![]()
Воспитывать эрудированных и духовно просвещенных пастырей Официальной датой учреждения Смоленской православной духовной семинарии (далее СПДС) считается 5 мая 1995 года. Но ее основы были заложены архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси) еще в 1988 году при создании Смоленского межъепархиального духовного училища. Какие основные этапы в своем развитии прошла эта духовная школа и чем живет в наши дни, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
21 ноября 2021 г. 15:00
Протоиерей Владимир Воробьев: «В этом мире без подвига ничего хорошего не сделаешь» В этом году ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву исполнилось 80 лет. Известный московский священник рассказал «Журналу Московской Патриархии» о том, как жили верующие семьи в советское время, как москвичу и кандидату наук было непросто стать священником, как зарождался Свято-Тихоновский университет и чем ценен для нас подвиг новомучеников. PDF-версия.
3 июня 2021 г. 16:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия. PDF-версия.
21 августа 2019 г. 12:10
Вуз под вязом Московскому православному институту святого Иоанна Богослова четверть века. Патриарх Алексий II благословил создание вуза в октябре 1992 года. Но время вплоть до начала следующего учебного года ушло на выработку образовательной концепции, формирование программ, поиск оптимальной структуры, подбор профессорско-преподавательского состава и нахождение в Москве помещений для учебных аудиторий. Так что реальное обучение студентов началось лишь в 1993 году. Поэтому именно сейчас уместно говорить о 25 годах деятельности вуза, на официальном логотипе которого теперь красуется дорогой сердцу каждого москвича абрис одного из известнейших и почитаемых храмов Первопрестольной — церкви святого апостола Иоанна Богослова под вязом на Новой площади. ПДФ-версия
26 октября 2018 г. 11:00
В Москве открылась конференция, посвященная духовному наследию сщмч. Иринея Лионского В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия начала работу V международная патристическая конференция «Святитель Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада». Доклады ее участников включают литературное наследие сщмч. Иринея Лионского, его историческое окружение, вклад в богословскую полемику, его учение о Боге, мире и человеке, особенности его библейской экзегетики, а также рецепцию идей святого Иринея в последующей христианской традиции Востока и Запада.
19 апреля 2018 г. 21:10
Без царя в голове Статистика свидетельствует: в канун великих потрясений Русская Церковь находилась в сложном положении. Общее количество священников и приходских храмов явно не успевало за темпами роста православного населения империи, прихожане в географическом отношении отдалялись от храмов, миллионы детей не имели возможности получить как общее начальное образование, так и самые общие представления о православной вере. В предвоенный период государственная власть предприняла совершенно исключительные усилия для распространения начального образования в России. При сохранении общей динамики финансирования отрасли эта важнейшая задача могла быть решена в течение нескольких лет мирной жизни. Но помешали война и революция. PDF-версия
5 февраля 2018 г. 13:00
В Храме Христа Спасителя обсудили проблемы подготовки современных пастырей В Храме Христа Спасителя состоялся круглый стол на тему «Подготовка современных пастырей: проблемы и перспективы». Как решить эти проблемы размышляли священники, психологи, педагоги. В Москве обсудили проблемы подготовки современных пастырей В Храме Христа Спасителя состоялся круглый стол на тему «Подготовка современных пастырей: проблемы и перспективы».
24 января 2018 г. 15:53
Почти каждый второй четвероклассник в Москве изучает Основы православной культуры Рабочая программа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений началась вчера, 22 января, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с VI конференции учителей Основ православной культуры Московского региона. На ней выступили руководители профильных учреждений исполнительных и законодательных органов власти и епархиальных отделов.
23 января 2018 г. 10:18
Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету - четверть века Первый набор студентов Православный Свято-Тихоновский богословский институт, как тогда назывался ПСТГУ, провел осенью 1992 года. И тогда же состоялся первый в истории ПСТБИ торжественный акт — в день избрания святителя Московского Тихона на патриарший престол, 18 ноября, ставший по патриаршему благословению институтским праздником. Первый в Церкви университет — ведущее в России православное высшее учебное заведение открытого типа, ежегодно выдающее государственные дипломы установленного образца по десяткам специальностей, преодолело за этот период колоссальный путь. «Журнал Московской Патриархии» устами ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева вспоминает главные вехи на этой дороге и рассказывает об основных задачах развития вуза. PDF-версия Но сначала мы приглашаем читателей на небольшую экскурсию в университетский городок в столичном районе Марьино. PDF-версия
20 ноября 2017 г. 11:30
|
![]()
26 февраля 2014 г. 12:30
Налог на веруРОДИТЕЛЬСКИЕ КОМИТЕТЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ БЬЮТ ТРЕВОГУ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ РЕШИЛИ СЭКОНОМИТЬ НА УЧЕНИКАХ С началом нового финансового года, с 1 января, в России полностью вступил в силу новый федеральный Закон об образовании1 – теперь стали действовать и его финансовые статьи. Однако надежды общественности на справедливое финансирование государством федеральных образовательных стандартов в православной средней школе в очередной раз не оправдались. Теперь православные родители вынуждены задуматься о новых мерах. На голодном пайке Разочарование оказалось столь сильным, что на одном из самых важных мероприятий в рамках Рождественских Чтений — на Парламентских встречах в Совете Федерации 28 января — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посвятил этой проблеме значительную часть своего выступления. «Большинство православных школ дает очень высокий уровень знаний и создает наиболее благоприятный нравственный климат для воспитания ребенка, - заметил, в частности, Патриарх. - Думаю, что региональные власти могли бы проработать возможности регулярного и справедливого финансирования таких образовательных учреждений, которые реализуют государственный образовательный стандарт». За последние несколько лет Предстоятель уже не впервые публично обращает внимание на эту проблему. Три года назад впервые тему несправедливо заниженного уровня финансирования частных средних образовательных учреждений поднял на высшем уровне занимавший тогда президентский пост Дмитрий Медведев2. Прошел год — ничего принципиально не изменилось. На Рождественских Чтениях — 2012 Святейший Патриарх вынужден был призвать законодателей создать необходимую правовую базу для бюджетной поддержки православных школ. Вслед за Патриархом Владимир Путин на встрече с руководителями традиционных религиозных общин в феврале 2012 года предлагает «окончательно решить один принципиальный вопрос — уравнять вузы и школы, созданные при участии религиозных организаций, с государственными — и в вопросах аренды, и в доступе к бюджетным средствам, и по зарплате преподавателей и учителей». Администрации православных школ, как писал тогда «Церковный Вестник», на тот момент были близки к закрытию и, по сути дела, ликвидации. После этого, летом 2012 года, в действие вступила обновленная редакция предыдущей версии Закона «Об образовании»3. В ней, на первый взгляд, был исправлен главный недостаток: она не только предоставляла региональным властям право финансировать реализацию федеральных образовательных стандартов в частных школах, но и обязывала делать это в равных объемах по сравнению с муниципальными заведениями. Правда, «государственные дети» все равно оказались... «равнее». Собака была зарыта во множественном числе формулировки «нормативы». И это дало повод московским, к примеру, властям оплачивать федеральный образовательный стандарт в муниципальных школах (подавляющее большинство которых вошли в так называемый городской пилотный проект по повышению качества среднего образования4) по завышенной ставке. А все негосударственные остались на голодном пайке — на старом, вдвое более скудном нормативе («Церковный Вестник» эту коллизию также подробно разбирал в феврале 2013 года). «Не волнуйтесь вы так, - успокаивали журналистов православных изданий в кулуарах чиновники. - Долго ли осталось с этим законом жить? Ему на смену готовится следующий законопроект. Там уже напрямую будет прописано равноценное финансирование образовательных стандартов независимо от разновидности средней школы и от списка ее учредителей. Тогда и заживем по-новому». Закон в 2012 году все-таки приняли. В силу он вступил в основной своей части в начале нынешнего учебного года («финансовые» статьи, как уже говорилось — несколько позднее, с 1 января). Новая жизнь настала, а нормативы в рублевом выражении остались прежними. Частники-изгои Часто от оппонентов можно услышать возражение: а с какой стати бюджету вообще тратиться на негосударственные школы? У каждой из них есть свой учредитель, есть Попечительский совет — вот пусть они и заботятся о безбедной жизни. Но не стоит манипулировать понятиями. Упомянутый выше федеральный образовательный стандарт — это обучение детей самым что ни на есть общим, обязательным для всех предметам: русскому языку и литературе, истории, физике, химии, физкультуре и т.д. Деньги на подобное обучение каждого ребенка изначально заложены в бюджетах субъектов Федерации независимо от того, пойдет ли он в обычную муниципальную школу или успешно выдержит вступительные испытания в православную гимназию. Кроме того, по ныне действующему закону, в православное учебное заведение за учащимся «приходит» лишь та скромная часть бюджетных денег, которую разрешается тратить на зарплату педагогам, на закупку учебников и пособий, технических средств обучения, игр и игрушек, а также расходных материалов. Но это - всего лишь около трети всех расходов на содержание обычной среднестатистической школы! Ни транспортные средства, ни капремонт с коммунальными платежами, ни обустройство и содержание прилегающего земельного участка (говоря попросту, школьного двора), ни программы дополнительного образования в федеральный образовательный стандарт не входят, в то время как в муниципальных школах все эти расходные статьи, естественно, стопроцентно обеспечиваются бюджетом. В этих условиях, казалось, можно было бы рассчитывать, что хотя бы нормативы оплаты федеральных образовательных стандартов для негосударственных школ Москва подтянет к общегородскому уровню. «Держи карман шире, - горько усмехается в комментарии нашей редакции исполнительный директор Совета православных школ Москвы Алексей Тишутин. - В конце декабря прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление городского правительства5, закрепляющее привычную дифференциацию между повышенными значениями нормативов для пилотных школ и обычными, прежними — для всех остальных. В пилотный проект ни одну из тридцати православных школ Москвы чиновники Департамента образования уже третий год упорно не пускают (хотя объективных оснований для этого, казалось бы, нет). Напротив, все муниципальные школы, за исключением нескольких в Троицке (т.е. на территории Новой Москвы), давно уже хорошо живут-поживают в этом пилотном проекте. Хочется напрямую спросить руководителя городского Департамента образования: «Мы что — изгои?»». Родители, готовьте денежки Сегодня в России в православных школах среднее образование получают около 20 тысяч детей. В относительном выражении это ничтожная величина: намного меньше 1% всех школьников страны. Но тут есть существенный нюанс. Дети в семьях неверующих родителей, если средства позволяют, могут попытаться поступить в элитную светскую частную школу. Если ребенок не потянул или ему вдруг разонравилось — перейти в обычную муниципальную школу. Муниципальных же православных школ в России нет: по закону государственное образование может быть только светским. И, если родители школьника последовательно приучают ребенка к храму, они хотя бы попытаются отдать ребенка в школу православную. Именно «попытаются»! Это вовсе не так легко, как может показаться: на учебные заведения такого рода в России — острый дефицит. Сейчас конфессиональные представления Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, по данным завсектором православного образования этой структуры священника Алексия Алексеева, выдал 140 средним школам. Больше всего таких образовательных учреждений, как можно легко догадаться, в столице. Но поступить туда очень непросто! За редчайшим исключением предпочтение отдается семьям из числа прихожан при храме, учредившем школу или гимназию. Но как только вступительные испытания успешно пройдены... Папы и мамы готовьте денежки! Иначе кто будет отплачивать капремонт, «коммуналку», удерживать учителей от перехода в соседние муниципальные школы? Автор этих строк — один из счастливчиков: платит за ребенка 5 тысяч рублей ежемесячно. Всего. А есть гимназии, где плата на порядок выше... «Фактически можно говорить об узаконенном налоге на православную веру в России, - резюмирует Тишутин. - Бремя содержания школы ложится на родительские плечи — а ведь в православные школы поступают, как правило, ребята из многодетных семей, где и так не жируют...». Конечно же, столицей народное чиновничье творчество в условиях нового Закона об образовании не исчерпывается. По данным Тишутина, в Санкт-Петербурге, в Карелии, в Тверской области местные власти решили возмещать затраты по образовательному стандарту частным школам полностью. Но — потом, по окончании финансового года. А как жить школам все это время? Чем платить зарплату учителям? Судя по выступлению завотделом поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Светланы Ермаковой на состоявшемся в конце января совещании директоров православных учебных заведений общего образования, такой поворот для федеральных властей явился неожиданным. «Пока мы можем лишь направить запрос в московский департамент о реально действующих у них нормативах и попросить Рособрнадзор проверить практику исполнения федерального закона», - сказала Светлана Даниловна. Уже хорошо. Но, как говорится, мало. Как стало известно «Церковному Вестнику», в нескольких регионах родительские комитеты православных средних учебных заведений собираются официально обратиться в Федеральную антимонопольную службу и в Прокуратуру РФ с заявлениями о дискриминации православных верующих, в семьях которых подрастают школьники. А это уже немного другой угол зрения — конституционный. Может, сработает? ПРИМЕЧАНИЯ 1ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г. 2Перечень поручений Президента РФ по итогам совещания о формировании международного финансового центра в Москве 4 марта 2011 года, п. 3. См., напр., URL http://www.moscow99.ru/2011/03/15/medvedev_otdal_poruchenija_po_formirovaniju_mfc_v_moskve.html 3В редакции № 69 от 12 ноября 2012 г. 4Постановление Правительства Москвы № 86-ПП "О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве" от 22 марта 2011 г. 5Постановление Правительства Москвы № 909-ПП от 26 декабря 2013 г. «О внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы».
26 февраля 2014 г. 12:30
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Вышел в свет №6 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
26 мая 2022 г. 14:00
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
Крест на плацу Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
|