iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Кредо консерватора
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга Александра Щипкова «Дискурс ортодоксии». Издание адресовано как церковному, так и светскому читателю: епископату и духовенству, депутатскому корпусу, педагогическому и гуманитарному сообществам. Его цель — описать актуальный мир современного русского общества с точки зрения его культурно-исторических констант, так или иначе связанных с Православием. Говорит автор и о вызовах, возникающих сегодня перед русской национальной общностью и Русской Православной Церковью, а также о том, как сообща отвечать на эти вызовы, преодолевая застарелые отголоски социальных и национальных расколов. «Дискурс ортодоксии» трудно назвать легким чтением. Но каждая из четырех частей книги, по-своему вполне самодостаточных («Русская тема», «Церковные вопросы», «Проблемы консерватизма», «Гражданское большинство»), написана убедительным и точным языком, понятным церковной и светской аудиториям. Александр Щипков приглашает читателя к совместному размышлению, в результате которого вопросы у свободно и критически мыслящего, думающего читателя могут и, наверное, должны остаться. На некоторые из них Александр Щипков ответил «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
10 марта 2021 г. 16:00
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Аналитика
Гимназия при Марфо-Мариинской обители милосердия
13 марта 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Субсидии для московских православных школ: продолжение истории

Как мы уже сообщали, 1 июля с.г. в действие вступает новая редакция федерального закона "Об образовании", провозглашающая государственные гарантии бюджетного финансирования частных дошкольных, начальных и средних учебных заведений. Несмотря на прямую норму закона, предписывающую регионам финансировать эти учреждения в необходимом для реализации федеральных образовательных стандартов объеме, московские чиновники не планируют направлять на поддержку православных школ дополнительные субсидии. В ситуации постарался разобраться корреспондент ЦВ.

Собака зарыта в формулировке "в соответствии с нормативами" - а именно, во множественном числе последнего слова. С точки зрения житейской логики эта фраза легко объясняется. В самом деле, в разных регионах нормативы различаются, да и обходятся средние детсадовец и школьник-старшеклассник государственному бюджету, понятное дело, в неодинаковые суммы. Однако в Москве реализация образовательных стандартов по-разному компенсируется даже средним учебным заведениям, расположенным на одной и той же улице в соседних кварталах. И дело не только в том, что норматив для "обычной" средней общеобразовательной школы (СОШ) составляет 63 112 рублей на каждого воспитанника в год, для гимназии и лицея – 120 016 рублей, а для кадетской, к примеру, школы – 128 770 рублей. Многие (а в последние месяцы – подавляющее большинство) из числа простых СОШ, не обремененных дополнительными званиями и титулами, финансируются по повышенной по сравнению со стандартным нормативом планке. Основанием для этого является включение в так называемый пилотный проект по развитию общего образования, запущенный московским правительством 22 марта прошлого года. "Пилотные" школы получают бюджетные деньги по иным принципам – в зависимости от количества учащихся в том или ином классе: за "первачков" поменьше (по 84370 руб. ежегодно для школ, работающих по пятидневке, по 95340 – для школ с шестидневной неделей), за выпускников побольше (по 123 330 руб.). Ну а в целом им живется, как легко понять из сопоставления этих цифр, гораздо приятнее, чем остальным СОШ.

Все же 25 столичных православных школ в последние годы субсидировались московским правительством по минимальной ставке – тем самым 63 112 рублям за ученика в год. Исключение не составляли даже те 9 из них, что в 2009 году получили "повышенные" государственные аккредитации как гимназии, центры образования и начальные школы. Именно такой порядок и побудил сначала их персонал, затем родителей учеников, а в итоге и Святейшего Патриарха Кирилла охарактеризовать сложившуюся практику в отношении православных школ как дискриминационную и попросить мэра Москвы Сергея Собянина исправить это положение.

Недавно были приняты поправки к федеральному закону, которые, по идее, призваны исправить несправедливость. Однако в ответ на нашу просьбу прояснить, какие подзаконные акты для этого потребуются и когда ждать их разработки, в пресс-службе Министерства образования и науки РФ посоветовали перезвонить через месяц. А вот заместителю начальника управления по вопросам взаимодействия со СМИ столичного Департамента образования Александру Гаврилову так долго раздумывать не пришлось.

"Все православные средние школы получат от нас финансирование в соответствии с новой нормой закона без задержек, - сообщил Александр Гаврилов корреспонденту ЦВ – Собственно, мы и прежде от своих обязательств не отказывались". - Да, но по какой ставке? "По 63 112 рублей за ученика в год. Именно таков в нашем городе норматив, и менять его в ближайшее время городское правительство не планирует. К деньгам, получаемым из бюджета участниками пилотного проекта, статьи новой редакции закона "Об образовании" никакого отношения не имеют. Иная ситуация была бы несправедливой! Посудите сами: вы испекли дома праздничный торт. Ваши дети имеют полное право отведать этого лакомства (естественно, не в ущерб своему здоровью), ведь так? А если я позвоню вам в дверь и начну требовать себе тоже кусок, вам это покажется странным, не правда ли? В Москве и среди государственных школ остаются те, которые не участвуют в пилотном проекте. С какой же стати мы должные предоставлять приоритет негосударственным?", - считает Александр Гаврилов.

