iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету - четверть века
Первый набор студентов Православный Свято-Тихоновский богословский институт, как тогда назывался ПСТГУ, провел осенью 1992 года. И тогда же состоялся первый в истории ПСТБИ торжественный акт — в день избрания святителя Московского Тихона на патриарший престол, 18 ноября, ставший по патриаршему благословению институтским праздником. Первый в Церкви университет — ведущее в России православное высшее учебное заведение открытого типа, ежегодно выдающее государственные дипломы установленного образца по десяткам специальностей, преодолело за этот период колоссальный путь. «Журнал Московской Патриархии» устами ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева вспоминает главные вехи на этой дороге и рассказывает об основных задачах развития вуза. PDF-версия Но сначала мы приглашаем читателей на небольшую экскурсию в университетский городок в столичном районе Марьино. PDF-версия
20 ноября 2017 г. 11:30
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
За каменной стеной
В беседе с одним из своих ближайших сподвижников — апостолом Петром — Спаситель прямо говорит: Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь мою (см.: Мф. 16, 16–18). Основываясь на богатейшем опыте ветхозаветного храмового каменного строительства, архитекторы Нового Завета использовали этот материал уже в самые первые века христианства. Библейская география практически не оставила им выбора — на Ближнем Востоке дерево встречается редко и потому довольно дорого, а все постройки в основном каменные. При этом камень почти сразу же начинает работать в храмах и как деталь интерьера: в самых ранних, еще катакомбных, церквах алтарная преграда, как правило, вырубалась как единое целое из той же скалы, что служила и стенами. Из чего вырубаются современные храмы, какие месторождения дают лучшее сырье и пол из какого камня нельзя мыть, скрупулезно выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии».
27 ноября 2017 г. 15:20
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00
Аналитика
Гимназия при Марфо-Мариинской обители милосердия
13 марта 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Субсидии для московских православных школ: продолжение истории

Как мы уже сообщали, 1 июля с.г. в действие вступает новая редакция федерального закона "Об образовании", провозглашающая государственные гарантии бюджетного финансирования частных дошкольных, начальных и средних учебных заведений. Несмотря на прямую норму закона, предписывающую регионам финансировать эти учреждения в необходимом для реализации федеральных образовательных стандартов объеме, московские чиновники не планируют направлять на поддержку православных школ дополнительные субсидии. В ситуации постарался разобраться корреспондент ЦВ.

Собака зарыта в формулировке "в соответствии с нормативами" - а именно, во множественном числе последнего слова. С точки зрения житейской логики эта фраза легко объясняется. В самом деле, в разных регионах нормативы различаются, да и обходятся средние детсадовец и школьник-старшеклассник государственному бюджету, понятное дело, в неодинаковые суммы. Однако в Москве реализация образовательных стандартов по-разному компенсируется даже средним учебным заведениям, расположенным на одной и той же улице в соседних кварталах. И дело не только в том, что норматив для "обычной" средней общеобразовательной школы (СОШ) составляет 63 112 рублей на каждого воспитанника в год, для гимназии и лицея – 120 016 рублей, а для кадетской, к примеру, школы – 128 770 рублей. Многие (а в последние месяцы – подавляющее большинство) из числа простых СОШ, не обремененных дополнительными званиями и титулами, финансируются по повышенной по сравнению со стандартным нормативом планке. Основанием для этого является включение в так называемый пилотный проект по развитию общего образования, запущенный московским правительством 22 марта прошлого года. "Пилотные" школы получают бюджетные деньги по иным принципам – в зависимости от количества учащихся в том или ином классе: за "первачков" поменьше (по 84370 руб. ежегодно для школ, работающих по пятидневке, по 95340 – для школ с шестидневной неделей), за выпускников побольше (по 123 330 руб.). Ну а в целом им живется, как легко понять из сопоставления этих цифр, гораздо приятнее, чем остальным СОШ.

Все же 25 столичных православных школ в последние годы субсидировались московским правительством по минимальной ставке – тем самым 63 112 рублям за ученика в год. Исключение не составляли даже те 9 из них, что в 2009 году получили "повышенные" государственные аккредитации как гимназии, центры образования и начальные школы. Именно такой порядок и побудил сначала их персонал, затем родителей учеников, а в итоге и Святейшего Патриарха Кирилла охарактеризовать сложившуюся практику в отношении православных школ как дискриминационную и попросить мэра Москвы Сергея Собянина исправить это положение.

Недавно были приняты поправки к федеральному закону, которые, по идее, призваны исправить несправедливость. Однако в ответ на нашу просьбу прояснить, какие подзаконные акты для этого потребуются и когда ждать их разработки, в пресс-службе Министерства образования и науки РФ посоветовали перезвонить через месяц. А вот заместителю начальника управления по вопросам взаимодействия со СМИ столичного Департамента образования Александру Гаврилову так долго раздумывать не пришлось.

