iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Новоторжец
В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II. Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Пат­риархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова. PDF-версия.
8 февраля 2022 г. 17:00
Аналитика
Подъем креста на купол
ЖМП № 6 июнь 2015 /  6 июля 2015 г. 13:50
версия для печати версия для печати

Московский епархиальный дом — свидетель церковной истории

В ЗДАНИИ, ГДЕ В 1917 ГОДУ ПРИНИМАЛОСЬ РЕШЕНИЕ О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПАТРИАРШЕСТВА, РАЗМЕСТИТСЯ ГЛАВНЫЙ КОРПУС ПСТГУ

Воссоздание Московского епархиального дома с храмом Святого равноапостольного князя Владимира завершено. За два года полномасштабных восстановительных работ зданию полностью возвращен исторический облик. У главного западного фасада выросла колокольня, завершены общестроительные работы, во всех исторических помещениях заканчивается отделка интерьеров. Преподаватели, выпускники и студенты факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) расписывают Князь-Владимирский храм. Его великое освящение намечено на 26 июля. В недалеком будущем учебные аудитории в обоих боковых крыльях главного здания займут студенты Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ) и богословского факультета ПСТГУ.

В память о Поместном Соборе

Впервые вопрос о передаче исторического здания Московского епархиального дома ПСТГУ прозвучал на официальной презентации нового вуза 8 декабря 1992 года — ровно 90 лет спустя после возведения дома № 6 по Лихову переулку и освящения Князь-Владимирского храма. Церковная иерархия и широкая общественность эту идею восприняли как справедливую и логичную. Ведь до революции Московский епархиальный дом совмещал в себе богослужебные и миссионерские функции с задачами богословского образования для мирян (в том числе и для женщин), программы народного просвещения, издательства православных периодических журналов, социальные и благотворительные начинания. Он был крупнейшим просветительским и церковно-культурным центром в России.
Богослужения в храме совершались ежедневно. За воскресными вечернями пел «народный» хор прихожан, после чего устраивались беседы религиозно-нравственного характера. Здесь же располагалось снискавшее общероссийскую известность Миссионерское общество, два просветительских братства (Кирилло-Мефодиевское и во имя святителя Петра), редакции журналов «Московские церковные ведомости» и «Воскресные беседы», а также обширная епархиальная библиотека с общедоступной читальней, церковно-археологический музей с уникальными собраниями и отдел распространения духовно-нравственных книг.

Но всё же главное историческое наследие дома в ином. Именно здесь принималось историческое решение о восстановлении патриаршества на Руси, а 5/18 ноября 1917 года московский митрополит Тихон был избран на Пат­риарший престол. В память о работе Собора большой парадный аванзал на втором этаже, в котором проходили заседания, стал называться Соборной палатой. Работа Собора, как известно, была насильственно прервана 20 сентября 1918 года. К тому моменту уже более полугода как был зверски убит в Киеве почетный председатель Собора и создатель Московского епархиального дома, первый священномученик из числа архиереев киевский митрополит Владимир (Богоявленский). В дальнейшем каждый второй участник Собора был репрессирован, или пострадал за веру, или принял мученическую смерть. Сейчас около 50 из них причислены Церковью к лику новомучеников и исповедников Российских.
В том же 1918 году в Епархиальном доме начались занятия Православной народной академии — уникального высшего учебного заведения, в котором миряне получали богословское образование. Но в силу понятных причин проработать ему довелось недолго.

Путь ко второму рождению

Вскоре новая власть отняла Епархиальный дом у Церкви. Все церковные структуры отсюда изгнали. Музейные коллекции и библиотеки были разграблены, храмовое убранство уничтожено. Тяжелый советский период жизни дома начался с чехарды «квартирантов». Главполитпросвет с Академией коммунистического воспитания им. Крупской сменил Химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева, уступивший в свою очередь место знаменитой студии «Межрабпом-Русь» (кстати, именно тут, в Лиховом переулке, на ведущей кинофабрике этой студии под названием «Рот-фронт» снимался первый отечественный звуковой фильм «Путевка в жизнь»). Ей наследовал правопреемник — Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ). И все довоенные годы здание нещадно перестраивали — исказился не только внешний облик, но и сама память о предназначении дома. Особенно на этом поприще отличился советский зодчий Георгий Олтаржевский, по проекту которого над правым крылом надстроили четыре этажа, снесли колокольню и золотой купол, а внутренний объем перерубили железобетонными перекрытиями на шесть этажей. На излете советской эпохи на одном из них на месте алтаря располагалась столовая.

«Впервые придя в Лихов переулок, мы даже не узнали бывший дом. Видели тот самый адрес и… советское оштукатуренное здание с весьма безобразным фасадом: настолько оказался изменен внешний вид. Только войдя во двор, поняли: это именно то строение (очертания алтаря можно было различить), хотя и здесь к апсиде снаружи пристроили лифт, — вспоминает ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев. — Внутри убедились: пространство Соборной палаты сохранилось, но тут оказался перестроен потолок и изменен интерьер. К сожалению, в 1992 году власти нас не услышали, отказавшись вернуть Епархиальный дом Церкви. В перестроечные и первые постсоветские годы ЦСДФ пережила несколько кризисов, увенчавшихся в итоге ложным банкротством. Здание было продано в частные руки, над ним нависла угроза окончательного уничтожения. Началась сложная изматывающая борьба за возвращение дома в судах. Нам пришлось пройти через три десятка процессов. В разгар тяжбы защищавший наши интересы адвокат был убит. Только в 2004 году благодаря совместным усилиям нашего вуза и его попечительского совета, при поддержке Святейшего Патриарха Алексия II и президентской администрации здание было возвращено Церкви для размещения в нем ПСТГУ».

