Протоиерей Философ Орнатский (1860–1918) - один из наиболее авторитетных пастырей Санкт-Петербургской епархии. Настоятель Казанского собора в 1913–1918 годах. Выдающийся проповедник и общественно-церковный деятель, он известен своими начинаниями в области церковных реформ и трудами на поприще религиозно-просветительского и социального служения. Отец Философ был бесстрашным обличителем антицерковной политики большевиков. И принял мученическую кончину вместе с сыновьями, не отступив от своих убеждений и веры в Христа.
Протоиерей Философ Орнатский родился 21 мая (3 июня по н. ст.) 1860 года в праздник Владимирской иконы Божией Матери в семье священника Николая Платоновича Орнатского. Его отец служил на погосте Новая Ёрга (Поповка) под Череповцом, в церкви Богоявления Господня.
С 1869 по 1874 год Философ Орнатский обучался в Белозерском духовном училище. В 1881 году он окончил в Санкт-Петербурге духовную семинарию и поступил в академию. 1885 год стал для него особым. Он окончил духовную академию со степенью кандидата «с правом получения степени магистра без нового устного испытания», женился и был рукоположен во священника. Последующие семь лет отец Философ служил в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского и там преподавал в должности законоучителя.
Отец Философ хорошо знал отца Иоанна Кронштадтского. Жизнь связала их не только духовными (Иоанн Кронштадтский был его духовником), но и родственными узами. Младший брат отца Философа протоиерей Иван Орнатский женился на племяннице святого праведного отца Иоанна Кронштадтского Анне Малкиной.
Протоиерей Иоанн Кронштадтский часто бывал у отца Философа дома и благословлял многие его начинания во благо Церкви и Отечества. Святой пастырь доверил отцу Философу как опытному полемисту быть посредником в своей переписке со святителем Феофаном Затворником, который первоначально был смущен популярностью и методами пастырской деятельности отца Иоанна. А также некоторыми опечатками, обнаруженными в публикациях его трудов, которые недоброжелатели отца Иоанна пытались истолковать превратно. Протоиерей Философ не только защищал отца Иоанна Кронштадтского от нападок, но и последовательно проводил в жизнь в своих проповедях и в многочисленных публикациях его духовные наставления русскому народу. Так, возглавляя Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в издаваемом в 1902–1905 годах обществом журнале «Православно-русское слово», в котором отец Философ был цензором и автором многих публикаций в 1902 году, он издал «Полный круг слов и поучений» отца Иоанна Кронштадтского.
А позднее, в 1911 году, когда началось издание журнала «Кронштадтский пастырь», ответственным редактором которого стал протоиерей Иоанн Орнатский, отец Философ вместе с братом готовили для журнала многочисленные публикации.
Проповедник, общественный деятель, публицист
В 1888 году отец Философ был назначен членом епархиального комитета Всероссийского православного миссионерского общества в Санкт-Петербурге. Это общество основали в 1865 году для просвещения крещеных, но по-настоящему не воцерковленных, а поэтому легко поддающихся духовному повреждению граждан России. Работа общества была направлена на интеграцию различных этносов Российской империи в общественную и политическую жизнь страны, а также для деятельности за ее пределами.
В 1890-м отец Философ был избран членом совета Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, а в 1892 году стал и его председателем и занимал эту должность вплоть до своей кончины.
В 1892 году отец Философ становится настоятелем храма во имя преподобномученика Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг. Благодаря его стараниям через три года при экспедиции открылись читальня и техническая средняя школа, в которой он был директором и законоучителем.
В апреле 1893 года отец Философ избирается гласным Городской думы Санкт-Петербурга от духовенства и несет свои полномочия вплоть до 1917 года. Он участвует в устройстве городских ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен. По его инициативе в Санкт-Петербурге и окрестностях строятся 12 храмов, самый большой из них — храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала.
Протоиерей Философ был не только талантливым организатором и администратором, но и выдающимся пастырем, гармонично сочетавшим в своей деятельности дерзновенное творчество и традиционное благочестие. Его многочисленные проповеди и публицистические статьи регулярно печатались в церковных изданиях Санкт-Петербурга.
А проповеди в храмах Северной столицы и Саровского монастыря (при открытии мощей преподобного Серафима Саровского), на Литургии перед отпеванием отца Иоанна Кронштадтского, выступления в Городской думе принесли отцу Философу заслуженную славу крупного общественного деятеля.