По официальной информации департамента, в Москве сегодня 1364 государственных общеобразовательных учреждения. В исходном тексте постановления столичного правительства, давшего 22 марта прошлого года старт упомянутому пилотному проекту, перечислялись 125 школ-участников. Но затем в этот документ четырежды (12 июля, 28 сентября, 1 ноября и 28 декабря) вносились изменения, причем одинаковые, что называется, по сути: количество участников все время увеличивалось. Летом добавились 134 школы, осенью – еще 724, а с нового, 2012, года полный перечень "пилотных" СОШ насчитывает 1350 позиций.

"Выходит, 99% государственных школ финансируются по "пилотным" принципам, а по традиционной схеме бюджетные средства получают всего 14 их менее удачливых "сестер" – удивляется исполнительный директор Совета православных школ Москвы Алексей Тишутин. – Такая картина порождает сразу несколько недоуменных вопросов. Во-первых, какой же это пилотный проект, если он распространился уже практически на все школы?! Во-вторых, до сих пор не включенные в него учреждения – это что, изгои городской образовательной системы, которые московское правительство и Департамент образования решили столь изощренным способом наказать? И в-третьих: а наши-то православные школы, в том числе и те, что официально аккредитованы как гимназии, центры образования и начальные школы, за что "поставили в угол?" Мы-то чем провинились?"

Помочь во всем этом разобраться мог бы ответ на январское обращение Святейшего Патриарха Кирилла к столичному градоначальнику, где Предстоятель Церкви выражал недоумение "нормативом бюджетного финансирования для православных школ ниже установленного для государственных в 1,5 – 2 раза, что противоречит не только достигнутым договоренностям, но и сложившейся практике городского финансирования аккредитованных общеобразовательных учреждений". Под достигнутыми договоренностями, как следует из текста письма Патриарха, здесь имеются в виду слова руководителя Департамента образования Исаака Калины на его встрече с представителями Московской епархии Русской Православной Церкви и столичных православных школ 12 октября прошлого года, где Исаак Иосифович выражал готовность финансировать православные школы наравне с государственными.

В ответ на письмо Патриарха заместитель мэра по вопросам социального развития Ольга Голодец, по сути, пересказывает прежнюю позицию Департамента образования, на которую, как теперь выясняется, поправки к федеральному закону никак не повлияют. А именно: государственный норматив – 63 112 рублей на каждого учащегося, это значение заложено в бюджет-2012 и в предварительные плановые показатели бюджетной "трехлетки" до 2014 года, изменить его без правки городского Закона о бюджете невозможно.

"Опровергнуть этот посыл достаточно легко, - считает директор первой московской православной гимназии "Радонеж" Михаил Тишков. – Если наш десятиклассник, к примеру, перейдет в расположенную рядом государственную школу из "пилотного списка", на него сразу же пойдет финансирование в размере 123 330 рублей. Не из средств федеральной казны, не от муниципалитета, не от спонсора, а именно из городского бюджета! Значит, за каждым московским школьником из семьи добросовестных налогоплательщиков на обучение зарезервированы именно такие средства, и прикрываться Законом о бюджете – просто-напросто фикция".

Добавим: год назад Президент России Дмитрий Медведев уже поручал мэру Москвы Сергею Собянину обеспечить равенство прав и возможностей государственных и негосударственных образовательных учреждений, в том числе в отношении доступа к получению бюджетного и внебюджетного финансирования (причем срок этого поручения был установлен достаточно жесткий – 30 июня 2011 года). А незадолго до президентских выборов состоялась встреча председателя Кабинета министров РФ Владимира Путина со святейшим Патриархом Кириллом с участием глав традиционных российских религий и конфессий. Там национальный лидер высказался еще определеннее: "Надо окончательно решить один принципиальный, системный вопрос – уравнять вузы и школы, созданные при участии религиозных организаций, с государственными – и в доступе к бюджетным средствам, и по зарплате преподавателей и учителей, преподающих предметы, которые входят в образовательный стандарт. Здесь не должно быть никакой дискриминации. Мы делаем очень важное, без всякого преувеличения, государственное дело, и делать его должны совместно".

Теперь столичные чиновники, видимо, считают, что равенство налицо. А то, что некоторые ученики "равнее", ничего страшного?

Первая часть истории: Последний звонок

13 марта 2012 г. 01:00
Ключевые слова: дети, Москва, школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00