iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Аналитика
ЖМП № 1 январь 2012 /  17 января 2012 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Риски религиозного образования

Апробация комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики завершилась в 2011 году. А в наступившем году  преподавание новых предметов по религиозной культуре и этике будет проходить в общеобразовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации. Многолетняя региональная практика религиозного образования в средней школе получила государственную поддержку и общественное одобрение. Статистические исследования Общественной палаты Российской Федерации и Российской академии государственной службы сходны в позитивной оценке курса Основ религиозных культур и светской этики. Тем не менее не прекращается дискуссия о возникающих в этой связи рисках.

По мнению некоторых представителей педагогического сообщества, органов управления образованием, «преподавание основ религиозной культуры создает риск интолерантности, обращения детей в какую-то веру или признание ценностей какой-то культуры, которая доминирует над другими» (1). Как следствие, участие религиозных конфессий в духовно-нравственном воспитании рассматривается как «церковный маркетинг» (2).

«Особо следует выделить риски консервативной модернизации общества, клерикальной приватизации массового сознания, сведения духовных ценностей к традиционным ценностям религиозных культур, а также опасность конфликтов в образовании на религиозной и национальной почве», — пишет академик Российской академии образования А.Г. Асмолов (3).

Выявление рисков, конечно, является значимым результатом эксперимента, свидетельствующим о вовлеченности в этот процесс представителей как педагогического, так и родительского сообществ. Вместе с тем в результате эксперимента и со стороны органов управления образованием, и со стороны Церкви, а также иных традиционных религиозных организаций России была осознана необходимость выработки единой терминологии, единого понимания перспектив изучения религиозной культуры.

Необходимо учитывать и другие риски, в частности опасность отделения данного курса от людей той или иной религиозной культуры, когда новая предметная область может утратить связь с реальной жизнью и не дать никакого ответа на актуальные запросы современного образования в области нравственного воспитания.

Существующие документы об участии Церкви в организации изучения религиозной культуры в школе носят рекомендательный характер (4), а многие аспекты разработки учебно-методического обеспечения и подготовки учителей — ключевые во взаимодействии государства и религиозных конфессий в образовании — пока решаются без участия Церкви. В результате существующая форма изучения религиозной культуры в рамках двух учебных четвертей не может даже приблизительно дать понимание роли православия в истории России, а религиозная культура продолжает рассматриваться как предмет для научных опытов и экспериментов, но не как система основополагающих принципов жизни миллионов сограждан.

В начале XX века священник Павел Флоренский писал: «Культура есть язык, объединяющий человечество; но разве не находимся мы в Вавилонском смешении языков, когда никто никого не понимает и каждая речь служит только, чтобы окончательно удостоверить и закрепить взаимное отчуждение? Мало того, оно закрадывается в самое единство отдельной личности: себя самое личность не понимает, с самою собою утратила возможность общения, раздираясь между взаимоисключающими и самоутверждающимися в своей исключительности “точками зрения”» (5).

Проект введения в программу общеобразовательной школы предметов по религиозной культуре призван консолидировать педагогическое и родительское сообщества, представителей конфессий и органов управления образованием в деле нравственного, патриотического, духовного воспитания детей и, как следствие, вернуть в систему общего образования воспитательную составляющую на основе традиционных религиозных ценностей. Пока это предмет активного обсуждения, острой дискуссии, в результате которой преподавание религиозных культур в школе перестанет быть камнем преткновения и послужит ключом к достижению общественного взаимопонимания.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Как избежать рисков // Образовательная политика. 2010. № 1–2. С. 19.

2. Там же. С. 22.

3. Там же. С 25.

4. См., наприм., «Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации — епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», направленное в субъекты РФ письмом директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 13 июля 2007 года № 03-1584: http://www.otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=89:2009-12-22-12-05-30&catid=63:documenti&Itemid=125.

5. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли. М., 1994. С. 346.

17 января 2012 г. 17:00
Ключевые слова: ОПК, школа, дети
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку
В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00