Николо-Шартомский монастырь — жемчужина Шуйской земли В духовной грамоте 1425 года нижегородская удельная княгиня Мария передает некоторые свои владения Спасо-Евфимиеву монастырю города Суздаля и Николо-Шартомскому монастырю. От Шартомской обители грамоту подписал настоятель архимандрит Конон. Сан архимандрита указывает на то, что монастырь в то время уже был крупным и имел привилегии. Однако только в 1425 году мы находим первое письменное упоминание о нем. PDF-версия.
23 сентября 2025 г. 13:00
Возрождение Выши — «преутешительной и преблаженной обители» В этом году исполняется 400 лет Успенскому Вышенскому монастырю, в котором подвизался выдающийся богослов и проповедник святой Феофан Затворник. В истории обители были годы расцвета и разорения, вместе со всей Русской Церковью она пережила эпоху гонений. О возрождении Вышенской пустыни, о ее новых традициях, о том, как устроена здесь монашеская жизнь и каковы перспективы обители как центра духовного просвещения, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
13 августа 2025 г. 14:00
Открытие иконы «галантного века» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Икона "галантного века". Произведения XVIII века из музейных и частных собраний». Посетители могут увидеть образцы русской иконописи времени правления Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II. PDF-версия.
22 июля 2025 г. 17:00
Вышел в свет №10 "Журнала Московской Патриархии" за 2025 год Испытанная вераМатериалы октябрьского номера журнала объединены памятью о подвигах веры, которые духовно питают ее возрождение сегодня.
7 октября 2025 г. 13:30
Вышел в свет №9 «Журнала Московской Патриархии» за 2025 год Нет совета вопреки Ему. Прошло четверть века со дня великого освящения возрожденного Храма Христа Спасителя, разрушение которого безбожной властью стало, по слову Святейшего Патриарха Кирилла, страшным злодеянием, надругательством над национальной святыней, причинившим невыразимые страдания душе православного народа, а восстановление — чудом! Бог ведет Свою Церковь.
8 сентября 2025 г. 13:00
|
![]() В 1930-е годы вера русских художников, писателей и поэтов считалась «извинительным недостатком, пережитком проклятого прошлого, который только мешал в творчестве». В 1940-е и далее ситуация стала другой, изменился и формат «Журнала Московской Патриархии», на страницах которого тем не менее находилось место для того, чтобы поговорить о культуре.
Евгений Полищук
24 июня 2011 г. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) во многих решениях по делам об оскорблении религиозных чувств верующих признает и защищает достоинство личности верующих граждан от противоправного посягательства, связанного со злоупотреблениями свободой слова, свободой самовыражения, свободой творчества. Вместе с тем, следует отметить, что некоторые современные тенденции в решениях ЕСПЧ направлены на снижение защиты религиозных чувств верующих.
Игорь Понкин
23 июня 2011 г. Несомненно, концепция диффамации религий позволяет реализовать системный подход в плане предоставления защиты права на свободное исповедание религии не только отдельным лицам, а группам лиц — приверженцев определенных религий и систем религиозных взглядов. Вместе с тем данная концепция требует особой осторожности при ее применении на практике, чтобы из средства защиты фундаментального права человека она не была превращена в средство подавления, дискриминации и физического или психологического насилия религиозного большинства над представителями религиозных меньшинств.
протоиерей Александр Абрамов
23 июня 2011 г. Мы продолжаем обсуждать тему пастырского "выгорания", заявленную протоиереем Павлом Великановым в январском номере "Журнала Московской Патриархии", и предлагаем вашему вниманию размышления о его причинах и о том, как можно его избежать.
22 июня 2011 г.
Как известно, Америка - страна эмигрантов, и национальные общины играют важную роль в жизни общества. Православие также остается разделенным на национальные юрисдикции. В полной мере «американской» Церковью можно назвать, пожалуй, лишь одну из самых небольших юрисдикций — Православную Церковь в Америке. Почему так получилось? Об этом размышляет доктор богословия протоиерей Михаил Аксенов-Меерсон.