Но легко сказать — «размещения». На полученные от благотворителей Свято-Тихоновского университета средства за четыре года удалось сделать многое: разобрать позднейшие надстройки, отремонтировать крышу, освободить объем Князь-Владимирского храма от перегородок и перекрытий, увенчать его новым позолоченным куполом с крестом. Из затопленных подвалов откачали воду, а на первом этаже устроили новый храм в честь святого Патриарха Тихона и отцов Поместного Собора 1917–1918 годов, где начались регулярные богослужения. И всё же это была лишь подготовка к настоящему воссозданию. Стало очевидно: без помощи государства привести в порядок всё здание, а тем более выполнить амбициозную задачу — сделать Московский епархиальный дом главным корпусом ПСТГУ — в обозримое время нереально. Работы оживились в 2010 году, когда стройплощадку посетил возглавивший попечительский совет ПСТГУ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он благословил воссоздать дом в соответствии с утвержденным проектом и принял деятельное участие в организации финансирования дальнейших восстановительных работ.

Подарок к тысячелетию

В июле позапрошлого года президентским указом была создана рабочая группа для подготовки и координации юбилейных мероприятий к 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира. Возглавил ее первый заместитель председателя попечительского совета ПСТГУ, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов. Одним из главных мероприятий программы в Москве стало восстановление Московского епархиального дома с Князь-Владимирским храмом.
Сейчас холдинговая компания «ГВСУ Центр» основном создала инфраструктуру здания, смонтировала внешние и внутренние инженерные системы и оборудование, лифты и подъемники. Заканчивается отделка Соборной палаты, благоустраивается территория. Завершение убранства Князь-Владимирского храма запланировано на ближайшие недели.

Вместе с проректором по развитию ПСТГУ Еленой Марковой обходим этажи. Даже неспециалисту очевидно: за год с небольшим проделана колоссальная работа. Главный результат сегодня: дом воссоздан в его внешних координатах. Пристройка с западной стороны полностью воспроизводит исторический главный фасад. Заново возведена разрушенная в советское время колокольня, в ярусе звона которой уже висят колокола. Теперь главный вход в Епархиальный дом, прежде углубленный по отношению к красной линии, стал чуть ближе к тротуару и к проезжей части.
В перестроенной крыше, скрытой фасадом, появился мансардный этаж, где разместится университетская библиотека. Пока довольно трудно представить, как интерьеры будут выглядеть после официальной приемки дома и торжественного разрезания красной ленточки. Маркова увлекает автора в глубь подвальных коридоров: «Вот тут будет студенческая столовая, по центру — гардероб. Видите исторические своды? Восстановили все до единого, ни один не пострадал, хотя для этого пришлось предпринять титанические усилия по перекладке коммуникаций».

Специальный дизайн-проект всех интерьеров выстрадан и просчитан, что называется, до последнего гвоздя. Необходимые работы по чистовой отделке и художественному убранству определялись и утверждались художественным советом ПСТГУ под председательством ректора вуза с активным участием главного древлехранителя Московской (городской) епархии протоиерея Леонида Калинина. Единственная состоящая на государственной охране мемориальная часть здания восстанавливается по сохранившимся дореволюционным проектам и описаниям, а также в соответствии с деталями стен и убранства, которые удалось раскрыть под советской штукатуркой. В перспективе здесь разместится небольшой музей ПСТГУ, будут проходить университетские и общецерковные образовательные и культурно-просветительные мероприятия.
Университет получает в свое пользование и еще одно здание в Лиховом переулке — небольшой соседний четырехэтажный дом № 4. Сейчас здесь развернут штаб строительства, размещается инженерно-технический персонал фирм-застройщиков. В дальнейшем же в этих помещениях разместятся административные и учебные подразделения ПСТГУ.

Историческая справка
Московский епархиальный дом построен по инициативе и благословению митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) в 1901–1902 гг. по проекту известного зодчего Петра Виноградова (1858–1910). Здание включало в себя административные, лекционные помещения, Соборную палату (так она стала называться в ходе Поместного Собора 1917–1918 гг.) и Князь-Владимирский храм. Росписью и убранством храма занимался иконописец и реставратор Василий Гурьянов (1867–1920). В числе жертвователей на постройку дома были члены царской семьи.
Закладка домового Князь-Владимирского храма состоялась 14 июня 1901 г., он был освящен 30 декабря 1902 г. На торжествах присутствовали генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной. Первым настоятелем Князь-Владимирского храма был иеромонах Петр (Зверев; †1929), будущий воронежский архиепископ-священномученик. С 1907 г. настоятелем храма и организатором всей просветительской, миссионерской и противосектантской деятельности при Епархиальном доме стал протоиерей Иоанн Восторгов (†1918), также будущий священномученик.

"Пример оставил по себе потомкам отменныя храбрости, кроткаго правосудия, щедролюбия к требующим и теплаго усердия к истинному Богу. Поползновения буйной младости загладил человеколюбивыми делами умеренныя и кроткия старости. По всем делам геройства от защищеннаго, расширеннаго и прославленнаго своего народа справедливо приобрел проименование Великого, имя Святого — от основанной, снабденной и украшенной Российской церкви".
Михаил Ломоносов. Древняя российская история

6 июля 2015 г. 13:50
Ключевые слова: ПСТГУ
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00