выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Аналитика
ЖМП № 9 сентябрь 2012 /  18 сентября 2012 г.
версия для печати версия для печати

Правовые формы православного образования

Конфессиональное образование в средней школе становится, как свидетельствует практика, все более и более востребованным. Не противореча светским началам государственности, религиозное образование позволяет заложить основы гармоничного мировоззрения формирующейся личности. О правовом регулировании деятельности в сфере православного образования рассказывают специалисты Синодального отдела религиозного образования и катехизации в предлагаемых вниманию наших читателей материалах.

Аттестация общеобразовательных организаций, проводимая Синодальным отделом образования и катехизации, выявила среди них такие, у которых учредителем является субъект Федерации (одна), муниципалитет (пять школ), муниципалитет совместно с религиозными организациями (одиннадцать). В действительности число православных муниципальных школ больше, поскольку к ним следует отнести, к примеру, все казачьи кадетские корпусы. Более того, в последнее время всё более заметно стремление к созданию новых муниципальных православных школ, причем инициатива часто исходит от органов управления образованием на местах, от коллективов школ, от родителей.

К сожалению, муниципальные школы, желающие реализовывать полноценный православный компонент образования в соответствии со Стандартом православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, нередко сталкиваются с противодействием со стороны органов власти и управления, правоохранительных органов, полагающих, что в данном случае нарушается закон. Классическими аргументами являются ссылки на светский характер государства и образования, на то, что в Российской Федерации школа отделена от Церкви.

Итак, действительно ли реализация в муниципальной или государственной школе программ православного компонента противоречит закону?

Общие правовые основания преподавания конфессионально ориентированных предметов

П. 3 ст. 13 Международного пакта от 16 декабря 1966 года "Об экономических, социальных и культурных правах" предусматривает, что "участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей... обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями". Аналогичная норма содержится и в Международном пакте от 16 декабря 1966 года "О гражданских и политических правах" (п. 4 ст. 18).

Ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 года) (с изменениями от 11 мая 1994 года) ETS № 009 гласит: "Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям".

Таким образом, прежде всего родители, а не государство или иной субъект правоотношений определяют характер образования и обучения ребенка. Государство не имеет права нарушать данное положение.

Что же может или обязано сделать государство в данном случае?

Ст. 5 Международной конвенции "О борьбе с дискриминацией в области образования" (Париж, 14 декабря 1960 года) гласит, что государства, являющиеся сторонами настоящей конвенции, должны гарантировать родителям и, в соответствующих случаях, законным опекунам возможность обеспечивать образование их детей в соответствии с их собственными религиозными и моральными убеждениями.

Хочу подчеркнуть, что к этим международным договорам Россия присоединилась, следовательно, в силу п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации1 они являются составной частью правовой системы России. Таким образом, данные нормы права обязаны применять суды при разрешении споров и т.д. Однако предметом рассмотрения в моей статье является не любое знание о религии в рамках муниципальной школы, а именно реализация полноценного православного компонента общего образования.

Напомню, что в июле 2011 года Священным Синодом Русской Православной Церкви был принят Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации2, включающий требования к наличию в образовательной программе наших школ обязательных конфессионально ориентированных предметов и минимально необходимого объема (примерного содержания) данных дисциплин.

Стандарт православного компонента общего образования может быть реализован любой общеобразовательной школой, поскольку учитывает требования законодательства, включая государственные образовательные стандарты.

Правовые основания реализации программ православного компонента общего образования

В настоящее время закон содержит два разных понятия: религиозное образование и обучение религии.

Под образованием Федеральный закон Российской Федерации от 1 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" понимает "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".

Закон РФ "Об образовании" указывает в качестве принципа государственной политики в области образования требование светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (п. 4 ст. 2). Понятие светского характера не раскрывается законодательством. В то же время ст. 2 Закона устанавливает и иные принципы государственной политики в области образования, а именно: "защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; свобода и плюрализм в образовании".

На основании п. 6 ст. 9 Закона "Об образовании" общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников; региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными прог­раммами), утверждаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно, должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности, а также учитывать разнообразие мировоззренческих подходов (ст.14 ФЗ "Об образовании").

Таким образом, системное толкование норм права позволяет сделать вывод о том, что реализация православного компонента общего образования в рамках основной образовательной программы в муниципальной школе возможна в части дисциплин, курсов, модулей, рассматриваемых как культурологические (этнокультурные) дисциплины или углубляющие основные предметы модули.

Этнокультурный компонент кроме национальных, культурных, исторических традиций может включать и традиционную для данного этноса религию как основу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

В указанном порядке могут быть реализованы курсы Основ религиозных культур и светской этики (возможные варианты названия: Православная культура, Основы нравственности, Православное благочестие, Основы православной веры), церковнославянский язык, церковное пение, логика, греческий язык, история Церкви, а также программа духовно-нравственного развития.