протоиерей Михаил Аксенов-Меерсон
21 июня 2011 г. В 70-е годы XIX века имя игумении Антонии (Троилиной) было широко известно в столичных церковных кругах. Воспитанница митрополита Филарета (Дроздова) и игумении Марии (Тучковой) мать Антония умелой рукой управляла Алексеевской обителью. При ней монастырь достиг своего подлинного расцвета, стал своего рода школой будущих игумений.
6 июня 2011 г.
В последний день памятного Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года был поднят вопрос о соотношении присутствующих в Уставе Русской Церкви понятий «Поместный и Архиерейский Собор» и о соотношении обозначаемых ими явлений. Затем этот вопрос был рассмотрен одной из комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, результатом которого стал обсуждаемый сегодня документ «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления». По этому вопросу хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями.
Алексей Беглов
3 июня 2011 г. Существование Православной Поместной Церкви связано с территориальным фактором. Область, на которую распространяется правительственная, судебная и вообще административная власть данной Поместной Церкви, составляет ее каноническую территорию. Этот принцип предполагает взаимное уважение к правам каждой Церкви на ее деятельность в пределах данной территории, регулируемой каноническими нормами о невмешательстве епископата одной Церкви в дела другой.
протоиерей Александр Задорнов
3 июня 2011 г. Почти каждый день в святцах мы встречаем имена Новомучеников и Исповедников Российских. Для Церкви их святость — непреложный факт. Однако в обществе существует точка зрения, согласно которой эти люди пострадали не за веру, а за антисоветские убеждения.
священник Александр Мазырин
3 июня 2011 г. Существует ли православная мода? Начало спору положил недавний показ женской одежды в ювелирном доме «Эстет». Реакция общественности была бурной. Несмотря на взвешенную позицию организаторов, вдумчивого разговора о том, что же такое православная мода, не получилось.
Алексей Реутский
27 мая 2011 г. Погибшего в авиакатастрофе под Смоленском Анжея Пшевожника, бывшего руководителя совета охраны памяти при польском правительстве, принимавшего участие в создании польской части мемориала в Медном, удивило, что на российской части этого мемориала нет ни одного православного креста. Российские чиновники ответили ему: нашим людям это не нужно, там же не одни православные расстреляны. Это краеугольная проблема современной государственной мемориальной политики. Псевдотолерантность, помноженная на безграмотность и беспочвенность.
Игорь Гарькавый
27 мая 2011 г. Уже не один год на островах Соловецкого архипелага регулярно и без всякого на то официального разрешения собираются различные люди, которые занимаются, по их словам, йогой, эзотерической практикой, исследованием воздействия лабиринтов на психофизиологические характеристики человека. Материалы об этом открыто выложены в Интернете. На заповедных островах эти «йогеры» жгут костры, ставят палатки, проводят сомнительные оздоровительные практики и псевдонаучные эксперименты...
Вячеслав Столяров
24 мая 2011 г. ...Нельзя обойти молчанием и ценнейшее и единственное в России собрание христианских памятников Эфиопии, одного из древнейших государств мира — Абиссинии, чью государственность возводят к библейским временам царя Соломона и царицы Савской. Кресты, иконы, рукописи, миниатюры, памятники прикладного искусства, магические свитки и многое другое составляют целый музей в музее, который в будущем неизбежно станет первым в стране научным центром по изучению этой культуры.
Ирина Шалина
12 мая 2011 г. Альманах «Богословские труды» стал «брешью» в атеистической системе, единственным на долгие годы периодическим богословским изданием. Правда, работ современных авторов было сравнительно немного. О чем можно и о чем нельзя было прочесть на его страницах, пишет ответственный секретарь редколлегии «Богословских трудов».
Евгений Полищук
11 мая 2011 г. В 2010 году несколько церковно-приходских школ Тамбовской епархии прошли государственное лицензирование и получили статус учреждений дополнительного образования. Это, безусловно, отрадный факт, ведь такая «легализация» позволяет сделать православное образование более престижным, дать возможность для его развития и привлечь в церковноприходские школы больше высококлассных специалистов. Пока подобные примеры в епархиях Русской Православной Церкви единичны.
5 мая 2011 г.
|
![]()
|