iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Кредо консерватора
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга Александра Щипкова «Дискурс ортодоксии». Издание адресовано как церковному, так и светскому читателю: епископату и духовенству, депутатскому корпусу, педагогическому и гуманитарному сообществам. Его цель — описать актуальный мир современного русского общества с точки зрения его культурно-исторических констант, так или иначе связанных с Православием. Говорит автор и о вызовах, возникающих сегодня перед русской национальной общностью и Русской Православной Церковью, а также о том, как сообща отвечать на эти вызовы, преодолевая застарелые отголоски социальных и национальных расколов. «Дискурс ортодоксии» трудно назвать легким чтением. Но каждая из четырех частей книги, по-своему вполне самодостаточных («Русская тема», «Церковные вопросы», «Проблемы консерватизма», «Гражданское большинство»), написана убедительным и точным языком, понятным церковной и светской аудиториям. Александр Щипков приглашает читателя к совместному размышлению, в результате которого вопросы у свободно и критически мыслящего, думающего читателя могут и, наверное, должны остаться. На некоторые из них Александр Щипков ответил «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
10 марта 2021 г. 16:00
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Аналитика
Cинайский монастырь
9 сентября 2013 г. 09:15
версия для печати версия для печати

Тяжелые дни Синайской обители

Египетские власти распорядились закрыть для посещения монастырь святой Екатерины на Синае на неопределенное время. Официальная причина — необходимость обеспечения безопасности обители. Жизнь в монастыре парализована, его доходы стремительно сокращаются, сотни местных жителей остались без работы. Представители властей утверждают, что закрытие монастыря вызвано неудачной попыткой похищения паломника в южной части полуострова в июне, а также угрозой вооруженного нападения на монастырь мусульманских радикалов. При этом ни Министерство обороны, ни Министерство внутренних дел Египта не сделали никаких официальных заявлений по этому поводу.

Возникшая ситуация близка к гуманитарной катастрофе: несколько тысяч бедуинов (коренные жители Синая) испытывают серьезные трудности. Их жизнь веками была тесно связана с жизнью монастыря. В сложившихся условиях люди, будучи не в состоянии кормить своих животных (а это около 800 верблюдов) вынуждены продавать их, чтобы обеспечить выживание своих семей. На днях старец монастыря святой Екатерины отец Павлос рассказал в интервью изданию Аль-Монитор, что, начиная со времени израильской оккупации в начале 1960-х годов монастырь закрывается третий раз. Однако, по его словам, нынешний случай беспрецедентный: даже во время оккупации врата монастыря продолжали оставаться открытыми. Теперь монастырь переживает тяжелый финансовый кризис, поскольку не может покрыть свои расходы, а также содержать десятки семей, находящихся на его иждивении.

В монастыре трудятся около 400 рабочих из числа местных жителей, которые работают на оливковых посадках, виноградниках, пасеках и на производстве оливкового масла. Парализация жизни монастыря приводит к сокращению его доходов, которые традиционно делились с бедуинской общиной. Тем временем государственная власть бездействует. С момента смены власти в Египте (начало июля) не сделано ничего, чтобы помочь монастырю и бедуинской общине, хотя на протяжении последних двух десятилетий обитель регулярно отчисляла в налоговый бюджет крупные суммы от дохода, получаемого за счет обслуживания сотен тысяч туристов и паломников.

Администрация монастыря рассказала изданию Аль-Монитор, что монастырь с 2004 по 2011 годы принимал по 4000 посетителей — в основном, иностранных туристов — в течение пяти дней в неделю. Даже в те дни, когда монастырь не работал, бедуины принимали сотни туристов, приезжавших сюда, чтобы подняться на Синай или прогуляться вокруг горы на верблюдах. Туристический бизнес стал давать сбои, начиная с января 2011 года, когда Египет начал постепенно скатываться в обстановку политического и общественного хаоса. Но еще никогда бедуинским общинам не было так трудно, как два последних летних месяца нынешнего года.
Шейх Муса аль-Джебали, который с 1982 года принимает гостей в небольшой гостинице недалеко от монастыря, с первой недели июля не встретил ни одного постояльца. Он рассказал, что племя Джабалия, к которому он принадлежит, переселилось к горе Святой Екатерины из Верхнего Египта около 1600 лет назад. Согласно преданию это потомки 200 воинов, которых в VI веке император Юстиниан привез вместе с семьями на Синай для строительства и защиты монастыря святой Екатерины. Племя Джабалия состоит из четырех кланов, называемых кварталами; живут они примерно в трех километрах к северу от монастыря в поселке св. Екатерины.

Шейх Муса аль-Джебали с грустью описывает, как тяжело сейчас живется его племени, насчитывающему 7000 человек: «В результате закрытия монастыря вся жизнь остановилась. Простаивают гостевые домики для туристов, не работают сафари гидов, закрылись даже супермаркеты и рестораны. Если сейчас в городе и появляются иностранцы, то это люди, живущие в городах-пляжах на южном берегу, но ни не останавливаются в городе и ничего не покупают в магазине». По словам аль-Джебали, правительство закрывает глаза на ситуацию: представители Министерства туризма и Департамента по развитию туризма не выразили готовности встретиться с бедуинами, чтобы помочь им или, по крайней мере, обсудить возможные пути компенсации их потерь.
Другой бедуин, 17-летний Ахмед Муса из того же племени Джабалия, работает в магазине по продаже кофе в центре города. Его отец умер семь лет назад, и с десяти лет на нем лежит ответственность за содержание своей матери и двоих сестер. Пару недель назад он продал своего верблюда после того, как он уже не мог купить для него еду. По его словам, пропитание верблюда стоит около 600 египетских фунтов в месяц (85$).
Эту сумму он мог легко заработать, когда работал каждый день, устраивая экскурсии для посетителей монастыря. Теперь, с закрытием монастыря и прекращением потока туристов, его жизнь и планы на будущее (он копил деньги на свадьбу) полностью разрушились. «Слава Богу, я продал верблюда за хорошую цену, — сказал Муса, — но этот верблюд был единственным богатством семьи. Сейчас мы истратим все деньги на текущие нужды, а когда вернется туризм я не смогу работать, ведь для этого необходим верблюд…»
В магазине по продаже кофе, где работает Муса, состоялось собрание бедуинов во главе со старейшинами племени. Его участники решили потребовать от правительства обеспечить город пропитанием для верблюдов, поскольку эти животные необходимы для туристичесого бизнеса. По предварительным подсчетам, стоимость еды на один месяц для 800 верблюдов города  около 68000$. Это сумма эквивалентна той, которую платят 13 600 туристов за входные билеты. По оценкам монастыря подобная сумма до января 2011 года собиралась менее чем за четыре дня.

9 сентября 2013 г. 09:15
Ключевые слова: Синай
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00