковная молодежь, но и те, кто редко посещает храм, — добавляет один из организаторов Братства Александра Невского (далее — Братство), руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской епархии протоиерей Виктор Горбач. — Постепенно помимо тренировок мы стали включать в эти занятия и беседы на тему о православной истории России, сделав акцент на биографии выдающихся личностей и наиболее ярких исторических событиях». Со временем ребята стали всё больше интересоваться церковной жизнью, кто-то начал приходить на службы, воцерковляться. Но не зря говорят: вера без дел мертва, поэтому и участие в мероприятиях Братства стало для них естественным и осознанным. Например, в тех же крестных ходах в Южно-Сахалинске, которые полностью готовят сами ребята: информируют своих сторонников в разных районах, организуют транспорт, получают официальное разрешение у властей. 
Самый многолюдный из крестных ходов посвящен Дню народного единства 4 ноября. В нем участвует свыше тысячи сахалинцев, а во главе с иконой Казанской Божией Матери идут не только представители духовенства и православных общественных организаций, но и руководители области. «Наши крестные ходы формируют у людей понимание, что они здесь — форпост православной России, что у нашего края есть своя история и традиции, от которых мы не собираемся отказываться», — говорит отец Виктор. Возможно, в Центральной России эти слова покажутся странными. Но на окраине страны, где в советский период были уничтожены все храмы, за души людей уже 25 лет активно борются секты. Цифры говорят сами за себя: из 136 религиозных организаций на Сахалине только 60 — православные, две мусульманские, один католический приход, а остальные — это мормоны, бахаисты, неопятидесятники Свидетели Иеговы и другие. Чтобы привлечь к себе новых членов, они используют разные формы. Где-то вкусно и сытно кормят на собраниях, где-то бесплатно обучают английскому языку и организуют зарубежные поездки. 
Заморочить голову молодому человеку, который не имеет твердой духовной позиции, плохо знает свою историю и при этом погружен в социальные проблемы, подготовленному сектанту не составит труда. «В сети есть очень много информации, враждебной Православию. И если нам нечего этому противопоставить, то ее влияние на сознание молодежи будет безграничным, — убежден отец Виктор. — Последний пример — двойное убийство в прошлом году прихожанина и монахини в Воскресенском соборе Южно-Сахалинска последователем неоязыческих идей Н.Левашова, А.Хиневича и проповедника атеизма тележурналиста Александра Невзорова» (см.: ЖМП. 2015. № 4). 
Разговор не по шаблону
Когда Михаил, 24-летний выпускник Технического нефтегазового института Южно-Сахалинска, впервые столкнулся с сектантами, почувствовал себя весьма неуверенно: возразить на довод, что у Православной Церкви существует неверное представление о Боге, ему было просто нечего, а очень хотелось. Молодой человек сначала побывал в общеобразовательном летнем лагере для школьников и студентов, интересующихся Православием (см. правку), который ежегодно проводится епархией в селе Дуэ, Александровск-Сахалинского района. К слову, именно здесь 150 лет назад святой Иннокентий (Вениаминов), будущий митрополит Московский и Коломенский, проповедовал Православие местным жителям. 
После лагеря Михаил стал активным участником Братства. «Я начал больше читать и интересоваться духовной литературой, в сложных вопросах мне помогали разобраться наши батюшки», — рассказывает Михаил. Кроме того, немало нового он почерпнул и на образовательных православных молодежных форумах, которые проходят на Сахалине. На них приезжают эксперты из Москвы, Петербурга и региональных центров Дальнего Востока.
Через какое-то время Михаил научился дискутировать с сектантами уже на равных. «Я заметил, что они говорят по шаблону, — продолжает он. — Если тему беседы чуть расширить или повернуть под другим углом — они теряются, начинают ссылаться, что их начальник знает больше, а они пока не могут ответить. Сектанты не способны мыслить гибко. Они могут убеждать только людей неподготовленных, а итог такой беседы всегда один — приходите к нам изучать Библию, это изменит вашу жизнь. Более того, иеговисты, например, в разных городах по-разному трактуют Библию, и, когда им указываешь на это, они ничего не отвечают и уходят». 
«Кто сильней, тот и прав»
Бывают ситуации, когда интересы Православной Церкви на Сахалине сталкиваются лоб в лоб с интересами ее противников. Настоящей проверкой на зрелость для членов Братства стала борьба за строительство на площади Победы в Южно-Сахалинске кафедрального собора в честь Рождества Христова. Лидер сахалинских баптистов, стремясь привлечь протоиерея Виктора Горбача к уголовной ответственности по статье о возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды, написал на него заявление в прокуратуру. «Поводом стали мои публичные слова, что против строительства храма выступают сектанты и коммунисты, — вспоминает отец Виктор. — Когда я попросил его объясниться, он ответил: “Кто сильней, тот и прав. Мы не позволим вам строить здесь никакие храмы. По сути, это был вызов”».
В ответ молодежь из Братства организовала на улицах Южно-Сахалинска пикеты и начала разъяснительно-просветительскую кампанию среди жителей, в ходе которой активисты собирали подписи в поддержку собора. Им пришлось вести дискуссии с противниками строительства, которые мотивировали свою позицию тем, что это площадь Победы и трогать ее нельзя: «Победа отдельно, а Церковь — отдельно». Ребята напоминали оппонентам, что строить храмы в память защитников Отечества — это национальная традиция, а Православная Церковь во время Великой Отечественной войны ­организовывала сбор средств на поддержку армии, в частности, собрав на танковую колонну имени святого Димитрия Донского. 
«Такие уличные дискуссии для молодых очень полезны, в них выявляется и проговаривается личная позиция, — поясняет отец Виктор. — Они не только учатся формировать ее, но и обосновывать. В частности, отвечать на вопрос: почему городу нужен новый храм? Они учатся подбирать убедительные аргументы, параллельно читать полезную литературу, расширяя тем самым свой кругозор, и в то же время отвечать самому себе на вопросы: что происходит в храме, что там самое главное, можно ли назвать себя православным, если ты не исповедуешься и не причащаешься, и т.д.». История стояния за кафедральный собор закончилась успешно: православная общественность одержала убедительную победу. Строительство храма практически завершено, осенью в нем начнутся регулярные богослужения.
Пикеты просвещения

Братство регулярно проводит просветительские акции, приуроченные к православным праздникам, например Дню Крещения Руси, напоминая тем самым своим землякам об истории возникновения Православия на Сахалине. В организации уверены, что это необходимо, ведь люди не только не помнят свою историю, но и готовы принимать на веру даже абсурдную, непроверенную информацию. Благодаря молодежным просветительским акциям сегодня практически каждый сахалинец знает, кто такой святой Иннокентий (Вениаминов), просветитель народов Дальнего Востока, и что благодаря ему православная вера пришла на Курильские острова, а затем и на Сахалин. 
«Такие пикеты хороши еще и тем, — добавляет Михаил, — что подчас молодые люди стесняются подойти к священнику, чтобы выяснить какой-то важный для них вопрос. А тут стоит их ровесник, с которым они говорят на одном языке, другая степень доверия и восприятия информации. И ты стараешься донести до него суть православной веры, достучаться до его души на одном языке через понятные для него вещи — учебу, семью, общение с друзьями. Тогда у собеседника возникает желание продолжить общение, чтобы во всем разобраться. Он сам идет на контакт. И постепенно приходит к мысли, что Православие — это его близкое и родное».
Однажды после встречи отца Виктора со студентами Сахалинского государственного университета, на которой он рассказывал об истории возникновения и развития Православия в России, к нему подошел один из преподавателей и спросил: «Вы знаете, что во время христианизации Руси было убито восемь миллионов человек?!» «Я был ошеломлен, — вспоминает священник. — Даже не абсурдностью цифры, а тем, с какой уверенностью он это сказал. Образованный человек даже не взял на себя труд проверить, сколько человек, хотя бы примерно, жило на территории Киевской Руси. Конечно, можно просто улыбнуться на это, но ведь такое мировоззрение капля за каплей формируется и вкладывается в сознание молодежи с разных сторон — от сект, дремучих неоязычников до атеистов».
Молодые люди из Братства пользуются любой возможностью напомнить о православных корнях культуры своим землякам. 
Эльвире 19 лет, она учится на 2-м курсе юридического факультета Южно-Сахалинского института экономики, права и информатики. Ей нравится участвовать в общественных мероприятиях, которые регулярно организовывает Братство. «У нас на Сахалине проходил большой свадебный фестиваль. Каждый мог прийти и узнать всё о свадьбе. Это было очень масштабное мероприятие, за день на выставке побывало несколько тысяч человек. Наш стенд был посвящен таинству венчания. Люди подходили, слово за слово, и горожане всё больше расспрашивали о жизни Церкви, в какой-то момент я почувствовала себя миссионером. Некоторые пары сразу заявляли, что венчание не для них, а были и те, кто слушал с большим интересом». 
Круговая порука добра
Два года назад при Южно-Сахалинской и Курильской епархии был создан волонтерский корпус «Доброе дело». Его добровольцы и ребята из Братства навещают детей в социально-реабилитационных центрах и детских домах Сахалина. Детям, вынужденным покинуть родную семью, необходима социализация. И от того, кто первым к ним придет в гости, сектанты или православная молодежь, зависит в том числе и их будущее.
«Проблема в том, что, перед тем как оказаться в детском доме, эти дети успевают много повидать и пережить. У них формируются дух безысходности, уныние. Поэтому мы решаем две задачи, — поясняет отец Виктор. — С одной стороны, наши ребята стараются вдохнуть в своих подопечных уверенность в себе, помочь справиться с внутренними проблемами. А с другой стороны, и члены Братства (особенно школьного возраста) наблюдают, каково это — жить в детском доме без родителей и как ценно иметь свою семью». 
«В свои первые поездки мы старались их как-то развлечь, ставили кукольные спектакли, пели и танцевали, — говорит руководитель социального направления Полина Туленцева. — А сейчас основной упор делаем на разные формы общения — через развивающие игры, конкурсы и беседы на православные темы». Прежде чем начать что-то рассказывать о Православии, волонтеры расспрашивают детей, что они уже знают и помнят. А уже потом начинают занятия. «Ребята впитывают всё, — продолжает Полина. — И каждый раз ждут нашего приезда. Но если это учреждение посещает и священник, то они, конечно, лучше подготовлены и нам проще. В общении заодно выясняется, кто из ребят крещен, а кто нет, и по их желанию некрещеных крестят». 
По словам руководителей воспитательных детских учреждений, для их воспитанников очень важен стереотип поведения. Видя, как общаются между собой и с ними их старшие товарищи, дети стремятся им в этом подражать, что формирует в них ответственное и внимательное отношение друг к другу. 
Перед Рождеством и Пасхой Братство по всему Сахалину — от Углегорска до Южно-Сахалинска — собирает подарки для подопечных детских социальных учреждений (канцтовары, игрушки, развивающие игры, книги), подключая к доброму делу несколько тысяч сахалинцев. В благодарность жертвователи получают православный календарь на следующий год. «Такие акции сплачивают наших земляков, как бы скрепляют круговой порукой добра», —  говорит отец Виктор.
О самых интересных мероприятиях Братства ребята рассказывают в социальных сетях (так, группа «Православная молодежь Сахалина и Курил» (http://vk.com/sakhpk) в «ВКонтакте» насчитывает 2260 человек) и обмениваются опытом их проведения с единомышленниками из других регионов. 
Люди с православным сознанием 

Наиболее инициативных членов Братства епархия поощряет поездками по святыням России. Ребята ездят в Троице-Сергиеву лавру, Дивеево, Оптину пустынь, Санкт-Петербург. Ребята приезжают на разные форумы в Москву, Петербург и другие города. По мнению отца Виктора, такие поездки обязательно должны быть частью молодежной работы. Молодые люди ближе узнают друг друга, находят общие интересы и объединяются. Главное, они чувствуют, что не одиноки в каком-нибудь небольшом городе или районном центре Сахалина, Камчатки, Магадана, Чукотки, Приморского края. 
«У меня нет ощущения, что я живу где-то на окраине страны. Наоборот, я чувствую, что Россия внутри меня, а я — внутри России. И это чувство единения со страной подкрепляется православной верой. Что бы ни случилось в моей стране, даже на дальних ее рубежах, это и моя боль», — говорит Михаил.
