выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Аналитика
ЖМП № 1 январь 2012 /  17 января 2012 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Риски религиозного образования

Апробация комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики завершилась в 2011 году. А в наступившем году  преподавание новых предметов по религиозной культуре и этике будет проходить в общеобразовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации. Многолетняя региональная практика религиозного образования в средней школе получила государственную поддержку и общественное одобрение. Статистические исследования Общественной палаты Российской Федерации и Российской академии государственной службы сходны в позитивной оценке курса Основ религиозных культур и светской этики. Тем не менее не прекращается дискуссия о возникающих в этой связи рисках.

По мнению некоторых представителей педагогического сообщества, органов управления образованием, «преподавание основ религиозной культуры создает риск интолерантности, обращения детей в какую-то веру или признание ценностей какой-то культуры, которая доминирует над другими» (1). Как следствие, участие религиозных конфессий в духовно-нравственном воспитании рассматривается как «церковный маркетинг» (2).

«Особо следует выделить риски консервативной модернизации общества, клерикальной приватизации массового сознания, сведения духовных ценностей к традиционным ценностям религиозных культур, а также опасность конфликтов в образовании на религиозной и национальной почве», — пишет академик Российской академии образования А.Г. Асмолов (3).

Выявление рисков, конечно, является значимым результатом эксперимента, свидетельствующим о вовлеченности в этот процесс представителей как педагогического, так и родительского сообществ. Вместе с тем в результате эксперимента и со стороны органов управления образованием, и со стороны Церкви, а также иных традиционных религиозных организаций России была осознана необходимость выработки единой терминологии, единого понимания перспектив изучения религиозной культуры.

Необходимо учитывать и другие риски, в частности опасность отделения данного курса от людей той или иной религиозной культуры, когда новая предметная область может утратить связь с реальной жизнью и не дать никакого ответа на актуальные запросы современного образования в области нравственного воспитания.

Существующие документы об участии Церкви в организации изучения религиозной культуры в школе носят рекомендательный характер (4), а многие аспекты разработки учебно-методического обеспечения и подготовки учителей — ключевые во взаимодействии государства и религиозных конфессий в образовании — пока решаются без участия Церкви. В результате существующая форма изучения религиозной культуры в рамках двух учебных четвертей не может даже приблизительно дать понимание роли православия в истории России, а религиозная культура продолжает рассматриваться как предмет для научных опытов и экспериментов, но не как система основополагающих принципов жизни миллионов сограждан.

В начале XX века священник Павел Флоренский писал: «Культура есть язык, объединяющий человечество; но разве не находимся мы в Вавилонском смешении языков, когда никто никого не понимает и каждая речь служит только, чтобы окончательно удостоверить и закрепить взаимное отчуждение? Мало того, оно закрадывается в самое единство отдельной личности: себя самое личность не понимает, с самою собою утратила возможность общения, раздираясь между взаимоисключающими и самоутверждающимися в своей исключительности “точками зрения”» (5).

Проект введения в программу общеобразовательной школы предметов по религиозной культуре призван консолидировать педагогическое и родительское сообщества, представителей конфессий и органов управления образованием в деле нравственного, патриотического, духовного воспитания детей и, как следствие, вернуть в систему общего образования воспитательную составляющую на основе традиционных религиозных ценностей. Пока это предмет активного обсуждения, острой дискуссии, в результате которой преподавание религиозных культур в школе перестанет быть камнем преткновения и послужит ключом к достижению общественного взаимопонимания.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Как избежать рисков // Образовательная политика. 2010. № 1–2. С. 19.

2. Там же. С. 22.

3. Там же. С 25.

4. См., наприм., «Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации — епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», направленное в субъекты РФ письмом директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 13 июля 2007 года № 03-1584: http://www.otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=89:2009-12-22-12-05-30&catid=63:documenti&Itemid=125.

5. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли. М., 1994. С. 346.

17 января 2012 г. 17:00
Ключевые слова: ОПК, школа, дети
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00