выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Аналитика
Преображенский храм
18 апреля 2012 г. 17:30
версия для печати версия для печати

Преображение Преображенского

На востоке столицы восстанавливается уникальная святыня, взорванная в 1964 году

Нет больше на территории современной Москвы места, столь плотно насыщенного сходными и однокоренными топонимами, как Преображенское. На небольшом пятачке к востоку от Яузы, словно передавая друг другу эстафету, вереницей следуют одноименные набережная, улица, площадь, вал и кладбище. А если вспомнить о станции метро "Преображенская площадь" и о том, что муниципальный район, где размещаются все эти объекты, ныне также зовется Преображенским, речь может идти и о рекорде всероссийского масштаба. Но даже столь обширным списком след, оставленный на карте российской столицы названием одного из двунадесятых христианских праздников, не исчерпывается. Логично было бы предположить, что духовным ядром Преображенского выступал посвященный этому празднику храм. И он в самом деле был до 1964 года. Никогда не закрывавшуюся церковь большевики снесли подло и в одночасье — в 4 часа утра 18 июля 1964 года. То был последний храм, взорванный в Москве. Сейчас эта святыня восстанавливается.

Добро есть нам зде быти…

А почему Преображение? Для ответа на этот вопрос нам придется переместиться еще на три столетия назад. Любитель и знаток соколиной охоты царь Алексей Михайлович облюбовал для этой забавы большую местность к востоку и северо-востоку от черты тогдашней Москвы. В живописных дубравах возникло несколько потешных дворцов, где охотники могли отдохнуть, переждать непогоду и даже переночевать. Самый большой из таких дворцов появился в местности Собакина Роща по правому берегу Яузы, приобретенной двором в 1657 году у двух монастырей: Алексеевского и Кремлевского Чудова1.

Большой поклонник средневековых мистерий (как известно, театр в современном понимании зарождается в нашей стране именно в эту эпоху, а первая "Комедийная хоромина" красовалась не где-нибудь, а в Преображенском), Алексей Михайлович любил пышные церемонии, ритуальные обряды и красивые шествия. С особым упоением самодержец предавался им на отдыхе. Вот как описывает такое празднество придворный врач англичанин Семюэль Коллинс: "Ежегодно под исход мая царь отправляется за три мили от Москвы в увеселительный дворец, который называется Преображенским, потому что посвящен Преображению на Горе, и согласно с текстом Священного Писания "Наставниче, добро есть нам зде быти, и сотворим сени три" у царя есть три великолепные палатки. Собственно его палатка сделана из золотой материи и украшена горностаями; палатки князей соответствуют их степеням. Палатки царя, царицы, одиннадцати детей и пяти сестер составляют круг, середину которого занимает церковная палатка. Вид на них так величествен, что я не видывал ничего подобного в этом роде"2.

Почему Алексей Михайлович завел обычай разыгрывать "Преображенское действо" почти за три месяца до самого праздника, навсегда останется под покровом истории. Для нас же важно, что очень скоро заяузский Потешный дворец Алексея Михайловича стали звать Преображенским. И когда несколько лет спустя по обоим берегам возникло обслуживающее царский Лебяжий двор село, оно вполне логично также получило имя Преображенское.

Именно в этой местности начиналась регулярная русская армия. Именно здесь занявший престол юный Петр, перенеся общественный центр Преображенского на другой берег Яузы, сформировал одно из первых войсковых подразделений, взятых им под личный патронат. Как наречь рожденный в Преображенском полк (пока еще не гвардейский, а потешный), долго думать не приходилось — конечно же, Преображенским! Поэтому и походную полковую церковь, возникшую при штабе (как тогда говорили — при Съезжей избе), тоже освятили в честь Преображения Господня.

Сведения о первой деревянной церкви в Преображенской слободе датируются серединой XVIII века. Преображенский полк тогда претерпевал серьезную реформу в связи с окончательной передислокацией в Санкт-Петербург, и один из его ветеранов — сержант Иван Елисеевич Третьяков — купил в соседнем Семеновском сруб старой церкви и перенес его поближе к полковому плацу3. Что бы там ни говорили о "веке дворцовых переворотов", поистине благословенны времена, когда полковой сержант может позволить себе купить целиком здание для храма, пусть и деревянного!

Почти сразу же началась работа над проектом каменной церкви. После переброски полка в Северную столицу Преображенское теряло былой лоск, народ здесь селился победнее и попроще, и строительство растянулось на долгие десятилетия. Великое освящение храма состоялось только в 1781 году4.

Именно этот храм простоял здесь почти два века, претерпев, впрочем, несколько реконструкций и капитальных переустройств. Самое серьезное датируется концом XIX века. Архитектор Иванов подготовил соответствующий проект в 1883 году, к коронационным торжествам Александра III, высочайше утверждены они в Санкт-Петербурге 16 февраля 1884г. за подписью министра внутренних дел графа Д. Толстого. Кстати, к коронации была приурочена торжественная процедура обновления боевых знамен Преображенского и Семеновского полков, а старые знамена по обычаю были положены в Преображенской церкви на хранение.

Трагедия "бархатного владыки"

После Октябрьской революции значение этой церкви как памятника первому гвардейскому полку России оказалось забыто. Зато во время массового закрытия и передачи православных храмов обновленцам она стала одним из духовных центров Первопрестольной. В 1920-е годы тут служил прославленный ныне Церковью в лике священномучеников архиепископ Калужский Августин (Беляев; +1937). В списке церковнослужителей, расстрелянных в Бутове, — имя здешнего псаломщика Василия Макарова (+1938). Подлинным утешением для верующих в те тяжелейшие годы были архиерейские служения, совершаемые в Преображенском храме Патриаршим местоблюстителем Сергием (Страгородским, + 1944).

Но зримым образом олицетворять собой ангела этой церкви выпал жребий митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу). Справедливо снискавший в современной литературе за свои проникновенные проповеди эпитет "Златоуст ХХ века", владыка всем своим сердцем утешал православных москвичей в суровые первые годы войны, когда в отсутствие митрополита Сергия фактически управлял епархией. В это время небольшой храм в Преображенском становится кафедрой митрополита, куда сотни верующих стекаются послушать его воодушевленные слова со всех уголков Москвы. В послевоенное время у митрополита появляется обширная совокупность высших церковных, общественных, международных попечений (постоянное участие во встречах церковных иерархов со Сталиным, управление Издательским отделом и Отделом внешних церковных сношений Русской Православной Церкви, представительство Церкви в международных организациях борцов за мир), и народ наградил его неофициальным титулом "бархатного митрополита" за осторожность и взвешенность, за умение ладить со светскими властями и четко блюсти при этом интересы Церкви.

Куда эта мягкость, куда эта политическая дипломатичность делись при Хрущеве! "То, что владыка произносил начиная с 1960 года, было резко антихрущевским, открыто направлено против гонений, — вспоминает постоянный прихожанин Преображенской церкви в 1957–1961 годах А.Рогов. — В одной из последних проповедей митрополит Николай говорил следующее: "Сегодня вы читали в газете “Правда”, а как известно, эта газета никогда правды не писала, хулу на Святую Церковь… Я говорю с этого амвона со всей ответственностью, что эта газета пишет ложь"5.

Конечно, это произносилось не внезапно (нет нужды лишний раз напоминать, какая роль отводилась Русской Православной Церкви в мироздании по Никите Хрущеву, особенно после принятий Программы КПСС 1961 года). Но и надеяться, что в государстве развитого социализма подобное сойдет с рук, даже члену Синода, не приходилось. В 1960 году владыка Николай под давлением властей смещен с поста председателя ОВЦС, а вскоре отправлен на покой.

Скончался он при неясных обстоятельствах в Боткинской больнице 13 декабря 1961 года — в день Андрея Первозванного, и вот уже полвека косой крест, когда-то взятый преображенскими гвардейцами себе в символы, осеняет память владыки. На могиле же его в крипте Смоленского храма Троице-Сергиевой лавры до сих пор стоит бережно исполненный неизвестным мастером макет любимой владыкой Преображенской церкви.

Та простояла еще два с половиной года. Трудно сказать, было ли ее уничтожение личной местью Хрущева митрополиту Николаю (причем уже после смерти того), или метростроевцы, тянувшие ветку Кировско-Фрунзенского радиуса на северо-восток, банально решили сэкономить на проходке. Фактом остаются два обстоятельства: после 18 июля 1964 года церквей в Москве больше не взрывали, а трассировка подземки, которой официально объяснялась ликвидация храма, в итоге так его и не задела. Ярчайшее тому доказательство — согласованное Московским метрополитеном в 2001 году намерение инициативной группы восстановить храм в точности на историческом месте.

Возвращение к истокам

Правда, до старта самого воссоздания оставались еще долгие годы, и согласие администрации подземки стало далеко не самым принципиальным моментом.

"Поначалу огромной проблемой виделся сам проект, — вспоминает автор идеи воссоздания председатель приходского совета Преображенской общины Игорь Русакомский. — Ведь храм не состоял на государственной охране, а перед взрывом обмерить его не удосужились. И вот случайно, находясь в командировке в Петербурге, в Российском государственном историческом архиве я обнаружил те самые чертежи Иванова, подготовленные в 1883 году!"6

Эта находка стала ключевой. Несмотря, впрочем, на стартовавшие по инициативе приходского совета проектные работы, местным чиновникам было недостаточно ни официального патриаршего благословения, ни распоряжения мэра Москвы. Они постоянно придумывали массу причин для затяжек — от всё той же трассы метро до сквера с ценными породами деревьев и кустарников, разбитого перед фасадом НИИ дальней радиосвязи7. И однажды всерьез засомневавшийся Русакомский поехал в Боровск, чтобы испросить совета у старца иероманаха Власия: не за неподъемный ли труд он взялся, не оставить ли это начинание? Старец подарил бисерное яичко и ответил: ни в коем случае, успех обязательно придет.

И он действительно пришел в лице московского протоиерея Владимира Волгина, согласившегося, несмотря на множество иных попечений, возглавить будущий приход Преображенского храма. "После этого многие проблемы разрешились как бы сами собой, а некоторые препятствия пали под напором отца Владимира, — говорит Русакомский. — Когда префектура Восточного административного округа вознамерилась предоставить нам для стройплощадки совсем другой земельный участок по Краснобогатырской улице, батюшка пришел на прием к тогдашнему префекту Николаю Евтихиеву и сказал: “Николай Николаевич, я родился не очень далеко отсюда в деревянном доме. Надо же, удивился хозяин кабинета, я тоже. А вот представьте, продолжал священник: некто, обличенный властью, решает восстановить ваш родной дом в другом месте города. В высшей степени странно, согласился префект и отдал распоряжение о старте подготовительного цикла по адресу, которого мы добивались”".

Археологические раскопки ознаменовались серией неожиданных открытий. Помимо интереснейших артефактов (остатков кадила, священнического креста, древнего мощевика, языка от колокола, фрагментов деревянной балясины) из толщи грунта извлекли старинную икону медного литья. Потом в земле показались основания фундаментов взорванного храма, а в основании алтарной апсиды в забутовке обнаружился надгробный камень.

"Историки датировали его 1740-ми годами, — говорит Русакомский. — Как мы помним, в это время здесь еще стояла деревянная церковь, но момент сооружения каменной был уже не за горами. На чертежах той поры церковный погост не прослеживается. Но еще в конце позапрошлого века исследователь московской старины книгоиздатель П.В. Синицын фиксировал возле Преображенской церкви уцелевшие надгробия гвардейцев8. Поэтому мы нисколько не удивились, когда помимо ценных свидетельств минувших эпох инструменты археологов, а затем и строителей стали касаться человеческих останков. Сейчас мы их бережно собираем вместе, а после окончания всех строительных работ перезахороним в братской могиле с красивым памятником первым гвардейцам России".

Конечно, окончить все работы — это легко только сказать. Вскрытые исторические фундаменты подвели архитектора Андрея Оболенского к идее музеефицировать остатки церкви. Кроме того, сильно изменилось градостроительное окружение участка застройки: милые патриархальные двухэтажные домики по Преображенке давно снесены, площадь раздалась, получила не всегда оправданные, зато беспрекословно уходящие ввысь вертикальные доминанты. Поэтому вполне естественно приподнять объемы воссоздаваемой церкви, чтобы они не терялись среди соседних высоток. Но всё это потребовало серьезного усложнения и удорожания проекта. По прошедшим положенные согласования чертежам храм с центральным престолом во имя Преображения Господня и двумя приделами — Александра Невского и Петра и Павла будет стоять на стилобатном этаже, где помимо технических служб в память о митрополите Николае разместятся нижняя церковь Николая Чудотворца и небольшой крестильный храм Андрея Первозванного.

Общая строительная смета оценивается в 600 млн рублей. Примерно половина этой суммы приходится на тяжелейший начальный этап сооружения стены в грунте и перекрытия нижней части горизонтальной монолитной плитой. Сейчас в подготовленном котловане завершается сооружение опорной конструкции, после чего дела должны пойти быстрее. Конечно, ни один приходской совет, ни одна общественная организация не соберет такой колоссальной денежной суммы, поэтому вся надежда на то, что технический заказчик и подрядчик объекта — столичное Управление реконструкции и развития уникальных объектов (УРиРУО) и НПО "Космос" — как можно дольше смогут финансировать работы из собственных средств. В конце концов воссоздаваемый храм не только духовная святыня, но и памятник истории, а значит, наше общее наследие.

