iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Аналитика
Cинайский монастырь
9 сентября 2013 г. 09:15
версия для печати версия для печати

Тяжелые дни Синайской обители

Египетские власти распорядились закрыть для посещения монастырь святой Екатерины на Синае на неопределенное время. Официальная причина — необходимость обеспечения безопасности обители. Жизнь в монастыре парализована, его доходы стремительно сокращаются, сотни местных жителей остались без работы. Представители властей утверждают, что закрытие монастыря вызвано неудачной попыткой похищения паломника в южной части полуострова в июне, а также угрозой вооруженного нападения на монастырь мусульманских радикалов. При этом ни Министерство обороны, ни Министерство внутренних дел Египта не сделали никаких официальных заявлений по этому поводу.

Возникшая ситуация близка к гуманитарной катастрофе: несколько тысяч бедуинов (коренные жители Синая) испытывают серьезные трудности. Их жизнь веками была тесно связана с жизнью монастыря. В сложившихся условиях люди, будучи не в состоянии кормить своих животных (а это около 800 верблюдов) вынуждены продавать их, чтобы обеспечить выживание своих семей. На днях старец монастыря святой Екатерины отец Павлос рассказал в интервью изданию Аль-Монитор, что, начиная со времени израильской оккупации в начале 1960-х годов монастырь закрывается третий раз. Однако, по его словам, нынешний случай беспрецедентный: даже во время оккупации врата монастыря продолжали оставаться открытыми. Теперь монастырь переживает тяжелый финансовый кризис, поскольку не может покрыть свои расходы, а также содержать десятки семей, находящихся на его иждивении.

В монастыре трудятся около 400 рабочих из числа местных жителей, которые работают на оливковых посадках, виноградниках, пасеках и на производстве оливкового масла. Парализация жизни монастыря приводит к сокращению его доходов, которые традиционно делились с бедуинской общиной. Тем временем государственная власть бездействует. С момента смены власти в Египте (начало июля) не сделано ничего, чтобы помочь монастырю и бедуинской общине, хотя на протяжении последних двух десятилетий обитель регулярно отчисляла в налоговый бюджет крупные суммы от дохода, получаемого за счет обслуживания сотен тысяч туристов и паломников.

Администрация монастыря рассказала изданию Аль-Монитор, что монастырь с 2004 по 2011 годы принимал по 4000 посетителей — в основном, иностранных туристов — в течение пяти дней в неделю. Даже в те дни, когда монастырь не работал, бедуины принимали сотни туристов, приезжавших сюда, чтобы подняться на Синай или прогуляться вокруг горы на верблюдах. Туристический бизнес стал давать сбои, начиная с января 2011 года, когда Египет начал постепенно скатываться в обстановку политического и общественного хаоса. Но еще никогда бедуинским общинам не было так трудно, как два последних летних месяца нынешнего года.
Шейх Муса аль-Джебали, который с 1982 года принимает гостей в небольшой гостинице недалеко от монастыря, с первой недели июля не встретил ни одного постояльца. Он рассказал, что племя Джабалия, к которому он принадлежит, переселилось к горе Святой Екатерины из Верхнего Египта около 1600 лет назад. Согласно преданию это потомки 200 воинов, которых в VI веке император Юстиниан привез вместе с семьями на Синай для строительства и защиты монастыря святой Екатерины. Племя Джабалия состоит из четырех кланов, называемых кварталами; живут они примерно в трех километрах к северу от монастыря в поселке св. Екатерины.

Шейх Муса аль-Джебали с грустью описывает, как тяжело сейчас живется его племени, насчитывающему 7000 человек: «В результате закрытия монастыря вся жизнь остановилась. Простаивают гостевые домики для туристов, не работают сафари гидов, закрылись даже супермаркеты и рестораны. Если сейчас в городе и появляются иностранцы, то это люди, живущие в городах-пляжах на южном берегу, но ни не останавливаются в городе и ничего не покупают в магазине». По словам аль-Джебали, правительство закрывает глаза на ситуацию: представители Министерства туризма и Департамента по развитию туризма не выразили готовности встретиться с бедуинами, чтобы помочь им или, по крайней мере, обсудить возможные пути компенсации их потерь.
Другой бедуин, 17-летний Ахмед Муса из того же племени Джабалия, работает в магазине по продаже кофе в центре города. Его отец умер семь лет назад, и с десяти лет на нем лежит ответственность за содержание своей матери и двоих сестер. Пару недель назад он продал своего верблюда после того, как он уже не мог купить для него еду. По его словам, пропитание верблюда стоит около 600 египетских фунтов в месяц (85$).
Эту сумму он мог легко заработать, когда работал каждый день, устраивая экскурсии для посетителей монастыря. Теперь, с закрытием монастыря и прекращением потока туристов, его жизнь и планы на будущее (он копил деньги на свадьбу) полностью разрушились. «Слава Богу, я продал верблюда за хорошую цену, — сказал Муса, — но этот верблюд был единственным богатством семьи. Сейчас мы истратим все деньги на текущие нужды, а когда вернется туризм я не смогу работать, ведь для этого необходим верблюд…»
В магазине по продаже кофе, где работает Муса, состоялось собрание бедуинов во главе со старейшинами племени. Его участники решили потребовать от правительства обеспечить город пропитанием для верблюдов, поскольку эти животные необходимы для туристичесого бизнеса. По предварительным подсчетам, стоимость еды на один месяц для 800 верблюдов города  около 68000$. Это сумма эквивалентна той, которую платят 13 600 туристов за входные билеты. По оценкам монастыря подобная сумма до января 2011 года собиралась менее чем за четыре дня.

9 сентября 2013 г. 09:15
Ключевые слова: Синай
Также читайте:
Церковь и общество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Канон и современность в Павшинской пойме
В только что сданном в эксплуатацию Николо-Андреевском храме в Павшинской пойме уже идут регулярные богослужения. Кажется, для этой церкви невозможно было подобрать место удачнее. Приняв в себя воды невеликого притока Баньки, русло Москвы-реки перед крутой излучиной на пересечении с Московской кольцевой автодорогой плавно изгибается влево. Именно тут в узкий и вытянутый пустырь между Волоколамским шоссе и москворецкой поймой коммерческий застройщик десять лет назад филигранно вписал густонаселенный жилой микрорайон. И если напротив через реку гигантский выставочный комплекс и станция метро «Мякинино» сами по себе способствовали интенсивному благоустройству прибрежной полосы, то здесь, в Павшине, «пятачок» у воды снискал устойчивую славу городских задворок.
14 августа 2020 г. 18:00
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00