выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Аналитика
Финансовое положение православных школ далеко от идеального, хотя и учащиеся, и преподаватели все же надеются на лучшее. На снимке pravoslavie.ru: в Ярославской православной гимназии
26 февраля 2014 г. 12:30
версия для печати версия для печати

Налог на веру

РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМИТЕТЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ГИМНАЗИЙ БЬЮТ ТРЕВОГУ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ РЕШИЛИ СЭКОНОМИТЬ НА УЧЕНИКАХ

С началом нового финансового года, с 1 января, в России полностью вступил в силу новый федеральный Закон об образовании1 – теперь стали действовать и его финансовые статьи. Однако надежды общественности на справедливое финансирование государством федеральных образовательных стандартов в православной средней школе в очередной раз не оправдались. Теперь православные родители вынуждены задуматься о новых мерах.

На голодном пайке

Разочарование оказалось столь сильным, что на одном из самых важных мероприятий в рамках Рождественских Чтений — на Парламентских встречах в Совете Федерации 28 января — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посвятил этой проблеме значительную часть своего выступления. «Большинство православных школ дает очень высокий уровень знаний и создает наиболее благоприятный нравственный климат для воспитания ребенка, - заметил, в частности, Патриарх. - Думаю, что региональные власти могли бы проработать возможности регулярного и справедливого финансирования таких образовательных учреждений, которые реализуют государственный образовательный стандарт».

За последние несколько лет Предстоятель уже не впервые публично обращает внимание на эту проблему. Три года назад впервые тему несправедливо заниженного уровня финансирования частных средних образовательных учреждений поднял на высшем уровне занимавший тогда президентский пост Дмитрий Медведев2. Прошел год — ничего принципиально не изменилось. На Рождественских Чтениях — 2012 Святейший Патриарх вынужден был призвать законодателей создать необходимую правовую базу для бюджетной поддержки православных школ. Вслед за Патриархом Владимир Путин на встрече с руководителями традиционных религиозных общин в феврале 2012 года предлагает «окончательно решить один принципиальный вопрос — уравнять вузы и школы, созданные при участии религиозных организаций, с государственными — и в вопросах аренды, и в доступе к бюджетным средствам, и по зарплате преподавателей и учителей». Администрации православных школ, как писал тогда «Церковный Вестник», на тот момент были близки к закрытию и, по сути дела, ликвидации.

После этого, летом 2012 года, в действие вступила обновленная редакция предыдущей версии Закона «Об образовании»3. В ней, на первый взгляд, был исправлен главный недостаток: она не только предоставляла региональным властям право финансировать реализацию федеральных образовательных стандартов в частных школах, но и обязывала делать это в равных объемах по сравнению с муниципальными заведениями. Правда, «государственные дети» все равно оказались... «равнее». Собака была зарыта во множественном числе формулировки «нормативы». И это дало повод московским, к примеру, властям оплачивать федеральный образовательный стандарт в муниципальных школах (подавляющее большинство которых вошли в так называемый городской пилотный проект по повышению качества среднего образования4) по завышенной ставке. А все негосударственные остались на голодном пайке — на старом, вдвое более скудном нормативе («Церковный Вестник» эту коллизию также подробно разбирал в феврале 2013 года).

«Не волнуйтесь вы так, - успокаивали журналистов православных изданий в кулуарах чиновники. - Долго ли осталось с этим законом жить? Ему на смену готовится следующий законопроект. Там уже напрямую будет прописано равноценное финансирование образовательных стандартов независимо от разновидности средней школы и от списка ее учредителей. Тогда и заживем по-новому».

Закон в 2012 году все-таки приняли. В силу он вступил в основной своей части в начале нынешнего учебного года («финансовые» статьи, как уже говорилось — несколько позднее, с 1 января). Новая жизнь настала, а нормативы в рублевом выражении остались прежними.

Частники-изгои

Часто от оппонентов можно услышать возражение: а с какой стати бюджету вообще тратиться на негосударственные школы? У каждой из них есть свой учредитель, есть Попечительский совет — вот пусть они и заботятся о безбедной жизни. Но не стоит манипулировать понятиями.

Упомянутый выше федеральный образовательный стандарт — это обучение детей самым что ни на есть общим, обязательным для всех предметам: русскому языку и литературе, истории, физике, химии, физкультуре и т.д. Деньги на подобное обучение каждого ребенка изначально заложены в бюджетах субъектов Федерации независимо от того, пойдет ли он в обычную муниципальную школу или успешно выдержит вступительные испытания в православную гимназию. Кроме того, по ныне действующему закону, в православное учебное заведение за учащимся «приходит» лишь та скромная часть бюджетных денег, которую разрешается тратить на зарплату педагогам, на закупку учебников и пособий, технических средств обучения, игр и игрушек, а также расходных материалов. Но это - всего лишь около трети всех расходов на содержание обычной среднестатистической школы! Ни транспортные средства, ни капремонт с коммунальными платежами, ни обустройство и содержание прилегающего земельного участка (говоря попросту, школьного двора), ни программы дополнительного образования в федеральный образовательный стандарт не входят, в то время как в муниципальных школах все эти расходные статьи, естественно, стопроцентно обеспечиваются бюджетом. В этих условиях, казалось, можно было бы рассчитывать, что хотя бы нормативы оплаты федеральных образовательных стандартов для негосударственных школ Москва подтянет к общегородскому уровню.