На рубеже XIX–XX веков не только в среде духовенства, но почти повсеместно всё чаще стал звучать вопрос о необходимости реформировать внутрицерковное управление для ослабления неканонического вмешательства Святейшего Синода в церковные дела и через созыв Поместного Собора восстановить патриаршество и каноническую свободу Православной Церкви в России.
В письме императору Николаю II в марте 1903 года митрополит Антоний (Вадковский) указывал: «Мне всегда казалось, что при усиливающемся развитии русского самосознания само собою — рано или поздно — наступит время, когда общественное мнение вынуждено будет сказать, что стыдно и невозможно Руси Святой жить при таком ненормальном строе церковного управления».
В феврале-марте 1905 года состоялись заседания Петербургского пастырского совета, одним из выдающихся членов которого был отец Философ Орнатский. На них сформулировали пожелания духовенства о характере необходимых реформ, которые были учтены в записках митрополита Антония (Вадковского) Святейшему Синоду. Однако намеченный созыв Поместного Собора был отложен императором сначала на «благоприятное», а в 1907 году на неопределенное время.
Частичная демократизация российского общества высвободила такие политические силы деструктивного характера, что не только император, правительство, но и священноначалие Церкви были серьезно обеспокоены состоянием общества, в котором, как оказалось, затруднительно было проводить указанные реформы.
Развернувшиеся в церковной среде Москвы и Санкт-Петербурга дискуссии о предполагаемой церковной реформе выявили широкий спектр мнений. С одной стороны, здравых, смелых, своевременных, с другой — очень радикальных, закладывающих в это обновительное течение в церковно-общественной жизни будущие основы искушения обновленчеством, со всей силой проявившемся в Церкви с 1922 года.
Оценив ситуацию, митрополит Антоний решил не спешить с проведением церковно-государственных преобразований. Протоиерей Философ Орнатский также выступил за разумную сдержанность в проведении реформ, поскольку духовенство в то время могло участвовать в борьбе различных политических партий и из-за этого в лагере сторонников церковных реформ не было единства.
Работа духовенства в Думе в 1907–1916 годах, не считая принятия нового приходского устава в 1914 году, была малопродуктивной. В 1906 году митрополит Антоний отказался от должности в Государственной думе из-за втягивания Церкви в политику. А последующие болезнь митрополита Антония (1910–1911) и его смерть (2 ноября 1912 года) явились тяжелой потерей для сторонников обновительных процессов в Церкви.
Осенью 1913 года протоиерей Философ Орнатский назначается настоятелем Казанского собора вместо скоропостижно скончавшегося протоиерея Николая Головина.
«Примите мое пастырское благословение»
Первая мировая война обернулась для Российской империи поражением, падением монархии, а для Русской Церкви стала началом ее шествия на голгофу духовной победы и обновления.
В эти годы расцерковленное русское общество начинает поход не только против государства, но и против Церкви. Однако сама Церковь, несмотря на необоснованные нападки и критику духовенства, совершает жертвенное служение Отечеству. Настоятель Казанского собора протоиерей Философ со всей энергией и громадным опытом социально-благотворительного служения осуществляет свою посильную патриотическую деятельность в многочисленных церковных и светских учреждениях, армии и на приходах. Он организовывает работу приходских и попечительских советов, устраивает всевозможные сборы для снабжения фронта деньгами, теплыми вещами, подарками, а также для оказания помощи семьям лиц, призванных в армию, раненым и многим другим пострадавшим. Свою квартиру отец Философ отдает под нужды лазарета, а некоторые из его детей ухаживают за ранеными. С особой силой в это время звучит проповедь отца Философа не только с амвона, но и в печати.
Наступивший 1917 год приносит России изменения государственного строя, падение монархии, угрозу гражданской войны и открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви.
Приход к власти большевиков ознаменован рядом трагических событий, явно свидетельствующих о начале тотального разрушения церковной жизни русского общества. Это убийства духовенства: протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, митрополита Владимира (Богоявленского). Это Декрет об отделении Церкви от государства, лишение духовенства и монашествующих избирательных прав, лишение многих прав их детей, в том числе получения высшего образования, появление инструкции к декрету от 24 августа 1918 года, в которой предписывается передача власти на приходе от настоятеля к группе мирян (двадцатке).
Святейший Патриарх Тихон, предвидя еще большую смуту и расстройство во внутренней жизни страны, обращается с грозными увещеваниями к народу, с призывами опомниться и убояться участвовать в преступлениях против Церкви.
Протоиерей Философ не только читает в Казанском соборе воззвания Патриарха, но и размножает и рассылает его по всем храмам Петрограда.
В начале 1917 года Временное правительство обязало церковную иерархию избирать иерархов в епархиях, в надежде, что к руководству Церковью придут либеральные группировки, стремившиеся к радикальным, по сути разрушительным преобразованиям церковной жизни. В Петрограде такой организацией был Союз демократического духовенства и мирян. В противовес ему отец Философ Орнатский и епископ Вениамин (Казанский) создали Союз церковного единения, который сумел перехватить стратегическую инициативу при подготовке выборов правящего архиерея. В период с 26 марта по 24 мая им было проведено немало многолюдных собраний пастырей и мирян с участием епископа Вениамина, протоиерея Философа, иеромонаха Мануила (Лемешевского, также будущего митрополита, «грозы обновленцев»), на которых решались вопросы организации приходских собраний, по выборам архипастыря, по объединению ученого монашества. Был создан выборный организационный комитет. 24 мая 1917 года в Казанском соборе свободным голосованием клира и мирян Петроградской епархии епископ Вениамин (Казанский) подавляющим большинством голосов (976 из 1561) был избран архиепископом Петроградским и Ладожским.
В августе 1917 года по инициативе отца Философа учреждается Братство приходских советов Петрограда и Петроградской епархии. При попытке безбожников захватить в январе 1918 года Александро-Невскую лавру отец Философ организует крестные ходы из всех храмов города к лавре, чтобы общим крестным ходом от лавры к Казанскому собору явить народную волю и желание сохранить лавру как святыню всей Церкви. Он едет во главе депутации духовенства и мирян в Москву и выступает в соборном совете и соборном отделе по монашеству с докладом о сложившейся обстановке в Петрограде и прошением усвоить митрополиту Вениамину наименование настоятеля и священноархимандрита Александро-Невской лавры.
11 марта 1918 года в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения под председательством отца Философа состоялся съезд духовенства и мирян Петроградской епархии, на котором в согласии с решениями Поместного Собора были выработаны меры по защите святынь от поругания. Съезд постановил создать при всех приходских храмах «союзы из прихожан и богомольцев, которые должны защищать святыни и церковное достояние от посягательств».
Летом 1918 года Петроград посетил Патриарх Тихон, совершив в праздник Вознесения Господня Божественную литургию в Казанском соборе. После Литургии состоялся крестный ход с Казанской иконой Божией Матери и с ковчегом со святыми мощами священномученика Ермогена, привезенными Патриархом из Москвы для вновь устраиваемого подземного храма.
29 июля в Петрограде состоялось чрезвычайное епархиальное собрание для обсуждения выпущенного советскими властями Циркуляра об изъятии из школ предметов религиозного почитания. На собрании протоиерей Философ призвал духовенство на еще один общегородской крестный ход в защиту Александро-Невской лавры.
Но осуществить намеченное ему не удалось. По воспоминаниям дочери Лидии Философовны, вечером 19 июля (1 августа) 1918 года, в канун празднования памяти святого пророка Илии, протоиерея Философа Орнатского арестовали. Батюшка ужинал дома вместе с семьей после всенощной в Ильинском храме на Охте, когда в дверях раздался звонок и вошли вооруженные люди. Вместе с батюшкой были арестованы и два его старших сына Николай и Борис, вызвавшиеся сопровождать отца.
Несмотря на протесты и коллективные обращения прихожан к властям, отца Философа с сыновьями не отпустили. Опасаясь народных волнений, власти давали успокоительные ответы относительно их участи. Но это было ложью. Вероятно, во второй половине августа или чуть позже они в составе группы осужденных приняли мученическую смерть на берегу Финского залива. По рассказам очевидцев, перед расстрелом отец Философ утешал обреченных на смерть словами: «Ничего, ко Господу идем. Вот примите мое пастырское благословение и послушайте святые молитвы». И, встав на колени, помня завет отца Иоанна Кронштадтского — «молясь за других, себе приобретаешь молитвенников», — он спокойным и ровным голосом прочел молитвы на исход души.
«Молясь за усопших, приобретаешь себе их ходатайство перед Богом, если они имеют дерзновение перед Ним. Прославляя святых, сподобляешься их ходатайством перед Богом. Так добро плодовито», — говорил святой Иоанн Кронштадтский. В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Философ Орнатский с сыновьями Николаем и Борисом были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.