По словам начальника УРиРУО Дмитрия Некрасова, его организация готова воссоздать церковь за три года. Было бы в высшей степени справедливо и красиво, если бы первая Литургия состоялась здесь через полвека после взрыва — на престольный праздник в 2014 году. С чем по крайней мере не будет проблем — так это с храмовой иконой. Образ Преображения, пожалованный офицерами-преображенцами в 1856 году в честь коронации Александра II в "свой" московский храм, перед взрывом переместили в сокольническую церковь Воскресения Христова. Ежегодно на Яблочный Спас эту икону торжественным крестным ходом приносят к месту воссоздаваемого храма, где в присутствии современных гвардейцев России после военного парада служится праздничный молебен. По воссоздании и освящении храма клирики Воскресенской церкви готовы вернуть ее в родной алтарь.

Восстановлены по сохранившимся в Историческом музее оригинальным фрагментам и знамена Преображенского полка, которые также ежегодно участвуют в праздничном ритуале. И волею случая (а скорее Промысла Божия) на одном из интернет-аукционов активисты общины наткнулись на объявление о продаже дореволюционной книги брачных обысков (журнала регистрации венчаний) Преображенского храма. Ее удалось выкупить, и, хотя она еще ждет своего внимательного научного исследователя, для прихода она уже стала подлинным сокровищем.

А однажды на молебен у Поклонного креста возле стройплощадки пришел человек. Покаявшись за свое участие во взрыве 18 июля 1964 года, он достал из кармана красивый длинный ключ и рассказал, что этот "сувенир" от дверей взял себе на память той страшной ночью. А теперь считает, что место ему здесь, в штабе строительства.

_________________________________________________________________________________

Примечания

1Бугров А.В. Преображенское и окрестности. М., 2004. С. 10.

2Коллинс С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне // Иностранцы в древней Москве (Москва XV–XVII вв.). М., 1991. С. 331.

3ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 753. Д. 473. Апрель 1750 г. "Об освящении оной новопостроенной церкви".

4ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 29. Д. 1708. Л. 1.

5Цит. по: Михайлов К. История одного взрыва. М., 2004. С. 50.

6ЦГИА дела Техническо-строительного комитета. Ф. 1293. Оп. 167. Московская губерния. Ед. хр. 155. Чертежи Спасо-Преображенской церкви в Москве 1873 г. 1 л.; ед. хр. 165. Чертежи церкви Преображения Господня с показанием предполагаемого придела в г. Москве 1877 г. 6 л.

7Письмо и.о. заместителя префекта Восточного административного округа Москвы В.И. Корнеева, 15 января 2004 г.

8Синицын П.В. Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее. М., 1895. С. 78. На одном из этих надгробий было написано: "Под сим камнем погребено тело гвардии капитана поручика князя Данилы Кузьмича Мещерского, скончавшегося 1768 г. февраля 9-го дня и супруги его княгини Евфимии Яковлевны, которая скончалась 1756 г. апреля… а камень положен 1795 г. мая 22-го", на другом надгробии указано о захоронении в 1753 г. лейб-конного сержанта Матвея Михайлова Ивинского и его супруги Екатерины Ивановны урожденной Шишковой, на третьем сильно разрушенном надгробии можно было прочесть, что в этом месте в 1754 г. был захоронен чин адмиралтейской конторы Тимофей Иванов. Как известно, Московская адмиралтейская конторе при Петре I находилась на территории Матросской слободы в Преображенском. Исследователь А.В. Бугров установил, что Синицын не является подлинным автором этой книги. Он издал под своей фамилией материалы, собранные историком Николаем Бочаровым (см.: Бугров А.В. Преображенское и окрестности. М., 2004. С. 8).

Биографическая справка

Митрополит Николай (Борис Дорофеевич Ярушевич) родился 13 января 1892 г. в Ковно (ныне Каунас). Сын настоятеля ковенского Александро-Невского собора. В 1914 г. окончил Петербургскую духовную академию, в том же году принял постриг. Во время Первой мировой войны служил на фронте полковым священником. С 1922 г. — епископ Петергофский. В 1923–1926 гг. — в ссылке. В 1930-е годы в сане архиепископа управлял Новгородской и Псковской епархиями. С марта 1941 г. — митрополит. Во время войны служил в Москве, находился в эвакуации в Ульяновске, работал в Государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. С 1943 г. — член Священного Синода. Доктор богословия. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Скончался 13 декабря 1961 г. Похоронен в крипте Смоленской церкви Троице-Сергиевой лавры.

18 апреля 2012 г. 17:30
Ключевые слова: святыни
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00