выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Аналитика
ЖМП № 1 январь 2012 /  17 января 2012 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Риски религиозного образования

Апробация комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики завершилась в 2011 году. А в наступившем году  преподавание новых предметов по религиозной культуре и этике будет проходить в общеобразовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации. Многолетняя региональная практика религиозного образования в средней школе получила государственную поддержку и общественное одобрение. Статистические исследования Общественной палаты Российской Федерации и Российской академии государственной службы сходны в позитивной оценке курса Основ религиозных культур и светской этики. Тем не менее не прекращается дискуссия о возникающих в этой связи рисках.

По мнению некоторых представителей педагогического сообщества, органов управления образованием, «преподавание основ религиозной культуры создает риск интолерантности, обращения детей в какую-то веру или признание ценностей какой-то культуры, которая доминирует над другими» (1). Как следствие, участие религиозных конфессий в духовно-нравственном воспитании рассматривается как «церковный маркетинг» (2).

«Особо следует выделить риски консервативной модернизации общества, клерикальной приватизации массового сознания, сведения духовных ценностей к традиционным ценностям религиозных культур, а также опасность конфликтов в образовании на религиозной и национальной почве», — пишет академик Российской академии образования А.Г. Асмолов (3).

Выявление рисков, конечно, является значимым результатом эксперимента, свидетельствующим о вовлеченности в этот процесс представителей как педагогического, так и родительского сообществ. Вместе с тем в результате эксперимента и со стороны органов управления образованием, и со стороны Церкви, а также иных традиционных религиозных организаций России была осознана необходимость выработки единой терминологии, единого понимания перспектив изучения религиозной культуры.

Необходимо учитывать и другие риски, в частности опасность отделения данного курса от людей той или иной религиозной культуры, когда новая предметная область может утратить связь с реальной жизнью и не дать никакого ответа на актуальные запросы современного образования в области нравственного воспитания.

Существующие документы об участии Церкви в организации изучения религиозной культуры в школе носят рекомендательный характер (4), а многие аспекты разработки учебно-методического обеспечения и подготовки учителей — ключевые во взаимодействии государства и религиозных конфессий в образовании — пока решаются без участия Церкви. В результате существующая форма изучения религиозной культуры в рамках двух учебных четвертей не может даже приблизительно дать понимание роли православия в истории России, а религиозная культура продолжает рассматриваться как предмет для научных опытов и экспериментов, но не как система основополагающих принципов жизни миллионов сограждан.

В начале XX века священник Павел Флоренский писал: «Культура есть язык, объединяющий человечество; но разве не находимся мы в Вавилонском смешении языков, когда никто никого не понимает и каждая речь служит только, чтобы окончательно удостоверить и закрепить взаимное отчуждение? Мало того, оно закрадывается в самое единство отдельной личности: себя самое личность не понимает, с самою собою утратила возможность общения, раздираясь между взаимоисключающими и самоутверждающимися в своей исключительности “точками зрения”» (5).

Проект введения в программу общеобразовательной школы предметов по религиозной культуре призван консолидировать педагогическое и родительское сообщества, представителей конфессий и органов управления образованием в деле нравственного, патриотического, духовного воспитания детей и, как следствие, вернуть в систему общего образования воспитательную составляющую на основе традиционных религиозных ценностей. Пока это предмет активного обсуждения, острой дискуссии, в результате которой преподавание религиозных культур в школе перестанет быть камнем преткновения и послужит ключом к достижению общественного взаимопонимания.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Как избежать рисков // Образовательная политика. 2010. № 1–2. С. 19.

2. Там же. С. 22.

3. Там же. С 25.

4. См., наприм., «Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации — епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», направленное в субъекты РФ письмом директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 13 июля 2007 года № 03-1584: http://www.otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=89:2009-12-22-12-05-30&catid=63:documenti&Itemid=125.

5. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли. М., 1994. С. 346.

17 января 2012 г. 17:00
Ключевые слова: ОПК, школа, дети
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00