Отец Виктор не огорчается, что постоянное участие в работе сахалинского Братства Александра Невского принимает только треть его членов, а остальные подключаются к работе лишь по мере необходимости. «Нельзя сделать всех православными активистами, которые участвуют во всех направлениях молодежной работы. Задача Братства — не политических или общественных деятелей готовить, а людей с православным сознанием и мышлением, которые несут в своем сердце ценности христианской жизни и помогают обрести их другим людям». 
Справка.
Братство Александра Невского- это
Сахалинская региональная организация «Братство Александра Невского» при Южно-Сахалинской и Курильской епархии действует с 2004 г. В ней состоит более 100 человек. В с. Дуэ Александровск-Сахалинского района, на берегу Татарского пролива, с 2006 г. ежегодно проходит летний молодежный палаточный лагерь, который собирает до 130 человек в возрасте от 14 до 25 лет. Образовательную программу проводят преподаватели ПСТГУ, Хабаровской духовной семинарии и вузов Сахалинской области. Участники лагеря изучают катехизис, семейную этику и психологию. С 2014 г. при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области в регионе проходит зимний молодежный образовательный форум «Наследие православных святых в ХХI веке». 
С 2008 г. православная молодежь активно участвует в общерегиональных молодежных форумах на Сахалине. Несколько лет на международном молодежном образовательном форуме «Селисах» действовало православное направление. Члены Братства делились своим опытом проведения массовых акций и получали гранты на реализацию общественно значимых проектов. Среди них: «Школа социально-ответственного лидера», «Наши славные даты», социально-ответственная молодежь Сахалина, «Сотвори свое чудо» и другие…
Традиционными стали организованные Братством праздничные шествия, которые проводятся в День народного единства от Воскресенского кафедрального собора до одной из центральных площадей города. Шествие собирает более тысячи человек и является одним из самых массовых мероприятий в Сахалинской области.
С 2008 г. Братство проводит благотворительную акцию «Сотвори свое чудо». В декабре, накануне Дня памяти Святителя Николая Чудотворца, активисты организации объявляют о сборе подарков для воспитанников социальных учреждений Сахалинской области. На центральных площадях Южно-Сахалинска, Корсакова и Холмска — самых крупных городов области — проводится сбор подарков. Каждому участнику дарят карманный календарь с православными праздниками и символикой акции. 
На втором этапе, в дни рождественских праздников, активисты передают подарки в детские дома и социально-реабилитационные центры Корсаковского, Углегорского, Томаринского и Анивского районов, а также областного центра.
С 2010 г. активисты Братства поздравляют жителей и гостей Южно-Сахалинска с Днем Крещения Руси — памятной датой, которая официально отмечается на территории Российской Федерации. В 2013 году отмечалась юбилейная дата — 1025 лет со дня этого важного исторического события. Молодые люди раздавали буклеты о празднике, а тем, кто был крещен, но по какой-то причине не имел нательного крестика, надевали его как напоминание о таинстве крещения. Акция проходила возле областной библиотеки, кинотеатра «Октябрь», а также в сквере Пограничников. Всего было роздано более трех тысяч листовок и брошюр, а около 100 сахалинцев получили в подарок нательный крестик.
В 2013 г. активисты Братства Александра Невского организовали и провели первый на Сахалине футбольный турнир команд приходов Сахалинской епархиии. Он прошел 2 июня в Южно-Сахалинске. На спортивном стадионе «Спартак» собрались команды Воскресенского кафедрального собора, храмов Святителя Иннокентия Московского, Святителя Николая Чудотворца, Смоленской иконы Божией Матери (Новоалександровск), патриаршего подворья храма Святого благоверного князя Александра Невского (с. Троицкое) и храма Рождества Пресвятой Богородицы (Невельск). На торжественном награждении участников приветствовали епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон, а также представители ФК «Сахалин» Алексей Серебряков и Александр Гаглоев. Они поздравили участников с состоявшейся игрой и вручили победителям медали и кубки.

 

2 сентября 2015 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи