iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Два бойца
Состоявшийся в феврале прошлого года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим определением благословил общецерковное почитание нескольких десятков местночтимых святых и постановил включить их имена в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В их числе оказались и два героя-воина — ученики преподобного Сергия схимонахи Александр Пересвет и ­Андрей Ослябя, сложившие свои головы в Куликовской битве в 1380 году. Днями их общецерковной памяти отныне утверждены 7 (20 н.ст.) сентября и 6 (19 н.ст.) июля — праздник Собора Радонежских святых, в списке которого преподобные Александр Пересвет и Андрея Ослябя занимают 12-е место.Настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев вспоминает о закономерно приведших к такому решению событиях последних десятилетий, свидетелем которых ему довелось стать.
14 июля 2017 г. 14:30
Аналитика
Поросенков лог. Фото С.Чапнин
ЦВ № 6 (379) март 2008 /  14 марта 2008 г.
версия для печати версия для печати

Находка на Коптяковской дороге

Археологические раскопки на Старой Коптяковской дороге, в том месте, которое называется Поросенков лог, уже стали историей. В августе 2007 года в Поросенковом логе уральские ученые обнаружили останки, которые с большой долей вероятности были квалифицированы ими как останки цесаревича Алексия и великой княжны Марии. Несколько дней останки хранились в Институте истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, а затем были переданы в областное бюро судебно-медицинской экспертизы. Более полугода идут различные экспертизы, но до сих пор Генеральная прокуратура не представила окончательные результаты экспертизы. Не делая самостоятельных предположений и выводов, "Церковный вестник" по благословению Святейшего Патриарха публикует историю обретения останков и мнения участников тех событий.

Первые сообщения о том, что раскопки в Поросенковом логе увенчались успехом — найдены останки мальчика-подростка и девушки, а также пули от короткоствольного оружия и черепки от сосудов, — появились в конце августа. Если быть точнее — 23 августа, в день, когда Святейший Патриарх Алексий совершал Божественную литургию в Саввино-Сторожевском монастыре. Почему это стоит отметить особо? Дело в том, что преподобный Савва Сторожевский — "молитвенник о царех богоизбранных", особый покровитель русских государей, и такое совпадение трудно назвать случайностью.

Двенадцатью годами ранее, в 1991 году, здесь же, в Поросенковом логе было найдено захоронение девяти человек, которые впоследствии были идентифицированы как император Николай II, члены его семьи и слуги. В 1998-м эти останки с почестями захоронили в царской усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Однако сомнения и споры сопровождали те события. Это подлинные останки или нет? Не в последнюю очередь сомнения возникали потому, что из 11 расстрелянных в страшную ночь с 16 на 17 июля 1918 года были найдены останки только девяти.

В 1998 году старший прокурор-криминалист Владимир Соловьев в письме Святейшему Патриарху писал: "Каких-либо новых данных о судьбе останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии не имеется. Сохранившиеся документы, в которых участники уничтожения трупов описывают события, говорят о том, что останки Алексея Николаевича и Марии Николаевны были сожжены, место, где покоятся возможно уцелевшие фрагменты, не установлено, хотя Институтом истории и археологии Урала проводились раскопки на большой площади".

Участники раскопок 2007 года заявили, что связь найденных останков с первым захоронением очевидна, возможность подлога практически исключена, и, значит, найденные останки с большой долей вероятности принадлежат цесаревичу Алексию и великой княжне Марии.

Как эти находки были сделаны? Кто искал — серьезные профессионалы или авантюристы? Можно ли доверять этим людям? Пожалуй, этот вопрос был самым важным в первые дни после того, как об обретении останков сообщили российские СМИ. Хорошо известно, что поиски останков царевича Алексия и великой княгини Марии с небольшими перерывами продолжались последние 16 лет, но совершенно безрезультатно. Что же произошло прошлым летом — кому-то улыбнулась удача или это стало результатом кропотливой работы? Даже после многочисленных встреч с участниками раскопок однозначный вывод сделать трудно.

Известно, что все они работали самоотверженно, честно, добросовестно. Работали без всякого бюджета, "за идею". Однако кого сегодня можно увлечь идеей? Могут ли профессионалы работать как добровольцы? Серьезные сомнения здесь вполне уместны. Но сомнений будет меньше, если знать характер екатеринбуржцев, их особое отношение к поискам царских останков. Буквально по первому зову собралась команда авторитетных ученых — ведущих археологов и антропологов Урала. Никто из них в особых рекомендациях не нуждался.

Однако история начиналась чуть раньше с двух краеведов — Виталия Шитова и Николая Неуймина. В первых сообщениях СМИ упоминалось, что они нашли неизвестный ранее документ, позволивший сделать новые предположения относительно места захоронения. Это верно, но лишь отчасти.

Дело в том, что гриф секретности с упоминаемого документа снят уже давно. Этот документ — стенограмма выступления Якова Юровского перед старыми большевиками в 1934 году — широко известен, однако только в литературной, то есть обработанной версии. В архиве в соседней папке находился другой, неотредактированный текст выступления с весьма интересными деталями, выпавшими из литературной версии. Его обнаружение и подтолкнуло двух местных краеведов еще раз реконструировать, как именно цареубийцы пытались скрыть останки членов царской семьи.

Помимо естественного воодушевления у исследователей было и еще одно важное преимущество перед их предшественниками: Николай Неуймин в прошлом работал следователем. Приехав в Поросенков лог, он попытался реконструировать события, используя логику цареубийц. Получалось, что есть большие перспективные участки земли, где раскопки еще не велись. Как эти участки определялись? На самом деле просто, признается Николай Неуймин: если два трупа были сожжены отдельно от остальных, следует предположить, что костер разводили не на топком месте, а на ближайшем возвышении, на сухой земле. В самом Поросенковом логе постоянно влажно. Значит, убийцы должны были отправиться на ближайшую сухую поляну.

Этими предположениями краеведам в 2006 году удалось увлечь Андрея Григорьева, заместителя генерального директора Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области. Однако средств на организацию экспедиции найти не удалось. Никто из спонсоров не верил в успех предприятия. Лишь в самый последний момент удалось найти 12 тысяч рублей, и потратить их пришлось на археологический надзор, без которого любые раскопки были бы нарушением закона.

Средств не было, и встал вопрос о поиске добровольцев. Николай Неуймин предложил Григорьеву обратиться к членам военно-исторического клуба "Горный щит". В нем, в частности, состояли поисковики, которые имели большой опыт обнаружения останков воинов, погибших в Гражданскую и Великую Отечественную войны. С помощью щупа, простого металлического штыря, они могли исследовать большие территории, на слух определяя, что находится в земле — камень, металл, угли или кости. Вызвались девять добровольцев, которые стали регулярно приезжать в Поросенков лог. Два поисковика — Сергей Плотников и Леонид Вахмяков — работали каждые выходные начиная с середины июня.

"Миноискателем было бесполезно искать, так как захороненные люди были раздеты, металла при них не было, — рассказывает Леонид Вахмяков. — Я постарался себе представить, как все тогда было: голодные, усталые солдаты делали все через пень-колоду, на скорую руку — далеко тела они не потащили бы. Максимум 200 метров вперед по дороге и около 50 метров в лес. Они старались найти сухое место, чтобы развести костер".

29 июля щуп Леонида Вахмякова уткнулся в кость. Сняв дерн с помощью саперной лопаты, он обнаружил угли и в них затылочную кость. "В этот день я вышел на поиски и стал планомерно проходить свою территорию. Около дороги нашел ножичек, его, наверное, потеряли современные грибники, неглубоко лежал. Потом осмотрел небольшое заиленное место, затем вышел на поляну. Смотрю, крапива растет, такая высокая, густая. Я крапиву посшибал щупом, стал тыкать и почувствовал, что там яма, примерно метр в диаметре и глубиной полметра. Я взял лопатку, вскрыл, дерн перевернул. И увидел, что под дерном мощный слой угля, сантиметра два. Потом я копнул еще, увидел, что яма копаная, и понял: нашел! Что я испытал в тот момент? Конечно, большую радость... И облегчение. А еще благодарность моей жене. Я ее приглашал с собой на раскопки, она верующий человек, и я просил, чтобы она молилась за меня..."

Многие задавались вопросом: почему именно Вахмякову посчастливилось найти останки? Что в нем такого особенного? Вроде бы ничего... Но екатеринбургские священники, которые вскоре были приглашены к раскопу, не сомневаются, что это очевидные закономерности духовной жизни — все дело в молитве. Поиски тех, кто прославлен Церковью в лике святых, — это не простые раскопки. Пренебрегая молитвой, не уповая на помощь Божию, ничего не добьешься. Многие вели раскопки, многие хотели найти останки, но лишь отмахивались, когда им советовали — начните с молитвы.

Супруга Леонида Вахмякова стала первой... "Он с июня брал меня с собой на поиск, но я землю совсем не чувствую, помогать не могу, и я просто молилась... Ходила, молитвы читала — "Царю Небесный", "Отче наш". Иисусову молитву про себя читала... Во время Царских дней в уме у меня постоянно было: "Ну помогите найти, это же ваши дети!" — вспоминает Серафима Вахмякова.

29 июля Леонид снова уговаривал супругу поехать с ним. "А я даже не хотела в это воскресенье ехать, говорю: "Хоть в церковь схожу". А он: "Ну пожалуйста, поедем, помолись!" Я взяла с собой молебный канон и там у креста на первой могиле читала... Потом в обед он шепнул: "Кажется, я нашел, еще помолись". А после обеда он уже закричал: "Я нашел!" То есть он, когда удостоверился, что нашел фрагмент кости, тогда закричал. Было потрясение, все сбежались, а я сразу внутренне опять молилась, как бы почувствовала — надо же отблагодарить Господа, что так случилось. Почувствовала, что это и ответ на молитву".

Особое духовное состояние переживали в те дни многие участники экспедиции. Даже недели спустя они не могли без волнения и слез говорить об этом.

В тот день поисковики закончили свою работу, место раскопок было законсервировано, и к работе приступили профессиональные археологи во главе с Сергеем Погореловым. К этому времени все они уже имели серьезный опыт работы с Екатеринбургской епархией. Сам Погорелов вел раскопки на месте дома Ипатьева, перед началом строительства Храма-на-крови. Археолог Евгений Курлаев и антрополог Дмитрий Ражев участвовали в идентификации останков преподобного Василиска Сибирского, прославленного Церковью в лике святых. Не удивительно, что в первые дни раскопок они пригласили священников, и прямо в лесу была совершена первая заупокойная молитва.

В результате было найдено 44 крупных костных останка и множество мелких, шесть зубов, три пули, черепки от сосудов с серной кислотой и металлические уголки от ящиков, в которых эти сосуды находились.

Вскоре первые исследования антропологов подтвердили, что в захоронении найдены останки именно двух человек. "Все обнаруженные кости являются фрагментами, ни одной целой кости не найдено, — поясняет Дмитрий Ражев. — И это накладывает серьезные ограничения на исследование и на возможность интерпретации результатов". Однако на основании анализа затылочных костей, ключиц и костей таза с очень высокой долей вероятности можно утверждать, что найдены останки подростка 10—13 лет и девушки 18—23 лет.

В середине августа все крупные костные останки археологи передали в Генеральную прокуратуру, которая возобновила уголовное дело по факту обнаружения останков царской семьи. Дело вновь ведет старший следователь Генпрокуратуры Владимир Соловьев. Все останки были помещены на хранение в специальном холодильном шкафу в генетической лаборатории Свердловского областного бюро судмедэкспертизы. Там же находятся образцы костных тканей из первого захоронения. А рядом, на соседнем с холодильным шкафом столе, стоят две иконы — Спасителя, которая сопровождала останки из первого захоронения, и небольшая икона цесаревича Алексия, написанная монахинями Ново-Тихвинского монастыря по просьбе Владимира Соловьева. Все эти годы он не терял надежды, что останки Алексия и Марии обязательно будут найдены.

Генеральная прокуратура поставила перед экспертами шестнадцать вопросов. И комплексная судебно-медицинская экспертиза должна дать на них ответы. Все заявленные экспертизы уже проведены, за исключением генетической. Представители Генеральной прокуратуры предполагают, что ее результаты будут получены к концу апреля, и вскоре после этого будет подготовлен общий отчет.

Русская Православная Церковь со вниманием ожидает результатов экспертизы. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, отметил, что "единой позиции в Русской Православной Церкви пока не сформировано". "Ученые должны доказать, есть ли связь между теми останками, которые захоронены в Петропавловской крепости, и только что найденными, — считает митрополит Ювеналий. — Может быть, мы будем рассматривать вопрос о признании только тех останков, которые были найдены недавно".

В этом году отмечается 90-летие со дня трагической даты расстрела Царской семьи. Следует помнить, что между 1998 годом, когда состоялось захоронение "екатеринбургских останков", и нынешним 2008 годом — громадная дистанция. Эти две даты разделяет 2000 год, когда Церковь прославила Царскую семью в лике святых. Моральная и духовная ответственность за результаты исследований возросла многократно. Сумеют ли ученые и эксперты убедить Церковь и общество в достоверности полученных данных? Сумеем ли мы, православные христиане, увидеть не только таблицы и выводы экспертиз, но и духовный смысл происходящих событий? Что значит не ошибиться в этой ситуации? Перед нами трудные вопросы.

На фото: мемориал у Поросенкова лога (1); место раскопок и обретения останков (2); историк-краевед Виталий Шитов (3); археолог Сергей Погорелов (4); поисковик Сергей Плотников показывает щуп, которым были найдены останки (5); Андрей Григорьев (6); геодезист и биолог Николай Ерохин (7); фрагмент металлического крепления ящика для серной кислоты (8); судмедэксперт Владимир Громов показывает найденные при раскопках костные останки (9); пуля, найденная при раскопках (10).

14 марта 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи