iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новоторжец
В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II. Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Пат­риархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова. PDF-версия.
8 февраля 2022 г. 17:00
Услышать сердцем, прозреть ладонями
Дом слепоглухих в Пучкове — беспреце­дентный в России церковный проект социального сопровождения людей с серьез­ными нарушениями слуха и зрения. Возник он семь лет назад при Казанском приходе в большом селе близ Троицка, только вошедшего тогда в черту столицы (об этом начинании мы подробно рассказывали в материале «Услыши мя, Господи» в № 8 за 2016 год). С тех пор апробированные ранее практические методики по работе со слепоглухими со всей страны применяются здесь на постоянной основе. Выпускники Дома слепоглухих осваивают самостоятельное проживание в специальной тренировочной квартире в соседнем Троицке, работают на местных предприятиях и недавно отпраздновали новоселье на подворье дома — фактически втором благоустроенном жилом корпусе, с самого начала адаптированном под нужды особенных людей. PDF-версия.
10 февраля 2022 г. 15:00
Аналитика
Пояс Пресвятой Богородицы
ЖМП № 1 январь 2012 /  30 декабря 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Под благодатным покровом Пресвятой Богородицы

На X выставке-форуме "Православная Русь – ко Дню народного единства" в Москве были подведены итоги 20-летия церковного возрождения. Православные и светские СМИ живо обсуждали тему духовного обновления в России, начавшегося в нашей стране после празднования 1000-летия крещения Руси, и этот разговор, конечно, еще будет продолжен, в том числе и на страницах ЖМП. Провожая уходящий год, вспомним о том, какими событиями церковной жизни он был отмечен.

Архиерейский собор

Решения состоявшегося в феврале 2011 года Архиерейского Собора определили задачи церковной жизни на ближайшее будущее. Собор дал исчерпывающие разъяснения по вопросам участия священнослужителей и мирян в общественной жизни и политических кампаниях, поднял темы публичного богохульства и клеветы, сформулировал основные принципы организации социальной и миссионерской работы в Церкви, обратил внимание на проблемы малообеспеченных клириков и членов их семей.

Примечательно, что к разработке проектов документов были привлечены широкие круги церковной общественности. В рамках работы Межсоборного присутствия священники и миряне самых разных специальностей скрупулезно обсуждали ключевые вопросы жизни Церкви в современных условиях. Беспрецедентным стало и открытое обсуждение документов в сети Интернет за несколько месяцев до соборных заседаний. Возможно, поэтому принятые решения прямо или косвенно касаются каждого члена Церкви и требуют максимально серьезного осмысления.

Выделение новых епархий и создание митрополий

Практически на каждом заседании Священного Синода в 2011 году принимались решения о разделении крупных епархий. Одна из главных целей – приблизить архиерея к пастве в условиях стремительного развития миссионерской, благотворительной и катехизаторской деятельности Церкви. В ситуации, когда территория епархии включает тысячи километров, на которой действуют несколько сотен храмов, активная работа епископа с приходским духовенством сталкивается с серьезными препятствиями. Разукрупнение епархий позволяет и приблизить архиерея к пастве.

Продолжением реформы церковно-административного управления стало образование митрополий. В ситуации, когда границы выделенных епархий зачастую не совпадают с границами субъектов РФ, митрополия призвана создать необходимые условия для оптимального взаимодействия епархий и вывести взаимодействие епархий на новый уровень. При этом само понятие «митрополия» не является новым явлением, а трехступенчатая структура управления, воссоздаваемая сегодня в Русской Православной Церкви, доказала свою эффективность в ходе церковной истории.

Встреча Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей

21 ноября впервые в истории Православной Церкви состоялось совещание Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей Центральной и Восточной Европы. Встреча в таком уникальном формате прошла в Москве в связи с празднованием 65-летия Святейшего Патриарха Кирилла.

В Патриарших палатах Кремля собрались Предстоятели и представители семи Поместных Церквей: Антиохийской, Русской, Грузинской, Румынской, Болгарской, Польской, Чешских земель и Словакии. Примечательно, что, помимо географической общности, эти Церкви объединяет и общий исторический опыт - каждая из них испытала гнет и преследования со стороны богоборческих политических режимов и сегодня решает новые задачи свидетельства о Христе в стремительно меняющемся мире.

Участники совещания обменялись мнениями по широкому кругу вопросов, включая механизмы принятия решений на предстоящем Всеправославном Соборе. По оценке Святейшего Патриарха Кирилла, участники совещания были «единомысленны, как и полагается Церкви; Церковь ведет Святой Дух, и единомыслие есть проявление Его действия».

Пояс Пресвятой Богородицы

Более месяца великая христианская святыня - пояс Пресвятой Богородицы - находилась в России. С 20 октября по 27 ноября ковчегу с поясом Божией Матери поклонились около трех миллионов человек, и если бы путешествие святыни с Афона не было ограничено жесткими временными рамками, это число могло бы составить и десятки миллионов. Справедливо было отмечено, что ни одно мероприятие в России за всю историю – ни политическое, ни спортивное – не собирало столько людей, сколько принесение этой святыни.

Святейший Патриарх Кирилл назвал многочасовое стояние в очереди выражением сильного религиозного чувства людей и «подвигом веры», который «шокирует привыкшего к комфорту современного обывателя». А монахи Ватопедского монастыря теперь обещают издать книгу о чудесах, которые были совершены в России по молитвам к Пресвятой Богородице...

