выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Аналитика
Подъем креста на купол
ЖМП № 6 июнь 2015 /  6 июля 2015 г. 13:50
версия для печати версия для печати

Московский епархиальный дом — свидетель церковной истории

В ЗДАНИИ, ГДЕ В 1917 ГОДУ ПРИНИМАЛОСЬ РЕШЕНИЕ О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПАТРИАРШЕСТВА, РАЗМЕСТИТСЯ ГЛАВНЫЙ КОРПУС ПСТГУ

Воссоздание Московского епархиального дома с храмом Святого равноапостольного князя Владимира завершено. За два года полномасштабных восстановительных работ зданию полностью возвращен исторический облик. У главного западного фасада выросла колокольня, завершены общестроительные работы, во всех исторических помещениях заканчивается отделка интерьеров. Преподаватели, выпускники и студенты факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) расписывают Князь-Владимирский храм. Его великое освящение намечено на 26 июля. В недалеком будущем учебные аудитории в обоих боковых крыльях главного здания займут студенты Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ) и богословского факультета ПСТГУ.

В память о Поместном Соборе

Впервые вопрос о передаче исторического здания Московского епархиального дома ПСТГУ прозвучал на официальной презентации нового вуза 8 декабря 1992 года — ровно 90 лет спустя после возведения дома № 6 по Лихову переулку и освящения Князь-Владимирского храма. Церковная иерархия и широкая общественность эту идею восприняли как справедливую и логичную. Ведь до революции Московский епархиальный дом совмещал в себе богослужебные и миссионерские функции с задачами богословского образования для мирян (в том числе и для женщин), программы народного просвещения, издательства православных периодических журналов, социальные и благотворительные начинания. Он был крупнейшим просветительским и церковно-культурным центром в России.
Богослужения в храме совершались ежедневно. За воскресными вечернями пел «народный» хор прихожан, после чего устраивались беседы религиозно-нравственного характера. Здесь же располагалось снискавшее общероссийскую известность Миссионерское общество, два просветительских братства (Кирилло-Мефодиевское и во имя святителя Петра), редакции журналов «Московские церковные ведомости» и «Воскресные беседы», а также обширная епархиальная библиотека с общедоступной читальней, церковно-археологический музей с уникальными собраниями и отдел распространения духовно-нравственных книг.

Но всё же главное историческое наследие дома в ином. Именно здесь принималось историческое решение о восстановлении патриаршества на Руси, а 5/18 ноября 1917 года московский митрополит Тихон был избран на Пат­риарший престол. В память о работе Собора большой парадный аванзал на втором этаже, в котором проходили заседания, стал называться Соборной палатой. Работа Собора, как известно, была насильственно прервана 20 сентября 1918 года. К тому моменту уже более полугода как был зверски убит в Киеве почетный председатель Собора и создатель Московского епархиального дома, первый священномученик из числа архиереев киевский митрополит Владимир (Богоявленский). В дальнейшем каждый второй участник Собора был репрессирован, или пострадал за веру, или принял мученическую смерть. Сейчас около 50 из них причислены Церковью к лику новомучеников и исповедников Российских.
В том же 1918 году в Епархиальном доме начались занятия Православной народной академии — уникального высшего учебного заведения, в котором миряне получали богословское образование. Но в силу понятных причин проработать ему довелось недолго.

Путь ко второму рождению

Вскоре новая власть отняла Епархиальный дом у Церкви. Все церковные структуры отсюда изгнали. Музейные коллекции и библиотеки были разграблены, храмовое убранство уничтожено. Тяжелый советский период жизни дома начался с чехарды «квартирантов». Главполитпросвет с Академией коммунистического воспитания им. Крупской сменил Химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева, уступивший в свою очередь место знаменитой студии «Межрабпом-Русь» (кстати, именно тут, в Лиховом переулке, на ведущей кинофабрике этой студии под названием «Рот-фронт» снимался первый отечественный звуковой фильм «Путевка в жизнь»). Ей наследовал правопреемник — Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ). И все довоенные годы здание нещадно перестраивали — исказился не только внешний облик, но и сама память о предназначении дома. Особенно на этом поприще отличился советский зодчий Георгий Олтаржевский, по проекту которого над правым крылом надстроили четыре этажа, снесли колокольню и золотой купол, а внутренний объем перерубили железобетонными перекрытиями на шесть этажей. На излете советской эпохи на одном из них на месте алтаря располагалась столовая.

«Впервые придя в Лихов переулок, мы даже не узнали бывший дом. Видели тот самый адрес и… советское оштукатуренное здание с весьма безобразным фасадом: настолько оказался изменен внешний вид. Только войдя во двор, поняли: это именно то строение (очертания алтаря можно было различить), хотя и здесь к апсиде снаружи пристроили лифт, — вспоминает ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев. — Внутри убедились: пространство Соборной палаты сохранилось, но тут оказался перестроен потолок и изменен интерьер. К сожалению, в 1992 году власти нас не услышали, отказавшись вернуть Епархиальный дом Церкви. В перестроечные и первые постсоветские годы ЦСДФ пережила несколько кризисов, увенчавшихся в итоге ложным банкротством. Здание было продано в частные руки, над ним нависла угроза окончательного уничтожения. Началась сложная изматывающая борьба за возвращение дома в судах. Нам пришлось пройти через три десятка процессов. В разгар тяжбы защищавший наши интересы адвокат был убит. Только в 2004 году благодаря совместным усилиям нашего вуза и его попечительского совета, при поддержке Святейшего Патриарха Алексия II и президентской администрации здание было возвращено Церкви для размещения в нем ПСТГУ».

Но легко сказать — «размещения». На полученные от благотворителей Свято-Тихоновского университета средства за четыре года удалось сделать многое: разобрать позднейшие надстройки, отремонтировать крышу, освободить объем Князь-Владимирского храма от перегородок и перекрытий, увенчать его новым позолоченным куполом с крестом. Из затопленных подвалов откачали воду, а на первом этаже устроили новый храм в честь святого Патриарха Тихона и отцов Поместного Собора 1917–1918 годов, где начались регулярные богослужения. И всё же это была лишь подготовка к настоящему воссозданию. Стало очевидно: без помощи государства привести в порядок всё здание, а тем более выполнить амбициозную задачу — сделать Московский епархиальный дом главным корпусом ПСТГУ — в обозримое время нереально. Работы оживились в 2010 году, когда стройплощадку посетил возглавивший попечительский совет ПСТГУ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он благословил воссоздать дом в соответствии с утвержденным проектом и принял деятельное участие в организации финансирования дальнейших восстановительных работ.

Подарок к тысячелетию

В июле позапрошлого года президентским указом была создана рабочая группа для подготовки и координации юбилейных мероприятий к 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира. Возглавил ее первый заместитель председателя попечительского совета ПСТГУ, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов. Одним из главных мероприятий программы в Москве стало восстановление Московского епархиального дома с Князь-Владимирским храмом.
Сейчас холдинговая компания «ГВСУ Центр» основном создала инфраструктуру здания, смонтировала внешние и внутренние инженерные системы и оборудование, лифты и подъемники. Заканчивается отделка Соборной палаты, благоустраивается территория. Завершение убранства Князь-Владимирского храма запланировано на ближайшие недели.

Вместе с проректором по развитию ПСТГУ Еленой Марковой обходим этажи. Даже неспециалисту очевидно: за год с небольшим проделана колоссальная работа. Главный результат сегодня: дом воссоздан в его внешних координатах. Пристройка с западной стороны полностью воспроизводит исторический главный фасад. Заново возведена разрушенная в советское время колокольня, в ярусе звона которой уже висят колокола. Теперь главный вход в Епархиальный дом, прежде углубленный по отношению к красной линии, стал чуть ближе к тротуару и к проезжей части.
В перестроенной крыше, скрытой фасадом, появился мансардный этаж, где разместится университетская библиотека. Пока довольно трудно представить, как интерьеры будут выглядеть после официальной приемки дома и торжественного разрезания красной ленточки. Маркова увлекает автора в глубь подвальных коридоров: «Вот тут будет студенческая столовая, по центру — гардероб. Видите исторические своды? Восстановили все до единого, ни один не пострадал, хотя для этого пришлось предпринять титанические усилия по перекладке коммуникаций».

Специальный дизайн-проект всех интерьеров выстрадан и просчитан, что называется, до последнего гвоздя. Необходимые работы по чистовой отделке и художественному убранству определялись и утверждались художественным советом ПСТГУ под председательством ректора вуза с активным участием главного древлехранителя Московской (городской) епархии протоиерея Леонида Калинина. Единственная состоящая на государственной охране мемориальная часть здания восстанавливается по сохранившимся дореволюционным проектам и описаниям, а также в соответствии с деталями стен и убранства, которые удалось раскрыть под советской штукатуркой. В перспективе здесь разместится небольшой музей ПСТГУ, будут проходить университетские и общецерковные образовательные и культурно-просветительные мероприятия.
Университет получает в свое пользование и еще одно здание в Лиховом переулке — небольшой соседний четырехэтажный дом № 4. Сейчас здесь развернут штаб строительства, размещается инженерно-технический персонал фирм-застройщиков. В дальнейшем же в этих помещениях разместятся административные и учебные подразделения ПСТГУ.

Историческая справка
Московский епархиальный дом построен по инициативе и благословению митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) в 1901–1902 гг. по проекту известного зодчего Петра Виноградова (1858–1910). Здание включало в себя административные, лекционные помещения, Соборную палату (так она стала называться в ходе Поместного Собора 1917–1918 гг.) и Князь-Владимирский храм. Росписью и убранством храма занимался иконописец и реставратор Василий Гурьянов (1867–1920). В числе жертвователей на постройку дома были члены царской семьи.
Закладка домового Князь-Владимирского храма состоялась 14 июня 1901 г., он был освящен 30 декабря 1902 г. На торжествах присутствовали генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной. Первым настоятелем Князь-Владимирского храма был иеромонах Петр (Зверев; †1929), будущий воронежский архиепископ-священномученик. С 1907 г. настоятелем храма и организатором всей просветительской, миссионерской и противосектантской деятельности при Епархиальном доме стал протоиерей Иоанн Восторгов (†1918), также будущий священномученик.

"Пример оставил по себе потомкам отменныя храбрости, кроткаго правосудия, щедролюбия к требующим и теплаго усердия к истинному Богу. Поползновения буйной младости загладил человеколюбивыми делами умеренныя и кроткия старости. По всем делам геройства от защищеннаго, расширеннаго и прославленнаго своего народа справедливо приобрел проименование Великого, имя Святого — от основанной, снабденной и украшенной Российской церкви".
Михаил Ломоносов. Древняя российская история

6 июля 2015 г. 13:50
Ключевые слова: ПСТГУ
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00