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования в п. 1.6 указано: "При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательное учреждение может взаимодействовать, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

— участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

— реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом и родительским комитетом образовательного учреждения;

— проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении".

Православный компонент общего образования реализуется частично за счет обязательной части (­ОРКСЭ), частично — за счет части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, включая внеурочную деятельность (если школы работают в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)).

Если же школы (классы) работают в рамках Государственных образовательных стандартов (ГОС), то православный компонент реализуется за счет регионального и школьного компонента образовательной программы.

В учебном плане эти части обозначены в сетке часов, в пояснительной записке к учебному плану определяется статус предметов православного компонента.

Вместе с тем образовательные модули православной направленности необязательно указывать в учебном плане. Это можно сделать в рабочих программах по учебным предметам, которые разрабатываются преподавателями образовательного учреждения на основе примерной программы по предмету. В пп. 7 п. 2 ст. 32 Закона "Об образовании" устанавливается, что к компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), разрабатываемых на основе примерных программ. В примерных программах дается инвариативная часть в соответствии с ФГОС, "остальные разделы примерных программ учебных предметов формируются с учетом региональных и этнокультурных особенностей, состава класса, а также выбранного комплекта учебников" (п. 5.1 Примерной основной образовательной программы начального общего образования). Это составляет примерно 20% объема программы, то есть часть, формируемую участниками образовательного процесса базисного учебного плана для начальной школы. Таким образом, муниципальное образовательное учреждение имеет право самостоятельно разрабатывать основные образовательные программы, авторские курсы и модули с учетом требований ФГОС и возможных локальных актов регионального и муниципального значения типа Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин.

Православно ориентированные муниципальные школы (например, Вятская православная гимназия) обращают особое внимание на разработку авторских программ, полностью реализующих ФГОС, но наполненных образовательными модулями православной тематики. К примеру, литературу XVIII века невозможно понять без обращения к церковнославянской лексике, произведения писателей и поэтов XIX века — без анализа их мировоззренческих позиций3.

Что же касается таких необходимых элементов Стандарта православного компонента, как участие в таинствах, в богослужениях, общая молитва, реализация дисциплин и модулей богословской направленности (Закон Божий, догматика и т.д.), то данные дисциплины и действия также могут быть реализованы в муниципальных школах, но за рамками образовательных программ. Правовые основания реализации этого элемента Стандарта составляют положения п. 4 ст. 5 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях", Письма Министерства образования Российской Федерации от 4 июня 1999 года № 14-53-281ин/14-04, Приказа Министерства образования Российской Федерации от 1 июля 2003 года № 2833. Собственно вероучительные дисциплины, а также участие в таинствах рассматриваются не как образовательный процесс, а как обучение религии (катехизация), что в муниципальной школе возможно, но только за пределами образовательных программ.

Необходимым условием реализации программ православного компонента образования является согласие родителей (законных представителей) и самого ребенка в соответствии с п. 5 ст. 3 и п. 4 ст. 5 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях"4.

Елена Зайчикова, главный юрисконсульт Синодального отдела религиозного образования
и катехизации

 

Из Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (ст. 5)

Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, считают, что: родители и, в соответствующих случаях, законные опекуны должны иметь возможность, во‑первых, в рамках, определенных законодательством каждого государства, свободно посылать своих детей не в государственные, а в другие учебные заведения, отвечающие минимальным требованиям, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, и, во‑вторых, обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями; никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями; за лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, следует признавать право вести собственную просветительную работу, включая руководство школами, и, в соответствии с политикой в области образования каждого государства, использовать или преподавать свой собственный язык, при условии, однако, что осуществление этого права не мешает лицам, принадлежащим к меньшинствам, понимать культуру и язык всего коллектива и участвовать в его деятельности и что оно не подрывает суверенитета страны; уровень образования в такого рода школах не ниже общего уровня, предписанного или утвержденного компетентными органами; и посещение такого рода школ является факультативным.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

2 См. текст на сайте otdelro.ru.

3 Следует упомянуть здесь такие произведения, как "Пророк" А.С. Пушкина, "Мертвые души" Н.В. Гоголя и т.д.

4 П. 5 ст. 3: "Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих".

П. 4 ст. 5: "По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы".

См. также:

Юридические аспекты деятельности образовательных организаций

Комментарий к Положению "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви"

Положение о религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви

Изменения в законе об образовании вступают в силу

Религиозная культура в школе: воспитание свободной личности в традициях семьи и народа

Елена Зайчикова
18 сентября 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00