iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Точка отсчета
В истории монашества Афона, и прежде всего русского Пантелеимонова монастыря, есть важная, точная и непреложная дата — «февраль 14-го индикта» как хронологически первое документально верифицированное упоминание «обители Рос(а)», игумен которой Герасим собственноручно подписал документ с указанием своего развернутого титула. Грамота из архива Святогорской лавры Святого Афанасия (Акт. Лавр. I.19: P. 155.37–38) сохранилась в подлиннике и издана в 1970 году Полем Лемерлем с коллегами в парижской серии «Архивы Афона» по этому оригиналу с приложением альбома фотографий. Подлинный документ представляет собой гарантийное подтверждение (Ἀσφάλεια) игумена обители Святого Илии Николая, который, судя по тексту, намерен обосноваться в монастыре Предтечи τοῦ Ἀτζιιωάννη, где игуменом являлся Симеон, чтобы исполнять свои обязанности (игумена) по управлению (обителью) — временно, на один год. Акт подписан свидетелями — игуменами афонских монастырей, среди которых и «пресвитер и игумен обители Рос(а)» Герасим.
15 мая 2017 г. 12:59
Десять веков Русского Афона
От расположившейся в центре Македонии материковой части Халкидик в Эгейское море Творец бросил три полуострова-«пальца». Западная Кассандра — скопление молодежных курортов, пристанище любящих вольный морской ветер серферов. Центральная Ситония, еще несколько десятков лет назад сплошь покрытая рыбацкими деревушками, теперь превратилась в облюбованное немецкими, сербскими и русскими отпускниками место для спокойного семейного отдыха. Восточный Афон, отделенный от Ситонии заливом Святой горы, — удел Пресвятой Богородицы, единственное в мире монашеское государство и один из центров мирового Православия. Перед празднованием тысячелетнего присутствия русских на этой земле корреспондент «Журнала Московской Патриархии» совершил краткое паломничество в Пантелеимонов монастырь, которое, впрочем, едва не затянулось.
12 мая 2017 г. 17:59
Аналитика
Новомученики Ясеновацкие
ЖМП № 7 июль 2012 /  6 июля 2012 г.
версия для печати версия для печати

Нечужие святые

Для Сербской Церкви, так же как и для Русской, ХХ век стал временем испытания веры. Свидетельством этого служат жизнеописания преподобных и мучеников, которые были прославлены Сербской Церковью в 2010 году и решением Священного Синода от 6 июня 2012 года включены в Месяцеслов Русской Церкви.

Преподобный Иустин Челийский

память 1/14 июня

Преподобный Иустин (Попович) — один из крупнейших сербских богословов XX века. Его труды известны по всему миру и заслуженно пользуются большим авторитетом. Святой родился в городе Вранье на юге Сербии 25 марта 1894 года в семье, где было семь поколений священнослужителей. При крещении он получил имя Благое.

В годы учебы в Белградской семинарии его учителем был будущий святитель Николай (Велимирович). Пройдя дорогами Первой мировой войны в качестве санитара, юноша в 1916 году принял монашеский постриг с именем Иустин в честь преподобного Иустина Философа. Короткое время он провел в Англии, а затем митрополит и король сербский направили монаха в Санкт-Петербург. Впечатленный благочестием русского народа, отец Иустин испытывал глубокое благоговение перед русскими святыми. В дальнейшем узы дружбы связывали его с русскими епископами, нашедшими убежище в Сербии после переворота 1917 года. Вскоре сербский монах был вынужден покинуть Россию и продолжил образование в Оксфорде (1916–1919). По возвращении в Сербию Иустин стал преподавателем в семинарии в Сремских Карловцах, а оттуда отправился в Афины, где защитил диссертацию на тему "Проблема личности и познания у святого Макария Египетского".

Еще во время учебы святой Иустин вел плодотворную аскетическую жизнь. После его смерти был обнаружен личный дневник, в нем святой Иустин отмечал, что совершал каждый день от 500 до 1000 поклонов и произносил от 1000 до 2000 раз Иисусову молитву. Во время Великого поста он увеличивал это молитвенное правило. В 1922 году митрополит Димитрий рукоположил Иустина во священника. В том же году он стал преподавателем экзегезы в семинарии в Сремских Карловцах и занимал эту должность несколько лет.

Преподобный Иустин оказал поддержку возникшему народному богомольческому движению. В 1927 году богослов опубликовал исследование по гносеологии святого Исаака Сирина. Вскоре его направили в Призренскую семинарию, а через год он был назначен в семинарию в Битолеи, где преподавал вместе с будущим святителем Иоанном (Максимовичем). В 1930–1931 годах иеромонах Иустин принимал участие в устроении церковной жизни в Закарпатской Руси (тогда территория Чехословакии), благодаря его миссионерским трудам многие вернулись в православие из униатства и католичества. В 1932 году отец Иустин опубликовал первый том своей "Догматики", которую промыслительно озаглавил "Православная философия истины". За этот труд он в 1935 году получил должность профессора догматического богословия богословского факультета Белградского университета.

Во время тревожных событий, которые предшествовали Второй мировой войне, святой Иустин отказался участвовать в политических играх и призывал следовать евангельской правде. Так, он прямо и открыто защищал православие, когда Ватикан посредством конкордата (1937) хотел ввести в Югославии католицизм в качестве государственной религии. Вторжение немцев в 1941 году повлекло за собой закрытие богословского факультета. Святой жил в различных монастырях и занимался переводом трудов отцов Церкви и составлением комментариев на Священное Писание. Одним из таких исключительно важных трудов было собрание "Житий святых" в 12 томах. После прихода в Югославии к власти коммунистов в 1945 году преподобный Иустин был изгнан из университета вместе с другими профессорами. Не имея возможности преподавать и будучи лишен всех прав, он находил пристанище в разных монастырях, а затем до конца своих дней (1948–1979) жил в женском монастыре во имя архангела Михаила в Челие, близ Валево. Власти и здесь не оставляли его в покое и часто вызывали на допросы. В то же время на протяжении этих лет к исповеднику постоянно приходило множество людей за советом как из Сербии, так и из других стран.

40 томов сочинений отца Иустина, из которых 30 опубликованы к настоящему времени, охватывают все области церковной жизни. Но наиболее полно его горячая любовь ко Христу выразилась в "Комментариях на Новый Завет", написанных с поэтическим мастерством, сравнимым с творениями его учителя — святителя Николая Охридского (Велимировича).

Святой почил после непродолжительной болезни 25 марта/7 апреля 1979 года, в день своего рождения. Перед тем как отойти ко Господу, он прошептал одному из друзей, который стоял рядом с ним: "Единственный подлинный человек есть Богочеловек Иисус Христос!"

Преподобный Симеон Дайбабский

память 19 марта/1 апреля

Преподобный Симеон Дайбабский, в миру Савва Попович, родился 19 декабря 1854 года в городе Цетинье в Черногории. Он рано осиротел и воспитывался дедушкой и его братом-священником. На учебу он был определен в монастырскую школу при Цетинском монастыре. По благословению Черногорского митрополита Илариона Савва Попович получил стипендию из России и смог учиться в Киевских духовных семинарии и академии.

После окончания академии молодой подвижник изучал светские науки во Франции и Швейцарии, но знакомство с тогдашним западным миром не было ему по сердцу. Он вернулся в Россию и принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре в 1887 году с именем Симеон, а затем был рукоположен в иеромонахи. После рукоположения он некоторое время путешествовал по России, а в 1888 году вернулся в Черногорию. Сначала будущий святой подвизался в монастыре Враньина на Скадарском озере, а затем был переведен в монастырь Острог. Здесь он стал преподавателем в монашеской школе, открытой митрополитом Черногорским Митрофаном. В этот период он дважды отправлялся в паломничество на Афон и Святую землю.

Узнав о чудесном видении, бывшем одному бедному крестьянину, преподобный Симеон вместе с ним построил возле села Дайбабе церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, которая была освящена 22 декабря 1897 года. В этом уединенном месте преподобный Симеон предавался духовным подвигам почти полвека. Он сподобился от Господа дара прозорливости, а также исцеления молитвой больных. Поэтому со временем за советом и духовной беседой к старцу стали приезжать многие, в том числе иностранцы. Народ очень любил и почитал старца Симеона, так же относились к нему и знаменитые сербские подвижники того времени. Святитель Николай (Велимирович) называл старца Симеона святым монахом, а преподобный Иустин (Попович) посещал его и изумлялся "великому сербскому старцу".

Преподобный Симеон Дайбабский преставился ко Господу 1 апреля 1941 года. В 1996 году состоялось обретение честных мощей преподобного Симеона, и теперь они покоятся в раке, поставленной в глубине пещер монастыря, основанного им, доступные для поклонения паломников.

Преподобный Симеон является автором нескольких богословских произведений, часть из которых — поэтические.

Новомученики Ясеновацкие

память 31 августа/13 сентября

В годы Второй мировой войны на территории оккупированной Югославии было создано так называемое Независимое государство Хорватия, в котором к власти пришел крайне националистический хорватский усташский режим во главе с Анте Павеличем. С первых дней существования НГХ (с апреля 1941 года) на его территории развернулся настоящий геноцид в отношении православного населения, была создана целая система концентрационных лагерей.

Аресту, издевательствам и пыткам подверглись десятки священнослужителей, православные храмы и святыни массово уничтожались. За первые три месяца существования НГХ на его территории была практически полностью уничтожена административная структура Сербской Православной Церкви, не осталось ни одного действующего сербского архиерея из пяти несших свое служение здесь до войны. Десятки сербских священников были депортированы или оказались за решеткой. Самой крупной была система концентрационных лагерей Ясеновац, через которую прошли сотни тысяч православных сербов. По оценкам историков, в Ясеноваце погибло около 700 тысяч сербов, а также евреев, цыган и противников усташского режима. В системе концлагерей Ясеновац окончили свои дни десятки священнослужителей, включая нескольких архиереев, прославленных позднее в лике новомучеников.

Подготовил иеромонах Игнатий (Шестаков)

6 июля 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00