200 храмов для Москвы

Весной 2011 года в столице началась реализация «Программы-200». Без преувеличения, это самый масштабный совместный строительный проект Церкви и городского правительства со времен воссоздания Храма Христа Спасителя. В Москве возведут 200 новых церковноприходских комплексов, которые будут включать не только храмы, но и дома причта, помещения воскресных школ и другие здания, необходимые для миссионерской и социальной работы. «Программа действует в девяти столичных округах — во всех, кроме Центрального административного округа, где другие задачи — восстановление исторических святынь. Определены 19 «пилотных» площадок, и по некоторым из них подрядчики уже назвали сроки окончания строительства (сентябрь — ноябрь 2012 года)», — отмечает председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон.

Храмы будут построены по модульным технологиям, всего разработано около 30 типовых проектов, кроме того, некоторые храмы получат индивидуальное архитектурное решение.

«Сейчас самый насущный вопрос — это сбор пожертвований, ведь мы строим “всем миром”, — отмечает епископ Подольский Тихон, — учрежден фонд, где аккумулируются средства на строительство, первые инвесторы уже нашлись».

В 2011 году, как и обещали городские власти, на 15 площадках начаты работы. Определены все 200 участков, на 65 из них выданы градостроительные планы. По 61 объекту прошли публичные слушания, а на 10 из них местные православные общины регулярно совершают молебны во временных храмах, часовнях или прямо под открытым небом.

Дело о распятиях в школах

В марте 2011 года Европейский суд по правам человека при Совете Европы в Страсбурге вынес окончательное решение по делу о размещении распятий в государственных школах Италии (дело «Лаутси против Италии»). Суд не усмотрел в этом факте нарушения Европейской конвенции о правах человека, отменив решение, принятое им по этому делу в первой инстанции в 2009 году. О значении данного процесса свидетельствовал хотя бы тот факт, что в Большой Палате в качестве третьей стороны участвовали Армения, Болгария, Кипр, Россия, Греция, Литва, Мальта, Сан-Марино, Монако, Румыния, ряд неправительственных организаций, международных и национальных.

Решение суда о том, что размещение распятий в итальянских школах относится к компетенции Итальянского государства, несомненно, защищает интересы христианского большинства Европы. Вместе с тем не может не вызывать озабоченность христиан тот факт, что ЕСПЧ отказался от использования в мотивировочной части решения понятия традиций и ценностей христианского большинства, а именно к ним апеллировало правительство Италии. В то же время дело Лаутси показывает, что христиане должны и обязаны консолидировать усилия в отстаивании собственного права на свободу вероисповедания и убеждений в связи с угрозами современного агрессивного секуляризма.

«Несвятые святые», «Раскол» и «Жара»

Книга наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», несомненно, стала одним из самых заметных явлений прошедшего года в церковной культурной жизни. «Современный патерик», «бестселлер, написанный монахом», «образец подлинно православного литературного творчества»... Удивительно, но обычно придирчивые книжные критики фактически единодушны в своих оценках. «Несвятые святые» - это не жизнеописания святых, но рассказы об обычных людях, современных христианах, а точнее - о промысле Божием в их жизни. И как Божественный промысел бывает нельзя до конца постигнуть - «судьбы Твоя – бездна многа», так и «Несвятые святые», помимо внешне незамысловатой событийно-сюжетной линии, имеют несколько «пластов» осмысления, ряд сокровенных и глубинных подтекстов.

По своему резонансу к книге архимандрита Тихона приближаются сериал Николая Досталя «Раскол» и документальный фильм Александра Архангельского «Жара». Эти работы вызвали живую дискуссию в обществе, столкновение разных, порой взаимоисключающих мнений. И прежде всего - «Раскол», что, впрочем, не удивительно. Широкому зрителю впервые в формате художественного кино была представлена история драматических событий в Русской Православной Церкви начала XVII века

Весь комплекс Новодевичьего монастыря передан Церкви

С 1 января 2011 года Московская епархия Русской Православной Церкви стала полноправным и единоличным пользователем комплекса зданий архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря. Передача монастырского комплекса Русской Православной Церкви стала возможна в связи с принятием в ноябре 2010 года федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Закон устанавливает единый порядок передачи такого имущества, и Новодевичий монастырь стал «первой ласточкой» в этом направлении. Подобные акты отчасти восстанавливают историческую справедливость, возвращая миллионам верующих достояние, незаконно отнятое у них в 1917 году.

Сейчас на территории женской обители открыт и действует церковный музей Московской епархии, на который возложены экскурсионно-просветительские функции, связанные с особым историко-культурным значением Новодевичьего монастыря.

Япония: помощь попавшим в беду

В Японии в марте произошло разрушительное землетрясение магнитудой 9,0, вызвавшее цунами высотой более 10 метров. В наибольшей степени пострадали районы, входящие в пределы Сендайской епархии. Один православный храм был полностью разрушен, еще пять получили серьезные повреждения.

Русская Православная Церковь собрала в общей сложности 1,5 миллиона долларов для восстановления храмов и помощи пострадавшим от стихии. По благословению епископа Южно-Сахалинского и Курильского Тихона, во всех храмах епархии сразу после трагедии ежедневно служились молебны...

«В таких трудных обстоятельствах ободряющее утешение от Матери-Церкви для нас явилось источником духовной и молитвенной поддержки», - отметил потом правящий архиерей Сендайской и Восточно-Японской епархии Японской Православной Церкви епископ Сендайский Серафим.

30 декабря 2011 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00