«Держи карман шире, - горько усмехается в комментарии нашей редакции исполнительный директор Совета православных школ Москвы Алексей Тишутин. - В конце декабря прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление городского правительства5, закрепляющее привычную дифференциацию между повышенными значениями нормативов для пилотных школ и обычными, прежними — для всех остальных. В пилотный проект ни одну из тридцати православных школ Москвы чиновники Департамента образования уже третий год упорно не пускают (хотя объективных оснований для этого, казалось бы, нет). Напротив, все муниципальные школы, за исключением нескольких в Троицке (т.е. на территории Новой Москвы), давно уже хорошо живут-поживают в этом пилотном проекте. Хочется напрямую спросить руководителя городского Департамента образования: «Мы что — изгои?»».

Родители, готовьте денежки

Сегодня в России в православных школах среднее образование получают около 20 тысяч детей. В относительном выражении это ничтожная величина: намного меньше 1% всех школьников страны. Но тут есть существенный нюанс. Дети в семьях неверующих родителей, если средства позволяют, могут попытаться поступить в элитную светскую частную школу. Если ребенок не потянул или ему вдруг разонравилось — перейти в обычную муниципальную школу. Муниципальных же православных школ в России нет: по закону государственное образование может быть только светским. И, если родители школьника последовательно приучают ребенка к храму, они хотя бы попытаются отдать ребенка в школу православную.

Именно «попытаются»! Это вовсе не так легко, как может показаться: на учебные заведения такого рода в России — острый дефицит. Сейчас конфессиональные представления Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, по данным завсектором православного образования этой структуры священника Алексия Алексеева, выдал 140 средним школам. Больше всего таких образовательных учреждений, как можно легко догадаться, в столице. Но поступить туда очень непросто! За редчайшим исключением предпочтение отдается семьям из числа прихожан при храме, учредившем школу или гимназию.

Но как только вступительные испытания успешно пройдены... Папы и мамы готовьте денежки! Иначе кто будет отплачивать капремонт, «коммуналку», удерживать учителей от перехода в соседние муниципальные школы? Автор этих строк — один из счастливчиков: платит за ребенка 5 тысяч рублей ежемесячно. Всего. А есть гимназии, где плата на порядок выше...

«Фактически можно говорить об узаконенном налоге на православную веру в России, - резюмирует Тишутин. - Бремя содержания школы ложится на родительские плечи — а ведь в православные школы поступают, как правило, ребята из многодетных семей, где и так не жируют...».

Конечно же, столицей народное чиновничье творчество в условиях нового Закона об образовании не исчерпывается. По данным Тишутина, в Санкт-Петербурге, в Карелии, в Тверской области местные власти решили возмещать затраты по образовательному стандарту частным школам полностью. Но — потом, по окончании финансового года. А как жить школам все это время? Чем платить зарплату учителям? Судя по выступлению завотделом поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Светланы Ермаковой на состоявшемся в конце января совещании директоров православных учебных заведений общего образования, такой поворот для федеральных властей явился неожиданным. «Пока мы можем лишь направить запрос в московский департамент о реально действующих у них нормативах и попросить Рособрнадзор проверить практику исполнения федерального закона», - сказала Светлана Даниловна.

Уже хорошо. Но, как говорится, мало. Как стало известно «Церковному Вестнику», в нескольких регионах родительские комитеты православных средних учебных заведений собираются официально обратиться в Федеральную антимонопольную службу и в Прокуратуру РФ с заявлениями о дискриминации православных верующих, в семьях которых подрастают школьники. А это уже немного другой угол зрения — конституционный. Может, сработает?

ПРИМЕЧАНИЯ

1ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г.

2Перечень поручений Президента РФ по итогам совещания о формировании международного финансового центра в Москве 4 марта 2011 года, п. 3. См., напр., URL http://www.moscow99.ru/2011/03/15/medvedev_otdal_poruchenija_po_formirovaniju_mfc_v_moskve.html

3В редакции № 69 от 12 ноября 2012 г.

4Постановление Правительства Москвы № 86-ПП "О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве" от 22 марта 2011 г.

5Постановление Правительства Москвы № 909-ПП от 26 декабря 2013 г. «О внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы».

26 февраля 2014 г. 12:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00