"Все православные средние школы получат от нас финансирование в соответствии с новой нормой закона без задержек, - сообщил Александр Гаврилов корреспонденту ЦВ – Собственно, мы и прежде от своих обязательств не отказывались". - Да, но по какой ставке? "По 63 112 рублей за ученика в год. Именно таков в нашем городе норматив, и менять его в ближайшее время городское правительство не планирует. К деньгам, получаемым из бюджета участниками пилотного проекта, статьи новой редакции закона "Об образовании" никакого отношения не имеют. Иная ситуация была бы несправедливой! Посудите сами: вы испекли дома праздничный торт. Ваши дети имеют полное право отведать этого лакомства (естественно, не в ущерб своему здоровью), ведь так? А если я позвоню вам в дверь и начну требовать себе тоже кусок, вам это покажется странным, не правда ли? В Москве и среди государственных школ остаются те, которые не участвуют в пилотном проекте. С какой же стати мы должные предоставлять приоритет негосударственным?", - считает Александр Гаврилов.

По официальной информации департамента, в Москве сегодня 1364 государственных общеобразовательных учреждения. В исходном тексте постановления столичного правительства, давшего 22 марта прошлого года старт упомянутому пилотному проекту, перечислялись 125 школ-участников. Но затем в этот документ четырежды (12 июля, 28 сентября, 1 ноября и 28 декабря) вносились изменения, причем одинаковые, что называется, по сути: количество участников все время увеличивалось. Летом добавились 134 школы, осенью – еще 724, а с нового, 2012, года полный перечень "пилотных" СОШ насчитывает 1350 позиций.

"Выходит, 99% государственных школ финансируются по "пилотным" принципам, а по традиционной схеме бюджетные средства получают всего 14 их менее удачливых "сестер" – удивляется исполнительный директор Совета православных школ Москвы Алексей Тишутин. – Такая картина порождает сразу несколько недоуменных вопросов. Во-первых, какой же это пилотный проект, если он распространился уже практически на все школы?! Во-вторых, до сих пор не включенные в него учреждения – это что, изгои городской образовательной системы, которые московское правительство и Департамент образования решили столь изощренным способом наказать? И в-третьих: а наши-то православные школы, в том числе и те, что официально аккредитованы как гимназии, центры образования и начальные школы, за что "поставили в угол?" Мы-то чем провинились?"

Помочь во всем этом разобраться мог бы ответ на январское обращение Святейшего Патриарха Кирилла к столичному градоначальнику, где Предстоятель Церкви выражал недоумение "нормативом бюджетного финансирования для православных школ ниже установленного для государственных в 1,5 – 2 раза, что противоречит не только достигнутым договоренностям, но и сложившейся практике городского финансирования аккредитованных общеобразовательных учреждений". Под достигнутыми договоренностями, как следует из текста письма Патриарха, здесь имеются в виду слова руководителя Департамента образования Исаака Калины на его встрече с представителями Московской епархии Русской Православной Церкви и столичных православных школ 12 октября прошлого года, где Исаак Иосифович выражал готовность финансировать православные школы наравне с государственными.

В ответ на письмо Патриарха заместитель мэра по вопросам социального развития Ольга Голодец, по сути, пересказывает прежнюю позицию Департамента образования, на которую, как теперь выясняется, поправки к федеральному закону никак не повлияют. А именно: государственный норматив – 63 112 рублей на каждого учащегося, это значение заложено в бюджет-2012 и в предварительные плановые показатели бюджетной "трехлетки" до 2014 года, изменить его без правки городского Закона о бюджете невозможно.

"Опровергнуть этот посыл достаточно легко, - считает директор первой московской православной гимназии "Радонеж" Михаил Тишков. – Если наш десятиклассник, к примеру, перейдет в расположенную рядом государственную школу из "пилотного списка", на него сразу же пойдет финансирование в размере 123 330 рублей. Не из средств федеральной казны, не от муниципалитета, не от спонсора, а именно из городского бюджета! Значит, за каждым московским школьником из семьи добросовестных налогоплательщиков на обучение зарезервированы именно такие средства, и прикрываться Законом о бюджете – просто-напросто фикция".

Добавим: год назад Президент России Дмитрий Медведев уже поручал мэру Москвы Сергею Собянину обеспечить равенство прав и возможностей государственных и негосударственных образовательных учреждений, в том числе в отношении доступа к получению бюджетного и внебюджетного финансирования (причем срок этого поручения был установлен достаточно жесткий – 30 июня 2011 года). А незадолго до президентских выборов состоялась встреча председателя Кабинета министров РФ Владимира Путина со святейшим Патриархом Кириллом с участием глав традиционных российских религий и конфессий. Там национальный лидер высказался еще определеннее: "Надо окончательно решить один принципиальный, системный вопрос – уравнять вузы и школы, созданные при участии религиозных организаций, с государственными – и в доступе к бюджетным средствам, и по зарплате преподавателей и учителей, преподающих предметы, которые входят в образовательный стандарт. Здесь не должно быть никакой дискриминации. Мы делаем очень важное, без всякого преувеличения, государственное дело, и делать его должны совместно".

Теперь столичные чиновники, видимо, считают, что равенство налицо. А то, что некоторые ученики "равнее", ничего страшного?

Первая часть истории: Последний звонок

13 марта 2012 г. 01:00
Ключевые слова: дети, Москва, школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи